Урок для 8 класса по теме: "ИММУНИТЕТ. ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ"
1001 идея интересного занятия с детьми
" ИММУНИТЕТ. ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ"
Хохлова Екатерина Витальевна
МКОУ "Углянская СОШ"
учитель биологии
Воронежская область Верхнехавский район
Биология.
8 класс
Место проведения: класс
Тема урока: " Иммунитет"
цели урока: сформировать понятие "иммунитет", познакомить учащихся с системами и видами иммунитета, развивать монологическую речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, давать научное обоснование гигиеническим мероприятиям.
Ход урока:
1) Организационный момент
2) Проверка домашнего задания (карточки)
по теме " Кровь, её строение и функции"
Ф.И.
Какие утверждения верны?
По теме: «Кровь, её функции и строение»
1 вариант
1.Кровь – это прозрачная
жидкость с лимфоцитами
2.Объем крови в теле
человека 5-6 л.
3.Кровь состоит из плазмы и
форменных элементов
4.Лейкоциты – округлые
клетки без ядра.
5.Эритроциты – безъядерные
клетки красного цвета
6.Продолжительность жизни
тромбоцитов – 8 дней
7.Эритроциты содержат белок
гемоглобин
8.От эритроцитов кровь бывает
артериальной и венозной
9.Свертываемость крови
осуществляют лейкоциты
10.Фагоцитоз – процесс
поедания микробов
11.Тромбоцитов в крови –
5,5 мил.
12.В плазме содержится глюкоза
13.Свертыание крови
происходит несколько часов
14.И.И.Мечников открыл
явление фагоцитоз
15.Фибрин – это растворимый
белок в плазме
16.Особый фермент в
тромбоцитах – это тромбопластин
17.Клетки крови образуются
в печени
18.Клетки крови образуются
в косном мозге
19.Плазма не содержит
минеральные соли
20.В фагоцитозе участвуют
эритроциты
Ф.И.
Какие утверждения верны?
По теме: « Кровь, её функции и строение»
2 вариант
1.Тканевая жидкость – это
вид соединительной ткани
2.Лимфа – это прозрачная
жидкость с лимфоцитами
3.Плазма крови состоит из
воды, минеральных и
органических веществ
4.Эритроциты ядерные
клетки, бесцветные.
5.Лейкоциты – живут 8 дней,
имеют ядро и способны
передвигаться
6.Фагоцитоз – выполняют
тромбоциты
7.Эритроциты – содержат
гемоглобин и железо
8.Форменные элементы
образуются в костном мозге
9.Лейкоциты – это
фрагменты клеток костного мозга
10.Свертываемость крови
выполняют тромбоциты
11.Лейкопласты – это клетки
крови
12. И.И.Мечников открыл
явление фагоцитоз
13.Тромбопластин это
белок в плазме
14.Фибрин – это белковые
нити
15.Свертывание крови
происходит несколько часов
16.В плазме крови
содержится глюкоза
17.Тромбоциты живут 100
дней
18Артериальная кровь –
богата кислородом
Правильные ответы: 2,3,5,7,8,10,12,14,16,18
3) Сообщение темы и цели урока
4) Изучение нового материала
ИММУНИТЕТ - это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.
Иммунитет
Естественный Искусственный Врожденный-Приобретенный Активный-Пассивный
Прививка и сыворотка
Вакцина - ослабленные микробы
Сыворотка - содержит необходимые антитела. Получают из плазмы крови болевших животных или людей.
Прививка - введение в организм ослабленных или убитых возбудителей инфекционного заболевания. прививка может вызвать заболевание в ослабленной форме.
Антитела (иммуноглобулины) - молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества - антигена. Каждое антитело распознает свой антиген.
Антиген - бактерии, вирусы.
Лимфоциты (Т и В) - имеют на поверхности клеток рецепторы, способные распознавать "врага", образуют комплексы "антиген-антитело" и обезвреживают.
Лимфоциты Т :
1) Т-киллеры (убийцы) 2) Т - супрессоры (угнетатели) 3) Т - хелперы (помощники) - клеточный иммунитет
Лимфоциты В:
1) клетки памяти ( приобретенный иммунитет) - обеспечивают вторичный иммунный ответ
Э.Дженнер - анг.врач он втер в ранку восьмилетнему мальчику жидкость из гнойника коровы, т.е. сделал первую прививку. Через 1,5 месяца он заразил ребенка натуральной оспой, но мальчик переболел её в легкой форме.
Переливание крови:
ИЗ ИСТОРИИ:
В 1667 - было проведено первое успешное переливание крови животного ягненка к юноше, который погибал от многократного кровопускания. После 4 раза юноша умер. Опыты запретили.
В 1819г. - акушер Дж. Бланделл - перелил кровь от человека к человеку.
В 1832г. - Г.Вольф - спас женщину после родов, которая потеряла много крови.
В 19001г. - К.Ландшейнер - перелил кровь, и открыл группы крови. (Получил Нобелевскую премию)
В 1940г - обнаружили резус - фактор (85% -+)
Резус - фактор - это особый белок (агглютиноген у 15% людей это белка нет)
Донор - человек, отдающий кровь
Реципиент - человек, принимающий кровь
Агглютинация - явления склеивания эритроцитов ( причина: иммунная реакция на чужеродные белки, при смешивании несовместимой крови)
Схема переливания крови:
Задачи на группы крови:
Задача 1
У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
Решение
Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.
Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).
Ответ
У родителей II и III группы крови.
Задача 4
У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?
Задача 5
Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать у потомства?
Задача 6
В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.
Решение:
Первая пара родителей
У одного родителя – I группа крови – генотип j0j0. У второго родителя – II группа крови. Ей может соответствовать генотип JAJA или JAj0. Поэтому возможны два варианта потомства:Р ♀JAj0
Первая пара может быть родителями и первого, и второго ребенка.
Вторая пара родителей
У одного родителя II группа (JAJA или JAj0). У второго – IV группа (JAJB). При этом также возможны два варианта потомства:Р ♀JAJA
Вторая пара не может являться родителями второго ребенка (с I группой крови).
Ответ
Первая пара – родители второго ребенка. Вторая пара – родители первого ребенка.
Задачи на группы крови для закрепления
Вариант 1
1)Отец имеет третью группу крови, а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая.
2)Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови?
3)Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя?
4)Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?
5)У матери первая группа крови с положительным резус-фактором, у отца – третья с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам?
Задачи на группы крови для закрепления
Вариант 1
1)Отец имеет третью группу крови, а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая.
2)Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови?
3)Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя?
4)Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?
5)У матери первая группа крови с положительным резус-фактором, у отца – третья с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ