Конспект урока для 6 класса "Строение стебля"





 Автор(ы):
Автор(ы): 
Звягинцева Светлана Олеговна
Место работы, должность:
МБОУ Дячкинская СОШ, учитель биологии
Регион:
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учащиеся
Учитель
Класс(ы):
6 класс
Предмет(ы):
Биология
Учебник:
Биология (Бактерии. Грибы. Растения) 6 класс, автор В.В. Пасечник
 
Тема:Строение стебля
Цель урока: познакомить учащихся с внутренним и внешним строением стебля.
Задачи:
- обучающая – продолжить формирование понятия о клеточном строении стебля. Взаимосвязи между его строением и выполняемыми им; 
- развивающая – вырабатывать практические умения по определению и распознаванию слоев стебля; развивать умение выявлять главное, обобщать, сравнивать и делать выводы; 
- воспитывающая- формировать умения совместной деятельности, чувство бережного отношения к природе. 
Оборудование: однолетние побеги деревянистых побегов; спилы стеблей деревьев; таблица «Микроскопическое строение стебля»
Тип урока: урок новых знаний
 
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.
Этапы работы
Содержание этапа
(заполняется педагогом)
Организационный момент, включающий:
- постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) 
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; 
- описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) 
 
Цели для учащихся: эмоционально настроиться на урок.
Цели для учителя: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить обучающихся к общению и предстоящему занятию, достичь эмоционального настроя на урок, создать ситуацию успеха для каждого обучающегося.
Метод: словесный.
Содержание: вступительное слово учителя в стихотворной форме на фон пения птиц.
 
Чудесный день!
И настроение чудесное –подстать!
Позвольте наш урок с улыбки мне начать!
Подарите улыбку друг другу и мне!
Очень рада вас видеть и готова с вами сотрудничать!
 
 
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
- определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); 
- определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; 
- описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; 
- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; 
- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; 
- описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; 
- описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; 
- описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса 
Цели для учащихся: актуализация имеющихся знаний.
Цели для учителя: активизация деятельности обучающихся, выявление причинно-следственных связей по изученной теме, всесторонне проверить знания обучающихся, организовать и целенаправить познавательную деятельность обучающихся.
Методы: индивидуальный, фронтальный опрос, объяснительный, сотрудничество, словесно – наглядный
- фронтальный опрос 
- работа с таблицами 
- работа по опорной схеме (ликвидация пробелов знаний с обучающимися) 
- дифференцированный подход 
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?( Лист)
Давайте проверим, как вы усвоили эту тему.
- Фронтальный опрос 
- Какие функции выполняет лист растения?
- Каково внешнее строение листа? (рисунок на доске)
- Какие листья называют сложными, а какие простые?
- Какую функцию выполняют жилки листа?
2. Работа со схемами
- составить схему «Жилкование листьев» (1 уч-ся)
- зарисовать типы жилкования листьев (2 уч-ся)
 
3.Работа с таблицами
- строение кожицы
- строение мякоти листа
 
- Найти соответствие между составляющими проводящих пучков и их строением и функциями 
Проводящие пучки
Особенности строения, функции
- Сосуды 
А)Образованы живыми длинными клетками, по ним передвигаются растворы органических веществ
- Ситовидные трубки 
Б) Вытянутые клетки с толстыми стенками, придают прочность листу
- Волокна 
В) Образованы живыми клетками, по ним передвигаются вода и растворенные в ней минеральные вещества.
Ответ: 1) – В) 2) – А); 3) – Б)
Подведение итогов этапа. Оценивание работы.
Формулирование темы и задач урока Данный этап предполагает:
- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); 
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; 
- изложение основных положений пройденного учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); 
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; 
- описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; 
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе повторения пройденного учебного материала;
Цели для учащихся: умение ставить цели и задачи, составление плана работы, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
Цели для учителя: обеспечение мотивации обучающихся, учить самоорганизации при выполнении учебной задачи.
Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Тема сегодняшнего урока будет логично рассматривать после темы: «Лист». Лист тесно связан с этим органом растения, так как благодаря ему лист выносится к солнцу и получает максимальное количество солнечной энергии? Что это за орган растения? Изучали мы его? изучили? Что для нас остается еще загадкой? Правильно: внешнее и внутреннее строение стебля.
Итак, тема урока: Строение стебля.
Зная тему урока, давайте попробуем сформулировать цели урока. Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?
- мы познакомимся с внешним и внутренним строением стебля древесного растения; 
- установим взаимосвязь строения клеток и тканей стебля с их функциями; 
- научимся определять и распознавать слои стебля. 
 
Цели для учащихся: узнать о внешнем и внутреннем строении стебля; особенностями образования годичных колец,
Цели для учителя: познакомить обучающихся с особенностями строения стебля; с тканями, образующими стебель; с особенностями роста стебля в толщину..
Методы: частично-поисковый, практический
- Функции стебля 
- Как вы думаете, для чего растению нужен стебель? Какую функцию он выполняет?
(осевая часть побега, поводить пит.вещества, выносит листья к свету, на нем развиваются листья, цветки, плоды с семенами)
 
 
- Разнообразие стеблей 
Стр. 124, рис. 89
Познакомиться с текстом, рисунком п. 26 и построить схему (кластер) «Разнообразие стеблей»
Рассмотрите комнатные растения в нашем классе6 циперус, колеус, бегония , фикус. Чем отличаются у них стебли? Различают два типа стеблей. (схема в тетрадь)
 
 
Типы стеблей
травянистые деревянистые
(лигнин)
 
Стебли также различаются по направлению роста. Можно выделить следующие виды стеблей (особенно у травянистых). Составляем схему (кластер)
 
прямостоячий лазающий
 
 
 
Разнообразие стеблей
 
 
 
 
 
 
 
 
вьющийся ползучий
 
 
- Внутреннее строение стебля. 
На каждом столе лежит однолетний побег и спил дерева. Учащиеся разглядывают их и определяют слои и ткани стебля.
Работа с таблицей на доске, рисунками в учебнике рис.90 и 91, в тетради.
Рассказ учителя о внутреннем строении стебля.
На спиле можно легко различить следующие участки: кору, камбий, древесину и сердцевину. Молодые стебли покрыты кожицей, которая затем заменяется пробкой. Это покровные ткани, которые защищают внутренние ткани от излишнего испарения, повреждений, проникновения пыли и микроорганизмов.
На кожице стебля развиваются чечевички. Они играют такую же функцию, что и устьица на листьях. Какую? Правильно, осуществляют газообмен.
Луб – следующий слой после коры стебля. Он образован разными группами клеток, поэтому выполняет несколько функций. Ситовидные трубки – образованы живыми клетками, проводят растворы органических веществ. Лубяные волокна – образованы клетками с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками, придают прочность.
Камбий – слой между корой и сердцевиной. Узкие длинные клетки с тонкими оболочками. Обнаружить нельзя, но почувствовать можно – содрав часть коры с поверхности древесины и проведя пальцами по обнаженному месту, можно почувствовать увлажненную древесину. Это и есть содержимое клеток камбия.
Древесина – основная часть стебля. Образована клетками разной формы и величины. Все слои клеток древесины, образовавшиеся в благоприятное время года, составляют годичное кольцо прироста.
Сердцевина – рыхлый слой в центре стебля, здесь откладываются запасы питательных веществ.

 
 
 
 
 
 
 Подведение итогов этапа. Взаимопроверка качества выполнения задания по обозначению слоев среза стебля.
Подведение итогов этапа. Взаимопроверка качества выполнения задания по обозначению слоев среза стебля.
Закрепление учебного материала, предполагающее:
- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); 
- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; 
- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. 
- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; 
Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Цели для учащихся: повторение и закрепление темы, умение оценивать результат деятельности, выявлять свои ошибки, понимать успех. Цели для учителя: проверить степень освоенности материала Метод: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, самостоятельная познавательная деятельность, контроль, самоконтроль
Фронтальный опрос:
- какие слои образует стебель древесного растения?
- сохраняется ли кожица на старых стеблях?
- что такое чечевичка и какое значение она имеет для растения?
- как образуются годичные кольца?
 
Тест
- Стебель состоит из… 
- Коры, камбия, древесины, сердцевины; 
- Кожицы, срединной ткани листа и жилки; 
- Кожицы, пробки, луба. 
- Кора стебля состоит из… 
- Кожицы, пробки, луба; 
- Камбия, луба. 
- Камбий … 
- Осуществляет проводящую функцию; 
- Наращивает стебель в толщину; 
- Откладывает в своих клетках запасные органические вещества. 
- Сердцевина… 
- Осуществляет проводящую функцию; 
- Наращивает стебель в толщину; 
- Откладывает в своих клетках запасные органические вещества. 
- В каком направлении перемещаются растворы органических веществ по лубу? 
- От листьев к корням; 
- От корней к листьям. 
- В какую сторону направлен ток растворов минеральных веществ по древесине? 
- От листьев к корням; 
- От корней к листьям. 
Ответ: 1. – 1); 2. – 1); 3. – 2); 4. – 3); 5. – 1); 6. – 2).
Итак, вспомните цели нашего урока. Достигли ли мы их?
 
Задание на дом, включающее:
- постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); 
- определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; 
- определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. 
С какой темой вы познакомились на уроке?
Как вы считаете, вам пригодятся знания о стебле в вашей жизни?
Оцените свою работу на уроке.
Подведите итоги и оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание п.26, ответить на вопросы, на 6 вопрос дать письменный ответ; познакомиться с дополнительным материалом в конце параграфа.
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ