Дополнительное образование в школе как элемент формирования профессиональных компетенций учащихся

Тамбовский район













Научно-практическая конференция

«Формирование профессиональной

компетентности участников

образовательного процесса

в современных условиях»








Февраль 2009










Баженова Елена Николаевна,

учитель информатики

МОУ Совхозная сош

Тамбовского района


Дополнительное образование в школе как элемент формирования

профессиональных компетенций учащихся


В современном обществе все большую роль играют средства массовой информации, информационные ресурсы Internet. Огромное количество печатной продукции разного направления оказывает влияние на культуру, стиль жизни, морально-этические нормы современного человека. Преобразования в обществе привели к изменениям и в характере образования. Направленность, цели и содержание образования ориентируют на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность и мобильность будущих специалистов. Исходя из потребностей современного общества, школа реализует свою работу над темой: «Формирование социально-ответственной, компетентной, мобильной личности через интеграцию общего и дополнительного образования».

Сегодня образование рассматривается как услуга, поэтому учебное заведение вынуждено прислушиваться к спросу на эти услуги и учитывать спектр потребностей заказчика (родителей).

С внедрением сетевых технологий в различные сферы жизнедеятельности человека особенно актуальными являются проблемы защиты авторских прав на продукцию интеллектуального труда, вопросы безопасности личной информации в сети, проблемы публикации несанкционированных материалов средствами массовой информации.

В настоящее время, в условиях модернизации образования, актуальными остаются вопросы преподавания информатики. Давно назревшая потребность в изменении содержания предмета и методах его преподавания может реализоваться и в организации дополнительного образования. Дополнительное образование – это та же система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся в последующей социализации личности. В нашей школе организован кружок

Данная программа предназначена для учащихся старшего школьного возраста, в дальнейшем желающих продолжить образование в социально-гуманитарном направлении.

  • усвоение учащимися знаний, составляющих основу научных представлений о технологиях работы с текстовой информацией,

  • овладение учащимися умением работать с различными видами информации с помощью компьютера,

  • овладение технологией подготовки исходных графических материалов для обработки специализированными программами,

  • знакомство с технологией редактирования фотоизображений и создания фотомонтажа в программе PhotoShop,

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся,

  • выработка у учащихся навыков применения средств ИКТ при издании школьных тематических газет и журналов,

  • формирование правовой культуры учащихся при работе с информационными источниками,

  • знакомство с этическими, правовыми аспектами несанкционированных публикаций в сети Internet.


Формирование компетенций учащихся дополнительного образования осуществляется на теоретических и практических занятиях кружка «Информационная культура журналистики»

Критерии

компетентности

Показатели

Высокий профессионализм

любимое дело, творчество, инициатива

Полипрофессионализм

владение несколькими смежными профессиями

Высокий уровень обучаемости

самообразование, стремление быть информированным

Активная жизненная позиция

активность, креативность, гибкость, мобильность

Потребность в самосовершенствовании

саморазвитие, личностный рост

Социальная компетентность

умение работать в команде, коммуникабельность

Навыки самоуправления

целеустремленность, умение планировать деятельность, самоконтроль, настойчивость, готовность к риску, эмоциональная и поведенческая гибкость

Навыки самопрезентации

владение технологией поиска работы, имидж

Формирование компетентного специалиста зависит от следующих видов познавательной деятельности, формируемых содержанием практического обучения:

  • осознание учащимся необходимости в приобретении опыта профессионально-творческой деятельности и придание этому опыту личностного смысла как средства профессиональной саморегуляции;

  • усвоение специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения приоритетных видов профессиональной деятельности;

  • овладение современными методами и средствами по роду своей будущей профессиональной деятельности;

  • усвоение умений рационально организовать (планировать, реализовать), оценивать и корректировать процесс и результат своей профессиональной деятельности;

  • развитие способности делать выводы, формулировать проблемы, предусматривать и планировать последовательные шаги поиска их решения;

  • усвоение умений актуализировать знания, мобилизовать способы деятельности из числа уже усвоенных, соотносить и отбирать из них те, которые необходимы для решения проблемы.

Практика для получения первичных умений и навыков по реализуемой в школе программе допобразования «Информационная культура журналистики» включает практику по компьютерным технологиям, так как современный специалист должен владеть средствами информационных технологий.

Работа в подобных кружках снимает противоречие между абстрактным характером учебных дисциплин и реальным характером профессиональной деятельности. В результате легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

Основной целью практики по технологическому профилю является закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения, а также формирование личностных компетенций будущего специалиста: профессиональной самостоятельности и мобильности, самоконтроля и других компетенций, необходимых для выполнения профессиональных функций.

Практическая подготовка способствует развитию таких индивидуальных качеств личности, которые в будущем обеспечат успешную профессиональную адаптацию, возможность профессионального роста.

Очень важным моментом является возможность выхода за рамки "предметности" учебного курса «Информатики и ИКТ».

Компьютерные технологии помогают решать самые разные задачи, а часто полностью заменяют интеллектуальный труд. В последнее время все большее значение получает применение ПК для целей моделирования и проектирования в различных сферах производства и человеческой деятельности.

Преподавание «Информационная культура журналистики» в школе позволяет решать многие образовательные задачи:

  • развитие логического мышления;

  • формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

  • профилирование и углубленное изучение специальной профессиональной программы;

  • дифференцированный подход к образовательному процессу;

  • привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера;

  • социальная защищенность подростков.

Основные тенденции, определяющие роль проектной деятельности при освоении новых информационных технологий:

  • трансформация роли учителя в роль координатора информационных технологий;

  • рост информационной компетентности участников образовательного процесса;

  • переход от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме;

  • рост эффективности образовательного процесса и его адекватности требованиям личности, общества, государства в современном мире.



На завершающем этапе обучения учащиеся получат навыки самостоятельного написания статьи, выпустить тематическую газету, журнал, изготовить фотомонтаж.

В конце каждого года обучения предоставляются творческие работы.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории разное:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ