Конспект урока биологии для 9 класса на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества»
Учитель:Овчинникова Т. Б., МКОУ СОШ №3
Предмет: биология
Класс: 9
Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества»
Цель урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.
Задачи:
образовательная: показать многообразие химических элементов и соединений,
входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности;
развивающая: продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между строением и функциями химических веществ и навыков самостоятельной работы с разными источниками информации: выделять главное, формулировать выводы;
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Тип урока: комбинированный.
Методы: лекция, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компакт – диск «Биология. 9 класс. КиМ», оборудование для опытов (поваренная соль, этиловый спирт, сахароза, растительное масло, кусок льда, стакан с водой), таблица «Химические соединения, содержащиеся в живых организмах», учебник, тетради.
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент,
Включающий:
- постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, что бы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
-определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей класса, с которым работает педагог;
Здравствуйте! Садитесь. Начинаем урок биологии. Сколько учеников присутствует на уроке? Проверьте учебные принадлежности!
2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
- определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
- описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
- описание критериев достижение целей и задач данного этапа урока;
- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей;
- описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
- описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
На прошлом уроке мы познакомились с историей изучения клетки и с основным положениями клеточной теории. Благодаря созданию клеточной теории, стало ясно, что клетка – это элементарная структурная единица всех живых организмов. На основе клеточной теории в середине 19 века возникла цитология – наука, изучающая структуру и функции клетки. Дальнейшие успехи науки о клетке связаны с усовершенствованием приборов и развитием физических и химических методов исследований.
Помните, что все знания, которые вы получите по данной теме, будут необходимы вам для успешной сдачи зачета.
Обратите внимание: на доске подготовлена таблица «Вклад ученых в развитие учения о клетке». По очереди вы выходите к доске и вносите даты открытия, фамилии ученых и устно рассказываете об их вкладе в развитие учения о клетке.
За каждый правильный ответ вы получаете балл. В конце урока подведем итог.
Клеточная теория оказала огромное влияние на развитие современной биологии и формирование современной естественно – научной картины мира. Перечислите основные положения современной клеточной теории.
(Комментирую ответы учащихся и выставляю баллы).
3.
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
- описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, в котором работает педагог;
- описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.
Клетки могут существенно различаться по форме и размерам, а также по химическому составу. Несмотря на то, что клетки могут отличаться по форме и размерам в зависимости от выполняемых ими функций, но элементы, входящие в их состав, одинаковы.
Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества».
Вы должны знать основные химические элементы и соединения, входящие в состав клетки и их значение в клетке; уметь объяснять особенности строения молекул воды в связи с ее ролью в жизнедеятельности клетки; приводить доказательства материального единства мира на основе знания о химическом составе клеток. Информация, полученная на данном уроке, вам необходима для выполнения тестов на следующем занятии и , конечно же, для сохранения своего здоровья.
- Что вы знаете о химическом составе клеток?
- Каково значение минеральных солей в клетке? Приведите примеры возникновения нарушений в организме живых организмов в связи с изменением количества минеральных солей в их клетках.
- Каково значение воды в жизни человека?
Строки стихотворения М.Дудника:
Говорят, что из восьмидесяти процентов воды состоит человек,
Из воды, добавлю, родных его рек,
Из воды, добавлю, дождей, что его напоили,
Из воды, добавлю, из древней воды родников,
Из которых деды и прадеды пили.
Примеры содержания воды в различных клетках организма:
-в молодом организме человека или животного – 80 % от массы клетки;
- в клетках старого организма 60%;
- в головном мозге 85%;
- в клетках эмали зубов до 15 %.
При потере 20 % воды у человека наступает смерть. Чем определяется различие в содержании воды в клетках?
(Учащиеся анализируют факты и делают вывод о соответствии содержания воды, интенсивности процесса обмена веществ).
Изучение нового материала идет по следующему плану:
Химическая организация клетки.
(При изложении данного материала использую таблицу «Химические соединения, содержащиеся в живых организмах»)
Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
(Демонстрирую опыты, характеризующие свойства воды, использую информацию с компакт - диска «Биология . 9 класс КиМ» и по ходу объяснения начинаем заполнять таблицу «Неорганические вещества»)
Минеральные соли.
(Сообщения детей с дополнительной информацией о заболеваниях, возникающих в связи с отсутствием в пище какого либо из биологически важных элементов; используя материал учебника стр. 104 -107, ученики заполняют графу «Минеральные соли» в таблице «Неорганические вещества»).
По окончании работы провожу обсуждение занесенных в таблицу данных и выставляю баллы за проделанную работу.
4.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
- определение конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока)
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
- описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Насколько хорошо вы усвоили данный материал, сможете проверить, решив задачу:
В ясный весенний день температура воздуха + 10 градусов по С, влажность 80 % , будут ли ночью заморозки?
Выполнение задания №4 стр. 50 в тетради на печатной основе.
Формулирование вывода по теме о том, что живые существа состоят из тех же химических элементов, что и неживые тела, но в организмах есть молекулы веществ, характерные только для живого.
Выставление и комментирование оценок с учетом полученных баллов.
Рефлексия.
Перед вами листочки с вопросами, на которые вы должны ответить.
1. Какой вопрос для вас оказался трудным?
2. О чем более подробно вы бы хотели узнать?
( На основе данных ответов провожу корректировку учебного материала)
5.
Задание на дом, включающее:
- постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
- определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
- определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Для прочного усвоения данного материала дома выучите записи в тетради, соответствующий материал в учебнике параграф 21, стр. 104 - 107 , подумайте над вопросом: «Почему вода – сама жизнь?» По желанию найти дополнительный материал о белках.
Проконтролировать успешность усвоения материала вы можете, ответив на вопросы параграфа стр. 107.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ