Проверочные работы по экологии растений
Проверочные работы
по
экологии растений.
1
Тема 1. Введение в экологию. Экология растений: раздел науки и учебная дисциплина.
Задание 1. Выберите из предложенных ответов на вопросы правильные. Поставьте соответствующие им цифры после каждого вопроса.
Вопросы
Что называется окружающей средой? _________________
Что называется факторами среды обитания? ________________
Что относится к абиотическим факторам? __________________
Что относится к биотическим факторам? __________________
Что относится к антропогенному фактору? _________________
Что называется экологией? ______________________________
Что изучает экология растений? __________________________
þ Ответы
Свет.
Микроорганизмы.
Растения.
Всё что окружает живой организм.
Температура.
Грибы.
Животные.
Тела природы, явления. Условия среды обитания того или иного организма, с которыми он находится в определённых отношениях.
Влажность.
Человек.
Изучение связей и взаимоотношений организмов с окружающей средой.
Бактерии.
Взаимосвязь растений со средой обитания.
Тема 2. Абиотический фактор – солнечная радиация.
Задание 1. Перечислите по порядку цвета солнечного спектра: красный, ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Какие лучи солнечного спектра используют для фотосинтеза? __________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте названия растений: береза, кувшинка, сосна, малина, мышиный горошек, ландыш, клён, кислица, черника, папоротники, мхи, одуванчик, подорожник. Из приведённого списка выпишите растения:
íсветолюбивые____________________________________________________
íтеневыносливые__________________________________________________
íтенелюбивые_______________________________________________________________________________________________________________________
2
Задание 4. Среди перечисленных признаков строения листа, выберите, которые характерны для светолюбивых растений (А) и тенелюбивых (Б):
Небольшие, плотные, светло-зелёные.
Крупные, тонкие, тёмно-зелёные.
Много устьиц.
Часто с восковым налётом или опушённые.
Устьица на верхней и нижней стороне листа.
На стебле листья расположены вертикально или ребром к солнцу.
Рассечённая листовая пластинка.
Вопросы.
Для чего нужен свет растениям?
Что называют солнечным спектром? Как его можно увидеть?
Где растут светолюбивые растения? Почему их так называют?
Назовите растения гетеротрофы.
Тема 3. Почва в жизни растений.
Задание 1. Заполните схему.
Основные типы почв Тамбовской области.
� � � �
£ £ £ £
Задание 2. Установите соответствие между названиями групп растений и их определениями.
Группы растений. Определение.
1. Псаммофиты А. Растения, произрастающие на солонцах
2. Оксилофиты Б. Растения песчаных почв.
3. Галофиты В. Растения, растущие на кислых почвах.
Задание 3. Вставьте пропущенные слова в предложение.
Разрушение ______________ почвы __________ и _________ называют эрозией.
Задание 4. Заполните таблицу.
Эрозия почв.
Причины эрозии
Меры предупреждения
1.Пыльные бури
2. Водная и овражная эрозия
Вопросы.
Чем отличаются солонцовые почвы от песчаных почв?
Дать характеристику чернозёмной почвы.
Для чего растениям нужна почва?
3
Тема 4. Вода в жизни растений.
Задание 1. Установите соответствие между названиями групп растений и определениями.
Определение. Группы растений.
Засухоустойчивые растения. А. Мезофиты
Наземно-водные растения, растущие Б. Гидатофиты
по берегам водоёмов В. Ксерофиты
Наземные растения, произрастающие Г. Гидрофиты
на влажных почвах и в условиях Д. Гигрофиты
влажного воздуха, но не имеющих
никаких приспособлений к засухе.
Растения, целиком или полностью,
погружённые в воду.
Наземные растения, произрастающие
в условиях умеренной влажности.
Задание 2. Из перечисленных ниже признаков, выпишите буквы, обозначающие признаки приспособленности растений к жизни в засушливых условиях:
А) Корневая система, уходит глубоко в почву;
Б) Листья имеют опушённость или покрыты восковым налётом;
В) Листовая пластинка опушённая;
Г) Устьица расположены в основном на нижней стороне листа;
Д) Устьиц много и расположены они на верхней стороне листа;
Е) Листья видоизменены в колючки.
Задание 3. Подчеркните признаки, характерные для растений, которые произрастают в местах умеренного увлажнения.
листовые пластинки крупные листья светло-зелёные вегетативные органы имеют густое опушение листовые пластинки мелкие с восковым налётом переносят непродолжительную засуху встречаются только по берегам водоёмов листья ярко-зелёные встречаются в лесу и на лугу
Задание 4. Выпишите названия влаголюбивых растений (I вариант), требующих умеренного увлажнения (II вариант):
мох сфагнум папоротник щитовник подорожник большой пижма обыкновенная цикорий обыкновенный сосна обыкновенная клевер луговой ромашка аптечная полынь горькая луговой хвощ ежа сборная рогоз
4
Вопросы.
Для чего нужна вода растениям?
Что такое мелиорация? Каковы последствия неправильного осушения и орошения почв?
Тема 5. Температура в жизни растений.
Задание 1. Как приспособлены растения к высоким температурам?
Задание 2. Как приспособлены растения к низким температурам?
Задание 3. Заполните схему.
Группы растений по отношению к низким температурам.
� � �
£ £ £
Задание 4. Заполните схему.
Группы растений по отношению к высоким температурам.
� � �
£ £ £
Тема 6. Воздух в жизни растений.
Задание 1. Заполните таблицу.
Газовый состав воздуха в жизни растений.
Составные части воздуха
Значение для жизни растений
Азот
Кислород
Углекислый газ
Сернистый газ
Выхлопные газы
Задание 2. Как ветер может повреждать деревья?
Задание 3. Каковы особенности ветроопыляемых растений? Выберите нужные ответы.
цветки крупные околоцветник невзрачный мелкие цветы собраны в соцветия соцветие имеет гибкую ось цветение происходит до распускания листьев пыльца липкая околоцветник яркий цветки без нектара рыльца цветков сильно опушены цветки с большим количеством нектара пыльца легкая, сухая
Задание 4. Каковы особенности плодов и семян, распространяемых ветром? Привести примеры.
5
Тема 7. Растительные сообщества.
Задание 1. Тест
Сосна занимает верхний ярус, потому что она:
А - любит тень
Б – влаголюбива
В - любит свет
Г – устойчива к засухе
2. В тёмном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:
А - заметны насекомым
Б – заметны людям
В – украшают лес
Г – растут на плодородной почве
3. Луг и лес:
А – растительные сообщества
Б – флора
В – растительность
Г – участок суши
4. Приспособленность растений к совместному обитанию состоит в:
А – реакции растений на сезонные изменения в природе
Б - их способность создавать органические вещества из неорганических
В – их способность поглощать воду и минеральные соли из почвы
Г – ярусном расположении их надземной части и корней.
5. Продолжительность жизни природных сообществ, стабильность зависит от:
А – разнообразия входящих в него видов
Б – числа ярусов в сообществе
В – числа видов травянистых растений
Г – числа животных, обитающих в этом сообществе
Задание 2. Дайте определение и приведите примеры.
Растительное сообщество или фитоценоз - ___________________________
________________________________________________________________
Примеры:______________________________________________________
Господствующий вид - ______________________________________________
Примеры: _________________________________________________________
Сопутствующий вид - _______________________________________________
Примеры: _________________________________________________________
6
Задание 3. Дополните предложения.
Жизненная форма – это внешний облик растения, отражающий его приспособленность_________________________________________________
_________________________________________________________________
Основные жизненные формы растений: _______________________________
__________________________________________________________________
Эфемероиды – это многолетние _______________________________________
__________________________________________________________________
Примеры:__________________________________________________________
Задание 4. Какие растения можно встретить в сообществе луга. Укажите условия обитания (влажность, тепло, освещённость).
Задание 5. Какие растения можно встретить в сообществе осиновых «кустов»?
Укажите названия растений, номер яруса, условия обитания (влажность, тепло, освещённость).
Вопросы.
Чем различаются жизненные формы и экологические группы растений?
Назовите важнейшие признаки растительных сообществ?
Как доказать взаимное влияние сосен в сосновом бору?
С какими причинами связаны смены растительных сообществ? Приведите примеры?
Загадки.
Много рук,
А нога одна.
(дерево)
Стоит столб до небес,
А на нём шатер-навес;
Красной меди столб точёный,
А навес сквозной, зелёный.
(сосна с красноватым стволом)
Листочки с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки
Не выше кочки.
(брусника)
Где-то, в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
7
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
(шиповник)
Кислит, а не щавель,
В тени, а не ель;
Листья – тройняшки
Нежней промокашки.
(кислица)
Цветок как бубенчик,
Беленький венчик…
Цветёт он не пышно,
Звенит ли? Не слышно.
(ландыш)
Тема 8. Сообщество живых организмов.
Задание 1. Тест
Органическими веществами живых организмов питаются:
А. паразиты Б. сапрофиты
В. автотрофы Г. простейшие
2. Органическими веществами отмерших организмов питаются:
А. паразиты Б. симбионты
В. сапрофиты Г. автотрофы
3. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называют:
А. паразиты Б. симбионты
В. гетеротрофы Г. автотрофы
4. Организмы, создающие органические вещества из неорганических, называют:
А. паразиты Б. автотрофы
В. сапрофиты Г. простейшие
Вопросы.
Растения, животные, грибы и другие организмы, совместно обитающие на определённой территории, образуют природные сообщества. Какова роль животных в жизни растений?
Растения в природе живут в сообществах. Какие связи существуют между этими растениями?
Почему лесоводы называют берёзу доброй няней ели?
8
Тема 9. Охрана окружающей среды.
Задание 1. Выпишите определения и приведите примеры.
Охраняемые растения - _____________________________________________
__________________________________________________________________
Редкие растения - __________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2.Из предложенных растений выпишите те, которые занесены в Красную книгу. Сосна, берёза, прострел (сон-трава), первоцвет (примула), осина, боярышник, ландыш майский, кандык сибирский, осот полевой, рябчик русский, вьюнок полевой, купена душистая.
_________________________________________________________________
________________________________________________________________
9
Список литературы:
Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. М.; ТЦ Сфера, 2005
Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. М.; Вентана-Граф, 2005.
Горская Н.А. Биология. Экология растений: 6 кл. Рабочая тетрадь. – М.; Вентана-Граф, 2002.
Пакулова В.М. Природа Неживая и живая. 5 кл.: Рабочая тетрадь/ В.М Пакулова, Н.В. Иванова. М.; Дрофа, 2003
Соколов А.С., Соколова Л.А Методические рекомендации к региональному курсу «Экология растений» 6 класс.- Тамбов: ТОИПКРО, 2006.
Задание 1. Установите соответствие между названиями групп растений и определениями.
Определение. Группы растений.
1. Засухоустойчивые растения. А. Мезофиты
2. Наземно-водные растения, растущие Б. Гидатофиты
по берегам водоёмов В. Ксерофиты
3. Наземные растения, произрастающие Г. Гидрофиты
на влажных почвах и в условиях Д. Гигрофиты
влажного воздуха, но не имеющих
никаких приспособлений к засухе.
4. Растения, целиком или полностью,
погружённые в воду.
5. Наземные растения, произрастающие
в условиях умеренной влажности.
__________________________________________________________________
Задание 1. Установите соответствие между названиями групп растений и определениями.
Определение. Группы растений.
1. Засухоустойчивые растения. А. Мезофиты
2. Наземно-водные растения, растущие Б. Гидатофиты
по берегам водоёмов В. Ксерофиты
3. Наземные растения, произрастающие Г. Гидрофиты
на влажных почвах и в условиях Д. Гигрофиты
влажного воздуха, но не имеющих
никаких приспособлений к засухе.
4. Растения, целиком или полностью,
погружённые в воду.
5. Наземные растения, произрастающие
в условиях умеренной влажности.
__________________________________________________________________
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ