Обобщающий урок-игра на тему: Польза леса.

Обобщающий урок-игра 4класс

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажите сами. Но интересно знать, а погода сегодня какая? Температура воздуха? Есть ли осадки? Назовите самые яркие изменения в природе зимой. Сегодня хорошая погода. Можно отправляться на прогулку.

2. Опрос учащихся по пройденной теме.

- Но прежде угадайте имя таинственного жителя леса. Его имя будем угадывать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя.

(На доске карточки с буквами, ответ Л Е С О В И Ч О К).

1. Как называется верхний рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения? (почва).

2. Из чего состоит почва? (перегной, глина, песок, вода, воздух).

3. Какое основное свойство почвы? (плодородие).

4. Какие виды почв вы знаете? (тундровая, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая).

5. Каковы почвы нашего края? (черноземы – слева по течению реки Белой, почвы речных пойм, лесные почвы).

6. Из чего состоит верхний слой лесных почв? (остатков растений и мелких животных).

7. Как защитить почвы от выдувания и смыва? (посадки, снегозадержание, уход за полями).

8. Как зовут таинственного гостя? (Лесовичок).

- А где он живет? (В лесу).

Вот туда мы и совершим прогулку, посмотрим, что растет на лесных почвах, вспомним растения и какие животные обитают в лесу, поговорим о взаимосвязи леса и человека,о пользе леса .А в конце урока ответим на вопрос : «ЧТО МЫ САЖАЕМ, САЖАЯ ЛЕСА?»

3. Новая тема.

1) Рассказ о лесном сообществе начинается стихотворением Погорельского. Рассказывает ученик:

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!



2)Леса России.. широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов.Плещут в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств ,которыми наделена наша Родина ,является лес

- А как вы представляете что такое лес?

Лес – это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.

Загадка: Его весной и летом мы видели одетым,а осенью с бедняжки сорвали все рубашки, но зимние метели в лесах его одели.(дерево)

Вопросы:

-Какие деревья растут в лесу?

-Каким одним словом можно объединить ель сосну кедр(хвойные деревья)

-Каким одним словом можно объединить берёзу,дуб,клен(лиственные деревья)

-Как будет называться лес где растут одни лиственные деревья(Лиственный лес)\-А как где только хвойные?(Хвойный лес)

-Как будет называться лес где смешались и хвойные и лиственные? (смешанный лес)

3) Обобщение (вывод).Какие леса есть?

- Что дает лес животным? (дом, укрытие, источник пищи).

Практическая работа в парах (на столах ветки, плоды, семена).

- А сейчас поиграем в игру “Угадай дерево, кустарник по веточке, плоду, семени”.

- Ребята, плоды, семена, веточки каких растений у вас лежат на партах. (У нас на партах лежат образцы веточек сосны и ели, семена берёзы и дуба , липы ,ольхи, ясеня).

Про какие деревья эта загадка?

Что же эта за девица

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год(Ель, сосна)

Сравните веточку сосны и ели?в чем сходство и в чем различие(ответы детей)

Рассказ детей о сосне и еле.

-В чем находятся семена хвойных деревьев?(в шишках)

Поговорили о хвойных деревьях ,перейдём к лиственным.

Отгадайте загадку:

Клейкие почки

Зеленые листочки

С белой корой

Стоит под горой

(Береза)

-Как отличить берёзу от других деревьев?

1. Рассказ ученика о березе.

- Какое дерево самое могучее в наших лесах? (Дуб)

2. Рассказ о дубе.

--С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед,

А меня все ж обижают

Шкуру тонкую снимают.

(Липа)

3. Рассказ о липе.

- Ребята, кто из вас знает, как липа воевала в ВОВ? (разведчики одевали лапти из липы, чтобы не учуяли собаки).

- Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

4. Рассказ об осине.

Физминутка:

Ветер тихо клен качает

Влево, вправо наклоняет.Раз – наклон, и два наклон. Зашумел листвою клен.

4. Закрепление

.-Что ещё встречается в лесу?(грибы,цветы,травы,ягоды…)

Но нужно быть очень внимательным при сборе грибов и ягод, ведь среди них встречаются не только съедобные , но и ядовитые. Лесовичок просит нас собрать в лукошко съедобные грибы.

Один человек работает у доски: складывает в лукошко карточки Со съедобными грибами, а с ядовитыми откладывает в сторонку.

Учитель: то природу любит,-много о ней знает.

Тот мои загадки

Мигом отгадает.

Под старой сосною,

Где склонился пень – старик,

Окружён своей семьёю,

Первый найден … (боровик).

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносит летом

Золотистые … (лисички).

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных,

Собирай, не мешкай,

Это … (сыроежки).

Проверка выполнения задания у доски, ребята называют названия

грибов. Проверяем. и дополняем. Какие грибы вы ещё знаете?

Учитель.

Наша природа – настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами

обладают растения, которые во множестве растут вокруг нас. Просто мы

не всегда знаем о «чудодейственных свойствах» самых обыкновенных

трав и веточек. Из одних можно приготовить салаты, гарниры. Из других

изготавливают стойкие красители, третьи предсказывают погоду или

указывают направление и время, четвертые лечат нас от различных

недугов.



Здесь, в зарослях лесных,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом

Приятно так дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих их

Тайну разгадать.

Учитель.

Ребята, а кто знает, какие растения можно использовать для заживления

ран? (Подорожник, мох-сфагнум, тысячелистник, чистотел, пастушья

сумка.) А какие растения помогут при простуде?(малина, медуница лекарств., ромашка)

Работа в группах…Давайте разделимся на три группы по рядам. Каждой группе я дам пазлы, ваша задача собрать и вы получите названия растений. (отводится несколько минут на задание.)

-Теперь я читаю,и у какой группы встретится название растения поднимают руку.

-Путника друг – подорожник,

Скромный невзрачный листок,

Он на порезанный палец

Зелёной заплаткою лёг.(название записываем на доску)

-Меж клюквы и морошки,

Жилец лесных болот,

На кочке мох без ножки,

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу сероватый, повыше – зеленей,

Коль нужно будет ваты, - найди его скорей.(мох)

-Не зовите докторов из поликлиники,

Отыщите докторов где-нибудь в малиннике.

-Это прозвище недаром

у красивого цветка.

Капля сочного нектара

и душиста и сладка.

От простуды излечиться

вам поможет медуница.

-Вот эта ромашка знакома нам тоже,

Её мы лекарственным другом зовём.

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

-Какие растения у нас получились?Каким одним словом можно назвать их?(лекарственные)

Учитель.

Если знаешь лес, зверей,

Назови их поскорей.

После каждой загадки идёт сообщение учащихся о животных.

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется … (медведь).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … (лиса).

Он, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей,

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады, отважный… (ёж).

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он,

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был … (кабан).

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись:

В том лесу, где бродит …(рысь).

Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это …(лось).

IV. Итог урока.

Учитель.

Ребята, сделайте вывод и ответьте на вопрос, который мы ставили в

начале урока.

Вопросы:

- Может ли человек обойтись без леса?

- Что мы сажаем, сажая леса?

Вывод (делают учащиеся): Без леса человеку не обойтись. Грибы,

ягоды, орешки, мясо животных человек употребляет в пищу; из

деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, корабли; лекарственные

растения используют в медицине; из шкур зверей шьют одежду. Лес

является жилищем и домом для зверей и растений. Очень полезно

дышать лесным воздухом. В лесу очень красиво.

-Что мы сажаем, сажая леса?

Мачты и реи – держать паруса,

Рубку и палубу, рёбра и киль-Странствовать по морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лёгкие крылья – лететь в небеса.

Стол, за которым ты будешь писать,

Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

Что мы сажаем, сажая леса?

Чащу, где бродят барсук и лиса,

Чащу, где белка скрывает бельчат,

Чащу , где пёстрые дятлы стучат.

Что мы сажаем, сажая леса?

Лист , на который ложится роса,

Свежесть лесную, и влагу, и тень –

Вот что сажаем в сегодняшний день.

7. Оценивание.

8. Домашнее задание

10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ