Конспект урока биологии в 7 классе «Значение листьев в жизни растений»

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида

Нижегородская область

р.п. Красные Баки





Тема:



Конспект урока биологии в 7 классе



«Значение листьев в жизни растений»





Выполнила:

учитель биологии

МКС(К)ОУ Краснобаковской

школы-интерната VIII вида

Скворцова Татьяна Александровна





р.п. Красные Баки

Тема урока: Значение листьев в жизни растений.

Класс: 7.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний.

Вид урока: комбинированный


Цель урока: познакомить учащихся с процессом фотосинтеза.

- обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о значении листа для растений;
- развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
-воспитательные: прививать любовь к окружающему миру.


Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:

  • Умение работать самостоятельно.

  • Умение распознавать и описывать на гербарных объектах особенности строения листьев растений и делать их описание.

  • Умение сравнивать группы растений и делать выводы на основе сравнения.

  • Умение анализировать и делать выводы.

Формируемые понятия:

  • Фотосинтез.

  • Хлорофилл.

  • Органические вещества.

Дидактические средства и материалы:

  • Учебник Биология 6 класс. И.В. Романов, Т.А. Козлова, М.: «Дрофа», 2013;

  • Гербарий.

  • Мультимедиапроектор.

  • Презентация.









Хронометраж урока:


  1. Организационный момент 1 минута

  2. Актуализация знаний. 12 минут

  3. Сообщение темы и задач урока. 1 минута

  4. Изучение нового материала. 10 минут

  5. Физкультминутка. 2 минуты

  6. Значение процесса фотосинтеза. 6 минут

  7. Закрепление полученных знаний. 6 минут

  8. Подведение итога урока 1минута

  9. Домашнее задание 1минута



















Ход урока


Структура урока


Методы и средства обучения

  1. Организационный момент.

У: Нельзя себе представить землю без растений. Мы любим осинки, берёзовые рощи, сосновые боры. У всех растений свои особенности. Одни растут на сухих песках, другие – среди болот или по берегам рек и озёр. И все они красивы. И каждое растение имеет большое значение, как для самого себя, так и для природы в целом.

У: Сегодня на уроке мне потребуются ваши знания, внимание, а главное умение работать в полную силу и с интересом.

Мотивационный компонент учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на учебную деятельность.

  1. Актуализация знаний.

У: Ребята, на предыдущих уроках мы с вами изучили строения листьев растений и выяснили, что у каждого растения листья индивидуальны, но в чем то, они и схожи. Вспомните, что пересекает листовые пластины у растений во всех направлениях.

Д: Жилки.

У: Правильно. Как называется расположение жилок на листовой пластине?

Д: Жилкование листьев.

У: Какие типы жилкования мы изучили?

Д: Дуговое, параллельное и сетчатое.

У: У разных растений одинаковое или различное жилкование листьев?

Д: Предположительные ответы: у однодольных – параллельное и дуговое, у двудольных – сетчатое.

У: А по каким внешним признакам ещё листья отличаются друг от друга?

Д: Предположительные ответы: по форме листовой пластины (простые и сложные), по способу прикрепления к стеблю (черешковый и сидячие листья).

У: Правильно! Сейчас Вам предстоит выполнить задание. Рассмотрите листья растений, изучите внешний вид листа и форму, определите тип жилкования. Изученные данные оформите в таблицу. (Слайд)

Учитель проверяет выполненное задание совместно с учениками.(Слайд)

У: (Слайд) В 18 веке в 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт: он поместил двух мышей под стеклянный колпак, но под один из колпаков поставил комнатное растение. Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что произошло с мышью, где не было комнатного растения.

Д: Мышь погибла.

У: Да, к сожалению мышь погибла. Подумайте, как можно объяснить тот факт, что мышь под вторым колпаком, куда было помещено комнатное растение, осталась живой?

Д: Варианты ответов.

У: Вы хотите ответить на этот вопрос?












Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций









Самостоятельная работа способствует активизации логического мышления,

развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся.



Опора на жизненный опыт учащихся













Постановка проблемного вопроса, формирование познавательного интереса для изучения новой темы урока

  1. Сообщение темы и задач урока.

Тема урока: «Значение листьев в жизни растений». (Слайд )

У: Тема урока: «Значение листьев в жизни растений». (Запись темы урока в тетрадь).

У: (Слайд ) На уроке мы:

  1. Продолжим формировать знания об органе растения листе.

  2. Познакомимся с процессом фотосинтеза.

  3. Выясним значение этого процесса для растения и для человека.

Операционный компонент учебной деятельности. Подготовка к этапу восприятия нового материала



Постановка цели урока

Организация действий учащихся по её принятию


IV. Изучение нового материала.

У. Вернёмся к опыту. Если мышь, которая была под колпаком с растением осталась жить, значит, причина кроется в чём?

Д: Предположительный ответ в растении.

У: Верно, в растении. Рассмотрим зелёный лист растения. (Слайд)

У: У листьев есть мельчайшие отверстия поры, по которым в лист поступает углекислый газ. (Слайд) По сосудам из стебля в лист поступает вода и растворённые минеральные вещества. (Слайд) На лист падают лучи солнечного света. (Слайд) И в результате этого процесса зелёные листья выделяют кислород. (Слайд)

У: Ребята, в 6 классе мы, изучая тему «Воздух», выяснили, что воздух состоит из кислорода, углекислого газа и азота.

У: Вспомните, какой из перечисленных газов необходим живым существам для дыхания?

Д: Кислород.

У: Верно. Вот мы и ответили на вопрос, почему мышка осталась жить. Комнатное растение выделяло кислород, а мышь использовала его для дыхания.

У: Но и это ещё не всё. В результате этого процесса в листьях, кроме кислорода образуются органические вещества. (Слайд)

У: Этот сложный процесс образования органических веществ и кислорода из углекислого газа и воды происходит в мельчайших зёрнах зелёного цвета, которые находятся в листьях и которые придают ему этот цвет. (Слайд) Вещество это называется – Хлорофилл.

Словарная работа. На доске вывешивается карточка со словом «Хлорофилл».

У: Образование органических веществ на свету с помощью хлорофилла называют фотосинтезом. (Слайд)

Словарная работа. На доске вывешивается карточка со словом «Фотосинтезом»

У: Запомните, в отличие от других живых организмов растения не поглощают органические вещества, они синтезируют их сами.


Формирование интереса.

Использование наглядности, как коррекционно-развивающий приём, мотивация к обучению








Связь ранее изученного материала.

Использование вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся

Включение учащихся в активную учебно-поисковую деятельность






Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся

Научное формирование целостной картины мира .



Словарная работа.

Активизация словаря, расширение кругозора


V. Физкультминутка.

Теперь давайте немного отдохнем.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места!

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой любимый мяч.

Здоровьесберегающие технологии. Смена видов деятельности.

Снятие зрительного и эмоционального напряжения


VI. Значение процесса фотосинтеза.

У: Итак, давайте вспомним всё, что я вам сейчас рассказала. Какой газ поглощают зелёные листья растений?

Д: Углекислый. (Слайд)

У: Какое вещество поступает по сосудам стебля в листья?

Д: Вода. (Слайд)

У: Какое важное условие необходимо?

Д: Солнечный свет. (Слайд)

У: Какой газ выделяют зелёные листья растений?

Д: Кислород. (Слайд)

У: Какие сложные вещества образуются в листьях.

Д: Органические вещества (Слайд).

У: Дайте название этому процессу.

Д: Фотосинтез.(Слайд)

У: Как называется вещество, в котором происходит процесс фотосинтеза.

Д: Хлорофилл. (Слайд)

Запись в тетрадь схемы фотосинтеза.

У: Ребята, послушайте слова К.А. Тимирязева «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь.

Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях» (Слайд)

У: Как вы понимаете это выражение?

Д: Варианты ответов детей.

У: Органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза человек использует в пище. (Слайд), (Слайд).

Развивающий характер проверки изученного материала.

Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций



Развитие речи и навыков коммуникативного общения.













Научное формирование целостной картины мира Экологическое воспитание

Опора на жизненный опыт учащихся



Развитие речи и навыков коммуникативного общения.

Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся

VII. Закрепление полученных знаний.

У: Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного.

Ответьте на вопросы:

1.Какой процесс называют фотосинтезом?

2.При помощи какого вещества в листьях происходит процесс фотосинтеза?

3. Из чего в зелёных листьях образуются органические вещества?

4. Какой газ выделяется из зелёных листьев на свету? Каково его значение для живых организмов?

5 . Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза?

Проверка полноты осознанности, действительности и прочности полученных знаний


VIII. Подведение итога урока

У: Ребята вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Я думаю, вам будет, чем интересным поделиться с родителями, воспитателями, друзьями.

У: Я уверена, что полученные вами знания на этом уроке принесут вам пользу. Сегодня каждый из вас внёс свою лепту в наш урок, поэтому он получился у нас интересным. Я довольна вашей работой. А как вы бы оценили свою работу? Нарисуйте на странице в тетради смайлик, по своему настроению. (Слайд)

Формирование положительных эмоций

Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока

Вскрыть недостатки, показать пути их преодоления

Развитие самооценки

IX. Домашнее задание

У: Домашнее задание прочитать § 16. Значение листьев в жизни растений. Прочитать на стр. 59 дополнительную информацию «Это интересно».

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.






 















Литература.

  1. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием Дошкольное воспитание. - 1998.

  2. Как учить и развивать умственно отсталых детей Сост. К. Грюневальд. - СПб.: Петербург XXI век, 1994.

  3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. –М., 2000.

  4. Романов И.В., Козлова Т.А.. Биология 7 класс, М: «Дрофа», 2013 г.

  5. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993.

  6. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах Дефектология. - 1995(6). - №1.



























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ