Биологический марафон для 6-7 классов
Никулина Елена Анатольевна
Учитель биологии МОУ БСОШ № 3
Биологический марафон (6-7 кл).
Цели: Повысить интерес к предмету, обобщение знаний.
Развивать умение применять знания.
Воспитывать любознательность, коллективизм, любовь к природе.
Оборудование: Столы (3 шт), на каждом бумага, ручки; музыкальное сопровождение; жетоны; призы.
Ход мероприятия.
Ведущий: Природа русская моя –
Она чудесней всех.
Зимой - бела, весной – светла,
А летом - краше всех,
Природа русская моя –
Луга, поля, холмы.
Прекрасней нет моей земли
С хорошими людьми.
Прекрасна и разнообразна природа нашей страны, но много ли мы знаем о том, кто живет рядом с нами, как сберечь эту красоту, почему, желая помочь природе, мы часто наносим ей непоправимый вред? Сегодня мы узнаем, какая команда лучше знает природу, её законы.
Давайте познакомимся с нашими командами.
Ведущий: Конкурс 1. «Представление команд».
Ведущий: Конкурс 2. «Сорока»: Каждой команде задается по три вопроса на подготовку ответа 30 секунд, за правильный ответ -1 балл, если команда не ответила – может ответить другая команда и заработать лишний балл.
1-ой команде:
- Бабочки живут всего один день? (Нет. Некоторые живут по многу месяцев перезимовывая и улетая в теплые края)
- Если у цветка ланцетовидные листья, параллельное жилкование, 6 лепестков, околоцветник простой, 6 тычинок и один пестик к какому семейству относится это растение? (к семейству лилейные)
- Индейцы это растение называли «следом белого человека». А как у нас называется это растение? (Подорожник).
2-ой команде:
- Когда божьи коровки рассержены, они кусаются? (Нет. Когда божьим коровкам досаждают, из их суставов сочится гемолимфа, раздражающая кожу)
- Копринусы – грибы-навозники. Грибы эти обладают интересной особенностью. Молодые и приготовленные сразу после сборки копринусы съедобны и совершенно безвредны, если не… Что делает копринусы ядовитыми? (Алкоголь. Одно из веществ, содержащихся в копринусах, задерживает разложение алкоголя в организме, и образующийся продукт вызывает отравление).
- Какой продукт образуется в результате неполного перегнивания сфагновых мхов? (Торф)
3-ей команде:
- Стрижи спят на лету? (Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете опускаются поближе к земле).
- «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется… в самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. «Теперь пора» - подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук так же к цветку, а позади него что-то перебегает с места на место». Что за цветок искал Петро в ночь на Ивана Купалу? (Цветок папоротника. Н.В. Гоголь в своем произведении «Вечер накануне Ивана Купалы» использовал легенду об этом не существующем цветке, способном будто бы открывать клады).
-Назовите самое высокое растение в семействе злаков. (Бамбук).
Ведущий: Конкурс 3. «Из гусеницы в куколку»: представителю от каждой команды дается по рулону туалетной бумаги. Необходимо как можно быстрее и качественнее обмотаться бумагой превратившись из «гусеницы» в «куколку».
Ведущий: А сейчас конкурс 4. «Живая буква»: Команда за 1 минуту должна вспомнить название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя.
Пример
А
Б
В
цветок
астра
бегония
василёк
дерево
акация белая
баобаб
вяз
насекомое
аполлон (бабочка)
божья коровка
водомерка
рыба
акула
белуга
вобла
птица
аист
беркут
ворона
зверь
аллигатор
белка
волк
Ведущий: Пока команды готовятся, загадываются загадки зрителям. За правильный ответ дается жетон.
Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится, как бес,
А повёртка в лес.
(Сорока) 2. Живет в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится.
(Филин)
Что красно снаружи,
Бело внутри,
С зелёным хохолком
На голове?
(Редис) 4. Шарик бел – весь мир одел.
(коробочка с семенами хлопчатника)
Без окошек, без дверей
Пять каморок
Для детей;
А построены
В саду,
Только нет их
На виду.
(пятигнёздная завязь в яблоке)
6. Цветок – напрасный
Плод – опасный,
А поле всё засажено.
(Картофель)
Ведущий: Была в зоопарке
Я с мамой вчера.
Там очень смешная живет детвора.
Смешные котята,
Смешные зайчата,
Мне всех их запомнить по имени надо:
И слоника Томми,
И Хрюню, и Зайку,
И даже смешного пингвина – зазнайку…
Домой я вернулась,
Альбом свой достала;
По памяти всех зарисовывать стала
Рисунки потом подарила я маме,
А что получилось,
Посмотрите сами.
Объявляется конкурс 5. «В мире животных»: Каждой команде вручается открытка с изображением животных, а на обратной стороне напечатанные стихотворения. Пока ведущий будет проводить конкурс болельщиков, команды должны подготовить инсценировку данного стихотворения. Один участник громко зачитывает это стихотворение, а команда изображает действие.
Ошибся.
Лисенок проснулся
И вышел умыться.
Вдруг видит, а в луже
Другая лисица.
Он вежливым был
Извинился к тому же:
Пойду поищу - ка
Свободные лужи!
Урок музыки. (Синички)
Не надо вертеться,
Садитесь-ка прямо.
Сегодня мы будем разучивать гаммы.
Итак, запасайтесь терпеньем:
Без нот вам не справиться с пеньем!
Оплошали.
Нашли аистята на завтрак жука,
А как поделить, не решили пока.
Считалку придумали,
Чтоб без обид,
Но каждый с себя начинать норовит:
Жук
Ползёт
По
Трубе,
Жук
Достанется
Тебе!
Жук их ждать не захотел,
Взял да в небо улетел.
Со зрителями: Пока команды готовятся, я задам вам несколько вопросов, касающихся культурных растений.
Что означает слово «картофель»? (земляное яблоко)
2. При каком царе в России появился картофель? (Петр I).
3. В Америке его называют «трава солнца», «перуанский цветок солнца». А как его называют в России? (Подсолнух).
4. Широко выращиваемый в средней полосе России колючий кустарник с вкусными плодами – ягодами, которые очень любил русский писатель А.П. Чехов. (Крыжовник)
5. Загадка: У мамки дочки на шнурочке. (усы земляники)
6. В Древнем Риме ее называли капут, что означает «голова», а на греческом оно звучит как «брассо», то есть «трещать», «хрустеть». А как это растение называем мы? (капуста)
7. Это растение в фазу колошения имеет 13 835 135 корней общей длиной 619 км. (рожь)
Ведущий: Продолжает нашу программу конкурс 6. «Что лишнее?»:
Команды тянут по 2 карточки, где записаны ряды слов. Надо определить лишнее слово и объяснить свое решение.
Карточка 1: Крот, дождевой червь, личинка майского жука, медведка, стрекоза.
Карточка 2: Летучая мышь, голубь, страус, стрекоза, летучая рыба.
Карточка 3: белка, заяц, суслик, горностай, хомяк.
Карточка 4: ястреб, сокол, коршун, филин, пустельга.
Карточка 5: Чайка, буревестник, рыбный филин, зимородок, скворец.
Карточка 6: Кит, морж, нерпа, дельфин, акула.
Со зрителями: Сейчас мы узнаем, насколько грамотны с точки зрения экологии школьники.
1. Почему у совы все птенцы разного возраста? (Родителям трудно прокормить одновременно всех птенцов. Совы своих совят как бы по очереди вскармливают. Самка высиживает только первых, а затем улетает за едой и остальных птенцов высиживает урывками, а старшие птенцы согревают другие яйца. Старшие защищают младших).
2. Растет ли дерево зимой? (Нет.)
3. Кого цыплята считают своей матерью? (того кого первого увидят).
4. Каждое лето в положенный срок улетает рыбий обед. Какие блюда в него входят? (личинки комаров).
5. Как отличить старого грача от молодого? (У молодого клюв тёмный, а старого – светлый).
6. каким образом размножается растение, которое не может зацвести и образовать плоды с семенами. (вегетативно т.е. частями растения: усами, корневищами и т.д.)
Ведущий: Следующий конкурс 7. «Танцевальный». Команды под музыку выполняют задания.
Показать: - Танец разгневанного быка.
- Танец взбесившегося поросенка.
- Танец диких лошадей.
- Танец сонного удава.
- Танец хмурого орла.
- танец вертлявого шимпанзе.
- танец лягушат.
Ведущий: Заключительный Конкурс 8. «Песняры». Представитель от команды тянет карточку в которой задание команде спеть песню.
Карточка 1: Спеть песню «Во поле берёзка стояла», заменяя все гласные буквой «и».
Карточка 2: Спеть песню «Два весёлых гуся», заменяя все гласные буквой «о».
Карточка 3:Спеть песню «Маленькой елочке холодно зимой», заменяя все гласные буквой «е».
Жюри подводит итоги. Награждение.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ