Исследовательская работа в системе основного и дополнительного образования как средство формирования познавательного интереса




Автор опыта: Удовина Марина Сергеевна,

учитель биологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Самаринская основная общеобразовательная школа»

Красногвардейского района Белгородской области

Россия.



Исследовательская работа в системе основного и дополнительного образования как средство формирования познавательного интереса.


















Самарино

СОДЕРЖАНИЕ


1. Информация об опыте …………………………………………….……3


2. Технология опыта ……………………………………………………….4


3. Результативность опыта ……………………………………………….9


4. Библиографический список …………………………………………..14






















1. Информация об опыте

Тема опыта:

Исследовательская работа в системе основного и дополнительного образования как средство формирования познавательного интереса.

Условия возникновения опыта

В современных условиях все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен. Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, умение применять полученные знания, сохраняя при этом свое «Я» в постоянно меняющихся условиях.

Опыт возник в условиях сельской школы. Работая в школе учителем биологии и педагогом дополнительного образования, я пришла к выводу, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно развиваются и проявляются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Возникает вопрос: «Как на практике создать творческую среду, побуждающую ребенка к активному познавательному процессу способствующую вовлечению его в исследовательскую деятельность?»

По моему глубокому убеждению, решить эту задачу возможно, только используя разнообразные методы, лежащие в основе развивающего обучения. Именно развитие познавательного интереса обучающихся оказывает влияние на развитие всех компетентностей.

В связи с этим в своей педагогической деятельности я уделяю огромное внимание созданию условий для развития познавательной компетентности личности учащегося, его исследовательских умений. Делаю это через практическую направленность преподавания биологии и занятий в системе дополнительного образования. Дети в любом возрасте обладают определённым набором знаний, умений, навыков. Я думаю, что, используя этот жизненный опыт, можно создавать условия для осознанного получения нового социального опыта, способствовать развитию умения учиться. Что способствовало активному вовлечению обучающихся во внеурочную деятельность в образовательной среде, а также посещению кружков эколого-биологической направленности.

Современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идей индивидуального подхода в условиях массового образования.

Актуальность опыта. Опыт работы актуален, так как он способствует открытию новых идей. Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики. Поэтому востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию познавательного интереса и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению знаний. Исследовательскую деятельность нужно вводить в учебный процесс как можно раньше, в ней должны принимать участие не только сильные, но и слабые дети. Каждый ребенок исследователь от природы, но его на первых порах надо обучать всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент. Исследовать обучающийся будет только то, что ему действительно интересно. Поэтому в своей работе создаю такие условия в обучении, в которых ребенок может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.

Основная идея опыта заключается в создании условий, способствующих развитию исследовательской деятельности как средство

формирования познавательного интереса.

Длительность работы над опытом. По данной проблеме работаю в течение 1 года и по настоящее время, добиваюсь положительных результатов, благодаря приемам и средствам данной технологии.

Диапазоном опыта является система уроков, внеурочная деятельность и занятия в системе дополнительного образования.

Теоретическая база опыта. Теоретической основой опыта являются труды Александра Ильича Савенкова. Основы исследовательской деятельности изложены в работах классиков педагогики Я.А. Коменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо.

Новизна опыта состоит в разработке технологии исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательские работы эколого-биологической направленности очень интересны детям. У нас большие планы на будущее и не меньшее желание работать. Поэтому, думаем, впереди нас ждут новые победы.

2. Технология опыта

Цель моей педагогической деятельности: является совершенствование исследовательской деятельности через индивидуализацию практико-ориентированного обучения мотивировать учащихся к научному исследованию, обеспечить усвоение не только основ наук, но и самого процесса получения знаний, развить познавательные и творческие способности обучающихся.

Исследовательская работа включает три вида деятельности:

1.Написание научно-исследовательской работы.

2.Публичное выступление на конференциях, конкурсах.

3.Написание тезисов

Достижение планируемого результата предполагает решение следующих задач:

- активизация и актуализация полученных знаний;

- систематизация знаний;

- знакомство с комплексом материалов, выходящих за пределы школьной программы;

- развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы;

- анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;

- отбирать и систематизировать материал;

- развитие любознательности;

- формирование умений читать литературу и делать анализ текста;

- умения проводить лабораторные и практические работы по инструкциям;

- использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;

- публично представлять результаты исследования;

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

Занятия, предусмотренные образовательной программой, проходят в основном в классно-урочной форме. Другие формы: исследовательская экскурсия, консультирование обучающихся, научно-исследовательская конференция, семинары – во внеурочное время и на занятиях в системе дополнительного образования.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:

  • изучение теоретических источников;

  • наблюдение;

  • поисковый эксперимент;

  • описательный;

  • обобщающий.

Самым начальным этапом работы обучающихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребенок ставит цель – чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности.

Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи педагога. Потом обучающийся изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Защита работы может проходить в виде конференции, презентации, доклада.

Система работы педагога.

1.Поэтапное обучение исследовательским умениям на основе программного материала.

2.Использование методов проблемного, частично-поискового, исследовательского обучения для развития мыслительных способностей.

3.Организация учебной деятельности преимущественно в форме самостоятельной работы обучающихся (групповой, индивидуальной).

4.Систематическое использование ИКТ на уроках в качестве средства активизации познавательного интереса обучающихся.

5.Мониторинг достижений обучения, уровня творческого мышления.

Этапы развития познавательного интереса в процессе формирования исследовательских умений.

1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами исследовательской работы, обучение основам самостоятельной деятельности.

2-й этап: 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; выполнение заданий творческого характера под руководством учителя.

3-й этап: 9 класс – формирование исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

Данное деление условно, так как учащиеся обладают разным уровнем развития и уровнем мыслительной деятельности.

Поиск методов и приемов разрешения данной проблемы позволил мне выстроить педагогическую деятельность, обеспечивающую индивидуальную траекторию в обучении. Учитывая психологические особенности детей 5-6 класса, когда основным способом познания мира является игра. Использую такие формы деятельности, как лабораторные работы, экскурсии, занятия в системе дополнительного образования. Каждый раз, идя на урок, я ставлю перед собой основной целью заинтересовать обучающихся предметом. На данном этапе главным является освоение приемов и методов познания окружающего мира, выполнение таких исследований, как наблюдение, сравнение, измерение, постановка эксперимента, умение обобщить результаты.

Например: При выполнении лабораторной работы в 5 классе «Изучение факторов влияющих на прорастание семян» обучающиеся, точно следуя методике, закладывают опыт и анализируют результаты. Программа по биологии 6 класса вновь рекомендует проведение этого опыта. Чтобы не повторяться и при этом извлечь пользу, я провожу с детьми не только опыт, но и включаю элементы эксперимента. Так одну банку с оптимальными условиями, необходимыми для прорастания семян, ставим одну на свет, а другую – в темное место. Сравнение состояния проростков позволяет обучающимся сделать вывод, что для жизни живого организма необходимым условием является сочетание нескольких факторов и отсутствие хотя бы одного ведет к его гибели. Задания такого характера способствуют развитию наблюдательности и логического мышления. На этом этапе обучающиеся получают еще одно дополнительное задание исследовательского характера: выяснить причины того, что часть семян вообще не прорастает? Это задание выполняется по принципу добровольности. Таким образом, я создаю условия для самореализации личности ребенка, соблюдая принцип демократизации.

Учебный материал 7-8 класса позволяет осваивать приемы свертывания информации, ее отражения в знаковых и графических формах. Обучающиеся знакомятся с методами составления схем и правилами их чтения. На данном этапе увеличивается количество заданий, позволяющих устанавливать причинно-следственные связи, на основе сравнения и анализа делать выводы, находить пути решения проблем. Этот этап также является пропедевтическим, где роль учителя пока еще велика, именно учитель определяет направление работы учащихся. С помощью педагога обучающиеся учатся формулировать цель работы, составлять план работы, направленной на реализацию поставленной цели, то есть составлять алгоритм исследовательской работы. Важным фактором развития творческих способностей на данном этапе является формирование умений работать с дополнительными источниками информации и их анализировать. Возрастает количество творческих заданий вовлекающих учащихся в исследование и написание учебных проектов. Исследовательская и проектная деятельность проводится не только на уроках, но и во внеурочное время.

Например, учащиеся могут проводить такие исследования. Геоботаническое описание участка школьного двора. Описание ведется по четко разработанному плану. Написание проекта «Кровь как показатель здоровья человека». «Питание и здоровье человека».

Выполнение заданий такого характера способствует формированию личного опыта обучающихся, развитию познавательного интереса и исследовательских умений, критического мышления. Творческие работы обогащаются сведениями из научной и справочной литературы. На этом этапе велика роль групповой работы. Группы работают по интересам, отличаются мобильностью. Учитель выступает в роли руководителя и консультанта проводимого исследования. Немаловажное значение имеют и формы защиты работ. Они могут быть разнообразными: презентации, модели, схемы, рекомендации. Проводимая работа позволяет мне выявить яркую индивидуальность учащихся и в дальнейшем выстраивать траекторию работы с этими детьми.

Следующим этапом деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником направленная на выявление интереса, области, где ребенок может проявить свои способности, приобрести культуры научного мышления. Результатом этой работы являются ответы на вопросы: «Что мне нравиться? Чем я хочу заниматься? Чем актуальна эта проблема для меня?». На данном этапе превалирует эмоциональное отношение к выбору проблемы.

Учащиеся 9 класса выполняют в основном практико-ориентированные исследовательские работы. Эти работы небольшие по объему и краткосрочные. Но выполнение этих работ позволяет мне отобрать группу ребят, которые начнут выполнять научно-исследовательские работы более высокого уровня, работы, которые будут признаны и оценены на всероссийских конкурсах.

Сущность развития личности ребёнка на данном этапе заключается в качественном изменении деятельности, в которую он включен. На данном этапе обучения оптимальным становится обучение с использованием технологии проблемного обучения. Решить проблему, найти выход из затруднительного положения – вот то, что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, начинается подлинно познавательная и творческая деятельность обучающихся.









































3. Результативность опыта

В течение года проводилась работа главной целью, которой было исследовательская работа в системе основного и дополнительного образования как средство формирования познавательного интереса.

Моя работа была направлена на достижение оптимального общего развития обучающихся, развития познавательного интереса, а также приобщение к исследованию окружающего мира.

Мониторинг достижений учащихся за предыдущие годы позволяет мне выявить группу обучающихся с аналитическим складом ума, склонных к научному исследованию.

Уровень обученности обучающихся.

Таблица 3.1.1

Учебный год

Класс

Количество обучающихся

Успеваемость

Качество знаний

2011-2012


6

8

100%

75%

7

4

100%

75%

8

1

100%

100%

9

5

100%

60%

Таблица 3.1.2

Учебный год (на начало учебного года)

Класс

Количество обучающихся

Успеваемость

Качество знаний

2012-2013


6

2

100%

100%

7

9

100%

77,7%

8

6

100%

83,3%

9

1

100%

100%


Результаты участия в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях:

Таблица 3.1.3

п/п

Год

Фамилия имя класс

Мероприятия

Тема исследования

Результат

1

2011

Некрасов Виталий

9 класс

Районный конкурс юных исследователей окружающей среды «ЮИОС» в рамках районного фестиваля «Наука. Творчество. Развитие»

Энтомофауна окрестностей села Самарино Красногвардейского района Белгородской области


Грамота

1 место

2

2011

Некрасов Виталий

9 класс

Районный конкурс юных исследователей окружающей среды «ЮИОС» в рамках районного фестиваля «Наука. Творчество. Развитие»

Агротехника и экология культурных растений.

Грамота

1 место

3

2012

Заруцкая Анастасия

6 класс

Всероссийский молодежные предметные чемпионаты

г. Пермь

Олимпиада

г. Пермь

Сертификат

4

2012

Соловьев Андрей

6 класс

Всероссийский молодежные предметные чемпионаты

г. Пермь

Олимпиада

г. Пермь

Сертификат

5

2012

Удовин Александр

7 класс

Всероссийский молодежные предметные чемпионаты

г. Пермь

Олимпиада

г. Пермь

Сертификат

6

2012

Кравцов Артем

7 класс

Всероссийский молодежные предметные чемпионаты

г. Пермь

Олимпиада

г. Пермь

Сертификат

7

2012

Удовин Андрей

5 классс

Российский заочный конкурс «Тайны животных», проект

Олимпиада

«Интеллект-экспресс»

Диплом победителя

8

2012

Удовин Андрей

5 классс

Районная экологическая акция «Живи, Ёлочка!»

Сохраним лесную красавицу.

Грамота

1 место

9

2012

Удовин Александр

7 класс

Районная экологическая акция «Живи, Ёлочка!»

Утилизация сосны обыкновенной

Грамота

1 место

10

2012

Удовин Александр

7 класс

Выставка

выгоночных цветочно-декоративных

растений «Приближая дыхание весны…»

Выгонка нарциссов

Грамота

2 место

11

2012

Удовин Александр

7 класс

Выставка

выгоночных цветочно-декоративных

растений «Приближая дыхание весны…»

Опытническая работа в садоводстве.

Грамота

1 место

12

2012

Удовин Андрей

5 классс

Выставка

выгоночных цветочно-декоративных

растений «Приближая дыхание весны…»

Выгонка мускари

Грамота

1 место

13


Удовин Александр

8 класс

Районная выставка – конкурс «Юннат -2012», в рамках этапа муниципального этапа Всероссийского конкурса «Юннат-2012»

Влияние подкормки на рост и развитие плодов перца сладкого.

Грамота

1 место

14

2012

Удовин Андрей

6 классс

Школьный этап

всероссийской олимпиады школьников

в 2012-2013 уч. г

Олимпиада

Диплом победителя

15

2012

Заруцкая Анастасия

7 класс

Школьный этап

всероссийской олимпиады школьников

в 2012-2013 уч. г

Олимпиада

Диплом победителя

16

2012

Соловьев Андрей

7 класс

Школьный этап

всероссийской олимпиады школьников

в 2012-2013 уч. г

Олимпиада

Диплом победителя


2012

Махортова Екатерина

8 класс

Школьный этап

всероссийской олимпиады школьников

в 2012-2013 уч. г

Олимпиада

Диплом победителя


2012

Манасуева Светлана

9 класс

Школьный этап

всероссийской олимпиады школьников

в 2012-2013 уч. г.

Олимпиада

Диплом победителя

17

2012

Махортова Екатерина

8 класс

Районный конкурс юных исследователей окружающей среды «ЮИОС» в рамках районного фестиваля «Наука. Творчество. Развитие»

Насекомые-вредители сосны обыкновенной

Грамота

1 место


2012

Удовин Александр

8 класс

Районный конкурс юных исследователей окружающей среды «ЮИОС» в рамках районного фестиваля «Наука. Творчество. Развитие»

Видовой состав насекомых окрестностей села Самарино.

Грамота

1 место

18

2012

Махортова Екатерина

8 класс

V муниципальная научно-исследовательская конференции

Насекомые-вредители сосны обыкновенной

Диплом призера


И в заключении хочется сказать - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. Все наши достижения – результат большой и кропотливой работы обучающихся под руководством педагога.


Выводы

Исследовательская работа является одним из резервов повышения эффективности обучения обучающихся и способствует целенаправленному формированию мотивов учения. Индивидуальный подход к учащимся предоставляет неограниченные возможности для совершенствования ребенка и дает достаточно высокие результаты.

Анализируя результаты работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать выводы, что организация научно-исследовательской деятельности учащихся способствует развитию социально-активной личности, активизации познавательной деятельности и повышению эффективности обучения. И это наглядно представлено в таблице.












Библиографический список

  1. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 1999.

  2. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.

  3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М: прогресс, 2003

  4. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. М. “Просвещение” 1988 г

  5. Обухов. А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении.

  6. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». М.: Проспект. 2006.

  7. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

  8. Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения. Самара: Изд. «Учебная литература», 2008

  9. Сотникова Н.Н. Формирование экологической культуры детей в Краевом эколого-биологическом центре. // Экология. Культура. Образование. Выпуск третий, 2001.

  10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. 2003. №2.

  11. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.

  12. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие / Е.В.Тяглова. – М.: Глобус, 2008. – 255с.-

  13. Правила оформления результатов исследовательских работы по экологии. Методическое пособие. – Ставрополь: КЭБЦ, 2003. – 24

  14. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001

  15. http:// www.abitu.ru/ rescarchen/ Интернет – портал «Исследовательская деятельность школьников».


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ