Развитие фонематического восприятия на уроках английского языка в начальной школе
Развитие фонематического восприятия на уроках английского языка в начальной школе
Аннотация
Работа имеет своей целью определить роль фонематического восприятия в обучении английскому языку, доказать необходимость его целенаправленного развития и разработать систему упражнений на формирование у учащихся данного навыка.
Большое количество учащихся начальной школы имеет недостаточно развитое фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что у ребёнка на уроках английского языка не только возникают определённые трудности в артикуляции звуков. Он также испытывает проблемы в формировании элементарных коммуникативных умений и навыков во всех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). В связи с этим в качестве гипотезы нами выдвигается предположение, что для успешного овладения произносительными навыками в начальной школе при обучении английскому языку необходимо не только добиваться идеальной артикуляции конкретных слов, фраз и предложений, но и заниматься развитием фонематического восприятия в целом.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
Обобщить теоретические знания в области логопедии, психологии, физиологии и методики преподавания английского языка;
Определение области применения логопедических знаний в развитии фонематического восприятия на уроках английского языка в начальной школе;
Практическое применения исследования; Выработка тактики построения плана урока с применением упражнений на развитие фонематического восприятия.
Актуальность данной работы заключается в том, что развитие фонематического восприятия положительно влияет не только на способность к артикуляции звуков, но и на формирование всей фонетической стороны речи в целом. Это соответствует новому ФГОС, в котором ключевое место отводится развитию универсальных учебных действий. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия, в том числе и на уроках английского языка, дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
В работе будут использованы следующие методы исследования: метод изучения опыта, диагностический метод и метод эксперимента.
Ключевые слова: фонематическое восприятие, развитие, начальная школа.
Развитие фонематического восприятия на уроках английского языка в начальной школе
Государственный стандарт общего образования предполагает обязательное изучение английского языка со второго класса начальной школы. Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на то, чтобы заложить основы для формирования элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной): [10]
Фонема (греч. “звук”) – минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений .[9]
Согласно определению Даниловой Н.И. [7], фонематический слух или фонематическое восприятие – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании»[13, 57].
А.Н. Гвоздев [6] в своих работах показал роль фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Он отмечал, что общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей: различение разнообразных фонематических элементов, их точные слуховые представления становятся регулятором для выработки их в произношении ребенка. В то же время, для появления в речи звуковых элементов необходимы артикуляционные навыки, которые вырабатываются позднее.
По Л. С. Волковой [5] фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью вычленять в целостно речевом потоке дискретные единицы – речевые звуки.
Фомичева М. Ф.[11] отмечает, что восприятие звуков языка – это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию – подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука.
По мнению Л.С. Цветковой [12], фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребёнка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии. Обучить ребёнка правильной артикуляции английских звуков при наличии у него нарушений фонематического слуха практически невозможно.
Бельтюкова В.И. [4] полагает, что с помощью отработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Постановка правильного произношения может быть гарантирована только при опережающем формировании фонематического восприятия.
И. Л. Бим [3] считает основными целями обучения произношения овладение умениями слушать и слышать.
Актуальность данной работы заключается в том, что развитие фонематического восприятия положительно влияет не только на способность к артикуляции звуков, но и на формирование всей фонетической стороны речи в целом. Это соответствует новому ФГОС, в котором ключевое место отводится развитию универсальных учебных действий. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия, в том числе и на уроках английского языка, дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
Практическая часть
Акименко В. М. [2] выделяет следующие этапы по развитию фонематического слуха у детей:
Развитие распознавания неречевых звуков(Что звучит? Где звучит? Как звучит?);
Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух;
Формирование способности к звуковому анализу и синтезу слова;
В соответствие с данной классификацией на уроках английского языка во втором классе можно последовательно, на различных этапах обучения, использовать следующие упражнения:
I этап
I триместр
Распознавание неречевых звуков
II этап
II триместр
Узнавание и дифференциация фонем на слух
III этап
III триместр
Звуковой анализ и синтез
слов (можно применить на более поздних ступенях обучения)
- «Кто сказал…?. Один ученик выходит к доске и становится к классу спиной. Один из учеников говорит слово «Hello». Ученик у доски должен определить, кто произнес слово.
- Дети слушают магнитофонную запись звука, издаваемого знакомым им предметом. Дети должны назвать предмет по-английски;
- Взрослый держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок наугад вытягивает картинку и изображает голосом и движениями животное. Дети, следящие за игрой, угадывают, какую картинку вытянул ведущий и называют животное по-английски.
- Дети должны выполнить команды учителя, которые он произносит шепотом;
- При введении новой лексики попросить детей произнести слова с разным настроением:
Грустно, весело, возмущённо и т.д.
- Прослушайте ряд звуков/слов, хлопните в ладоши, когда услышите звук [...];
- Прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда оба звука пары одинаковы;
- Прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился звук [...];
- Поднимите красную карточку, если в конце слова слышится звонкий звук и зелёную, если слышится глухой звук (на доске необходимо указывать соответствие карточек);
- Поднимите руку, если вы слышите два одинаковых слова.
- Какой общий звук слышится в цепочке слов?;
- Восполни пропуски букв (количество пропущенных букв варьируется в зависимости от уровня подготовки ребёнка – r…d, ra…it, ca…);
- Разгадай ребус;
- Сгруппируйте все слова по правилу чтения (типу звуко-буквенного соответствия);
- Соотнесите транскрипцию, графему и перевод слова;
- Выберете из списка слова, которые содержат заданные букву или буквосочетание, расположите их в алфавитном порядке;
- Из ряда слов выделите такие, в которых звуко-буквенные соответствия не подчиняются правилу.
Ниже предлагается план-конспект урока, одной из целей которого является развитие фонематического восприятия.
План-конспект урока английского языка
(I этап, I триместр, 3 урок)
Вид урока: комбинированный
Цели (задачи):
Практические:
Научить учащихся считать до 10. Научить задавать вопрос о возрасте собеседника.
Образовательные:
Формирование лексических навыков;
Повторение глаголов действия;
овладение приёмами диалогической речи;
Воспитательные:
Формирование навыка ведения диалога на английском языке;
Развивающие:
Развитие фонематического слуха;
Развитие мелкой моторики руки;
Развитие артикуляции;
Развитие памяти;
Развитие навыка устной речи;
Расширение кругозора учащихся;
Социокультурное развитие;
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
Формирование потребности в практическом использовании знаний английского языка и мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. (Задание 2, 3, 4,5, 12)
Формирование представления о мире как многоязычном и поликультурном сообществе. (Задание 7)
Метапредметные:
Развитие фонематического слуха; (Задание 3, 8, 10,11)
Развитие коммуникативных способностей; (Задание 9,11, 12)
Расширение лингвистического кругозора; (Задание 4, 9)
Развитие долгосрочной памяти; (Задание 2, 4, 6 )
Развитие языковой догадки; (Задание 5, 9)
Умение оценивать качество своей деятельности; (Задание 13)
Предметные:
Умение считать до десяти; (Задание 4)
Умение задавать вопрос «Сколько тебе лет?» и отвечать на него. (Задание 9)
Умение понимать речь учителя на слух; (Задание 4, 5, 10 )
Формирование произносительных навыков. (Задание 1,2,6,9, 10)
Оснащение урока:
Классная доска;
Учебник Millie 2 (авторы )
DVD проигрыватель
Ход урока
Этап урока. Время.
Действия учителя
Предполагаемые действия и ответы учеников
1. Начало урока
Доска The 10th of October
-Stand up!
- Good morning children!
I’m glad to see you, too.
Sit down, please.
- Good morning! Good morning! Good morning to you! Good morning! Good morning! We are glad to see you!
2. Центральная часть урока
Фонетическая разминка
(2 мин.)
Сопутствующее повторение
(4 мин.)
Развитие фонематического слуха
Сегодня мы с вами научимся считать до 10 и задавать вопрос «Сколько тебе лет?»
А начнём мы урок с фонетической разминки:
Прежде всего улыбнулись.
Сначала мы навестим звуки [d, n, l], которые живут на холмиках.
А поедем мы к ним на поезде. Пыхтим [p,p,p,].
Тяжело подниматься на холмики. Кряхтим [k,k,k].
Начался дождик с порывами ветра. [t,t,t]
Мы замёрзли. Греем ладошки [h,h,h].
Подходим к воротам, а там собака [r,r,r].
Но наши друзья встречают нас с поцелуями [w,w,w]
И угощают бутербродом с сыром (верхние и нижние зубы – «хлеб», а язычок «сыр»). Произносим звуки, «ð» «θ»
1.На прошлых уроках мы изучали с вами слова, обозначающие различные действия. Давайте их повторим с помощью истории в действии, которую вы изучали на прошлом уроке.
2. Давайте поиграем в игру «Испорченный телефон», которая по-английски называется “Chinese whispers”
(Учитель шепчет на ухо первому ученику слово. Он шёпотом передаёт его по цепочке. Последний ученик говорит вслух, какое слово до него дошло. Затем учитель меняет детей местами.)
Go
Run
Swim
[d,n,l]
[p]
[k]
[t]
[h]
[r]
[w]
[ð ],[θ]
At the zoo
Go to the zoo (Ходьба на месте)
Look, a giraffe! (Смотрят из-за руки наверх)
Say, “Hello giraffe!” (Приветственно машут рукой)
A-a-a! You fall into the water! (Изображают падение)
Look, a crocodile!
(Руками изображают пасть крокодила)
Swim! (Изображают плавание)
Run! (Изображают ныряние)
Climb a tree! («Залезают на дерево»)
Дети выстраиваются в ряд у доски.
Go
Run
Swim
Введение новой лексики
Счёт от 1 до 10
(10 мин.)
Stand up, please.
Сегодня мы с вами не только научимся считать до 10, но и выучим рифмовку в действии.
Кто умеет считать по-английски? Будете моими помощниками.
- Listen to me and do like me. Слушаем и повторяем движения за мной.
One, one,one. Run, run, run. Бег на месте
Two, two, two. Go to the zoo, (Ходьба на месте)
Three, three, three. Climb a tree. (Движение «лезу на дерево»)
Four, four, four. Touch the floor.(Наклон вперед)
Five, five, five. Swim and dive. (Показать жесты «плавание» и «ныряние» )
Six, seven, eight. That’s was great. (Показать жест «здорово»)
Nine and ten. Do it again! (Показать приглашающий жест)
(Повторить рифмовку несколько раз)
- Учитель только рассказывает, дети показывают движения.
Бег на месте
Ходьба на месте
Изображают залезание на дерево
Наклоняются и достают кончиками пальцев до пола
Жесты «плавание» и «ныряние»
Жест «здорово!»
Приглашающий жест
(Дети повторяют движения несколько раз)
4. Этап закрепления
Аудирование
(5 мин.)
- Упр. 1, стр 9.
Open your books at page 9. Let’s do exercise one. Listen to the rhyme and find corresponding pictures to each line. Откройте учебники на странице 9. Упражнение 1. Послушайте рифмовку и подберите картинку к каждой строчке.
Close your books.
- Покажите и расскажите рифмовку в действии
Социокультурный компонент + закрепление
(2 мин.)
Упражнение на развитие фонематического восприятия
(1 мин)
Когда русские считают что-либо, они загибают пальцы. Давайте посчитаем, так как мы это делаем.
(повторить несколько раз)
А англичане, когда считают, разгибают пальцы. Давайте посчитаем как англичане, разгибая пальчики из кулака.
Давайте поиграем в игру, которая называется “Read my lips” («Читай по губам»). Я произношу цифры только губами, без звука, а вы должны догадаться.
One
Three
Nine
Eight
Two
One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten
One
Three
Nine
Eight
Two
Вопрос “How old are you?” (10 мин)
В рассказе о себе мы часто употребляем различные цифры (номер дома, год рождения и т.д.) Я задам вам вопрос, а вы попробуйте догадаться, что он означает.
How old are you? Seven or eight?
Верно.
Чтобы ответить этот вопрос, мы должны tначать предложение с известной вам фразы “I’m…” и далее добавить возраст: I’m seven/eight.
- Answer the question!
(Бросаю ученику плюшевого мишку)
How old are you?
Сколько тебе лет?
I’m seven/eight.
Аудирование + развитие фонематического слуха + закрепление
(5 мин)
- Listen to me and repeat after me. Слушаем и повторяем за мной.
You
Are you
Old are you
How old are you?
- (первое прослушивание)
Послушайте и определите, кто поёт, мальчики или девочки?
- (второе прослушивание). Послушайте ещё раз и скажите сколько лет мальчику и девочке?
- Listen and sing the song (Слушаем и поём песню)
You
Are you
Old are you
How old are you?
Мальчик и девочка
Девочка – eight
Мальчик – ten
Составление диалога (развитие навыка диалогической речи + развитие мелкой моторики руки)
(5 мин)
(Дети поучают шарики, которые являются головой пальчиковой куклы. Большой и средний палец – руки куклы).
Вам необходимо с помощью ваших героев разыграть диалог, в котором вы должны:
Поздороваться,
Спросить имя,
Спросить возраст,
Попрощаться.
Активнее изображайте телодвижения ваших героев!
Hello!
Hello!
What’s your name?
My name’s …What’s your name?
My name’s…
How old are you?
I’m…How old are you?
I’m…
Good bye!
Bye-bye!
Заключительный этап. Подведение итогов. (1 мин)
Сегодня мы с вами научились считать до 10. Кроме того, мы научились задавать вопрос «Сколько тебе лет?» и отвечать на него. Мы разучивали историю в действии, пели песню.
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале и выставьте оценки в Дневнике достижений.
Thank you for your work. Good bye!
Thank you for your work. Good bye!
Good bye!
Экспериментальная часть
В экспериментальных целях в 2010 – 2011 учебном году во вторых классах начальной школы была проанализирована эффективность целенаправленной поэтапной работы по развитию фонематического слуха.
Для отслеживания динамики фиксировались оценки, полученные детьми за качество выполнения упражнений на контроль степени развитости фонематического восприятия. В начале и в конце года детям предлагалось выполнить одинаковые задания с различным содержанием:
1. Послушайте и напишите по-русски какой предмет, (например), из школьных принадлежностей издает данный звук (1…, 2…, 3…). 3 балла
2. Послушайте английские слова. Напишите, что, по вашему мнению, они означают (напр.): 1. banana, 2. coffee, 3.sandwich, 4. television, 5. giraffe. 5 баллов
3. Напишите, глухой или звонкий звук вы слышите в конце слова (напр.):1. rabbit, 2. table, 3. pirate, 4, fish, 5. apple. 5 баллов
4. Поставьте +, если вы слышите два одинаковых слова, и -, если вы слышите два разных слова (напр.): 1. pen – pan, 2. sink – sing, 3. taught – thought, 4. Kitty – Kathy, 5. big – pig. 5 баллов
5. Посмотрите на незнакомые вам слова. Распределите их на 3 группы, исходя из буквенного оформления (напр.): Dive, pain, song, pale, rain, blue, claim, dad, black. 9 баллов
Критерии оценки:
5 – 24-27 баллов
4 – 20-23 балла
3 – 22-19 баллов
2 – ниже 18 баллов
Из 42 второклассников в начале учебного года 25 учащихся получили хорошие и отличные отметки. Остальные испытывали трудности, связанные с фонематическим восприятием. За подобную тестовую работу в итоговой аттестации в конце учебного года 38 учеников получили высокие оценки, чем улучшали показатель качества знаний.
Из вышесказанного следует сделать вывод, что упражнения на развитие фонематического восприятия позитивно влияют на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков. На разных этапах обучения английскому языку в начальной школе необходимо включать задания, направленные на улучшение фонологического навыка.
Список используемой литературы
Азарова С. И., Дружинина Э. Н. и др.. Учебник английского языка для второго класса общеобразовательных учреждений. Первый год обучения. – Обнинск: Титул, 2005. – 124 с.: ил.
Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 109 с.
Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. – Москва: Новая школа, 1995.
Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. – Москва: Просвещение, 1964. – 91 с.
Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитее речи. – Москва: Владос, 2004. – 235 с.
Гвоздев А. И. Вопросы изучения детской речи. – Москва: Просвещение, 1961. – 130 с.
Данилова И. И. Психофизиология: Учебник для ВУЗов. – Москва: АспектПресс, 1998. – 266 с.
Маслыко Е. А., Бабинская П. К. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Высшая школа, 2001. – 522 с.
Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл. – корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой. – 20- е изд., стереотип. – Москва: Русский язык, 1989. – 750 с.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. – Москва: Министерство образования РФ, 2004. – 221 с.
Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Москва: Просвещение, 1989.
Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 272 с.
Эльконин Д. В. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// Доклады АПН РСФСР. Вып. 1, 1957 - с 107
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории английский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ