Конспект урока для 5 класса на тему "Разнообразный мир линий"
Тема урока № 1:Разнообразный мир линий (класс 5)
РАЗРАБОТАЛА: ЖУК Наталья Павловна
сформировать представления о многообразном мире линий, сформировать умения распознавать, описывать и характеризовать линии, видеть внутреннюю и внешнюю область линий , изображать и конструировать линии.
Цели по содержанию:
- обучающие: познакомить учащихся с видами линий на плоскости, показать практическое применение через выполнение реальных измерений и построений, решать задачи исследовательского характера, приводить примеры аналогов в окружающем мире, формировать наглядные представления о геометрических фигурах.
- развивающие: развивать умение воспринимать и усваивать новую информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: воспитание ценностного отношения к математическим знаниям, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Тип урока: урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений и исследований.
Методы:
По источникам знаний :словесные, практические, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: формирование умений;
Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование:.компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», мультимедиа проектор, компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2013. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др.. – М.:Просвещение, 2010. – 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2013. – 128 с
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Этапы урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Организационный
Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Создание ситуации успеха.
На ИД слайд 2,3.Приветственное слово учителя:
Учитель представляется и высказывает свое удовольствие от встречи с данным классом.
Испытывают чувство гордости за свою Родину
, за свою школу и за свой класс Включаются в деловой ритм урока
Саморегуляция действий при работе в новой обстановке, с новым коллективом и новым учителем.
Рефлексия
Определить настроение на начало урока
Учитель анализирует
полученную картину настроения учащихся
Учащиеся показывают карточку, которая соответствует их настроению(можно схематично зарисовать в тетрадь).
Навыки психологической рефлексии
Актуализации знаний и умений
Целеполагания
Развитие эстетического восприятия учебника и его успешного освоения.
Формирование представления о многообразном мире линий
На доске дата и запись «Классная работа. Разнообразный мир линий»
Предлагает детям почитать на стр.7 «Интересно».Впервые человек взял в руки кусок угля и провел им по стене пещеры еще в глубокой древности. Он изобразил контуры предметов, животных, объектов природы.
Из чего состоят эти рисунки?
Мы отправляемся в путешествие в разнообразный мир линий
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Один читает вслух
-из линий
Цель урока: познакомится с разными линиями и узнать как и где они применяются, как их построить.
.Учащиеся делают запись в тетрадь.
Прогнозирование, рефлексия
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели, планирование предстоящей деятельности.
Усвоение новых знаний и способов усвоения
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: разнообразный мир линий.
На экране появляется виртуальная лаборатория «Лини», учитель рисует замкнутую и незамкнутую линии.
Флеш –демонстрация 4 «ЛИНИИ»
На экране интерактивная модель
«Внутренняя и внешняя области»
Флеш-демонстрация 2 «Внутренняя и внешняя области»
Флеш-демонстрация 3 «Внутренняя и внешняя области»
Виды линий: фото (1.1)
Линии можно проводить от руки , а можно с помощью различных инструментов: линейки, циркуля, лекала. Все точки одинаковы, и одна точка от другой ничем не отличаются. А мир линий разнообразен. (рис.1.2)
Давайте поработаем с учебником страница 9
Линии делятся также на самопересекающиеся и линии без самопересечений
Вопрос: «Что изображено на рисунке?»
На рисунке 1.3 изображена
замкнутая линия без самопересечений. Она делит плоскость на две области – внутреннюю и внешнюю. Сама линия служит границей этих областей.
1.Начертите в тетради замкнутую линию, закрасьте внутреннюю область синим цветом, а внешнюю – красным.
2.Чтобы из одной области попасть в другую, надо пересечь ее границу.
2.Определить сколько раз три различные кривые пересекают границу между внешней и внутренней
(На столе у каждого распечататка для определения числа пересечений)
Где еще встречаются внешние и внутренние области?
Упражнения из учебника №1,2.
Ребята читают о происхождении слова «линия».
Отвечают на вопрос №3 ст.10 учебника.
Ребята рассматривают рис.1.2
Ребята рассматривают рис.1.4 Политическая карта Африки и смотрят на ИД
Флеш-демонстрацию 3 «Внутренняя и внешняя области»
Ответы: граница озера, море, граница государства и т.д.
Ребята выполняют упражнение
Рассматривают рисунок и подсчитывают количество точек пересечений.
Приводят примеры
Познавательные УУД: анализ данных,
постоение линий и их конструкций, распознавание различных линий , проводение наблюдений и
экспериментов под руководством учителя, формирование математической речи.
Регулятивные УУД: развитие внимания, сохранение цели и четкое выполнение требований познавательной задачи.
Физминутка
Учитель показывает несколько физических упражнений
Повторяют за учителем
Здоровьесбережение,
саморегуляция
Организация первичного закрепления
Установление правильности и осознанности изучения темы «Разнообразный мир линий».
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Выполняем упражнения из У. №6
Посетили одно большое государство. Какие наши новые знакомые?
Ребята выполняют в тетради, один человек комментирует решение с места.
КРИВЫЕ линии. Перечисляют.
Познавательные:Поиск и выделение необходимой информации, которая определяет данную предметную область, применение ее при выполнении практических заданий
Творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
Клетчатая бумага – это удобный «инструмент» для вычерчивания линий; он помогает видеть характерные точки линии, выработать алгоритм изображения.
Рисуем на клетчатой бумаге упр. Учебник №10 на воспроизведение рисунка всегда нужно начинать с анализа, который лучше выполнять с карандашом в руке. Спираль (№10) можно «прочитать»: одна клетка вправо, одна клетка вверх, две клетки влево, и т.д.; теперь легко будет ее воспроизвести. Сначала это нужно сделать «от руки», тонко очерченным простым карандашом, а потом при желании провести ярче уже намеченные линии с помощью линейки. (Можно все делать «от руки», без инструментов).
Учащиеся выполняют задание(помощь учителя при необходимости)
Позитивное отношение к учебному процессу, творческий подход к решению задач, умения эмоционального общения
Осознание роли приобретенных знаний и способов решения практических задач с помощью моделирования
Подведение итогов урока
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
Предлагается учащимся подвести итоги (стр.9 по вопросам и заданиям)
Обобщить знания и умения пот слайду
Отвечают на вопросы и выполняют задания
-Сообщают, чему научились, что узнали на уроке
Осознание роли приобретенных знаний и способов решения практических задач с помощью
моделирования
различных линий.
Контроль и оценка процесса и результата деятельности, выделение и осознание учащимися
того, что уже усвоено.
Сопоставление внешней оценки учителя и самооценки. Сопоставление и сравнение личных успехов
с успехами других.
Рефлексия
Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке
Просьба учителя нарисовать в тетрадь рисунок из слайда, который соответствует настроению учащегося в конце урока
Дети рисуют значок в тетради
Навыки психологической рефлексии, умение выражать настроение, анализировать его в течение урока.
Информирования о домашней работе
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Учитель комментирует домашнее задание по тексту учебника и отвечает на вопросы учащихся.
Задают вопросы при непонимании. Записывают задание в дневники
Формирование регулятивного опыта.
Развитие умений формулировать вопросы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ