Статья "Одаренные дети – кто они?"

Одаренные дети – кто они?


Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманистичности педагогики мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка.

В. Штерн предлагает следующее определение одаренности: Умственная одаренность есть «общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни». Он подчеркивает, что признак приспособления выдвигает зависимость действий от внешних моментов (задач, требований жизни) и отличает умственную одаренность от гениальности. Сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве. А признак всеобщности отличает умственную одаренность от таланта, характерная особенность которого состоит именно в ограничении умственных способностей одной областью содержания.

Умственно одарен тот, кто легко приспосабливается к новым требованиям при различных условиях и в различных областях.

Необходимо изучить и принять все индивидуальные особенности поведения одаренного ребенка: его нежелание безоговорочно подчиняться и принимать все сказанное нами на веру, его «тугодумство» или, наоборот, привычку моментально высказываться вслух, перебивать других, отключаться от урока. Такого ребенка надо сначала понять и принять, а лишь потом думать о его воспитании.

У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Педагог должен преодолеть сложившееся представление о вреде «зазнайства» и не только не разрушать такую самооценку, но наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями.

Мы «выращиваем» способности каждого конкретного ребенка, предлагаем ему систему развивающих, творческих задач, через подготовку к участию в школьных, городских, областных, окружных и Всероссийских турах биологических олимпиад, проводим предметные недели. Целенаправленная подготовка к участию в различных конкурсах и олимпиадах в основном происходит вне основных учебных занятий. Но основной формой организации обучения у нас остается урок. В нашем учебном заведении мы проводим сдвоенные уроки. Такая особенность организации учебного процесса является оптимальной для создания гибкой развивающей педагогической среды.

Мы должны уважать и обсуждать любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. Не всегда учитель может ответить на вопрос ученика. Это, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, «ходячие энциклопедии». Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать – всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством, да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и научной литературой – такой педагог находка для одаренного ребенка.

Хотя многих одаренных детей интересует все на свете, у них рано складываются весьма устойчивые интересы. Не надо ожидать и особой благодарности от одаренного ребенка за то, что мы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, одаренные дети – благодарные ученики.

Учитель должен всегда помнить, что одаренному ребенку необходима серьезная умственная нагрузка. Ситуация здесь парадоксальная: если обучение будет легким, пусть даже информационно интересным, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, такой ребенок никогда не устанет. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики – трудоголики. Особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все. Что к ней не относится.

Если психологически учитель настроен работать с одаренными детьми, ему следует подумать и о методике обучения. Дело в том, что общей методики преподавания для этих детей нет, нет и учебников. Помогает в решении этой проблемы лишь методика развивающего обучения.

Нельзя ограничивать этих детей каким-то одним конкретным учебником, они черпают знания из самых разных источников. Все одаренные дети обладают невероятной способностью «поглощать» знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. Учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку.

Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычайно высока. Учитель должен знать: чтобы его воспитанники научились приобретать знания самостоятельно, непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

Обучение одаренного ребенка. Его умение самостоятельно усваивать сложный материал – стартовая площадка, которая позволит нам выполнить свою главную задачу – привить ему вкус к серьезной творческой работе. И если мы не сделаем этого, то ребенок может стать лишь накопителем знаний. Своего рода «базой данных».

Для одаренных детей должны быть разработаны специальные учебные программы. Содержание учебной программы должно иметь следующие особенности:

  • Выходить за рамки общепринятой программы, т.е. знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;

  • Учитывать специфику интересов учащихся;

  • Соответствовать их стилю усвоения знаний;

  • Не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы;

  • Развивать продуктивное мышление, а также практические навыки его применения;

  • Предусматривать наличие и свободное использование необходимых источников;

  • Поощрять инициативу и самостоятельность в учебе;

  • Способствовать развитию сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой.

Убеждена: от учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные. А вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический багаж. Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В. Эфроимсона, такая работа возможна только «в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными напряженными. Объединенными общей целью и беззаветным руководителем».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ