Элементы работы с биологическими терминами на уроках биологии в школе глухих
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Калужской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Элементы работы с биологическими терминами на уроках биологии в школе глухих
Учитель:
II квалификационной
категории
Митюкова
Людмила Николаевна
2013
Изолированное слово лишено смысла.
Г.Г.Шпет
Бурный научно- технический прогресс, которые характеризует современный этап развития человечества, общеобразовательная школа ощущает через быстрый рост количества научной информации и это ставит перед ней большие задачи, отраженные в действующих программах.
Знания человека состоят из понятий, человек мыслит понятиями, которые словестно выражаются через термины
Перед учителем встает ряд задач, которые он обязан решить в процессе обучения терминам: 1) в каждом изучаемом разделе выделить основные понятия; 2) установить внутри- и межпредметные связи; 3) обеспечить развитие понятий от простых к сложным, организовать осмысление научных фактов на основе ведущих биологических понятий, научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать понятия.
В преподавании биологии в школе глухих исключительное значение приобретает наглядность, и в первую очередь натуральная форма наглядности (гербарии, коллекции насекомых, наборы микропрепаратов). Но кроме натуральной наглядности по биологии, широко применяются таблицы, модели, муляжи. Большие возможности при изучении биологической терминологией дает использование ИКТ: показ презентаций, флеш-анимаций, фрагментов видеофильмов. Руководя процессом восприятия, учитель должен предусмотреть систему заданий к различным средствам наглядности, которые способствовали бы уточнению восприятия. Как известно, люди, смотря на один и тот же предмет, видят его по-разному. Задача учителя в данном случае состоит в том, чтобы все учащиеся видели признаки предмета, способствующие формированию конкретного понятия.
Большой объём работы с предметной терминологией и номенклатурой предусматривают и современные педагогические технологии, также. В рамках освоения и внедрения таких технологий как «Развитие критического мышления», «технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.) терминологическая работа имеет первостепенное значение. Технологии позволяют составлять словари урока, составлять кластеры, анализировать и создавать учебные тексты, применять изученные понятия и термины в творческих заданиях.
Важной стороной овладения научной терминологией является логическая схема подачи учебного материала. Поэтому часто встает вопрос о месте введения новых терминов. В литературе встречаются разные рекомендации:
1) Введение термина на начальном этапе восприятия нового понятия.
2) Подвести учащихся к осознанию значения терминов от частных примеров.
3) Термин вводится только после полного раскрытия сущности явления, как итог работы учителя и учащихся.
Знание биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с глухими учащимися уделяется большое внимание их формированию. Известно, что термины, в отличие от обычных слов, лишены эмоциональной окраски. Поэтому термины не будут яркими, впечатляющими или интересными в такой степени, чтобы они могли запоминаться произвольно. Механическое запоминание, т.е. «зазубривание», редко приводит к чему-нибудь хорошему. Одна из проблем, которую необходимо преодолеть ученику: запомнить термины, не вызывающие у них особого познавательного интереса. Кроме этого, перед глухим учеником стоит и другая проблема: как сознательно запомнить термины, сформированные на базе греческих и латинских языков, без знаний древних языков.
Работу по усвоению глухими учащимися биологических терминов и понятий можно сделать интересной и увлекательной, а их запоминание — активным, творческим процессом. В практике работы можно использовать следующие приемы.
1. Использование аналитико- синтетического приема.
Осуществляется переход от этимологического значения термина к его содержанию:
первоначальное ознакомление с термином и написание его на доске, одновреенно показ прибора;
расчленение термина на составные части – «Микрос» и «скоп»;
Смысл каждой части на греческом языке: микрос- маленький, скопиен- рассматривать
Синтез содержания и выводы: название прибора раскрывает его название
2. Зарисовка
Зарисовка органа, организма, предмета или их частей и их подписывание. Учащимся предлагается схематично зарисовать строение растительной клетки, или цветка и подписать их части. Такая работа, несомненно полезна, поскольку позволяет развивать конкретно- образное мышление, учит выделить наиболее существенные признаки в изучаемом, сопоставлять название с признаками и свойствами. Кроме того, записывая термин, учащиеся тренируются в его правильном написании, произношении, что способствует установлению связей между различными типами памяти.
3. Проговаривание термина вслух.
Особенно целесообразно этот прием применять при знакомстве с терминами иностранного происхождения: кокки, бацилла, симбиоз, флора и др.
Желательно, чтобы проговаривание сочеталось с одновременным считыванием термина с доски или тетради и с губ учителя
4. Смысловое значение
Данный прием можно использовать особенно часто, так как в большинстве случаев смысловое значение термина совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено данным термином.
На уроке по изучению строения цветка после объяснения строения и названия частей цветка по модели или таблице учащимся следует предложить расчленить цветок на част и, выделить цветоножку, чашечку, венчик, пестик, тычинки, назвать эти части и объяснить, почему определенные части цветка назвали цветоножкой, цветоложем, чашечкой. Вникнув в смысл данного термина, учащиеся свяжут их с основным содержанием соответствующих понятий.
Данный пример иллюстрирует, как можно научить учащихся выделять логическую связь между понятием и термином
5. Биологический диктант
Биологический диктант является одним из средств текущей проверки сознательного понимания термина, можно его проводить в конце раздела или темы. Так же целесообразно проводить диктант после первого цикла усвоения терминов. Это быстрая проверка усвоения нового материала всеми учащимися в конце урока ( без оценок в журнал), с целью выявления и устранения пробелов, так как он позволяет охватить все знания из образовательной цели.
Биологический диктант можно провести в форме динамической презентации. В центральной части слайда выводим утверждение. Через 30 секунд оно заменяется на этом слайде следующей фразой с помощью анимации. Можно под каждое утверждение использовать отдельный слайд.
Могу предложить следующий пример подобного диктанта. Урок «Побег. Строение и значение побега». 7 класс
Осевая часть побега называется - …..(стеблем)
Боковая часть побега называется -.... (листьями)
Зачатки новых побегов - это......(почки)
Участок стебля, от которого отходит лист, называют ….. (узлом)
Участки стебля между узлами называют ….(междоузлиями)
Почка, расположенная на верхушке побега называется - …..(верхушечной)
Биологический диктант по теме «Класс Птицы» 8 класс
У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост ……………… .
Тело птиц покрыто …………….. .
Перьевой покров состоит из ………….. и …………… перьев.
Крупные контурные перья в крыльях называются ………………… .
Маховые крылья обеспечивают …………………. птиц.
Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете, называются ……………….. .
При размножении птицы откладывают ……………, покрытые известковой ……………. .
Сердце у птиц ……………….. .
Оно обеспечивает несмешиваемость …………… и ……………… крови.
Хорошо развиты …………… и …………. .
Ответы: 1) киль; 2) перьями; 3) контурных, пуховых; 4) маховыми; 5)полет; 6) рулевыми; 7) яйца, скорлупой; 8) четырехкамерное; 9)артериальной, венозной; 10) головной мозг и органы чувств.
6. Создание словаря терминов
Словарь создается в ходе совместной работы с учащимися на уроках. Он имеет вид таблицы, в первой колонке которой записываются биологические термины, во второй дается их этимология (она и призвана вызвать у школьника интерес и эмоции, что, в свою очередь, обеспечит запоминание термина), в третьей колонке приводится определение соответствующего понятия, а в четвертой это понятие представлено в виде схемы-опоры. Зрительный образ в виде схемы - опоры поможет ученикам сделать шаг от конкретного - к абстрактному, перейти от представления — к понятию.
Схемы - опоры целесообразно использовать не только на этапе первичного восприятия, но и с целью закрепления и повторения знаний: имея перед глазами зрительную опору, ученики быстрее вспоминают содержание соответствующего понятия.
Таблица 1
Термины
Этимология
Определение
Схема-опора
Биология
от греч.
биос — жизнь, логос — учение
Наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле
БИОЛОГИЯ
Жизнь Наука
Ц
А
Р растения
С животные
Т грибы
В бактерии
А
Зигота
от греч. зиготос — соединенный вместе
Клетка, образующаяся в результате слияния гамет разного пола;
оплодотворенное яйцо
7. Закрытые задания
Из предложенных вариантов ученик выбирает один или несколько правильных ответов. В заданиях из 4—5 вариантов ответов один должен быть правильным. При меньшем числе вариантов ответов высока вероятность случайного угадывания
Задание. Из предложенного перечня выберите правильный ответ
(он выделен курсивом).
I. Границей клетки и окружающей среды является:
А) цитоплазма Б) оболочка
В) вакуоль Г) межклеточное
2. Клеточным соком заполнены:
А) вакуоли Б) ядро
В) межклеточные пространства Г) цитоплазма
8. Задания с алгоритмом ответа
(с пропуском в тексте ряда слов)
Использование заданий с пропущенными в тексте словами направлено на формирование у школьников умения связно излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на начальных этапах формирования биологических понятий, при изучении сложных вопросов программы, при проверке знаний слабоуспевающих учащихся. Учитель подбирает текст, исключает из него термины и предлагает школьникам вписать пропущенные слова. Рассмотрим пример подобного задания
Задание. Вставьте пропущенные слова в предлагаемый текст.
«Часть корня, которая предохраняет его верхушку, называется .... Он защищает молодые клетки корня, которые образуют зону ....
Поглощение воды и минеральных веществ осуществляют особые клетки корня, называемые ....... Растворы минеральных солей поступают
из зоны ... в зону ..., а оттуда в сосуды стебля».
9. Задания на соответствия
Смысл таких заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием (термином) и его содержанием. В левой графе таблицы перечислены 3—5 понятий, пронумерованных цифрами, справа — желательно в два раза больше ответов, обозначенных буквами. Каждому понятию или определению из левого столбца должен соответствовать один правильный ответ в правом столбце
Задание. Установите соответствие между правой и левой частями таблица 2.
Таблица 2
Семейства
Основные признаки
1 . Крестоцветные
2. Розоцветные
3. Сложноцветные
А) сетчатое жилкование листьев;
Б) соцветие корзинка;
В) две семядоли в зародыше;
Г) плод стручок;
Д) стержневая корневая система;
Е) цветки неправильной формы
с двойным околоцветником;
Ж) цветки правильные, собранные в соцветия, части цветка
располагаются кругами
Ответ: 1-Г, 2-Ж, 3-Б.
10. Задания на установление последовательности
процессов и явлений в живой природе
Цель подобных заданий — формирование у школьников умения устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами, таксонами
Задание
1 . Установите правильную последовательность систематических категорий в классификации растений.
А) вид Б) класс
В) род Г) отдел
Д) царство Е) семейство
Ответ: А, В, Е, Б, Г, Д.
2. Камбий в стебле древесного растения располагается перед:
А) сердцевиной Б) лубом
В) древесиной Г) ситовидными трубками
Ответ: В.
3. В какой последовательности происходит рост пшеницы?
А) появление всходов — выход в трубку — кущение — колошение и цветение — созревание семян;
Б) появление всходов — кущение — выход в трубку — колошение и цветение — созревание семян;
В) кущение — появление всходов — цветение — выход в трубку.
Ответ: Б.
11. Задания с исключением лишнего понятия
1. Из предложенных понятий исключите лишнее.
А) пестик, тычинка, лепесток, чашечка, рыльце
Б) кукушкин лен, сфагнум, папоротник, сосна, плаун
В) Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Лилейные, Сложноцветные.
2. В зашифрованных понятиях найдите то, которое не принадлежит клетке.
А) ыроп Б) лочбоако
В) жлекметкини Г) дяро Д) дяршыок
О т в е т: В) межклетники.
12. Задания на выявление общих закономерностей
1. Учащимся предлагаются понятия, для которых необходимо найти общие закономерности. (Ответ дан курсивом.)
А) ядро — пластиды (органоиды клетки)
Б) тычинки — пестики (главные части цветка)
В) побег — клубни, столоны, луковицы (видоизменение побега).
2. Общим для семейства крестоцветных является:
А) плод стручок или стручочек;
Б) соцветие кисть;
В) стержневой корень;
Г) все указанные признаки. О т в е т: Г.
13. Задания на выявление связей
Между первым и вторым понятиями в задании существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите это понятие и подчеркните (приложение 9).
1. Цитоплазма: обмен веществ – оболочка;
А) деление
Б) растворение веществ
В) транспорт веществ
Г) растворение веществ
2. Растение: лист —клетка;
А) корень Б) пестик
В) стебель Г) ядро
14. Задания на обобщение группы понятий
Особенности заданий этого типа состоят в том, что в них отдельные элементы ответов группируются в блоки. Из произвольно расположенных элементов знаний ученик сам должен составить ответ на определенную тему. При выполнении этих заданий школьники учатся различать сходные понятия и выявлять их (приложение 10).
Задание. Из частей приведенных ниже фраз составьте ответ.
1. Питание + дыхание + выделение = обмен веществ.
2. СО2 + Н2О + хлоропласты + свет = фотосинтез.
15. Задания на развитие логического мышления
С целью запоминания определения понятий и правильности их написания используют кроссворды, чайнворды и другие занимательные задания. Они активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение биологических терминов и понятий, развивают логическое мышление, живой интерес к изучению биологии (приложение 11).
Задание
1. Вставьте в скобки слово, которое может иметь окончанием буквы, перечисленные справа.
Ответ: боб.
2. Впишите в клеточки слово, обозначающее взаимополезное сосуществование организмов.
Ответ: симбиоз.
3. Отгадывание ребусов
моллюск
фотосинтез
Наиболее эффективна работа по составлению кроссвордов самими школьниками. Она требует от них знания терминов, умения ориентироваться в справочной литературе, а также творческого процесса конструирования и оформления сетки кроссворда.
КРОССВОРД "ЗВЕРИ И ПТИЦЫ"
В этих клеточках спрятались 11 названий зверей и птиц. Вам нужно их найти, а из оставшихся букв сложить название вымершего животного.
Слова могут изгибаться под прямым углом.
Ответы:
тигр, панда, утка, хомяк, жираф, газель, орёл, кролик, землеройка, куропатка, дятел.
Из оставшихся букв получаем слово СТЕГОЗАВР.
16. Задания на составление синквейна.
Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач: изменяет атмосферу, делая ее более творческой, позволяет лучше представить сложные термины, выделить их главные признаки, провести эффективно рефлексию, это превосходный способ контроля и самоконтроля. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.
Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу.
Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
1 строка – название синквейна
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза на тему синквейна
5 строка – существительное
Синквейн – эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Оно способствует развитию критического
мышления Задание
Составьте синквейн на тему « Клетка».
1.Клетка.
2.Живая, элементарная.
3.Делится, питается, дышит.
4.Элементарная, структурная, единица живых организмов.
5.Организм.
Составьте синквейн на тему « Вирусы».
1. Вирусы
2. Маленькие, опасные
3. Размножаются, приспосабливаются, несут болезни
4. Вирусы – внеклеточные формы организмов
5. Паразиты
17. Задание на составление матрицы
Матрицы позволяют развивать у учащихся умения работать с текстом, выделять главное, сворачивать информацию в «смысловые гранулы», сравнивать и сопоставлять, выделять сходства и различия, классифицировать, формировать опорные знания учащихся. Матрица используется в качестве инструмента для координации совместной деятельности, для трансляции учебного материала и управления деятельностью обучающихся. При использовании моделей возрастает синхронность учебной деятельности, а значит, в работу включаются все обучающиеся. Выравнивается качество запоминания, так как детям легко воспроизводить закодированную ими же самими информацию, ведь часть их мышления была освобождена от необходимости удержания в памяти больших блоков темы. Уменьшается напряжение, вызванное опасением упустить какие-либо фрагменты темы, ведь накапливаемая информация наглядна. Освоение и матриц, их моделирование превращается в естественный для ученика творческий процесс моделирования и конструирования знаний.
18. Задание на составление Кластера
Кластер — это один из приемов графической организации материала, позволяющий развивать умения выделения главного, установления причинно-следственных связей, классификацию и систематизацию. В центре листа пишется понятие (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые раскрывают суть этого понятия или являются структурными звеньями
Каждая из рассмотренных форм работы по формированию понятий имеет свои достоинства и недостатки. Усвоить биологические термины и понятия — значит уметь ими пользоваться. Выявить уровень их усвоения поможет только система познавательных заданий, в которых предусмотрено формирование таких мыслительных умений, как: анализ, синтез, сравнение, вычленение отдельных признаков, систематизация, абстрагирование, определение понятия, обобщение.
Литература
1. Муртазин Г.М. Функции современного урока биологии, Биология в школе
2.Пакулова В.М. Работа стерминами на уроках биологии, М,Просвещение, 1990
3.Левина М.м., Блиновская О.В. Дидактические условия, споосбствующие усвоению учащимися биологических понятий, Биология в школе
4. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины , М, Просвещение
5. Козлова Т.А. Биология в таблицах,М., Дрофа, 2007
6.Пономарева И.Н. и др. Учебники по курсу Растения.Животные, Человек М, Вентан-Граф, 2004-09
7.Каменский А.А. и др Учебник Общая биология,М, Дрофа, 2008
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ