Технологическая карта урока биологии "Среды обитания организмов" 5 класс
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Хворостянка
муниципального района Хворостянский Самарской области
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Среды обитания организмов»
Подготовила учитель биологии
Трифонова Татьяна Яковлевна
Цели урока: узнать, что такое среда обитания организмов;познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов; найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них;
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
познавательная
коммуникативная
регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Этап «постановка цели и задач урока»
Раздает листы с
кроссвордом(биологические понятия)в котором ключевое слово — тема урока (приложение №1)
Организует беседу,
выявляющую представления детей о среде обитания.
Подводит итог беседы (вводный рассказ о средах жизни).
Озвучивает цель урока.
Отгадывают кроссворд и узнают тему урока.
Слушают и отвечают на вопросы учителя.
Вопросы: как вы понимаете фразу «среда обитания организмов»?
У рыб и птиц среда обитания одинаковая?
Использовать имеющиеся знания, для решение поставленной задачи;
осуществлять акту
ализацию личного
опыта
Взаимодействуют с учителем во время беседы во
фронтальном режи
ме
Слушать и строить понятные
для собеседника
высказывания.
Контролируют
правильность отве
тов товарищей
Дополнять и уточ
нять высказанные
мнения по сущест
ву полученного
задания.
Уметь слушать в
соответствии с це
левой устоновкой
Этап «работа над содержанием текста»
Организует работу
в парах по заданию:составить
характеристику какой-то среды (приложение№2)
Регулирует работу
групп и помогает при необходимос
ти.
Анализируют текст по заданию;
согласуют между собой характеристику среды и готовят выступление от группы.
Осуществлять анализ с выделени
ем существенных
признаков
Кооперируют уси
лия для выполне
ния поставленной
задачи
Договариваться и
приходить к обще
му мнению
Осуществляют
взаимоконтроль
процесса выполнения
задания
Сохранять учебную задачу
Организует обсуж
дение результатов
работы в парах.
Оценивает резуль
таты работы пар.
Участвуют в бесе
де по обсуждению
характеристик
сред жизни и ведут
запись в таблицу.
Осознанно и произ
вольно строить ре
чевое высказыва
ния; обосновывать свое мнение.
Преобразовывать
текст в таблицу
От каждой группы
заслушивается
сообщение об
одной из сред оби
тания.
Ведут запись в тетради.
Строить понятные
для одноклассни
ков высказывания;
понимать на слух
ответы обучающих
ся.
Прослушивают
ответы
Обнаруживать
отклонения от эта
лона
Этап «осмысление полученной информации»
Организует работу по выполнению задания ЭП, и
с тренажером ЭП
(приложение№3)
Выполняют задания тренажера
Уметь исполь
зовать полученные знания
Понимать письмен
ную речь, рисунки, схемы
Осуществляют
самоконтроль
корректировать
правильность выполнения заданий,
выявлять пробелы в знаниях
Этап «домашнее задание»
Объясняет сущность
домашнего задания: прочитать текст стр.16-19, ответить на вопросы в конце текста, выполнить контрольные задания ЭП.
Приложение №1
Кроссворд
Задание: Отгадав кроссворд, вы узнаете тему урока
Запишите слова по вертикали: 1.оболочка Земли, заселенная живыми организмами
2.научный прием, при котором человек активно воздействует на объект
3.царство живой природы: не растения, не животные, не грибы
4.один из первых методов познания природы, который стал использовать человек
5.без нее невозможна жизнь на Земле
6.способность воспринимать раздражение из окружающей среды и реагировать на него
7.наука, изучающая взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой
8.воспроизведение себе подобных
9.наука о растениях
10.царство, организмы которого живут вблизи растений(подосиновик, подберезовик)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Приложение№2.
Группа1. Прочитав текст учебника стр. 17 «наземно-воздушная среда» и изучив интерактивную схему ЭП «организмы наземно-воздушной среды»,
ответьте на вопросы: а) каковы условия среды (уровень освещенности, изменения температуры, влажность, плотность)?
б) какие организмы обитают в этой среде (форма тела, скелет, органы чувств, способы движения)?
Группа2. Прочитав текст учебника стр. 16 «водная среда» и изучив интерактивную схему ЭП «организмы водной среды»,
ответьте на вопросы: а) каковы условия среды (уровень освещенности, изменения температуры, влажность, плотность)?
б) какие организмы обитают в этой среде (форма тела, скелет, органы чувств, способы движения)?
Группа3. Прочитав текст учебника стр. 17 «почвенная среда» и изучив интерактивную схему ЭП «организмы почвенной среды»,
ответьте на вопросы: а) каковы условия среды (уровень освещенности, изменения температуры, влажность, плотность)?
б) какие организмы обитают в этой среде (форма тела, скелет, органы чувств, способы движения)?
Гуппа4. Прочитав текст учебника стр. 18 «организменная среда» и изучив интерактивную схему ЭП «организмы, обитающие внутри других организмов», ответьте на вопросы: а) каковы условия среды (уровень освещенности, изменения температуры, влажность, плотность)?
б) какие организмы обитают в этой среде (форма тела, скелет, органы чувств, способы движения)?
приложение№3
Список использованной литературы
Академический школьный учебник «линия жизни» Биология 5-6 класс под редакцией профессора В. В. Пасечника
Москва, Просвещение, 2013
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Электронное приложение к учебнику «линия жизни» Биология 5-6 класс под редакцией профессора В. В. Пасечника
Москва, Просвещение, 2013
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ