Конспект урока биологии на тему «Опорно-двигательная система человека»
Урок по биологии с применением педагогической технологии трехмерной методической системы обучения ПТМСО Караева Ж.А.и Кобдиковай Ж. У.
Тема: Обобщение и закрепление по теме: «Опорно-двигательная система человека».
1-этап. Актуализация
1.Что служит опорой тела человека - скелет.
2.Что относится к опорно-двигательной системе? Кости и мышцы.
3.Активная часть опорно-двигательной системы- мышцы.
4. Кости образуют скелет, соединяясь друг с другом при помощи
суставов и хрящей.
5.Какие функции выполняет скелет?
Кроветворную, опорную и защитную.
6.Какие функции выполняют мышцы? Движение и защита.
ІІ-этап.
Теория
Для формирования знаний:
«Узнавание» Найди в тексте новые слова, термины, понятия, отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой
1. Клетки крови образуются в красном костном мозге?
2. Кости образованы костной тканью, которая является
разновидностью соединительной ткани?
3.По форме кости бывают короткие и длинные?
4. По строению выделяют три типа костей: трубчатые, плоские
и смешанные?
5. Снаружи кость покрыта надкостницей? За счет деления клеток
надкостницы кость растет в толщину и восстанавливается.
6. Какие ткани способствуют росту костей в длину? Хрящевые.
Учителя, составьте задания с участием перечисленных вопросов
по каждому абзацу
для его подетального разбора
Для данного этапа составьте наводящие вопросы(задания) для самостоятельного изучения темы, в процессе выполнения которых ученик смог бы сам назвать тему и сделать выводы, дать определение, вывести формулу и т.д. Для этого рекомендуем использовать в условиях заданий (один или несколько раз) вопросы, соответствующие перечисленным в первой графе микроцелям в «Теории полного усвоения» Б.Блума
2. «Понимание» (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д.
Рассмотрите рисунок и укажите,
из каких веществ состоят кости:
1. клетки костной ткани
2. костный мозг
3. губчатое вещество
4. желтый костный мозг
5-6 сосуды
7. плотное вещество
8. надкостница
1.Какие вещества входят в состав костей?
Органические и неорганические.
2.Почему у детей кости эластичные и упругие?
Органических веществ больше.
3.Какой белок придает костям упругость, гибкость и
эластичность? Оссеин.
3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце)
1. Позвоночник образован
33-34 позвонками.
2. Какие отделы позвоночника
обозначены на рис. 1-6?
1. шейный (7)
2-3. грудной (12)
4. поясничный (5)
5. крестцовый (5)
6. копчик (4-5)
3. Сколько изгибов имеет
позвоночник человека? 4 .
4. «Синтез»
а) (соединение частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.
Череп, состоит из мозгового и лицевого отделов. Мозговой отдел черепа образован неподвижно соединенными плоскими костями. Спереди располагается большая непарная лобная кость (1), сверху – теменные (9), с боковых сторон – височные (8), а сзади – непарная затылочная кость (7).
Лицевой отдел черепа состоит из верхней (3)и нижней (4) челюстей, носовых (2), скуловых(5) и других костей. Самыми крупными являются кости парной верхней и непарной нижней челюстей.
Практика: (для формирования умений и приобретения навыков через самостоятельное выполнение практических заданий у доски или на местах за партой):
5. «Применение» Выполни следующие задания ( № ....№.... №...., или упражнения) из учебника, сборника, других источников
Тест Мюненберга.
Задание на тренировку распределения и избирательности внимания «Найди слова» (среди буквенного текста вставлены слова найти и подчеркнуть).
Оаошгкостьзщизгибышрраапозвонкибличерепшзлсуставыолоопхрящитгошвнадкостницачапносеиншбскелетздлопаткашьакистьшгозакемышцалгдзчелюстийгепомяплюснаапвыыгрудинаьщогеродничоклроденключицалоелидомребрадлиплюплоскостопиестопабицепсавпогмапыпяаып
6. «Оценка»
(рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:
а) Как ты думаешь?
б) Как бы ты поступил?
в) Для чего это нужно в жизни?
г) Какое применение может найти?
Выберите правильные утверждения
Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ними двух тазовых костей. ( да )
К грудине прикрепляются 10 пар ребер. (нет)
Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы. (нет)
Череп, грудина, позвоночник – служат защитой важных органов. (да)
Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза – пример полуподвижного соединения костей. (нет)
Диафрагма разделяет грудную и брюшную полость и межреберные мышцы участвуют в дыхании. (да)
Снаружи мышцы покрыты надкосницей .(нет)
Фасция соединительная оболочка мышцы. (да)
Мышцы образованны мышечными клетками –миоцитами. (да)
Каждой кости крепится 4 мышцы антогонисты. (нет)
ІІІ-этап обратной связи (оценивание)
1 - уровень (5 баллов)
Теория:
1. «Узнавание»
Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д.
Назовите кости скелета
1 – кости черепа;
2 – ключица;
3 – лопатка;
4 – грудина;
5 – ребра;
6 – позвоночник;
7 – тазовая кость;
8 – плечевая кость;
9 – локтевая
10 - лучевая кости;
11 – кости запястья и кисти;
12 – бедренная кость;
13 – надколенная чашечка;
14 – большая берцовая;
15 – малая берцовая;
16 – предплюсна
17 - плюсна
18 - фаланги пальцев
Практика
5. «Применение»
(по образцу) Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №….№….или упражнения из учебника, сборника (назв. автора, страница…)
Неподвижное соединение образуется путем срастания костей.
Полуподвижное соединение – это соединение костей с помощью хрящей.
Подвижное соединение – это соединение костей с помощью суставов. Суставы обязательно включают следующие элементы: одной кости; головку другой кости; суставную сумку; внутрисуставные связки; суставную жидкость, суставную впадину.
Вставьте в предложения пропущенные слова.
1. При повреждении и растяжении связок в суставе происходит
смещение костей больше допустимой величины или изменение
их обычного направления.
2. При вывихе суставная головка одной кости может выйти из
суставной впадины.
3. Переломы бывают открытыми и закрытыми. При открытом переломе
происходит повреждение кровеносных сосудов, мышц и кожи.
Результат: Формирование 1-уровня компетентности (удовлетв.)
2 - уровень (+ 4 балла)
Теория:
2. «Понимание»
Понимание (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, докажи, придумай и т.д.
3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее.
рисунок 1 рисунок 2
Используя рисунки, выберете и зашифруйте правильные ответы
Пример: Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?
Ответ: рис.2 - 2,3,4,5
Какие кости образуют плечевой сустав? рис.1- 2,3
Какие кости образуют тазобедренный сустав? рис.2- 1
Какие кости являются самыми широкими? рис.1 -2; рис.2- 1
Какие кости образуют локтевой сустав? рис1.-4,5
Какие кости образуют плечевой пояс? рис1 -1,2
Какие кости длинные трубчатые? рис1.3,4,5 рис.2 2,4,3.
Пястные кости? рис.1-7
Малая и большая берцовая кости? рис.2-3,4
Фаланги пальцев? рис.1 -8
Пяточная кость? рис.2 -5
Практика:
5. «Применение»
(в измененной ситуации) №……№….задач или упражнений (указать учебники, сборники, авторы, стр…) или учитель, сами придумайте задания на применение в измененной ситуации
Используя рисунки вставьте пропущенные слова.
Работа мышц
1 – двуглавая мышца плеча (бицепс), сокращаясь, укорачивается;
2 – локоть сгибается; 3 – трехглавая мышца (трицепс) ослабляется;
4 – трицепс, сокращаясь, укорачивается; 5 – бицепс расслабляется и удлиняется; 6 – локоть выпрямляется.
Результат: Формирование 2-уровня компетентности ( 5+4=9 баллов = «хор.»)
3 - уровень (+ 3 балла)
Теория:
4. «Синтез»
а) Задания на синтез (соединенияе частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.
Практика:
6. Оценка
(рефлексия) (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:
а) Как ты думаешь?
б) Как бы ты поступил?
в) Для чего это нужно в жизни?
г) Какое применение может найти
Строение позвонка:
1 – тело позвонка;
2 – дуга позвонка;
3 – суставный отросток;
4 – остистый отросток;
5- поперечный отросток;
6 –позвоночное отверстие.
Виды позвонков
1 – шейный позвонок; 2 – грудной позвонок; 3 – поясничный позвонок
Каждый позвонок имеет тело, дугу и ряд отростков. Позвонки располагаются друг над другом, соединяются между собой хрящами, образуют спинномозговой канал, в который заключен спинной мозг.
Шейные позвонки (первый, второй) участвуют в повороте головы. Поясничные позвонки имеют более массивное тело, так как на них падает большая нагрузка. Крестцовые и копчиковые позвонки соединяются неподвижно друг с другом – срастаются.
Какие клетки составляют костную ткань?
Остеоциты- клетки за счет которых кость растет.
Из чего состоит межклеточное вещество костной ткани?
Из основного вещества оссеиновых волокон ( белка – коллагена) и неорганических соединений ( сульфата и карбоната кальция).
За счет чего кость растет в толщину и за счет чего в длину?
- У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась,
Что доказывает этот эксперимент?
За счет деления внутренних клеток надкостницы кость растет в толщину, за счет гладкого хряща в длину. У петуха оставили надкостницу, поэтому кость восстановилась.
На рост костей влияет гормон гипофиза соматотропин.
Почему при больших нагрузках наступает мышечное утомление?
Нехватка кислорода и накопление молочной кислоты, растяжения суставов и «усталость» нервных центров.
Результат: Формирование 3-уровня компетентности ( 9+3=12 баллов = «отл.») =
= полной компетенции по данной теме
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ