Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Организм как единое целое. Что мы узнали о строении живых организмов»
Конспект урока биологии для 6 класса
по теме
«Организм как единое целое.
Что мы узнали о строении живых организмов»
Мокеева Светлана Николаевна, учитель биологии
филиала МБОУ Мурзицкой СОШ - Кочетовская ООШ,
с. Кочетовка (Сеченовский район, Нижегородская область)
УМК «Биология. 6 класс. Живой организм»
Под редакцией Н. И. Сонина
Тип урока: комбинированный
Цель: конкретизация знаний учащихся о взаимосвязи строения и функции клеток и тканей живых организмов, их многообразии; формирование представления об организме как о целостной системе.
Задачи:
1) Образовательные:
- сформировать представление учащихся об организме как о целостной системе;
- рассмотреть примеры негативного влияния работы органов на весь организм.
2) Воспитательные:
- формирование экологического мышления;
- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.
3) Развивающие:
- продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать суть понятия «орган- целостная система»;
- видеть взаимосвязи строения организма с выполняемыми функциями ;
-знать что лежит в строении всех живых организмов.
Метапредметные:
регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- организовывать свою учебную деятельность;
коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
- формировать ответственное отношение к обучению;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить развитие навыков обучения.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи
Использованные источники
Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2011г.
Н. А. Касаткина. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. –М.: Дрофа, 2007г.
М. В. Высоцкая. Биология живой организм 6кл. Лучшие нестандартные уроки–М.: Дрофа, 2005
Е.Т.Бровкина, Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 класс Методическое пособие. М- Дрофа, 2007
Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина биологии 6 класс. Живой организм.
Ссылки на сайт:
http://go.mail.ru/search_images
http://festival.1september.ru/
Ход урока:
№
Этапы урока
Приём урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный момент
( слайд 1)
Приветствие.
1 мин
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Напоминает о правилах проведения уроке.
Учащиеся занимают рабочие места, психологически настраиваются на работу.
2
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся по вопросам рубрики «Проверь свои знания» стр.55
10 мин
Учитель задает вопросы с целью проверки знаний учащихся. Оценивает готовность выполнения домашнего задания учащимися
Отвечают с места с поднятием руки
3.
Изучение нового материала
Рефлексия настроения
1 мин
Учитель: «Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое настроение у вас?» Учитель: «У нас прекрасное настроение, значит, мы можем начать разговор о серьёзных, значимых вещах»
У каждого на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Ребята показывают карточки, которые соответствуют их настроению.
Ролевая игра «Спор органов растения»
(слайд 2)
3 мин
Учитель распределяет между учащимися роли органов растения (лист, корень и т.д.) и просит их выяснить «Кто из органов растения главный?». Основание спора являются выполняемые функции данных органов.
Начинается дискуссия, в ходе которой учащиеся приходят к выводу, что все органы растения выполняют важные функции и существование организма будет полноценным только тогда, когда все органы будут нормально функционировать.
Определение целей и задач урока
(слайд 3)
2 мин
Объявляет тему урока и сообщает задачи урока.
Записывают тему урока в тетрадь. Слушают и осмысливают учебные задачи урока.
Рассказ учителя с элементами беседы
(слайд 4)
3 мин
Учитель обобщает спор учащихся и подтверждает слаженную работу всех органов при функционировании организма. Просит рассмотреть (слайд 4), где изображено растение и приводятся варианты нарушения целостности органов растения (отрезают листья, выкапываю корень). Учитель просит учащихся рассмотреть данные ситуации и вытекающий из них вывод.
Высказывают свои предположения и останавливаются на варианте, что полноценное взаимодействие всего организма возможно только при функционировании всех его органов.
Проблемная ситуация №1 (слайд 5-6)
4 мин
Учитель: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как о целостной системе? Запишем определение понятия «система» в тетрадь».
Учитель: «Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: « Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли отдельная клетка биологической системой? Почему?»
Учитель подтверждает и дополняет ответы учащихся
Рассуждают над проблемным вопросом, строят гипотезы, приходят к правильному решению
Записывают определение в тетрадь.
Ученики утвердительно отвечают на поставленный вопрос, приводят примеры одноклеточных организмов.
Физкультминутка
( слайд 7)
1 мин
Демонстрирует упражнение
Повторяют упражнения
Проблемная ситуация №2 (слайд 8)
3 мин
Учитель: «Во что клетки объединяются по выполняемым функциям?»
Учитель подтверждает правильность суждения и предлагает вспомнить основные ткани живых организмов.
Формулируют точку зрения группы по предложенному вопросу, высказывают свою точку зрения.
Определяют типы тканей на слайде
Проблемная ситуация №3 (слайд 9)
4мин
Учитель: «Во что объединяются ткани по выполняемым функциям?
Учитель подтверждает правильность суждения и предлагает вспомнить основные органы живых организмов.
Формулируют точку зрения группы по предложенному вопросу.
Высказывают свою точку зрения.
Определяют органы на слайде
Проблемная ситуация №4 (слайд 10-11)
4 мин
Учитель: «Во что объединяются органы по выполняемым функциям?»
Учитель подтверждает правильность суждения и предлагает записать в тетради схему переходов «От клетки - к организму». Вводит понятие организм и просит записать его в тетради
Формулируют точку зрения группы по предложенному вопросу, высказывают свою точку зрения.
Записывают определение «организм» в тетради
4
Закрепление нового материала
Задание №48 в рабочей тетради темы «Организм как единое целое»
Творческое задание
6 мин
Просит учащихся открыть тетради, выполнить задание и прокомментировать его.
Учитель: «Мы закончили изучение первого раздела биологии 6-о класса, давайте вспомним основные понятия, с которыми мы познакомились. Я предлагаю Вам составить кроссворд из основных понятий раздела «Строения и свойства живых организмов», представленных на стр.60 учебника.» Объясняет правили составления кроссворда
Выполняют задания в рабочих тетрадях и приводят примеры взаимосвязей частей организма
Составляют кроссворды (приветствуются как групповые так и индивидуальные работы, по желанию учащихся)
5
Итоги урока.
Домашнее задание
( слайд 12)
Подведение итогов, выставление оценок.
Рефлексия.
3 мин.
Организует беседу с классом по вопросам:
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Демонстрирует слайд с домашним заданием.
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ