Конспект урока биологии на тему "Сообщество. Структура сообщества"
Сообщество. Структура сообщества.
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с природным сообществом, морфологической структурой сообщества, выявить причины видового разнообразия.
Развивающая: развивать умения учащихся творчески работать, развивать предметно-речевые навыки, познавательный интерес.
Воспитательная: воспитывать у учащихся дружелюбие, доброту, бережного отношения к своему здоровью и природе.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация на слайдах, картинки животных и растений, словари, ноутбук с интернетом.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Длительность этапов урока:
Орг.момент – 2 мин.
Изучение новой темы – 20 мин.
Физминутка – 3 мин.
Закрепление – 10 мин.
Итог, рефлексия, выводы – 5 мин.
Ход урока:
Орг.момент.
Добрый день!
Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас
Улыбка, уверенность. Что ж «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать (учащиеся садятся за парты)
На Вас надеюсь, я, друзья,
Ведь мы хороший, дружный класс
И все получится у нас.
Изучение новой темы
Сегодня у нас урок изучения новой темы. Как вы уже заметили, класс разделился на 3 группы. Надеюсь, на ваше взаимное сотрудничество и будем работать активно, дружно.
Тему урока мы узнаем, выполнив задание.
(на доске повешен ватман с заданием)
По порядку возрастания чисел из букв составляем слово.
Молодцы! С помощью задания мы узнали новое слово . . . (сообщество).
Тема нашего урока «Сообщество. Структура сообщества». Открыли все тетради и учебники. В учебнике страница 149, параграф 5.4. (учащиеся записывают тему урока в тетрадях).
Девиз урока «Я умею делать, я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать» (1 ученик зачитывает девиз урока из компьютерной презентации)
План изучения новой темы:
Что такое сообщество?
Видовое разнообразие сообщества.
Морфологическая структура сообщества (1 ученик зачитывает план урока).
Скажите мне, пожалуйста, а какие задачи мы поставим себе на урок, исходя из плана, приведенного на слайде (учащиеся сами формулируют задачи).
Молодцы! Правильно! Мы сегодня на уроке узнаем что такое сообщество или биоценоз, познакомимся с видовым разнообразием сообщества, узнаем про морфологическую структуру сообщества.
Все дружно приступает к изучению к изучению 1-го вопроса новой темы. А с собой мы возьмем О (осанку), У (улыбку), Н (настроение), В (веру в свои силы) ( на доске повешены буквы О, У, Н, В).
Чтобы узнать, что такое сообщество мы немножко поработаем со словарями и компьютером на интернете
(Учащиеся работают с дополнительными источниками информации).
Сообщество – это совокупность животных, растений, грибов, микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема. Сообщество по-другому мы называем биоценозом. Например: совокупность всех живых организмов участка леса или пруда биоценоз пруда.
О составе сообщества судят, прежде всего, по видовому разнообразию.
Видовое разнообразие – висло разных видов растений и животных, образующих биоценоз. Чем больше видовое разнообразие, там устойчивое система. Например: изменение климата или иных факторов могут привести к исчезновению одного вида, однако эта потеря будет компенсироваться за счет других видов, близких к выбывшему по своей специализации.
Доклад учащегося о факторах, влияющих на видовое разнообразие.
Факторы, влияющие на видовое разнообразие
Географическое положение (с севера на юг число видов в сообществе возрастает) вопрос к учащимися «Как вы думаете почему?»
Климатические условия (в теплых и влажных условиях в сообществе обитает больше видов) Почему?
Исторический фактор (чем древнее сообщество, тем больше количество видов составляют его)
Тип сообщества (в тропическом лесу видов больше, чем в хвойном лесу) Почему?
Наличие видов - средообразователей ( сосны подавляют, дуб увеличивает число видов рядом с собой) Почему?
Морфологическая структура
Любые сообщества обладают некоторыми признаками. К таким признакам относят соотношение организмов с определенными типами внешнего строения, т.е. жизненными формами.
На странице 152 есть определение жизненной формы. Кто находит первой определение.
Определенные типы внешнего строения организмов, возникшие как приспособления к условиям местообитания, называются жизненными формами.
Жизненные формы растений и животных определяют по учебнику.
Жизненные формы растений.
Правильно, деревья, кустарники и травы (по группам раздаются картинки дерева, кустарника, травы, учащиеся составляют характеристику жизненной форме и выбирают растения, которые относятся к данной жизненной форме).
Жизненные формы водных организмов (по местообитанию) учащиеся по читают жизненные формы.
Планктон – представлен организмами, свободно плавающими на поверхности воды (растения – водоросли, животные – мелкие рачки).
Нектон – организмы обитают в толще воды, способны к активному передвижению (рыбы, кальмары, китообразные и т.д.)
Бентос – организмы, обитающие на дне водоема.
Жизненные формы животных суши (по способу передвижения)
Прыгающие (сильно развиты задние ноги).
Бегающие, ходящие (все ноги развиты равномерно).
Плавающие (есть перепонки между пальцами).
Летающие.
Ползающие (конечные редуцированы).
Лазающие (цепкие конечности).
Физминутка
Мы славненько поработали, теперь немножко отдохнем. Все положили ручки на парты и встали за края парт. Я вам буду показывать картинки животных, а вы должны своими движениями показывать передвижение животных.
Теперь медленно садимся.
Сейчас улыбнитесь друг к другу. Подарите и мне улыбку. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Будьте всегда жизнерадостными, улыбчивыми, добрыми. Недаром улыбку человека сравнивают с Солнцем. Когда на улице ясно, светло в душе хорошо, а когда пасмурно нам как-то нехорошо. И Вы дарите всегда своим близким, родным, учителям, друзьям свои улыбки.
Закрепление
Дифференцированные задания
Работа с картинками по определению жизненной формы.
Тестовая работа (учащимся раздаются задания)
Задание на соответствие.
Итог урока
Сегодня на уроке, с какой темой мы познакомились?
(выставление оценок в журнал).
Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на компьютере:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
мне захотелось…
Домашнее задание.
Прочитать тему в учебнике параграф 5.4 стр.149-154
Нарисовать биоценоз леса или пруда.
Задания на выбор
Написать сочинение «Жизнь в тропическом лесу»
С помощью дополнительных источников информации найти растения и животные озера Байкал и определить их жизненные формы.
Вывод урока:
Девиз урока «Я умею делать, я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выбирать». Учащиеся объясняют смысл девиза.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ