Конспект урока для 2 класса «А. ШИБАЕВ «КТО СЛОВО НАЙДЕТ?»


Урок литературного чтения

тема: а. шибаев «кто слово найдет?»

Цели: обогащать словарный запас детей; воспитывать умение употреблять различные формы словесной вежливости; развивать связную речь; учить работе в парах.


Планируемые результаты:


Личностные

положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений; развитие эмпатии; развитие дружеского отношения к другим детям.

Регулятивные УУД:

понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной; осуществлять самоконтроль при чтении.

Познавательные УУД:

понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; составлять небольшой план; ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению); ориентироваться в книгах (П-1.); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; анализировать особенности языкового оформления текста; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения (П-2.).

Коммуникативные УУД

согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Постановка целей урока. Введение в тему. Подготовительные упражнения.

Учитель (читает стихотворение).

Стихи играют в прятки,

Да некому водить…

Кто хочет на загадки

Отгадки находить?

Все хотят,

Чур-чура! –

Начинается игра!..

Догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Играть со словами.)

IV. Работа по теме урока.

  1. Подготовительные упражнения.

Упражнение “Фотоглаз”. Прочитай и запомни.

Капкан

САЧОК

борозда

кабина

баян

Козлята

Значение какого слова вам незнакомо? Кто попробует объяснить? 
– Перечислите слова, которые были в этом столбике. Какие слова вы запомнили?

2. Скороговорка (слайд).

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
– Чтение с ускорением.
– чтение с логическим ударением на 1 слове и т.д.

3. Игра “Найди слово в слове” (слайд).

Слово “Гастроном”. Что оно обозначает? (Магазин продовольственных товаров.)

астроном 
агроном
монстр
нота


  1. Знакомство с биографией.

Александр Александрович Шибаев (1923–1979), поэт, по образованию – профессиональный военный, артиллерист. Окончил 3-е Ленинградское артиллерийское училище (1942), участвовал в Великой Отечественной войне. После ранения (1943) – командир отделения сопровождения грузов.

Первое стихотворение для детей («Про хвастуна») опубликовал в 1957 г. в газете «Ленинские искры», в 1959 г. выпустил первую книгу – «Подружки».

Большинство книжек, выпущенных Шибаевым (всего около пятнадцати), удачно иллюстрированы и представляют собой цельные произведения, в которых слово и изображение как единое целое.

Основные сборники: «Буква заблудилась» (1965); «Озорные буквы» (1966); «Точка, точка, запятая» (1970); «Много с буквами хлопот» (1971); «Стихи играют в прятки» (1975).

Посмертно изданы итоговые сборники «Язык родной, дружи со мной» (1981) и «Волшебный язык» (1996).

3. Первичное знакомство с произведением, чтение учащимися стихотворения А. Шибаева «Кто слово найдет?».

Почему во время чтения стихов вы улыбались? Что вас развеселило? (Мы часто ошибались, подбирали не то слово, которое нужно.)

Что помогло вам найти правильный ответ? (Понимание смысла и рифма.)

3. Физкультминутка

Нам с тобой

Пришел черед

Сыграть в игру

«НАОБОРОТ».

Скажу я слово

ВЫСОКО (подняться на носочки),

А ты ответишь:

НИЗКО (присесть).

Скажу я слово

ДАЛЕКО (развести широко руки),

А ты ответишь

БЛИЗКО (хлопок).

Скажу я слово

ПОТОЛОК (подняться на носки),

А ты ответишь:

(присесть).

Скажу я слово

ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово

ТРУС,

Ответишь ты:

ХРАБРЕЦ.

Теперь

НАЧАЛО

Я скажу, –

Ну, отвечай:

Джон Чиарди

Продолжаем игру «Кто слово найдет?».

Посмотрите, у вас на партах у каждого лежит конверт. Прочитайте, что на нем написано. (А слово-то какое – очень дорогое!)

Давайте отыщем эти дорогие слова. Помогут нам в этом стихи А. Шибаева, которые найдете в конверте.

Дети работают в парах. Потом – фронтальная проверка (коллективная).

Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем…

Настя – славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но… давно уже от Насти

Я не слышу слова… (здрасьте).

А слово-то какое –

Очень дорогое!

Встретил Витю я соседа…

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но – представьте! – зря от Вити

Ждал я слова… (извините).

А слово-то, какое –

Очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада –

Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но – нельзя ж молчать как рыба,

Ну сказала бы… (спасибо).

А слово-то, какое –

Очень дорогое!

А. Шибаев

Что объединяет эти слова? ( Это слова вежливости.)

4. Творческая работа.

Задание: попробуй сам сочинить стихотворение

Рифма

кашка

Машка

обед

нет!

5. Сравнение стихотворения, сочиненного детьми, со стихотворением А. Шибаева.

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

Ничего вкуснее нет!

V. Подведение итогов урока.

Узнал ты много

Слов смешных

И много

Всяких всячин,

И если ты

Запомнил их,

Не зря

Твой день потрачен.

Удалось ли нам поиграть словами и со словами?

Кто нам в этом помог? (А. Шибаев.)

Послушайте еще одно стихотворение А. Шибаева, оно поможет вам выполнить домашнее задание.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, – означено словами.

Они слышны и здесь и там, на улице и дома:

Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.

Слова, слова, слова…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

Домашнее задание: выразительно читать (с. 17–19).



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ