Конспект урока для 7 класса «Тип Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности»

Школа: МКОУ «Алкинская ОО школа»

Учитель: Чернуха Елена Григорьевна

Предмет:биология

Класс:7 класс

Тема: «Тип Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности».

Тип урока:Изучение нового материала

Методы:Словесные (беседа, рассказ), практические (самостоятельная работа по карточкам), наглядные - (просмотр презентации «Моллюски», видеоклип)

Приборы и оборудование: учебник под редакцией Сонин Н.И., рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (таблица), презентация, видеоролик.

.

Технологическая карта изучения темы «Тип Mоллюски. Особенности строения и жизнедеятельности»


Тема

«Тип Mоллюски. Особенности строения и жизнедеятельности»

Цель



Задачи

Рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности животных типа Моллюски и их практическое значение


Образовательные: Формировать представление об особенностях внешнего и внутреннего строения моллюсков. Совершенствовать умение составлять схему, используя информацию, составлять опорную схему.

Способствовать развитию биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе на уроке.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность адекватно и бережно относиться к моллюскам.

- Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять и формулировать цель урока на основании предложенного материала; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями урока; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и биологических терминов.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:выбирать основания, критерии для сравнения, оценки и классификации объектов;

Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родо-видовых и ситуативно существенные признаки.

Знаково-символические УУД: обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, представление действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Планируемый результат

Предметные:

Знать особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков, а также особенновсти их жизнедеятельности.

Уметь различать моллюсков на основании внешних признаков. Уметь правильно формулировать определения понятий изучаемой темы (моллюски, двухстворчатые, брюхоногие, головоногие и т. д).

Уметь составлять схему к теоретическому материалу, используя систему условных обозначений.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметьоформлять свои мысли в устной и письменной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Тип Моллюски, Класс Брюхоногие, Класс Двустворчатые, Класс Головоногие, мантия, мантийная полость, раковина, щупальца.

Межпредметные связи

География, экология, физика, русский язык.

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

-Учебник Биология 7 класс В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, стр. 134 - 141

Тетради по биологии.

- Распечатка текста

  • презентация «Моллюски»

  • видеоклип

  • фотографии моллюсков

  • напечатанные таблица

  • карточки разных цветов (красные, зеленые, оранжевые)


Организация пространства (формы работы)

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа




Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (5мин)

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;






- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;



- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.



Слушают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.









Разгадывают ребус и высказывают свои мнения, о чем пойдет речь на уроке.

(приложение1)


(Ответы ребят--

Ответ Моллюски

Речь пойдет о Моллюсках.

Ответы: Улитки, устрицы, кальмары





















Потому что их тело мягкое.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем


Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Предлагает разгадать ребус

Слайд 1. Ребус Моллюски



Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.





Задает наводящие вопросы.

1.подготовка к уроку.











Какое слово у Вас ребята получалось и о ком, возможно, пойдет речь на уроке.














Формулируем тему урока. Тип Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности.




2. – Почему этих животных назвали моллюсками или мягкотелыми?











Уметь формулировать гипотезы.








Формулировка определения –Моллюски – это….

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).



Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).





Умение самостоятельно определять и формулировать цель урока на основании предложенного материала; Регулятивные УУД




Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родо-видовых и ситуативно существенные признаки.


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (15 мин)

Цели:

- организовать актуализацию умений составлять сравнительную таблицу,


- организуется выполнение учащимися учебного действия;













-организуется фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Проверка работы в парах 5 мин









- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Слушают задание.



Работают в парах, выделяют из текста данные и заносят в таблицу.





Проговаривают, что записали.

Слушают и смотрят слайды с верным ответом..



Фиксируют верные или неверные ответы.





Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем. Выполняют задание устно.



Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не понял, не нашел).




Раздается таблица, напечатанная и текст о моллюсках, учащимся необходимо её заполнить


(Приложение 2)




Учитель координирует работу, при необходимости, консультирует учащихся.



Спрашивает по желанию, что записали в ту или иную графу





Подтверждает или отвергает возможные ответы.








-Проводит опрос по вопросам




Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности

(Ответы на вопросы были в тексте)



-Каково значение моллюсков в жизнедеятельности человека?




-Как происходит размножение моллюсков..



Показ видеоролика





- На какие классы делится Тип моллюски?

- Презентация

Наша цель- выяснить, чем моллюски отличаются от других животных внешне, предположить, как они приобрели данные черты и для чего.???


Задание: Прочитать текст стр. 134 – 135 и заполнить таблицу



Приложение (правильно заполненная таблица)








Мы с вами выделили основные черты внешнего отличия моллюсков от других видов животных. А сейчас должны выяснить, в связи с чем могли развиться такие особенности и какие преимущества у моллюсков имеются

Демонстрация картинок, где моллюски в естественной среде.

- Где живут преимущественно моллюски( В воде)

- Какие приспособления для жизни в воде у них имеется (жабры)

-Какой тип нервной системы у моллюсков? (узловой тип)

- Какие органы чувств хорошо развиты у моллюсков? (глаза)

- Орган выделения моллюсков? (почки)

Отвечают на вопрос учителя (источник перламутра и жемчуга, используют в пищу,естественные очистители воды,)


- Преимущественно раздельнополые животные, у гермафродитных форм оплодотворение перекрестное


Просмотр видеоролика





- Брюхоногие, Головоногие, Двустворчатые

Уметь составлять рассказ по схеме к рисунку,

выделять главное из текста как при работе в парах, так при индивидуальной работе.



;уметь планировать своё действие при работе с цифровыми ресурсами в соответствии с поставленной задачей;



Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок


Уметь различать моллюсковна основании внешних признаков.




Уметь правильно формулировать определения понятий изучаемой темы Тип Моллюски, Класс Брюхоногие, Класс Двустворчатые, Класс Головоногие, мантия, мантийная полость, раковина, щупальца.


Знаково-символические УУД: обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, представление действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.


.- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: выбирать основания, критерии для сравнения, оценки и классификации объектов;


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).


Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).





Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родо-видовых и ситуативно существенные признаки



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).



Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).


физкультминутка


Звучит легкая музыка.

А сейчас мы с вами поиграем.

Сядем поудобнее. Закроем глаза и переместимся мысленно в подводный мир

Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала в право, затем влево

Вы увидели живого огромного кальмара - широко открываем лаза , нам страшно- зажмуриваемся. Трясем головой- не поверили.


Начинаем от страха глубоко дышать – вдох-выдох=вдох=выдох.

От страха по телу пошли мурашки- потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.

Снова открыли глаза-

Выдохнули – Фу- показалось—пожали плечами и широко улыбнулись соседу.

Спасибо.

Уметь о

слушать и понимать речь других


- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность адекватно и бережно относиться к пресмыкающимся.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7 мин)

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Поднимают карточки разных цветов, на нет- красную, на да- зеленую, на не знаю оранжевую и фиксируют себе верные ответы.

Организуется работа по само и взаимопроверке.

  1. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги (нет)

  2. Наружний слой раковины образован тончайшими пластинками извести (нет)

  3. Некоторые моллюски не имеют раковины (да)

  4. Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными перемычками (нет)

  5. Органы дыхания – жабры, у наземных представителей – легкие (да)

  6. Кровеносная система замкнутая (нет)

  7. Все доллюски – растительноядные животные (нет)

  8. Органы выделения моллюсков почки (да)

  9. Все моллюски – гермафродиты (нет)

10 Щупальца головоногих - это видоизмененная ного (да)



Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).


Логические УУД: умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подводить под понятия используемые для распознавания объекты; строить логические цепи рассуждений, доказательств; выявлять родовидовые и ситуативно-существенные признаки.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности































Домашнее задание.

Правила построения синквейна:

(приложение 3)


1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).


2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.


3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.


4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.


5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).



Организует фиксирование нового содержания.


Организует рефлексию.




















Организует самооценку учебной деятельности.
















-Записываем домашнее задание стр. 134-141 прочитать, подготовить сообщение по любой класс моллюсков



Спасибо за урок!!!

Заслушиваем 3 синквейна (пример)



Мы переходим к последнему этапу

. Подводим итог работы на уроке.


Составление синквейна.















Оцениваем работу на уроке


У кого без исправлений таблица-5 баллов, небольшие исправления «4», много исправлений «3»


Работа по карточкам

Одна ошибка – «5»

Две, три ошибки – «4»

Четыре ошибки «3»

Более 4 – «2»


За синквейн 5 баллов


Средний балл ваша сегодняшняя оценка- поставьте ее на листочек, а листочки сдайте.



Записывают домашнее задание


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).



Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).






























http://allforchildren.ru/rebus/rebus9/9-001.gif


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ