Задания для учащихся 6 класса по математике

Автор : Учитель математики ГБОУ СОШ №89 им. А.П.Маресьева. г.Москва.

Куликова И.В.


Дополнительные задания для учащихся, обучающихся по учебнику И.И.Зубаревой и А.Г.Мордковича "Математика, 6" .

Вот уже третий год подряд я работаю по учебникам Зубаревой и Мордковича «Математика 5» и «Математика 6». Сейчас я могу поделиться тем, чем мне удалось их дополнить.

На мой взгляд, упражнений в учебниках не всегда достаточно, особенно для повторения материала предыдущего урока и отработки навыков действий. Для этого я разработала систему заданий, где в игровой форме учащиеся могут узнать что-то новое об окружающем их мире или просто в новой форме порешать примеры, уравнения или задачи. Ответы они получают не в готовом виде, а выполнив предварительно математическое задание. Они отличаются разнообразием форм подачи условия: схемы, таблицы, геометрические фигуры и т.д. В задания включены вопросы, направленные на развитие логического мышления, а развитию функционального мышления способствует используемое в упражнениях соответствие между числами и буквами, заданное для самопроверки правильности ответа на вопрос. Цветные иллюстрации (рисунки и схемы) обеспечивают высокий уровень наглядности и заинтересовывают даже самых «слабых» учащихся. Здесь я привожу пример заданий, которые можно использовать для работы по математике в 6 классе.



Математика 6 класс

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Как помочь маме?

Задание: Мама не может попасть в квартиру, так как забыла «код» замка, который стоит в вашей двери. Вы поможете маме, если назовете «код», для этого нужно быстро и правильно решить 4 примера. В окошко рядом с примером поставьте найденное число, а в кружок – его номер, под которым оно дано в кодированных ответах. Это и будет «код» замка.


Примеры: Кодированные ответы (цифры):


27,3 – (-2,6) = а цифра -53,4 -13,2

3,3 – а + (-3,4) = b цифра -36,6 29,9


ab = c цифра -29,8 24,7


b + c – 30 = d цифра -6,6 60



Ответ: «код»

Математика 6 класс

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

Игра: «Минное поле».


Задание: Поставьте по одной точке («мине») в каждом столбце таблицы. Перемножьте числа, стоящие на пересечении соответствующей строки и столбца.



2

5

7

9

1,2

8






1






1






0,5







Выполнял задание

Проверял



Математика 6 класс

Тема: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».

Задание: Узнайте длину тела китовой акулы (в метрах), для этого расположите в нужном порядке следующие примеры и решите их, заменив фигуры числами.


6 =

?

=


=



(м)


Эти игры применяются для проверки вычислительных навыков учащихся и знаний ими правил умножения рациональных чисел и распределительного закона умножения. Они могут быть использованы и в 5 классе при умножении и делении натуральных чисел.

Математика 6 класс

Тема: «Координаты».

«Морской бой».

Задание: Играют две команды, у каждой из которых два двухпалубных и два однопалубных корабля на поле 5х5 клеток. Положение каждого корабля определяется двумя координатами (1-я – по горизонтальной оси, 2-я – по вертикальной). Игрок первой команды называет предположительные координаты корабля, игрок 2-ой команды говорит «попал» или «промах». Если игрок «попал», он отвечает на вопрос, который выбран ведущим. Если ответ неверный, то ход переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая первая потопит все корабли противника.( Положение кораблей обеих команд видит только ведущий и учитель, учащиеся не видят где расположены корабли соперника).

1 команда 2 команда


5

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

0

1

2

3

4

5


5

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

0

1

2

3

4

5


Вопросы:

  1. Как умножить два отрицательных числа?


  1. Вычислить


  1. Определите вид числового промежутка:

(-; 4]

  1. Как разделить два числа с разными знаками?

  2. Вычислить

  3. Упростить (-2,5а) (-3)

  4. Охарактеризуйте событие о котором идет речь как достоверное, невозможное или случайное: «В мешке находятся 3 белых и 2 черных шара. Вынутый шар оказался белого цвета»

  5. Назовите точку на координатном луче, симметричную А(5), В(-2)

  6. Как умножить два числа с разными знаками?

  7. Определите вид числового промежутка: [-3; 8]

  8. Вычислить

  9. Упростить 0,18х : (-0,6)

  10. Найдите значение выражения 4,3 – 3,5 – 5,6

  11. Как разделить два отрицательных числа?

  12. Пешеход идет со скоростью х км в час, а велосипедист едет скоростью в 3,4 раза больше. Запишите в виде выражения их общую скорость.

  13. Вычислить

  14. Определите вид числового промежутка (-2; +)


Данная игра предваряет тему «Координатная плоскость» и помогает учащимся быстрее понять материал этой темы.






Математика 6 класс

Тема: «Координатная плоскость».

«Соревнование художников».


Задание 1: По данным координатам точек построить рисунки. Для этого каждую точку нужно последовательно соединить с предыдущей точкой.

  1. (0; 0), (-1; 1), (-3; 1), (-2; 3), (-3; 3), (-4; 6), (0; 8), (2; 5), (2; 11), (6; 10), (3; 9), (4; 5), (3; 0), (2; 0), (1; -7), (3; -8), (0; -8), (0; 0);

  2. (-7:-6), (-7; 5), (-8; 4), (-8; 7), (-6; 9), (-6; 10), (-5; 10), (-5; 4), (-1; 7), (6; 3), (6; -1), (5; -1), (5; 1), (4; 1), (4; -6), (3; -6), (3; -2), (1; -1), (-6; -1), (-6; -6), (-7; -6).



З
адание 2:
По данным рисункам записать координаты точек, являющихся вершинами ломаных, начиная с точки (0; 0) - Рис.1 и (-7; -6) – Рис.2, двигаясь по часовой стрелке.

Рис. 1 Рис.2


Здесь представлены два обратных задания. Можно предложить одним ученикам – 1-е задание, а другим – 2-е задание и затем сравнить получившиеся результаты. Ребятам было предложено творческое задание нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты ее вершин.

Игру «Соревнование художников» можно использовать на уроках алгебры в 7 классе, например при изучении тем «Функция, область определения функции», и «Функция у=kх + b и ее график». По виду отрезков, составляющих фигуру, школьники могут составлять уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, а также записывать область определения функции на отрезке.



Математика 6 класс

Умножение дробей.

Задание: Знаете ли вы, кто первый космонавт в нашей стране?

А кто из наших космонавтов первым вышел в открытый космос?

Свой ответ проверьте с помощью таблиц 1 и 2. Запишите в таблице 2 числа, перемножив дроби, сравните таблицы 1 и 2 и каждое число в таблице 3 замените буквой.


Таблица 1 Таблица 2


Е

О

Б

О

Л

О

А

Н

В












Таблица 3








Умножение обыкновенных дробей.

Игра: «Числовая лестница».


Задание: Кто быстрее поднимется на 5ый этаж? Для этого вы должны решить пример и поставить номер вашего примера под соответствующим ответом. В результате вы получите ключ.


5 5



4 4

3 3


2 2

1 1


Ответы: Ответы:


14

36







60









Математика 6 класс

Тема: «Упрощение выражений».


Задание 1: Знаете ли вы, что на земном шаре есть птица, которая умеет летать назад? Если вы уже догадались, что это за птица, проверьте свое предположение. Упростите выражения и вычеркнете букву, соответствующую получившемуся выражению из таблицы ответов. Оставшиеся буквы дадут вам ответ на вопрос.


  1. 15 – (18 - х) + (х - 7);

  2. 8 – 2 (х + 4);

  3. 7 (4 – 3х) – (8,5 - х);

  4. (6х - 8) – (х + 10);

  5. 3 (-3х + 4) – (8 - х) – 2 (-4х + 5)


Таблица ответов:

-4х - 6

-10

19,5 – 22х

-10 + 2х

19,5 – 20х

6х + 24

-18х - 6

-2х - 6

-6

-2х

-4х + 14

-2х + 16

В

К

О

Р

О

Л

И

Б

Е

К

Р

И


Задание 2: Исключительно велика скорость ее полета. Узнайте сколько метров в секунду пролетает эта замечательная птичка. Пройдите лабиринт.



14

(-0.7)



(-3)

: 0,42


(м/с)

Математика 6 класс

Решение уравнений.


Задание 1: Даны выражения. Соедините равные из них стрелками.


0,5 + 9х – 2х +0,5 7 + х

2 – 4х + 10х – 5х + 5 7х + 1

-2 (3х + 5) + х – 9 –5х – 4

(х – 8) – 3(-2х – 3) –5х – 19


Задание 2: Решите уравнения и узнайте, какое слово зашифровано в этой таблице. Для каждого уравнения даны под своим номером в строчке 5 разных ответов. Найдите верный из них и запишите букву, соответствующую ему.



  1. А

    И

    Д

    Р

    Ш

    1

    6

    0,8

    -1,2

    -6

    -0,8

    2

    -2,6

    -8

    2,6

    -3,4

    8

    3

    -1

    4

    1

    -4

    -10

    4

    6

    -0,2

    1,2

    -6

    -1

    5

    0,2

    1

    -0,2

    -1

    5

    6

    4

    3

    -4

    х + 3,4 = 2,6


  1. х – 2,7 = -5,3


  1. 5х + 3 = 3х – 5


  1. 4х + 5 = 6х – 7


  1. 6х + 3 = х + 2


  1. 4х – (х + 7) = 9 – х





Ответ:









Математика 6 класс

Решение уравнений и задач на составление уравнений.

Задание 1. Упростите выражения по цепочке, и вы узнаете в результате какое количество взмахов крыльев в секунду совершает колибри «рогатая жемчужина».


5(4х - у) – 4(у – 2х) =


+ 9(у - 5) =


- 1 – 4(7х - 34) = ? (взмахов/сек)






Задание 2. Решите уравнения и вы узнаете длину тела х (в см) самой маленькой в мире птицы колибри – пчелы, обитающей на Кубе и её вес m (в граммах).


а) 2(х - 3) – 2,1 = 8 – (х - 1) б) 6 – 5(2m - 3) = 3(7 – 4m) + 3


Задание 3. (задача). Дрофа кори – самая тяжелая из всех летающих птиц. Её масса в 1,5 раза больше, чем у кондора – самого крупного хищника в мире птиц. Найдите массы этих птиц, зная, что 2 кондора весят на 6 кг больше, чем 1 дрофа.














Задание 4. Выясните: 1) На сколько процентов дрофа тяжелее кондора?

2) На сколько процентов кондор легче дрофы?


Математика 6 класс

Нахождение числа по его дроби.

Знаете ли вы, что в Австралии живет очень любопытное животное? Узнайте что это за зверь.

1.Задание: Поочередно подставляйте в первое окошко числа. Записывайте свои результаты в таблицу “ ответ”, а затем находите полученные значения в таблице ’’ключ’’. Буквы, соответствующие найденным вами числам , дадут вам ответ на вопрос.

: = Ключ:


Числа


Буквы

П

3,5

Л

6

А

2

О

5

Н

К

15

А



9

2,1

3,6


Числа






Буквы












Ответ:

2.Задание: Узнайте массу этого удивительного зверька (в кг), если части его веса равны 6 кг.

Всего – ?

от составляет 6 кг.

























Математика 6 класс

Тема: «Длина окружности».

«В мире змей».

1.Задание: В Австралии есть слепая змея, которая обитает в гнезде термитов, поедая своих хозяев. Термиты не нападают на нее, т.к. ее запах почти не отличим от запаха термитов. Длина тела этой змеи равна длине данной окружности. Найдите ее.




















2.Задание: Во многих странах Африки водится плюющаяся кобра, которая выстреливает тонкую струйку яда в лицо своему противнику на расстояние 2 м, стараясь попасть ему в глаза. Яд этот не смертелен, но вызывает сильную боль и может повлечь за собой слепоту. Найдите длину тела кобры, зная, что она в 10 раз больше длины данной окружности.


3.Задание: Райская змея способна планировать с дерева на дерево, преодолевая расстояние до 35 м. Перед прыжком змея делает глубокий вдох, образуя внутри воздушную камеру, которая служит ей парашютом и замедляет ее падение с ветки на ветку. Найдите длину тела змеи, увеличив в 10 раз длину данной окружности.














Математика 6 класс

Площадь круга.

Задание 1: На рисунке изображены две окружности. Радиус одной из них на 2 см больше радиуса другой.

1.На сколько будут различаться длины этих окружностей?

2.Выполните все необходимые измерения и найдите площадь заштрихованного кольца.



























Задание 2: Выполните измерения и вычислите площадь заштрихованной фигуры на рисунке.

















Задание 3: Выполните измерения и вычислите площадь заштрихованной фигуры на рисунке




Математика 6 класс

Тема: «Решение задач с помощью пропорций».


Задание 1: Выберите из данных пропорций верные. Составьте из слогов, соответствующих этим пропорциям слово и вы узнаете название растения, которое ест камень.


  1. 9 : 3 = 0,6 : 2; (КА)

  2. ; (ШАЙ)

  3. 1,2 : 0,2 = 6 : 10; (КТ)

  4. ; (НА)

  5. 1,8 : 2 = 18 : 20; (ЛИ)

  6. ; (УС)

  7. (НИК)



Задание 2: Эти растения – самые древние живые создания на земле, некоторые из них живут уже 9 – 10 тыс. лет, а растут они очень медленно.

Решите уравнение и вы узнаете, на сколько миллиметров эти растения вырастают за 100 лет.


17 : х = 2 : 0,4


Задание 3: Найдите длину самого старого такого растения в Антарктиде, возраст которого 10 тыс. лет.


Данные упражнения расположены по порядку следования соответствующих тем учебника «Математика 6». Надеюсь, вы найдете эти материалы интересными и полезными.

Литература:


1.В.Г.Коваленко «Дидактичекие игры на уроках математики». М. «Просвещение». 1990.

2.О.И.Перькова, Л.И.Сазанова «Математический паноптикум». Псков. 1993.

3.Р.Моррис «Тайны живой природы». М. «Росмэн». 2003.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ