Тема урока: «Биотические связи в природе» 9 класс
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог: Лункина Татьяна Александровна
Предмет: биология
Класс: 9
Тема урока: «Биотические связи в природе»
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный момент
Цель, которую должны достичь обучающиеся:
Настроиться на работу на уроке, быстро включиться в деловой ритм.
Цель, которая должна быть достигнута учителем:
- проверить организацию рабочего пространства обучающихся;
- привлечь внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности;
-подготовить обучающихся к активному восприятию нового материала;
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- настроить обучающихся на коммуникативную работу на уроке;
-создать ситуацию заинтересованности;
Методы организации урока:
-работа с учебником и тетрадью.
Взаимное приветствие учителя и обучающихся.
Проверка подготовленности обучающихся к учебной деятельности
-учитель:
На рабочем месте дневник, учебник, рабочая тетрадь.
(повторение1-2 мин.)
- фиксация отсутствующих.
Взаимное приветствие учителя и обучающихся.
Работа с учебником и рабочей тетрадью.(повторение домашнего задания.)
Опрос обучающихся по заданному на дом материалу
Цели, которые ставит учитель перед обучающимися:
- закрепить знания обучающихся по теме «Общие факторы действия на организмы.»
Цель для учителя:
- установить степень усвоения заданного материала;
- выявить типичные недостатки в знаниях и умениях обучающихся.
Задачи:
- способствовать формированию навыков доступно и понятно излагать свои мысли;
- способствовать развитию умения применять полученные знания на практике.
Методы:
- фронтальная беседа;
- самооценка обучающихся, как метод повышения учебной активности и учебной мотивации.
Критерии:
- успешное выполнение задания.
Перед началом работы учитель акцентирует внимание обучающихся на основные термины и понятия, обращает внимание на критерий оценки работы обучающихся на данном этапе работы
Проводит фронтальный опрос по изученному материалу.
- для обучающихся, особенно не уверенных в себе, важна не только оценка, но и похвала, которая повышает мотивацию учебной деятельности;
- Подход к обучающимся дифференцированный
Обучающиеся дают ответ на поставленные вопросы;
Заполняют индивидуальные карты первого этапа урока (самооценка по критериям ответа)
Какими умениями должны обладать обучающиеся:
- Знать основные термины и понятия;
- Называть факторы, влияющие на организм;
- Уметь классифицировать экологические факторы;
- приводить примеры;
- знать среды жизни живых организмов;
- приводить примеры живых организмов разных сред обитания;
- называть типы приспособленности живых организмов к условиям среды обитания;
-уметь приводить примеры приспособленности живых организмов к различным условиям обитания;
Изучение нового материала:
Цели, которые должны достигнуть обучающиеся:
- закрепить знания о действии основных факторов , влияющих на живые организмы;
-усвоить понятия «Взаимоотношения организмов в природе»:
«Хищничество», «Конкуренция»,
«Симбиоз»
«Паразитизм»
- уметь отличать типы взаимоотношений живых организмов в природе;
- уметь приводить примеры разных типов взаимоотношений живых организмов в природе;
-уметь называть признаки, присущие каждому типу взаимоотношений живых организмов в природе;
- уметь дать оценку значения типов взаимоотношений живых организмов в природе;
Цели, которые должны быть достигнуты учителем:
- способствовать формированию представлений о типах взаимоотношений живых организмов в природе;
- способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе приобретения новых знаний по «кейс - технологии» ;
- способствовать повышению интереса к учебному процессу;
- способствовать развитию учебной и социальной мотивации;
- способствовать развитию умения логически мыслить, анализировать, обобщать;
- способствовать развитию навыков работы в группах;
- способствовать развитию навыков умения слушать других.
Задачи:
- организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся;
- добиться от обучающихся восприятия , осознания, обобщения и систематизации новых знаний;
- добиться усвоения обучающимися способов, путей и средств достижения результата;
- выработать соответствующие умения на основе приобретённых знаний.
Методы представления нового учебного материала:
- работа по «кейс - технологии»
Методы организации деятельности обучающихся:
- работа с консультантами;
- работа в группах сменного состава;
- творческая работа в паре в сети интернет – ресурсов.
- презентация;
- рассказ;
- беседа;
Методы мотивации учебной деятельности:
- актуализация личного опыта и опорных знаний обучающихся;
-использование приёмов мышления, сравнения, обобщения, анализа;
-предъявление учебных требований;
Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к новому материалу:
- правильность действия обучающихся в процессе работы;
- заинтересованность обучающихся во время решения поставленных задач.
Видеофрагмент документального фильма «Живая природа»
Вступительное слово учителя о том, что предметом изучения нового материала на уроке будут хорошо знакомые из жизненного опыта типы взаимоотношений живых организмов в природе.
Мотивирует целеполагание урока.
Учитель конкретизирует тему урока, показывает слайд на экране:
«Взаимоотношения живых организмов в природе»
Знакомит обучающихся с планом работы на данном этапе урока.
Ставит задачи, которые должны решить обучающиеся в ходе изучения нового материала.
Выполняет роль консультанта.
Координирует работу в группах.
Обучающиеся смотрят видеофильм и делают выводы о том, что они будут изучать на уроке.
Обучающиеся определят и ставят цели урока.
Записывают тему урока в тетрадь
Работа в группах сменного состава с консультантами по «кейс - технологии»
Ведет запись в тетрадь
Отвечают на вопросы консультана
Делают выводы, приводят примеры взаимоотношений живых организмов в природе на каждом этапе (остановка «Хищничество», «Конкуренция», «Симбиоз», «Паразитизм»)
Индивидуальная работа творческой группы (2 человека) в интернет – сети (составление презентации к теме урока «Взаимоотношения живых организмов в природе»).
Закрепление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
- закрепить знания о типах взаимоотношений живых организмов в природе;
- углубить знания о целостности мира живой природы;
- овладеть всеми видами познавательной деятельности,
- уметь анализировать, -- работать в группе, в паре, в поисках нужной информации в сети интернет;
- уметь логически излагать свои мысли;
- уметь делать выводы и умозаключения на основе полученных знаний;
-уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях;
Цель, которая должна быть достигнута учителем:
- способствовать закреплению изученного материала
- «доведение» ЗУН,
полученных на уроке до оптимального уровня;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
Задачи:
-уметь решать познавательные задачи, направленные на умение объяснять типы взаимоотношений живых организмов в природе;
- добиться от обучающихся восприятия и осознания обобщения и систематизации новых знаний;
- уметь соотносить действия с планируемым результатом( работа в группе; работа в паре;
работа с интернет -ресурсами);
- уметь составлять и защищать презентации;
- обосновывать свою позицию и согласовывать свою деятельность с деятельностью других обучающихся;
- создать ситуацию «успеха» для обучающихся с разным уровнем обученности.
Формы работы:
- групповая
-работа в паре
- презентация
- фронтальная
- дидактическая игра
- беседа
-рефлексия
- подведение итогов урока.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учебного материала:
- обучающиеся должны уметь свободно и правильно излагать свои мысли по изученному материалу;
- правильно и обоснованно определять типы взаимоотношений живых организмов в природе;
- уметь дать правильный, содержательный ответ;
Учитель проводит фронтальную беседу с одновременной презентацией по каждому типу взаимоотношений живых организмов в природе.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя;
Делают записи в тетрадях.
Работа у доски (дидактическая игра «Крестики - нолики» - «Хищник- жертва»)
Работа в паре у доски
«Трофические связи»
Работа в группах:
Составить цепь питания пресноводного водоёма. Определить тип питания представителей каждого звена в цепи питания. Построить возможные ответвления в каждом звене цепи питания.
Из предложенного перечня выписать «Продуценты», «Консументы», «Редуценты»: клевер, Жук – могильщик. Дождевой червь, осина, заяц. Золотистый щур. Лиса, бактерии гниения, , дуб, синица. Орёл. волк, пчела. Построить цепь питания из предложенных организмов.
Построить возможные «треугольники» конкурентных взаимоотношений в природе. «Предложите пищу» более слабому хищнику.
Отчёт творческой группы:
Представление и защита презентации «Типы взаимоотношения живых организмов в природе» .
Заполнение листов самооценки на уроке.
Задание на дом:
Цель для обучающихся:
- знать типы взаимоотношений живых организмов в природе;
- уметь приводить примеры;
- применять полученные знания на практике в различных жизненных ситуациях.
Цель для учителя:
- контроль за степенью сформированности умений и навыков;
- формировать навыки и умения самостоятельной деятельности и подготовки к самообразованию;
- развивать творческие способности, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию;
- способствовать воспитанию нравственных черт характера: самостоятельность, сознательность, ответственность, аккуратность.
Критерии успешного выполнения домашнего задания:
- Успешное и эффективное усвоение материала на уроке;
- содружество и сотрудничество обучающихся, его родителей, членов семьи, друзей, одноклассников.
-
Домашнее задание должно выводить обучающихся на новый уровень его познавательной деятельности по сравнению с той, какую он выполнил в классе.
П.53
По выбору ответить на вопросы 1-3 (письменно - реферат, презентация).
Запись домашнего задания в дневник (дифференцированный выбор творческого задания).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ