Конспект урока для 6 класса "Достижения культуры Древней Руси"





Урок в 6 классе:

«Достижения культуры

Древней Руси»

Методическая разработка Крыловой Л.В.

учителя истории и обществознания

МОБУ СОШ с.Октябрьское












Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок с применением технологии развития критического мышления, АМО (активных методов обучения), ИКТ.

Оборудоваие и УМК: учебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной для 6 класса, рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”.


Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной культуры Древней Руси, охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения, уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси. (слайд № 2)


Задачи:

обучающая:

-сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;

- развивающая:

способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям

- воспитательная:

воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.


План урока: (слайд №3)

  1. Главные особенности русской культуры в изучаемый период.

  2. Устное народное творчество.

  3. Письменность и грамотность. Литература.

  4. Зодчество.

  5. Изобразительное искусство.

  6. Художественное ремесло.

  7. Быт и повседневность.

  8. Военное дело.

  9. Жилище.

  10. Одежда.


Основные понятия: культура, миниатюра, патриотизм, житие, летопись, проповедь, фольклор, былины, фреска, икона, образ жизни, слобода, хоромы.

Важнейшие даты: 1113 – «Повесть временных лет» монаха летописца Нестора, 989 – строительство Десятинной церкви.

Выдающиеся личности: Нестор-летописец, Илларион.


  1. Изучение нового материала.

  1. Запись в тетрадях:

Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

Учитель сообщает: Культура – это не только произведения искусства, но и идеи, представления, идеалы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов.

Запись в тетради:

  1. Культура восточного славянства – традиции язычества;

  2. Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии;

  3. Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил.

Беседа с учащимися по вопросам:

Вопрос учителя

Предполагаемые ответы учащихся

Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие духовные традиции на развитие русской культуры после принятия христианства?

Язычество продолжало оказывать глубокое влияние на сознание народа, крестьянский быт, литературу, живопись, архитектуру, например «Слово о полку Игореве».

Что еще повлияло на развитие русской культуры на данном этапе?

На развитие русской культуры повлияло также то, что она впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов – угрофиннов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян.

Как повлияло на развитие культуры Руси принятие ею христианства от Византии?

Благодаря тесным связям с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, написания икон, привозились богословские книги.

(слайд № 4)

  1. Устное народное творчество. (Слайд № 5,6).

Запись в тетрадях:

Фольклор - совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.

Учитель сообщает: Песни, сказания, былины, пословицы, сказки были важной составной частью древнерусской культуры. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой- богатырь, защитник народа. Былины, разумеется, не могут дать ни последовательности исторических событий, ни строгого достоверного описания фактов. И тем не менее они вполне историчны, что проявляется в отборе воспеваемых событий, в выборе прославляемых или порицаемых исторических деятелей, в народной оценке событий и лиц. До нас дошла лишь незначительная часть древних былин, сложенных в первые века русской государственности, которые сохранились в той или иной степени в письменных источниках. Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович, пахарь-земледелец Микула-Селянинович.

  1. Письменность и грамотность. Литература. (Слайд № 7-11).

Учитель сообщает: Найденные берестяные грамоты опровергли существовавшее мнение о том, что дохристианская культура Руси была устная, а письменность была неизвестна. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Во второй половине 9 века Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая была ими переработана с использованием греческого письма в кириллицу. Первые школы были открыты при церквах, а позднее при монастырях. Чаще всего обучение ограничивалось чтением, реже-письмом и счетом.

Писались летописи, проповеди, поучения в благочестии, Жития местных святых. Летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, житие «Сказание о Борисе и Глебе». Поучающее обращение Иллариона «Слово о Законе и Благодати», «Похвала князю Владимиру».

Задание для учащихся. Прочесть пункты стр. 56-59 «Письменность и грамотность», «Литература» и вставить в предложенный текст пропущенные слова:


Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия ими ________. Славянскую азбуку создали византийские монахи ________ и _________. Первые русские книги были _________ и очень дорогими. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам - _________. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, - ____________. Вместо бумаги пользовались березовой корой - __________. Первыми литературными произведениями были __________. Древнейшая дошедшая до нас ___________________ была создана около _______ года монахом Киево-Печерского монастыря ___________. Он был одним из первых создателей ___________ - литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Еще до _________ жил другой крупный литератор Древней Руси - ___________.Наиболее известным его произведением является «__________________».

(Ответы: христианства; Кирилл, Мефодий; рукописными; уставу; миниатюрами; берестой; летописи; «Повесть временных лет»; 1113; Нестором; житий; Нестора; Иларион; «Слово о Законе и Благодати».).


  1. Зодчество. (Слайд № 12-16).

Учитель сообщает: Русь долгие годы была страной деревянной, именно в дереве русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Но дерево менее прочный материал, чем камень, поэтому памятники этого периода, выполненные в дереве до нас не дошли. Каменное строительство начинается в конце 10 века. Древнейшим каменным храмом считается Десятинная церковь в Киеве (989-996 гг.).Древнейшим из сохранившихся (1036 г.) до наших дней памятником Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове.

Вместе с христианством Русь приняла от Византии и новый строительный опыт и традиции. Церкви сооружались по образцу крестово-купольного храма греков. Так, Софийский собор в Киеве (1037 г.) отразил сочетание славянских и византийских традиций. В 1165 г. На берегу р. Нерли встает церковь Покрова. Во Владимире были построены Успенский и Дмитриевский соборы. В Новгороде построена церковь Спаса-на-Нередице (1198 г.).

  1. Изобразительное искусство. (Слайд № 17,18).

Учитель сообщает: Живопись этого периода представлена достаточно широко – в мозаиках и фресках.

Запись в тетрадях:

Фреска - техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую пленку, делающую фреску долговечной.

Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.


Своды, стены, купол, столбы, хоры, лестничные переходы храма покрывались фресками и мозаиками, на которых изображались отцы церкви, апостолы, архангелы, евангелисты, святые воины- величественные и торжественные, в спокойных и сдержанных позах.

Задание для учащихся. Прочесть пункты «Зодчество и изобразительное искусство» стр. 59-62. и ответить о чем идет речь:

«На ее строительство и содержание князь Владимир отдал десятую часть княжеских доходов. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором».(Десятинная церковь).

«Это единственное сооружение 11-12 веков, дошедшее до наших дней почти без изменений. Здесь всего лишь пять куполов. Мощные стены сложены из известняка. Внутри нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески». (Софийский собор в Новгороде).



  1. Художественное ремесло. (Слайд № 19,20).

Учитель сообщает: На протяжении многих веков на Руси постоянно развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее по камню. Деревянные резные украшения стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней. Они не только изготовляли различные ювелирные изделия, но и украшали оклады книг, делали золотую и серебряную посуду.


  1. Быт и повседневность. (Слайд № 21).

Учитель сообщает: Большая часть населения проживала в сельской местности. Люди распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от набегов кочевников и «лихих людей» (разбойников). Жили большой семьей – старший из мужчин являлся главой семьи. Он распоряжался имуществом и судьбой каждого из членов семьи. Мальчики с семи лет работали в поле, если была возможность, обучались грамоте. Девочки помогали матери по хозяйству.

Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась дружина. Постепенно города стали торговыми и ремесленными центрами. На торгах можно было купить и продать – кувшины, черпаки, чаши, украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали, песцовые, собольи и куньи меха, оружие, пряности.

Города были центрами культурной и религиозной жизни. Здесь сооружались храмы, монастыри, организовывались школы.

Задание для учащихся. Прочесть пункт «Повседневная жизнь земледельцев и горожан » стр. 63-66. и ответить на вопросы:

  1. Какими правами обладал глава большой семьи?

  2. Как воспитывались деть в крестьянских семьях?

  3. Что продавали на торгах и кто этим занимался?

  4. Чем занимались простые горожане?

  5. Назовите развлечения и забавы богатых людей.


  1. Военное дело. (Слайд № 22).

Учитель сообщает: Княжеские дружинники считались профессиональными воинами. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Защитными средствами были – шишаки- остроконечные шлемы, щит, броня, кольчуга.

Народное ополчение создавалось на время больших военных походов. Вои-члены народного ополчения были вооружены луками, колчанами со стрелами, ножами, копьями, боевыми топорами.


  1. Жилище. (Слайд № 23).

Учитель сообщает: Князья и бояре жили в хоромах, куда входили- терем (высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение – изба, холодные горницы-повалуши, летние спальни – клети), гридница (большая парадная горница). Рядом с хоромами находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница, кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши, баня.

Зажиточные горожане жили в срубах, чаще двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, верхний – жилым.

Ремесленники жили на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков.

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т.е. жилища, пол, которых был ниже уровня почвы).

Задание для учащихся. Прочесть пункт «Жилище » стр. 68-70. и дать определение понятий:

- Образ жизни, хоромы, изба, сени, гридница, слобода, полуземлянка.


  1. Одежда. Пища.(Слайд № 24-29).

Учитель сообщает: Все жители Руси одевались одинаково. Мужчины носили рубаху и порты-неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки, зипун-кафтан без воротника, с длинными узкими рукавами, кожух- зимняя шуба, онучи, лапти.

Богатые люди могли позволить себе епанчи- широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями, кожаные сапоги.

Женщины носили длинные холщевые рубашки, поневу – домотканую шерстяную юбку. Позже появились длинные, широкие платья. Русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями, серьгами, браслетами.

Задание для учащихся. Прочесть пункт «Одежда » стр. 70-71. и соотнести понятия и определения:

1

Порты

1

Узкие и длинные куски ткани, которыми оборачивали ноги.

2

Зипун

2

Неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки.

3

Кожух

3

Застегивающийся встык кафтан без воротника, с длинными рукавами.

4

Онучи

4

Украшение на женскую голову из твердого металла, обтянутое дорогой тканью и украшенное жемчугом.

5

Епанч

5

Домотканая шерстяная юбка.

6

Кокошник

6

Простая шуба.

7

Понева

7

Широкий плащ без рукавов, украшенный мехом, драгоценными камнями.


Ответы (1-2; 2-3; 3-6; 4-1; 5-7; 6-4; 7-5)


Домашнее задание §7,8, вопросы 1-7, новые слова, задания 1,4,5 в рабочих тетрадях..

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ