РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по БИОЛОГИИ 9 класс на 2014-2015 год
МБОУ «Лицей №2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
БИОЛОГИИ
(базовый)
9 класс
на 2014__-2015__ учебный год
Составитель: Привизенцева Л.К.,
Учитель биологии и химии
первой квалификационной категории
Мытищи
2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа определяет содержание биологической подготовки учащихся в МБОУ «Лицей №2» и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и Примерной программы по биологии. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
По БУПу 2004 года на изучение биологии в 9 классе предусмотрено 68 часов, по Учебному плану МБОУ «Лицей №2» так же 68часов.
Курс является систематическим и определяется базовым уровнем образования, включающим изучение биологии в 9 классе.
Документы, взятые за основу при составлении программы
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии;
Федеральным БУП для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312);
Учебным планом МБОУ«Лицей №2» на 2014-2015 уч. год;
Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников основной ступени для ГИА 2015 года по биологии;
Примерной программой по биологии основного общего образования.
Изучение курса проводится по учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, Дрофа, 2012г. (включен в ФП учебных пособий на 2014-2015уч. год).
Основные цели и задачи, решаемые в процессе обучения:
обеспечение сознательного усвоения учащимися важнейших биологических законов, теорий, понятий;
знакомство учащихся с методами биологической науки;
формирование научного мировоззрения, а также понимания того, что биологическое образование – обязательный элемент культуры, необходимый каждому человеку;
воспитание трудолюбия, нравственности, бережного отношения к природе, уважения к преобразующим возможностям науки, понимание приоритета общечеловеческих ценностей;
развитие мышления учащихся, их самостоятельности и творческой активности в овладении знаниями, обучение разнообразным видам учебной деятельности;
формирование практических умений и навыков, профориентационная подготовка учащихся, направленная на обеспечение сознательного выбора профессии и формирования активной жизненной позиции.
Методологической основой организации обучения при изучении курса является личностно-ориентированный деятельностный подход, сущность которого кратко может быть выражена в следующих положениях:
построение обучения на высоком, но посильном для учащихся уровне трудности, обеспечивающем усвоение предмета на базовом уровне. Соблюдение меры трудности обеспечивает не механическое, а сознательное усвоение учащимися учебного материала;
изучение материала быстрым, но доступным для учащихся темпом;
осознание учащимися процесса учения, в том числе сознательное использование умственных приемов, направленных на целенаправленное формирование универсальных учебных действий.
Построение процесса обучения на всех этапах курса направлено на решение ключевых метапредметных задач:
обеспечивать высокий уровень образования учащихся, постоянно повышать уровень их индивидуальных достижений;
строить образовательную деятельность на основе ценностно-смыслового подхода: формировать стремление к саморазвитию, активную жизненную позицию, созидательную ценностную направленность;
создавать условия для самореализации учащихся в образовательном пространстве учебного заведения с целью формирования исследовательской позиции, творческого отношения к действительности;
в ходе образовательной деятельности формировать у учащихся культуру взаимоотношений, навыки конструктивного взаимодействия.
создавать условия для самоопределения учащихся, формирования самосознания и рефлексивной позиции.
Критерии оценок за устные и письменные работы (соответствуют государственным стандартам):
Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы
научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;
Оценка лабораторных работ.
Отметка «5»:
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая правила безопасности труда.
- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.
Отметка «4»:
- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Отметка «3»:
- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Отметка «2»:
- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1 Эволюция живого мира на Земле (24 часа)
Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (1 час)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие.
Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрации схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Демонстрации. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрации. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5 Микроэволюция (3 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее
механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические
характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные работы 1.Изучение приспособленности организмов к среде обитания. 2.Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора
Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (2часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и
биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрации примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрации схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Т е м а 1.8 Развитие жизни на Земле (5 часов)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и
распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрации учебных видеофильмов, отражающих фауну и флору
различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
РАЗДЕЛ 2 Структурная организация живых организмов (10 часов)
Тема 2.1 Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрации объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3 Строение и функции клеток (6 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл:
интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
Демонстрации. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторные работы 3. Изучение растительной и животной клетки под микроскопом 4. Митоз в корешке лука.
РАЗДЕЛ 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)
Т е м а 3.1 Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрации плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Т е м а 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об
эмбриональной изменчивости.
Демонстрации таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
РАЗДЕЛ 4 Наследственность и изменчивость организмов (16 часов)
Тема 4.1 Закономерности наследования признаков (10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрации. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа 1.Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2 Закономерности изменчивости (3 часа)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа 1.Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные
учащихся).
Тема 4.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов (3 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрации. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Лабораторная работа 5. Решение генетических задач и составление родословных. 6. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой
РАЗДЕЛ 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов)
Т е м а 5.1 Биосфера, ее структура и функции (8часов)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрации: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе; б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;в) кинофильма «Биосфера»;г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Лабораторные работы 1.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 2.Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
Тема 5.2 Биосфера и человек (3 часа)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрации карт заповедных территорий нашей страны.
Заключение (1 час)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
уроков
Тема урока
Применение ИКТ
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
1
Введение. Биология – наука о жизни
Презентация «Биология – наука о жизни»
03.09.2014
Раздел I. Эволюция живого мира на Земле (24 часа)
Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
(1 час)
2(1)
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
Видеофрагмент о многообразии живого мира.
05.09.2014
Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
3 (1)
Становление систематики.
Использование мультимедийного проектора для показа
системы живой природы.
10.09.2014
4(2)
Эволюционная теория Жанна Батиста Ламарка.
Использование мультимедийного проектора для показа
фотографии Жанна Батиста Ламарка
17.09.2014
Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)
5(1)
Научные и социально-экономические предпосылки
возникновения теории Ч.Дарвина
Использование мультимедийного проектора для показа фотографии Ч.Дарвина
19.09.2014
6(2)
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе
Использование мультимедийного проектора для показа
многообразия пород домашних животных.
24.09.2014
7(3)
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе
Использование мультимедийного проектора для показа форм борьбы за существование.
26.09.2014
8(4)
Формы естественного отбора.
Показ видеофрагмента о формах естественного отбора.
01.10.2014
Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4 часа)
9(1)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и
поведения животных
Показ видеофрагмента о приспособительных особенностях строения тела ската.
03.10.2014
10(2)
Лабораторная работа №1. «Изучение приспособленности
организмов к среде обитания»
Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе.
08.10.2014
11(3)
Забота о потомстве.
Презентация «Забота о потомстве»
10.10.2014
12(4)
Физиологические адаптации.
Презентация «Физиологические адаптации»
15.10.2014
Тема 1.5 Микроэволюция (3 часа)
13(1)
Вид, его критерии и структуры
Презентация «Критерии вида»
17.10.2014
14(2)
Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев
вида, результатов искусственного отбора»
Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе.
22.10.2014
15(3)
Эволюционная роль мутаций.
Презентация «Роль мутаций в процессе эволюции»
24.10.2014
Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (2часа)
16(1)
Главные направления эволюции
Презентация по теме урока.
29.10.2014
17(2)
Общие закономерности биологической эволюции
Презентация «Дивергенция и конвергенция»
31.10.2014
Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле (2 часа)
18(1)
Современные представления о возникновении жизни.
Использование мультимедийного проектора для показа материала к уроку.
12.11.2014
19(2)
Начальные этапы развития жизни.
Показ фрагмента видео о этапах развития жизни.
14.11.2014
Т е м а 1.8 Развитие жизни на Земле (5 часов)
20(1)
Жизнь в архейскую и протерозойскую эру.
Показ фрагмента видео о жизни в протерозойскую и архейскую эры.
19.11.2014
21(2)
Жизнь в палеозойскую эру.
Показ фрагмента видео о жизни в палеозойскую эру.
21.11.2014
22(3)
Жизнь в мезозойскую эру.
Показ фрагмента видео о жизни в мезозойскую эру.
26.11.2014
23(4)
Жизнь в кайнозойскую эру.
Показ фрагмента видео о жизни в кайнозойскую эру.
28.11.2014
24(5)
Происхождение человека.
Показ фрагмента видео о происхождении человека.
03.12.2014
РАЗДЕЛ 2 Структурная организация живых организмов (10 часов)
Тема 2.1 Химическая организация клетки (2 часа)
25(1)
Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
Презентация «Вещества, входящие в клетку»
10.12.2014
26(2)
Органические вещества, входящие в состав клетки.
Презентация «Вещества, входящие в клетку»
12.12.2014
Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2часа)
27(1)
Пластический обмен. Биосинтез белков
Использование мультимедийного проектора для показа материала к уроку.
17.12.2014
28(2)
Энергетический обмен
Использование мультимедийного проектора для показа материала к уроку.
19.12.2014
Тема 2.3 Строение и функции клеток (6 часов)
29(1)
Прокариотическая клетка
Использование мультимедийного проектора для показа прокариотической клетки.
24.12.2014
30(2)
Эукариотическая клетка
Использование мультимедийного проектора для показа эукариотической клетки.
26.12.2014
31(3)
Лабораторная работа №3 «Изучение растительной и животной
клетки под микроскопом»
Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе.
14.01.2015
32(4)
Эукариотическая клетка. Ядро.
Презентация «Состав ядра»
16.01.2015
33(5)
Деление клеток. Лабораторная работа №4 «Митоз в корешке
лука»
Использование мультимедийного проектора для показа инструкции к практической работе.
21.01.2015
34(6)
Клеточная теория строения клеток
Презентация «История открытия клетки»
23.01.2015
РАЗДЕЛ 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)
Т е м а 3.1 Размножение организмов (2 часа)
35(1)
Бесполое размножение
36(2)
Половое размножение.
Т е м а 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
37(1)
Эмбриональный период развития.
38(2)
Постэмбриональный период развития
39(3)
Общие закономерности развития. Биогенетический закон
РАЗДЕЛ 4 Наследственность и изменчивость организмов (16 часов)
Тема 4.1 Закономерности наследования признаков (10 часов)
40(1)
Основные понятия генетики
41(2)
Гибридологический метод изучения наследования признаков
Г.Менделя
42(3)
Первый закон Г.Менделя. Полное и неполное доминирование.
43(4)
Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет.
44(5)
Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя.
45(6)
Анализирующее скрещивание.
46(7)
Сцепленное наследование генов.
48(8)
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
49(9)
Взаимодействие генов
50(10)
Лабораторная работа №5 «Решение генетических задач и
составление родословных».
Тема 4.2 Закономерности изменчивости( 3 часа)
51(1)
Наследственная (генотипическая) изменчивость
52(2)
Фенотипическая изменчивость.
53(3)
Лабораторная работа №6 «Изучение изменчивости. Построение
вариационной кривой»
Тема 4.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов (3часа)
54(1)
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
55(2)
Методы селекции растений и животных.
56(3)
Селекция микроорганизмов.
Раздел V. Взаимоотношения организмов и среды. Основы
экологии (11часов)
Т е м а 5.1 Биосфера, еѐ структуры и функции (8часов)
57(1)
Структура биосферы.
58(2)
Круговорот веществ в природе.
59(3)
История формирования сообществ живых организмов.
60(4)
Биогеоценозы и биоценозы.
61(5)
Абиотические факторы среды.
62(6)
Интенсивность действия факторов среды.
63(7)
Биотические факторы среды
64(8)
Взаимоотношения между организмами.
Тема 5.2 Биосфера и человек(3часа)
65(1)
Природные ресурсы и их использование.
66(2)
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
67(3)
Охрана природы и основы рационального природопользования.
68
Итоговый урок.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Обязательная литература для учащихся:(учебник)
1. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Изд. «Дрофа», 2002.
Рекомендуемая литература для учащихся:
1. Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику
2. Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Дидактические карточки — задания к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности».
Литература для учителя:
Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой
организм» / Н. И. Сонин, Е. Т. Бровкина. — 4-е изд.. стереотип. — М.:
Дрофа, 2001. —96 с
ЦОР:
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006.
Биология. 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. Министерство образования РФ. @ ГУ РЦ ЭМТО @ ООО Физикон, 2003 год.
1 С:Репетитор. Биология. для абитуриентов, старшеклассников и учителей. АОЭТ «1С», 1996-2001 гг.
Репетитор по Биологии Кирилла и Мефодия. «Кирилл и Мефодий», 1999 год.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей химии и биологии
от 28.08.2014г.№1
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УМР
______________________/ Т.А.Кондакова/ 28.08.2014
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ