КОНСПЕКТ УРОКА для 7 класса «График линейной функции»
КОНСПЕКТ УРОКА для 7 класса
«График линейной функции»
(Тема урока)
ФИО (полностью)
Колесникова Людмила Александровна
Место работы
МБОУ «СОШ № 2» г.Саянска Иркутской области
Должность
Учитель математики
Предмет
алгебра
Класс
7
Тема и номер урока в теме
«Линейная функция», урок № 2
Базовый учебник
Алгебра. 7 класс. Учебник. Алимов Ш.А.
18-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.
8. Цель урока: Создавать условия для совершенствования знаний учащихся для формирования у них умений проводить исследования, обрабатывать результаты и делать выводы.
9. Задачи:
- предметная: обосновывать, что графиком линейной функции является прямая. Сформировать навыки построения линейной функции, нахождения значения функции по неизвестному значению аргумента и нахождения неизвестного значения аргумента по значению функции, способствовать представлению о графиках линейных функций и построения их на основе традиционных и инновационных ресурсов.
-метопредметная: Регулятивные: работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства. В диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные: использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ЭОР.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- личностная: Проявлять положительное отношение к урокам алгебры, широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, доброжелательное отношение к сверстникам; дают позитивную оценку и самооценку учебной деятельности; анализируют соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи.
10. Тип урока Урок – виртуальная лаборатория на основе использования ЭОР НР
Формы работы учащихся: опрос, самоконтроль
Необходимое техническое оборудование: компьютеры (класс – комплект), мультипроектор, интерактивная доска, программное обеспечение.
Структура и ход урока
Организационный момент.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с линейной функцией. Урок по теме «График линейной функции» мы будем проводить в компьютерном классе. Научимся выполнять построение линейных функций в программе «Математический конструктор»
Актуализация
Фронтальный опрос.
Какая функция называется линейной?
Задание: заполните таблицу
k
b
![]()
k
b
![]()
2
3
![]()
-3
2
![]()
2
0
![]()
-3
0
![]()
5
3
![]()
-4
5
![]()
4
-2
![]()
-2
-2
![]()
0
3
![]()
0
-5
![]()
Изложение нового материала
Лабораторная работа
Открыть программу «Математический конструктор» На столах у вас лежат бланки, надо в течение урока заполнить их и сделать выводы по проделанной работе.
№ задания
k
b
y=kx+b
Вывод по проделанной работе
1
![]()
2
![]()
3
![]()
4
![]()
5
![]()
6
![]()
7
![]()
8
![]()
№ задания
k
b
y=kx+b
Точки пересечения
Вывод по проделанной работе
9
![]()
Открыть программу «1C Математический конструктор 3.0». http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/903077b7-0221-4823-b549-b236326d48d4/?interface=pupil&class[]=49&subject[]=16&subject[]=17 (см. таблицу 2, № 1)

Установить, как выглядит график линейной функции. Обучающиеся работают по инструкциям, которые находятся у каждого обучающегося на рабочем столе
Задание 1. Построить график функции ![]()
Инструкции на столах.
Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Как расположены точки на координатной прямой? Что является графиком линейной функции? Сколько точек достаточно взять для построения графика?»
Таблица



2 задание. Построить график линейной функции![]()
Инструкция
Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Как расположен график линейной функции на координатной плоскости? Зависит ли расположение графика функции от коэффициента k?»
x
0
1
x
0
1
y
y
-1
-3

3 задание. Построить график линейной функции ![]()
Инструкция
Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Как расположен график линейной функции на координатной плоскости? Зависит ли расположение графика функции от коэффициента k?»
x
-2
1
x
-2
1
y
y
-7
2

Задание 4. Построить график линейной функции ![]()
Инструкция
Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Как расположены точки пересечения графика с осями координат? Зависит ли расположение графика функции от коэффициента k? Как зависит коэффициент k на построение графика функции?»
x
0
1
x
0
1
y
y
-1
9

5 задание. Построить график линейной функции ![]()
Инструкция
Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Чему равен коэффициент b? Какой график мы получим в результате построения? Как зависит коэффициент k на построение графика функции? Как расположены точки относительно друг друга?»
x
0
1
x
0
1
y
y
5
4

6 задание. Построить график линейной функции ![]()
Инструкция
Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?»
Взять произвольные значения х, вычислите соответствующее каждому значение у
Построить график
Сделать выводы, ответив на вопрос: «Какое значение у соответствует значению х? Когда возникает такая же ситуация?» Как расположен график на координатной плоскости?
Почему?
x
y
x
-2
0
1
2
y
-4
-4
-4
-4

7 Задание. Построить график линейной функции
.
Инструкция
Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?»
Взять произвольные значения х, вычислите соответствующее каждому значение у
Построить график
Сделать выводы, ответив на вопрос: «Какое значение у соответствует значению х? Когда возникает такая же ситуация?» Как расположен график на координатной плоскости? Почему?»

8 задание. Построить график линейной функции ![]()
Инструкция
Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?»
Взять произвольные значения х, вычислите соответствующее каждому значение у
Построить график
Сделать выводы, ответив на вопрос: «Какое значение у соответствует значению х? Когда возникает такая же ситуация? Как расположен график на координатной плоскости? Почему?»

9 задание ![]()
Инструкция
Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?»
Построить график
Сделать выводы, ответив на вопрос: «Как расположен график на координатной плоскости? Почему?»

Закрепление
Задание 10. Демонстрация модуля «Построения графика линейной функции»
(объяснение темы учителем) (см. таблица 2, № 3) http://www.fcior.edu.ru/card/981/postroenie-grafika-lineynoy-funkcii-k2.html
Инструкция
Откройте OMS-плеер.
Выберите модуль «Построение графика линейной функции».
Постройте график функции заданной на слайде и найдите точки пересечения с осью абсцисс, данные занесите в клетки таблицы.
Нажмите «ответить».
Выполните второй шаг, постройте график функции, перенести точки на координатную плоскость, нажмите «построить.
Выполните третий шаг. Найдите координаты точки пересечения с осью абсцисс, результаты впишите и нажмите на кнопку «ответить».
Просмотрите результаты работы на следующем слайде.

10 задание (дополнительное). Функции заданы формулами
,
,
. Найти координаты точек пересечения прямых
и
,
и
,
и
.
Инструкция
Заполнить пустые клетки таблиц.
Построить график каждой функции на координатной прямой.
Сделать выводы, ответив на вопросы: «Как расположены графики функций
и
на координатной прямой? Как расположены графики функций
и
,
и
? Сравните коэффициенты? От чего зависит данное расположение?»
x
x
x
y
y
y
x
0
1
x
0
2
x
0
1
y
-1
2
y
5
3
y
1
4

III. Закрепление. (тест) Модуль «Графики функций» (см. таблица 2, № 2 )
Инструкция
Открыть модуль «Графики функций?
Выполните тест
Посмотрите результаты работы
( учителю выполнить контроль)

V. Д/з в таблице написать выводы по проделанной работе, оформить лабораторную работу
VI. Итог урока (выставление оценок)
VII. Рефлексия Учащиеся на отдельных листочках фиксируют уровень своего настроения (нарисовать голову человечка и мимику лица)
Приложение 1
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
1
2
3
5
6
7
1
Организационный
момент.
Мотивация
Организует деятельность учащихся. Формируют проблему, с которой они столкнулись при изучении темы «График линейной функции». Постановка цели и задач.
Организация внимания всех учащихся
1 мин
2
Актуализация
Заполнение таблицы во время ответов учеников
Назвать ответы
2 мин
3.
Изложение материала
Модуль «Построение графика линейной функции», таблица 2, № 3
Демонстрация
Воспринимают информацию
Лабораторная работа
1C Математический конструктор 3.0, таблица 2, № 1
Консультирует, контролирует ход работы
Выполняют лабораторную работу, анализируют и делают выводы, как располагается график линейной функции, в зависимости от коэффициентов, результаты заносят в таблицу
20 - 23 минуты
4
Закрепление
Модуль «Построение графика линейной функции»
Модуль «Графики функций»
Контролирует ход работы
Выполнение заданий, предназначенных для контроля усвоения тем «Линейная функция», «График линейной функции»
10 мин
5
Д/з
1C Математический конструктор 3.0
Комментирует
Записывают в дневник
1 мин
6
Подведение уроков
Выставляет оценки
Выставляет оценки
1 мин
7.
Рефлексия
Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, усвоения материала и настроения на уроке
Учащиеся на отдельных листочках фиксируют уровень своего настроения
2
Приложение 2
_______Тема урока:_График линейной функции_____________
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
1C Математический конструктор 3.0
Математический конструктор
Инструкции
2
Модуль «Графики функций»
Электронное тестирование
Тест, материал для повторения
http://www.fcior.edu.ru/card/9228/lineynaya-funkciya-i-ee-grafik-k1.html
3
Модуль «Построение графика линейной функции»
Электронная демонстрация
Демонстрация
http://www.fcior.edu.ru/card/981/postroenie-grafika-lineynoy-funkcii-k2.html
Список справочной литературы
Ресурсы интернет:
Методика использования Интернет на уроках литературы. http://www.prosv-ipk.ru/demo/252558
Теория и практика интернет- технологий: интернет -уроки по предметам: (биология, география, история, лит-ра, математика, изо и др.) http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=1177&lib_no=69699&tmpl=lib
Сетевое объединение методистов. В помощь учителю: http://som.fsio.ru/items.asp?id=10001283
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=rate_resources&n=50&days=7&page_num=0&category_id=276
1C Математический конструктор 3.0 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/903077b7-0221-4823-b549-b236326d48d4/?interface=pupil&class[]=49&subject[]=16&subject[]=17
Модуль «Графики функций» http://www.fcior.edu.ru/card/9228/lineynaya-funkciya-i-ee-grafik-k1.html
Модуль «Построение графика линейной функции» http://www.fcior.edu.ru/card/981/postroenie-grafika-lineynoy-funkcii-k2.html
Алгебра. 7 класс. Учебник. Алимов Ш.А. 18-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.
МордковичА.Г. и др. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.:Просвещение,2010.
2.Звавич Л.И. и др. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса - М.:Просвещение,2010.
3.Алгебра 7 класс, под редакцией Макарычев Ю.Н. и др., Просвещение, 2010 г.
Урок опубликован на сайтах:
Персональном сайте учителя математики Колесниковой Людмилы Александровны http://www.kolesnikovalud.ucoz.ru,
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=213225
Приложение 3
Практические задания
Задание 1. Построить график функции ![]()
Инструкция
Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Как расположены точки на координатной прямой? Что является графиком линейной функции? Сколько точек достаточно взять для построения графика?»
2 задание. Построить график линейной функции![]()
Инструкция
Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Как расположен график линейной функции на координатной плоскости? Зависит ли расположение графика функции от коэффициента k?»
3 задание. Построить график линейной функции ![]()
Инструкция
Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Как расположен график линейной функции на координатной плоскости? Зависит ли расположение графика функции от коэффициента k?»
Задание 4. Построить график линейной функции ![]()
Инструкция
Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Как расположены точки пересечения графика с осями координат? Зависит ли расположение графика функции от коэффициента k? Как зависит коэффициент k на построение графика функции?»
5 задание. Построить график линейной функции ![]()
Инструкция
Заполните пустые клетки таблицы, найдите значение x.
Точки занесите на координатной плоскости в программе «1С Математический конструктор 3.0», нажмите на инструмент «Точка»
Соедините точки при помощи инструмента «Линия»
Выводы запишите в таблицу, ответив на вопрос «Чему равен коэффициент k? Чему равен коэффициент b? Какой график мы получим в результате построения? Как зависит коэффициент k на построение графика функции? Как расположены точки относительно друг друга?»
6 задание. Построить график линейной функции ![]()
Инструкция
Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?»
Взять произвольные значения х, вычислите соответствующее каждому значение у
Построить график
Сделать выводы, ответив на вопрос: «Какое значение у соответствует значению х? Когда возникает такая же ситуация?» Как расположен график на координатной плоскости?
Почему?
7 Задание. Построить график линейной функции
.
Инструкция
Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?»
Взять произвольные значения х, вычислите соответствующее каждому значение у
Построить график
Сделать выводы, ответив на вопрос: «Какое значение у соответствует значению х? Когда возникает такая же ситуация?» Как расположен график на координатной плоскости? Почему?»
8 задание. Построить график линейной функции ![]()
Инструкция
Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?»
Взять произвольные значения х, вычислите соответствующее каждому значение у
Построить график
Сделать выводы, ответив на вопрос: «Какое значение у соответствует значению х? Когда возникает такая же ситуация? Как расположен график на координатной плоскости? Почему?»
9 задание. ![]()
Инструкция
Ответить на вопросы «Является ли функция линейной? Почему?»
Построить график
Сделать выводы, ответив на вопрос: «Как расположен график на координатной плоскости? Почему?»
Задание 10. Демонстрация модуля «Построения графика линейной функции»
Инструкция
Откройте OMS-плеер.
Выберите модуль «Построение графика линейной функции».
Постройте график функции заданной на слайде и найдите точки пересечения с осью абсцисс, данные занесите в клетки таблицы.
Нажмите «ответить».
Выполните второй шаг, постройте график функции, перенести точки на координатную плоскость, нажмите «построить.
Выполните третий шаг. Найдите координаты точки пересечения с осью абсцисс, результаты впишите и нажмите на кнопку «ответить».
Просмотрите результаты работы на следующем слайде.
10 задание (дополнительное). Функции заданы формулами
,
,
. Найти координаты точек пересечения прямых
и
,
и
,
и
.
Инструкция
Заполнить пустые клетки таблиц.
Построить график каждой функции на координатной прямой.
Сделать выводы, ответив на вопросы: «Как расположены графики функций
и
на координатной прямой? Как расположены графики функций
и
,
и
? Сравните коэффициенты? От чего зависит данное расположение?»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории алгебра:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ