Конспект урока биологии на тему "Грибы в биосфере и жизни человека"

ТЕМА: Грибы в биосфере и жизни человека


ЗАДАЧИ:

  1. сформировать понятие “микориза”, “антибиотики”;

  2. показать роль грибов в системе живых организмов;

  3. раскрыть влияние и значение грибов в жизни человека;

  4. воспитывать бережное отношение к природе.


ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи грибов, таблицы “Грибы-паразиты”, “Плесневые

грибы”, открытки, выставка книг, рецепты грибных блюд, компьютер, карточки с заданиями.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично поисковый, словесный, наглядно-образный,

игровой.


ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальная, групповая, фронтальная.


ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы

Программированный опрос.

  1. Микология – наука о грибах.

а) да б) нет

2. Клетка гриба имеет ядро.

а) да б) нет

3. Основа гриба – мицелий.

а) да б) нет

4. Все грибы имеют пенек и шляпку.

а) да б) нет

5. Дрожжи – это одна почкующаяся клетка.

а) да б) нет.


Вопросы-ответы.

Учитель: Какое строение имеют грибы?

Ученики: Состоят из грибницы.

Учитель: Какие виды грибницы вам известны?

Ученики: Воздушная и почвенная.

Учитель: Из чего состоит воздушная грибница шляпочных грибов?

Ученики: Шляпка и пенек.

Учитель: Что они образуют?

Ученики: Плодовое тело.

Учитель: Какую роль играют разрушители в экосистеме?

Ученики: Они разлагают органические вещества отмерших организмов до более простых.


Загадки-стихотворения.

Учитель: Растут на опушке

Рыжие подружки,

А зовут их

Ученики: волнушки.

Учитель: Из-под травки прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички –

Рыжеватые

Ученики: лисички.

Учитель: Царь грибов на толстой ножке –

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он

Ученики: белый.

Учитель: Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я

Ученики: подосиновик.

Учитель: Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,

Собирай, не мешкай,

Это –

Ученики: сыроежки.


Проблема: В природе существует большое количество грибов. Какова роль грибов в жизнедеятельности человека, а также в биосфере?



  1. Совместное открытие знаний


Учитель. К какой группе организмов по способу питания относятся грибы?

Ученики: к гетеротрофам.

Учитель: Что это за организмы?

Ученики: Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами.


Группы грибов

паразиты

сапротрофы

Симбионты

Грибы – паразиты


Эти грибы используют для питания живые организмы, поселяясь на других грибах, водорослях, высших растениях, животных, вызывая их болезни. Они высасывают соки из живых клеток. Самыми распространенными грибами-паразитами являются головневые: спорынья и головня. Они заражают посевы злаковых, что приводит к гибели урожая. Также на деревьях паразитируют грибы-трутовики.

Грибы – симбионты


Учитель. Где чаще всего растут грибы?

Ученики: Около деревьев и в трав.

Учитель: Действительно так. Потому что мицелий срастается с корнями растений. Их сотрудничество взаимовыгодно.Как называется данное сотрудничество?

Ученики: Симбиоз.

Учитель: Подумайте, что дают грибам растения?

Ученики: Органические вещества.

Учитель: А что могут дать растениям грибы?

Ученики: Воду и минеральные вещества .


Микориза – переплетение корней растений с гифами мицелия гриба.

(записывают в тетрадь).


Грибы – сапротрофы.


Учитель. Грибы играют важную роль в жизни леса. Совместно с бактериями и другими микроорганизмами они разлагают и минерализуют отмершие остатки, превращая их в вещества доступные для питания растений. Не будь бы грибов, ежегодно опадающие листья копились бы в огромном количестве и препятствовали возобновлению леса. В данную группу входят как макроскопические, так и микроскопические. К микроскопическим относятся грибы рода мукор. (сообщение учащихся по выращиванию гриба-мукора . Приложение 1.)


Грибы в жизни человека.

Учитель. Грибы привлекли внимание людей с незапамятных времен. Судя по материалам археологических раскопок, наскальным рисункам и древним рукописям, наши далекие предки уже давно научились использовать грибы в пищу, а также древнейшие производства, как хлебопечение и виноделие не могли существовать без участия микроскопических дрожжевых грибов. (Рассматривают схему. Приложение 2).


Сообщения учащихся.

Ученик 1:

Загадка: Он на толстой ножке белой.

В яркой шляпке загорелой,

Кто его в лесу найдет,

Тот от радости поет. (Белый гриб).

Шляпочные грибы начали применяться в медицине еще в 17 веке. Белыми грибами лечили обмороженные части тела. Для этого грибы немного подсушивали, а затем получали экстракт. Употребление в пищу белых грибов предупреждает раковые заболевания. В этом же грибе содержатся антибиотики, которые губительны для палочки Коха (возбудителя туберкулеза) и для кишечной палочки.

Ученик 2:

Загадка. Красная шапочка

С белым горошком,

В фартучке белом,

Высокая ножка,

Внешне весьма

Привлекательный вид,

Помните все:

Этот гриб ядовит. (Мухомор.)

Издавна в народе водную и спиртовую настойку мухоморов использовали для лечения ревматизма, радикулита и ряда болезней нервной системы. Врачи применяют препараты красного мухомора в маленьких дозах при лечении заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем. Сок и мазь, приготовленные из плодового тела гриба, заживляют кожу, пораженную рентгеновским облучением.

Ученик 3:

Загадка. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть –

Нет головы. (Гриб).

Содержание витаминов в грибах различно. Витамина С в них мало, а витамина В в лисичках не меньше, чем в дрожжах. В белом грибе обнаружен витамин А. Очень много в грибах витамина Р, почти столько же, сколько в печени, а витамина Д ничуть не меньше, чем в хорошем сливочном масле. Грибы отличаются высоким содержанием воды. Значительно повышает питательность и придают вкус грибам глюкоза и другие сахара. Много в грибах ароматических веществ. Поэтому блюда из грибов повышают аппетит, усиливают отделение желудочного сока, улучшают пищеварение. Неповторимый аромат придают грибам эфирные масла.



  1. Закрепление

1 . Изобразите пантомимой: а) почкование дрожжей;

б) микоризу гриба с деревом.

2 . Решение кроссворда: «Грибы» (Приложение 3).

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ