Портфолио как средство развития самооценки и рефлексии школьника
Статья: «Портфолио как средство развития самооценки и рефлексии школьника»
Автор: учитель английского языка
Бурнос Александра Викторовна
ГБОУ Гимназия 67
Санкт-Петербург
2014
Портфолио – это то средство, которое без сомнения необходимо для развития самооценки и рефлексии любого школьника. Лично нашему опыту работы с методикой портфолио четыре года. Портфолио в традиционном понимании – это коллекция работ обучающегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени.
Конкурс портфолио на английском языке, который проводится в нашей Гимназии №67 с 2011 года, показал, что он не просто нужен, а необходим. Развивая навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности, учащиеся с удовольствием отмечают, что им уже есть, что показать и чем гордиться. Каждый человек, безусловно, индивидуален и это не секрет. Поэтому каждое портфолио - рабочая папка личных достижений – является особенным творением. Я не случайно употребляю это слово. Дети не просто оформляют, пишут, составляют, они занимаются творчеством в том числе.
Сначала они заводят папку и согласно определенной структуре: титульный лист, содержание, разделы: «О себе», «Мои достижения», «Планы на будущее» и начинают ее заполнять, документируя приобретенный опыт и достижения. Учащиеся могут по желанию добавлять какие-то темы разделов, которые их волнуют, или являются частью их жизни. Например, некоторые выделяют отдельным пунктом тему «Спорт» или «Любимый город» и т.д. После того, как портфолио готово, учителя выбирают лучшие, прислушиваясь к мнению учеников, у которых была возможность также посмотреть и выбрать лучшие работы. Заключительным этапом является презентация в Power Point. Это одновременно и волнующий и желанный момент для тех, кому посчастливилось стать победителями. Ученики рассказывают о себе, листая слайды, отвечают на вопросы слушателей.
Сам конкурс делает детей более активными и самостоятельными, расширяет возможности обучения и самообучения, формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Успешно составленный портфолио – это свидетельство прогресса обучения : по результатам, по приложенным усилиям, по материалам учебно-познавательной деятельности.
Педагогические цели:
- формирование позитивного отношения к работе;
- поддержание интереса к предмету;
- развитие интереса у учащихся;
- развитие творческого и критического мышления учащихся.
Задачи:
Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников.
Поощрять их активность и самостоятельность.
Расширять возможности обучения и самообучения.
Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.
Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Особенно производит впечатление выступление о планах на будущее. Дети 13-15 лет уже не просто задумываются о том, где они планируют жить, когда завести семью, где учиться, некоторые имеют четкое представление об этом.
Конечно, не все из участников подходят серьезно к оформлению своей папки. Уверена, что главная причина – это ни в коем случае не отсутствие интереса, основная проблема – это некоторая леность. Некоторым кажется, что они очень заняты, хотя их занятость ограничивается сидением в социальных сетях или общением с друзьями.
Интерес безусловно есть у всех, это подтверждают великолепные работы и горящие глаза слушателей. Многие думают о том, а как бы у него получилось и о чем бы он или она могли интересного рассказать.
В 2011 году мы испытали гордость за своих учеников. Мы увидели высокого уровня материал и ответственное отношение к выполнению работы и конкурсу вообще, узнали о них много нового. Важной частью был неподготовленный ответ на вопросы, который показал свободное владение языком.
Конкурс мы проводим весной и ровно через год в 2013 году мы увидели еще очень много великолепных и креативных работ. Книжное издательство Oxford проводило городской конкурс портфолио, в котором наши учащимся, которые заняли первое место в школьном туре, приняли участие. Можно было участвовать в трех возрастных категориях : 6-7 класс, 8-9 класс и 10-11 класс.
В последних двух категориях мы заняли вторые места, чем, безусловно, гордимся. Я считаю, что не хватило умения свободно говорить на английском языке. После презентации ученики должны были отвечать на вопросы судей и вести беседу. Видимо, речь была не достаточно свободной и уверенной.
В 2014 году мы опять планируем участвовать в этом конкурсе и работа с детьми уже ведется.
Портфолио представляет собой одну из технологий формирования у учащихся способности к объективной самооценке. Она позволяет ребенку осмыслить свои знания, поступки, возможности. Кроме этого, просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок получает более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности, которая привела всех к успешному результату.
Список литературы
1.Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе. № 5. 2000. С. 6-11.
2.Гроссмейстер образовательных технологий//Коммуникативная методика. № 3. 2003. С. 58-59.
3.European Language Portfolio: accredited model № 8.2001, awarded to Center for Information on language 4.Teaching and Research. Council of Europe
5.Европейский языковой портфель//Перевод. – М.: «Еврошкола», 1998
6.Полат Е. С. Портфель ученика// Иностранные языки в школе. № 1. 2002. С. 22-27.
7.Протасова Е. Ю. Европейская языковая политика//Иностранные языки в школе. № 1. 2004. С. 8-14
8.Стандарт основного общего образования по иностранному языку
9.English Teaching Forum (Vol. 40, number 4) October 2002 / “Teaching Portfolios as Assessment Tools”
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории английский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ