Тема: «Звук и буква У»

Тема: «Звук и буква У».


Цель: познакомить детей с гласным звуком и буквой У;

упражнять в определении места звука у в словах;

развивать речь, внимание, память, творческое воображение;

закреплять умение давать характеристики звукам;

Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь.

Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг к

другу.

Оборудование:

Вагончики по теме «Речь», сказочный герой (Карлсон), «звуковички» а, о, и, ы, у; карточки для вычеркивания букв (24 шт.), шнурки, алфавиты (12 шт.), 2 звуковые схемы слов, звуковые птички (24), звуковые пчелки (4 шт), картинки - душ, улитка, жук, утка, муха, утюг, сигнальные карточки (24 шт), звезды-сюрпризы.


Ход урока.

I. 1. Организационный момент.



Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Посмотри, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, карандаш, тетрадка?
Хорошо, ну а сейчас -
За работу, в добрый час!


2. Релаксационная игра “Дерево”.

Цель игры: данная игра используется для снятия волнения, напряженности, она придает чувство уверенности в себе и в своих собственных силах.

Технология проведения.

Детям дается инструкция:


- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Выполняйте то, что я буду говорить. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки - свободно “колышутся” вдоль ствола, листья - пальцы легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона-голова чиста и свежа. Вы - прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас все получится! Откройте глазки. (Садитесь)

3. Психологический и эмоциональный настрой.

-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, весёлым, познавательным.)

-Что для этого нужно? (Внимательно выполнять задания, активно работать).

-Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

  1. Актуализация опорных знаний.

- К нам в гости пришел сказочный герой. Он о себе рассказывает так:

Я довольно упитанный мужчина

в самом рассвете сил.

Живу на крыше.

- Вы узнали кто это?

- Он хочет вместе с вами путешествовать по стране Звуков и Букв и решил мне помочь при подготовке к уроку – посмотрите, правильно ли он расставил вагончики по теме «Речь»?


Игра «Доскажи словечко».

Давайте повторим все, что мы знаем о речи.

- Речь бывает.. (устная и письменная) .

- Устную речь мы… (слышим и произносим).

- Письменную речь мы … (пишем и читаем).

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Предложения состоят.. (из слов).

- Слова делятся … (на слоги).

- Слоги состоят … (из звуков).

- Звуки мы.. (слышим и произносим), а буквы мы …(пишем и читаем)

- Звуки бывают … (гласные и согласные).


- Карлсон и я, ребята, довольны вами, молодцы, хорошо запомнили все о речи.


III. Знакомство с новым звуком и буквами.

1.Карлсон приготовил для вас загадку, попробуйте ее угадать.

На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять. (Улитка)

2. Молодцы, ребята, какие вы сообразительные! Но Карлсон пришел к нам не один – он привел с собой друзей. Посмотрите на звуковых пчелок. Как вы думаете, почему эти предметы дружат? Что их объединяет? Что общего есть во всех словах? На какой звук они хотят обратить ваше внимание, этот же звук есть и в слове-отгадке улитка. Посоветуйтесь со своим товарищем по парте, обсудите.

- Правильно, это звук [у] .

- Давайте, исследуем этот звук – произнесите его еще раз (губы вытягиваются, зубы не касаются друг друга, язычок лежит свободно, воздух проводит свободно)

- Дайте ему характеристику (он гласный, потому что…, может быть ударным и безударным).


3. Формулирование темы и целей урока.

- А теперь определите тему и цели нашего урока.

Дети (Д.): Тема нашего урока «Звук [у] и буквы, которые этот звук обозначают».

Цель урока – познакомиться с новым звуком и буквами, научиться различать эти буквы среди других букв.

4.Игра «Звуковая птичка».

- Ребята, Карлсон очень любит играть и предлагает поиграть нам в игру «Звуковая птичка», только будьте внимательны, вдруг он вам приготовил «ловушки», не попадитесь. Ищем место звука [у] в следующих словах:

Паук, ужин, цветок, лужа, диван, сижу, чудесный, улыбка, стол, стул, голуби, парта, дружу.

5. Физминутка. «Петрушка»


6. Знакомство с графическими образами букв.

а)- Какой же буквой обозначается звук [у], может кто-то знает? (ответы детей)

Просмотр фрагмента презентации.

Прикрепляю к доске карточку с образами письменных и печатных букв У, у. Ребята сравнивают их с ранее изученными, находят сходство и различие.


-Посмотрите, как выглядит печатная маленькая буква «у». (Слайд)

На что она похожа? (на сучок, на крючок.) (слайд)
Сравнение печатной и письменной букв.

- Попробуйте из шнурочков выложить букву у, чтобы она была похожа на сучок.

Об этой букве есть стихотворение:

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.


б). Упражнение на концентрацию внимания. Игра «Наборщик»

- Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв. Ваша задача – зачеркнуть букву У и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру.

УВМЗРЕЗУОБЬЗУЗПРЫУЗ

Взаимопроверка.

- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными. Сколько раз встретилась буква У (4 раза).

Письмо буквы у (показ слайда)

г ) Физминутка «Бабочка»


7. Работа по иллюстрации учебника (с.40)

- Кого вы видите на рисунке? Изображен птичий двор. Перечислите птиц. Как их назвать, одним словом? (Домашние птицы).

- Что находится в нижнем правом углу иллюстрации? (Схема предложения)

-Что вы можете сказать об этом предложении? (в нем 3 слова)

- Давайте покажем Карлсону, что мы уже умеем составлять предложения к схемам.

(Варианты детей : Утка ведет утят. Во дворе птицы.)

- Чего не хватает на схеме? (Точки в конце предложения).

А Карлсон составил такое предложение – Мама утка привела утят.

- Если вы с ним согласны – покажите зеленый сигнал, если нет – красный. Почему не согласны, какую ошибку он допустил?

- Ребята, а какую вы знаете сказку, сюжет которой похож на иллюстрацию, утка представляла на птичьем дворе своих деток, а потом с одним из них приключилась целая история. ( …)Вы можете прочитать, кто умеет ее сам, или попросить маму вам прочитать сказку Г.Х Андерсена «Гадкий утенок». Взять ее можно в нашей школьной библиотеке. Карлсон к слову утка нарисовал такую схему:


А его друг Малыш вот такую:

- Кто же из них прав?

-Давайте проанализируем. Делим на слоги. Сколько слогов? Почему два? (потому что два гласных).

- Произнесите первый слог. (ут) – это слияние или отдельные звуки? Что такое слияние – согл.сливается с гласным, а не наоборот. Как Карлсон обозначил звуки в первом слоге, а как Малыш? Посмотрим на второй слог (КА) – это слияние. Так кто же допустил ошибку и где?


IV. Проверка знаний.

- Карлсон хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим, верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим, не верю, показываете красный цвет).

1. Буква «У» обозначает звук [о] . А какой звук?

2. Звук [у] – гласный. Почему?

3. Звук [у] может быть ударным и безударным.

4. В слове круг звук [у] стоит в конце слова.

5. В слове дружу только одна буква «у».


IX. Итог урока, рефлексия.

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?


- Карлсон убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания.
-
Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

Самоанализ урока. Рефлексия настроения.

- Наш урок подошел к концу. Что вам больше всего удалось? За что вы можете себя похвалить? Что не удалось?

- Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня такое: (показываю солнце).

- А какое настроение у вас?

- Спасибо вам за урок!

- Все получают звезды-сюрпризы.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ