Тесты для 9 класса по теме:«Химический состав клеток»

Задания для проверки знаний учащихся 9 класса по биологии


Фунтова Ирина Геннадьевна


Учитель биологии


МБОУ «Новостроевская СОШ»



Задание 1. Биологический диктант

Тема «Химический состав клеток»


Согласитесь или опровергните следующие высказывания

(для этого поставите знак « +» или « - « рядом с номером высказывания. Все записи следует делать в тетради)




1 вариант

  1. Нуклеиновые кислоты содержатся во всех клетках

  2. ДНК – это рибонуклеиновая кислота

  3. Мономером РНК является аминокислота

  4. В состав ДНК входит всего 3 типа азотистых оснований

  5. В состав РНК входит всего 4 типа азотистых оснований

  6. Напротив аденина в молекуле РНК всегда расположен тимин

  7. Между аденином и тимином двух цепочек ДНК образуется 2 водородные связи

  8. Молекула и-РНК – это цепочка, состоящая из нуклеотидов

  9. В состав рибосом входит т-РНК

  10. В состав АТФ входит азотистое основание тимин

  11. При отделении одного остатка фосфорной кислоты АТФ преобразуется в АМФ

  12. РНК – универсальный источник энергии для всех реакций в клетке

  13. А, Д, Е – это жирорастворимые витамины

  14. Связь, при разрушении которой выделяется большое количество энергии называют макроэргической

  15. Ферменты – исключительно белковые молекулы

  16. Катализаторы ускоряют реакции и входят в состав продуктов реакции



2 вариант


  1. Нуклеиновые кислоты в клетках присутствуют только в ядре

  2. Молекула ДНК содержит углевод дезоксирибозу

  3. В каждом нуклеотиде можно выделить 3 основных компонента

  4. Молекула ДНК состоит из одной спирально закрученной цепочки

  5. Напротив аденина одной цепочки ДНК всегда расположен гуанин второй цепочки

  6. Комплементарными друг другу являются тимин и урацил

  7. Между гуанином одной цепочки ДНК и цитозином второй возникат 2 водородные связи

  8. Между собой нуклеотиды одной цепочки ДНК связываются ковалентной связью

  9. За транспортировку аминокислот отвечают и-РНК

  10. Углевод, входящий в состав АТФ – это рибоза

  11. При отделении одного остатка фосфорной кислоты АТФ выделяется 40 кДЖ энергии

  12. Витамины не используются в качестве источника энергии и строительного материала в клетке

  13. С и В – это жирорастворимые витамины

  14. Катализ – это ускорение реакции без изменения общего результата реакции

  15. Коферментом может являться витамин, ион металла

  16. Ферменты принимают участия в процессах синтеза и распада




Задание 2. Тест по теме «Химический состав клетки»


1.Гипотеза, подтвержденная экспериментами, приобретает статус:

А) теории;

Б) аксиомы;

В) предположения;

Г) вывода.


2.Все живые организмы на 98 % состоят из следующих химических элементов:

А) С, Н, P, O;

Б) С, Н, S, O;

В) С, N, P, O;

Г) С, Н, N, O.


3. Живые организмы являются системами:

А) открытыми;

Б) закрытыми;

В) изолированными;

Г) свободными.


4. Способность организмов передавать свои признаки из поколения в поколение называется.:

А) наследственность;

Б) изменчивость;

В) обмен веществ;

Г) отбор.


5. Процесс выделения из одной науки нескольких более мелких называется:

А) интеграция;

Б) дифференциация;

В) синтез;

Г) анализ.


6. Низший уровень организации живой природы называется:

А) элементарным;

Б) молекулярным;

В) клеточным;

Г) организменным.


7. Каждое звено, входящее в состав полимера называется:

А) полиплоидом;

Б) полимероидом;

В) мономером;

Г) клеткой.


8. Основными обменными процессами живых организмов являются следующие : А...................................;

Б..................................;


9. Ф. Энгельс дал следующее определение жизни: ..................................................................................;


10.Моносахаридом является:

А) глюкоза;

Б) крахмал;

В) мальтоза ;

Г) лактоза


11. Полисахаридом является:

А) глюкоза;

Б) крахмал;

В) мальтоза ;

Г) лактоза


12. Запасным углеводом животных является:

А) глюкоза;

Б) крахмал;

В) гликоген;

Г) лактоза


13 Кроме высокомолекулярных жирных кислот, в состав любого липида входит

А) аминокислота;

Б) глицерин;

В) сахароза ;

Г) лактоза


14. При окислении молекулы какого вещества выделяется максимальное количество энергии:

А) белок;

Б) липид;

В) нуклеотид;

Г) Н2О.


15. Мономером белков является:

А) жирная кислота;

Б) глицерин;

В) аминокислота;

Г) сахароза.


16. Образование вторичной структуры белка происходит благодаря образованию связей:

А) карбоксильных;

Б) пептидных;

В) водородных;

Г) сульфидных.


17. 3-х мерную пространственную «упаковку» белков называют:

А) цепочкой;

Б) комплексом;

В) глобулой;

Г) спиралью


18. Разрушение природной структуры белка называется:

А) гидратацией;

Б) дегидратацией;

В) денатурацией;

Г) распад


19 Восстановление молекулы белка после денатурации возможно при условии сохранения ……………………………структуры белка.


20.В состав молекулы белка входят 2 активные группы:

А) .........................................;

Б) ......................................................


21. Способность организмов избирательно реагировать на внешние воздействия называется………………………..….;


22. Сложный белок, образованный при объединении молекулы белка и углевода называется …………………………..;


23. Сложный белок, образованный при объединении молекулы белка и липида называется ……………………………………….;


24. Общая формула углеводов выглядит следующим образом ……………………………………….







Задание 3. Тест по теме «Химический состав клетки. Биосинтез белка»

Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на следующие вопросы. При ответах на вопросы необходимо выбрать только один наиболее точный и правильный ответ.


Задание 3.1.:

  1. Мономером белков является:

а) жирная кислота;

б) глицерин;

в) аминокислота;

г) сахароза.


  1. В ядре осуществляется:

а) фотосинтез

б) синтез АТФ

в) синтез РНК


  1. Функции хромосом:

а) отвечают за синтез липидов

б) осуществляют фотосинтез

в) являются носителями наследственной информации


  1. Какие органоиды участвуют в синтезе белка?

а) рибосомы

б) лизосомы

в) комплекс Гольджи

г) эндоплазматическая сеть


  1. Синтез белков в клетке является примером процесса:

а) ассимиляции

б) диссимиляции

в) энергетического обмена

г) катаболизма


  1. Свойства белка определяются его структурой:

а) первичной

б) вторичной

в) третичной

г) четвертичной


  1. Участок ДНК, несущий информацию о синтезе 1 белка:

а) ген

б) кодон

в) триплет

г) нуклеотид


  1. Участок ДНК, несущий информацию о синтезе 1 аминокислоты:

а) ген

б) кодон

в) генотип

г) нуклеотид

  1. Последовательность нуклеотидов из трех рядом расположенных нуклеотидов:

а) ген

б) кодон

в) генотип

г) нуклеоид

  1. Мономер ДНК - это:

а) аминокислота

б) глицерин и жирные кислоты

в) нуклеотид

г) моносахарид


  1. В состав ДНК входит типов нуклеотидов:

а) 2

б) 3

в) 4

г) 5


  1. Первый этап синтеза белка - это:

а) транскрипция

б) трансляция

в) редупликация

г) кроссинговер


  1. Первый этап синтеза белка происходит в:

а) цитоплазме

б) ядро е

в) рибосоме

г) митохондрие


  1. Второй этап синтеза белка происходит в следующем органоиде клетки:

а) цитоплазма

б) ядро

в) рибосома

г) митохондрия

  1. Из ядра в цитоплазму информация о последовательности белка переносится в виде:

а) т-РНК

б) и-РНК

в) р-РНК

г) ДНК

  1. Перенос аминокислот к месту синтеза белка осуществляется:

а) т-РНК

б) и-РНК

в) р-РНК

г) ДНК

  1. Триплет, расположенный на «верхушке» т-РНК, соответствующий аминокислоте, которую он переносит называется:

а) кодон

б) антикодон

в) ген

г) нуклеотид


  1. Перевод последовательности нуклеотидов и-РНК в последовательность аминокислот белка - это:

а) транскрипция

б) трансляция

в) редупликация

г) кроссинговер


  1. Трансляция осуществляется с участием следующего органоида клетки:

а) рибосомы

б) лизосомы

в) комплекса Гольджи

г) эндоплазматической сети


Задание 3.2.

На основе участка молекулы ДНК

  1. достроить вторую цепочку ДНК

  2. построить цепочку и-РНК, комплементарную цепочке ДНК

  3. определить количество и типы антикодонов т-РНК, компелментарные полученной цепочке и-РНК


1 Вариант: А-Т-Г-А-Ц-Г-Т-Т-А-Г-Г-А-А-Т-Т


2 Вариант: Г-А-Ц-Т-Т-А-Г-Г-Ц-Т-А-А-Т-Ц-Г






Задание 4. Тест по теме «Генетика. Закономерности наследования признаков»

  1. Фенотип – это совокупность внешних и внутренних признаков:

а) организма

б) всех особей популяции

в) всех особей вида

  1. Для установления генотипа фенотипически сходных организмов проводят скрещивание с:

а) гетерозиготой

б) гомозиготой по доминантному признаку

в) гомозиготой по рецессивному признаку

  1. Количество фенотипов у гибридов первого поколения при скрещивании Аа х Аа в случае полного доминирования составляет:

а) 1

б) 2

в) 3

  1. Количество генотипов у гибридов первого поколения при скрещивании Аа х Аа в случае полного доминирования составляет:

а) 1

б) 2

в) 3

  1. Дигомозигота имеет генотип:

а) АаВв

б) ААВВ

в) ААВв

  1. Сцепленными с полом называются признаки, для которых определяющие их гены расположены в:

а) аутосомах

б) половых хромосомах

в) ДНК митохондрий

  1. Какой парой представлены половые хромосомы в кариотипе женщины:

а) XY

б) XO

в) XX

  1. Напишите пример генотипа, гомозиготного по рецессивному аллелю

  2. Выберите из приведенных ниже схем ту, которая выражает смысл первого закона Менделя:

АА х аа


Аа

Аа х Аа

3 А : 1 а

Аа х аа


½ Аа : ½ аа


  1. Напишите пример генотипа гетерозиготного организма:

  2. Решетка обычно Пеннета используется при решении задач на:

а) моногибридное скрещивание

б) анализирующее скрещивание

в) дигибридное скрещивание

  1. Количество типов гамет, которые образуются у организма с генотипом АаВв, равняется:

а) 2

б) 4

в) 6




Задание 5. Тест по теме «Органоиды клетки»

  1. Растительная клетка отличается от животной:

а) наличием митохондрий и рибосом

б) наличием ядра, пластид и вакуолей с клеточным соком

в) наличием клеточной стенки, пластид и вакуолей


  1. Мембраны клетки состоят:

а) из липидов, белков и углеводов

б) из липидов, белков и нуклеиновых кислот

в) из целлюлозы и пектиновых веществ

  1. Двухмембранное строение имеют:

а) ядро, пластиды, митохондрии

б) митохондрии, лизосомы, рибосомы

в) комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть

г) клеточный центр, жгутики, реснички

  1. К одномембранным органоидам клетки относятся:

а) клеточный центр, комплекс Гольджи

б) митохондрии, эндоплазматическая сеть

в) комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, лизосомы

г) рибосомы, пластиды, комплекс Гольджи

  1. Обязательной частью любой клетки (как эукариот, так и прокариот) является:

а) ядро

б) хлоропласты

в) цитоплазма

г) пластид


  1. В состав ядра входят следующие компоненты:

а) элементарная мембрана, хромосомы, митохон­дрии

б) двухмембранная оболочка, рибосомы, пластиды

в) двухмембранная оболочка, хромосомы, нуклеоплазма, ядрышко

г) ядрышко, нуклеоплазма, эндоплазматическая сеть, хромосомы


  1. В ядре осуществляется:

а) фотосинтез

б) синтез АТФ

в) синтез РНК


  1. Какие органоиды не имеют мембранного строение?

а) митохондрии

б) клеточный центр

в) эндоплазматическая сеть

г) лизосомы


  1. Функции хромосом:

а) отвечают за синтез липидов

б) осуществляют фотосинтез

в) являются носителями наследственной информации

  1. Какие органоиды участвуют в синтезе белка?

а) рибосомы

б) лизосомы

в) комплекс Гольджи

г) гладкая эндоплазматическая сеть


  1. В клетках скорость образования сложных органических соединений регулируют:

а) витамины

б) ферменты

в) антитела

  1. Фотосинтез - это:

а) образование органических веществ на свету из углекислого газа и воды

б) расходование органических веществ с освобож­дением энергии

в) реакция растений на длину светового дня

г) расщепление органических веществ


  1. Фотосинтез в растительной клетке происходит в:

а) хромопластах

б) вакуолях

в) хлоропластах

г) лейкоцитах
Д) ядре

  1. Синтез АТФ в клетках осуществляет­ся в:

а) цитоплазме, рибосомах

б) митохондриях

в) комплексе Гольджи

г) ядре

  1. Органеллами движения клетки являются:

а) реснички, жгутики

б) лизосомы

в) комплекс Гольджи

г) эндоплазматическая сеть

  1. Поступление веществ в клетку и удаление их из клетки обеспечивается:

а) лизосомами

б) клеточной стенкой

в) клеточной мембраной


  1. Расщепление органических веществ в клетке осуществляется при участии:

а) рибосом

б) хлоропласта

в) комплекса Гольджи

г) лизосом


  1. Транспорт различных веществ в клетке осуществляют:

а) клеточный центр

б) хромосомы

в) митохондрии

г) каналы ЭПС


  1. Совокупность реакций пластического и энергетического обменов, в процессе которого осуществляется связь клетки с внешней средой, называется:

а) хемосинтез

б) фотосинтез

в) обмен веществ и энергии (метаболизм)

г) дыхание

д) круговорот веществ



Задание 6. Викторина . Тема «Органоиды клетки»


1.Что является структурной и функциональной единицей, а также единицей развития

всех живых организмов?

Ответ. Клетка.


2. Что служит основой организации клеток живых организмов?
Ответ. Биологическая мембрана.


3. Что является структурными специализированными отдела­ми клетки?

Ответ. Органоиды.


  1. Какие два уровня клеточной организации вы знаете?

Ответ. Прокариотический и эукариотический.


  1. Какие организмы относят к прокариотам?

Ответ. Бактерии и цианобактерии (синезеленые).


  1. Чем представлен генетический материал клетки прокариот?

Ответ. Одной кольцевой молекулой ДНК.


7. Какие организмы относят к эукариотам?

Ответ. Грибы, животных, растения, имеющие в клетках ядро.


8. Чем является ядро?

Ответ. Центром управления жизнедеятельностью клетки.


9. Где заключен наследственный материал клетки?

Ответ. В хромосомах.


10. Какой набор хромосом имеют эукариоты?

Ответ. Диплоидный набор. Из каждой пары гомологичных хромосом одна получена

от отцовского организма, а другая — от материнского.


11. Перечислите органоиды клетки, способные к самовоспро­изведению.

Ответ. Митохондрии, пластиды, центриоли, базальные тельца жгутиков и ресничек.


  1. В каких клеточных органоидах осуществляются процессы извлечения энергии,

запасенной в органических соединениях?

Ответ. В митохондриях.


13. Где в клетках происходит сборка белка?

Ответ. На рибосомах.

  1. Какие органоиды есть только в клетках растений?

Ответ. Пластиды.


  1. Что такое включения?

Ответ. Временные структуры клетки.


  1. Есть ли различия в качественном составе элементов, образующих живую и неживую

материю?

Ответ. Качественный состав элементов, образующих неживую и живую материю,

во многом сходен.


  1. Какое вещество образует основу внутренней среды живых организмов?

Ответ. Основу внутренней среды живых организмов обра­зует вода.


18. Какую природу имеют биологические катализаторы — ферменты?

Ответ. Белковую.


19. Какие молекулы в организме обеспечивают иммунологиче­скую защиту?

Ответ. Белковые молекулы.


  1. В каких клетках содержится наибольшее количество угле­водов: в растительных или

животных?

Ответ. В растительных клетках.


21. Какие химические вещества — основной источник энер­гии для большинства организмов?

Ответ. Моносахариды.


22. Какое вещество входит в состав клеточных стенок прока­риот и растений?

Ответ. Полисахарид-целлюлоза.


23. Какие вещества — основа биологических мембран?
Ответ. Фосфолипиды.


24. Какова роль жиров в проникновении в организм витами­нов D, А, Е?

Ответ. Жиры растворяют витамины, это способствует про­никновению их в клетку.


25. Каково строение дезоксирибонуклеиновой кислоты?

Ответ. ДНК — нерегулярный линейный полимер, состоящий из двух полинуклеотидных

цепей.


26. Чем кодируется наследственная информация?

Ответ. Последовательностью нуклеотидов ДНК.

27. Как размножаются клетки?

Ответ. Делением.


  1. Что происходит при митотическом делении клеток в ор­ганизме?

Ответ. Рост организма, бесполое размножение, восстановле­ние клеточных потерь

из-за травм и заболеваний.


29. Что является единицей генетической информации?

Ответ. Ген.


30. Что называют геном?

Ответ. Участок молекулы ДНК, служащий матрицей для син­теза одного белка.


31. В чем суть процесса обмена веществ?

Ответ. В поддержании постоянства внутренней среды орга­низма (гомеостаза).


32. Чем обеспечивается гомеостаз организма?

Ответ. Согласованностью разнонаправленных процессов ас­симиляции и диссимиляции.


  1. Что необходимо для всех процессов жизнедеятельности?

Ответ. Энергия.


34. Что является источником энергии для живых организмов?

Ответ. Окисление органических соединений.


35. Чем отличается биологическое окисление от горения?

Ответ. Ступенчатостью и запасом части энергии в АТФ.


36. В каком виде запасается энергия в клетке?
Ответ. В виде АТФ.


37. Чем является АТФ?

Ответ. Универсальным биологическим аккумулятором.






Ответы


Задание 1. Биологический диктант. Тема «Химический состав клеток»

Вариант 1

Правильные ответы: 1, 5, 7, 2, 8, 10, 13, 14, 15


Вариант 2

Правильные ответы: 2, 3, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16


Задание 2. Тест по теме «Химический состав клетки»

  1. а

  2. г

  3. а

  4. а

  5. б

  6. б

  7. в

  8. а-ассимиляция, б-диссимиляция (синтез и распад)

  9. «Жизнь-это способ существования белковых тел»

  10. а

  11. б

  12. в

  13. б

  14. б

  15. в

  16. в

  17. в

  18. в

  19. ренатурация

  20. а-карбоксильная, б-аминогруппа

  21. раздражимость

  22. гликопротеин

  23. липопротеин

  24. Cn(H2O)m



Задание 3. Тест по теме «Химический состав клетки. Биосинтез белка»

Задание 3.1.

  1. в

  2. в

  3. в

  4. а

  5. а

  6. а

  7. а

  8. б

  9. б

  10. в

  11. в

  12. а

  13. б

  14. в

  15. б

  16. а

  17. б

  18. б

  19. а

Задание 3.2.:

Вариант 1:

  1. Т-А-Ц-Т-Г-Ц-А-А-Т-Ц-Ц-Т-Т-А-А

  2. А-У-Г-А-Ц-Г-У-У-А-Г-Г-А-А-У-У

  3. 5 антикодонов, У-А-Ц, У-Г-Ц, А-А-У, Ц-Ц-У, У-А-А.


Вариант 2:

  1. Ц-Т-Г-А-А-Т-Ц-Ц-Г-А-Т-Т-А-Г-Ц

  2. Г-А-Ц-У-У-А-Г-Г-Ц-У-А-А-У-Ц-Г

  3. 5 антикодонов, Ц-У-Г, А-А-У, Ц-Ц-Г, А-У-У, А-Г-Ц.


Задание 4. Тест по теме «Закономерности наследования признаков»

  1. а

  2. в

  3. б

  4. 3

  5. б

  6. б

  7. в

  8. аа, вв, сс…

  9. а

  10. Аа, Вв, Сс…

  11. в

  12. б



Задание 5. Тест по теме «Органоиды клетки»

  1. в

  2. а

  3. а

  4. в

  5. в

  6. в

  7. в

  8. б

  9. в

  10. а

  11. б

  12. а

  13. в

  14. б

  15. а

  16. в

  17. г

  18. г

  19. в






Список использованных источников


Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008. – 303 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ