Урок для 8 класса по теме: "ИММУНИТЕТ. ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ"

1001 идея интересного занятия с детьми


" ИММУНИТЕТ. ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ"

Хохлова Екатерина Витальевна

МКОУ "Углянская СОШ"

учитель биологии

Воронежская область Верхнехавский район

Биология.

8 класс

Место проведения: класс



Тема урока: " Иммунитет"

цели урока: сформировать понятие "иммунитет", познакомить учащихся с системами и видами иммунитета, развивать монологическую речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, давать научное обоснование гигиеническим мероприятиям.

Ход урока:

1) Организационный момент

2) Проверка домашнего задания (карточки)

по теме " Кровь, её строение и функции"

Ф.И.

Какие утверждения верны?

По теме: «Кровь, её функции и строение»

1 вариант

1.Кровь – это прозрачная

жидкость с лимфоцитами

2.Объем крови в теле

человека 5-6 л.

3.Кровь состоит из плазмы и

форменных элементов

4.Лейкоциты – округлые

клетки без ядра.

5.Эритроциты – безъядерные

клетки красного цвета

6.Продолжительность жизни

тромбоцитов – 8 дней

7.Эритроциты содержат белок

гемоглобин

8.От эритроцитов кровь бывает

артериальной и венозной

9.Свертываемость крови

осуществляют лейкоциты

10.Фагоцитоз – процесс

поедания микробов

11.Тромбоцитов в крови –

5,5 мил.

12.В плазме содержится глюкоза

13.Свертыание крови

происходит несколько часов

14.И.И.Мечников открыл

явление фагоцитоз

15.Фибрин – это растворимый

белок в плазме

16.Особый фермент в

тромбоцитах – это тромбопластин

17.Клетки крови образуются

в печени

18.Клетки крови образуются

в косном мозге

19.Плазма не содержит

минеральные соли

20.В фагоцитозе участвуют

эритроциты

Ф.И.

Какие утверждения верны?

По теме: « Кровь, её функции и строение»

2 вариант

1.Тканевая жидкость – это

вид соединительной ткани

2.Лимфа – это прозрачная

жидкость с лимфоцитами

3.Плазма крови состоит из

воды, минеральных и

органических веществ

4.Эритроциты ядерные

клетки, бесцветные.

5.Лейкоциты – живут 8 дней,

имеют ядро и способны

передвигаться

6.Фагоцитоз – выполняют

тромбоциты

7.Эритроциты – содержат

гемоглобин и железо

8.Форменные элементы

образуются в костном мозге

9.Лейкоциты – это

фрагменты клеток костного мозга

10.Свертываемость крови

выполняют тромбоциты

11.Лейкопласты – это клетки

крови

12. И.И.Мечников открыл

явление фагоцитоз

13.Тромбопластин это

белок в плазме

14.Фибрин – это белковые

нити

15.Свертывание крови

происходит несколько часов

16.В плазме крови

содержится глюкоза

17.Тромбоциты живут 100

дней

18Артериальная кровь –

богата кислородом

Правильные ответы: 2,3,5,7,8,10,12,14,16,18


3) Сообщение темы и цели урока

4) Изучение нового материала

ИММУНИТЕТ - это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.

Иммунитет

Естественный Искусственный Врожденный-Приобретенный Активный-Пассивный

Прививка и сыворотка

Вакцина - ослабленные микробы

Сыворотка - содержит необходимые антитела. Получают из плазмы крови болевших животных или людей.

Прививка - введение в организм ослабленных или убитых возбудителей инфекционного заболевания. прививка может вызвать заболевание в ослабленной форме.

Антитела (иммуноглобулины) - молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества - антигена. Каждое антитело распознает свой антиген.

Антиген - бактерии, вирусы.

Лимфоциты (Т и В) - имеют на поверхности клеток рецепторы, способные распознавать "врага", образуют комплексы "антиген-антитело" и обезвреживают.

Лимфоциты Т :

1) Т-киллеры (убийцы) 2) Т - супрессоры (угнетатели) 3) Т - хелперы (помощники) - клеточный иммунитет

Лимфоциты В:

1) клетки памяти ( приобретенный иммунитет) - обеспечивают вторичный иммунный ответ

Э.Дженнер - анг.врач он втер в ранку восьмилетнему мальчику жидкость из гнойника коровы, т.е. сделал первую прививку. Через 1,5 месяца он заразил ребенка натуральной оспой, но мальчик переболел её в легкой форме.

Переливание крови:

ИЗ ИСТОРИИ:

В 1667 - было проведено первое успешное переливание крови животного ягненка к юноше, который погибал от многократного кровопускания. После 4 раза юноша умер. Опыты запретили.

В 1819г. - акушер Дж. Бланделл - перелил кровь от человека к человеку.

В 1832г. - Г.Вольф - спас женщину после родов, которая потеряла много крови.

В 19001г. - К.Ландшейнер - перелил кровь, и открыл группы крови. (Получил Нобелевскую премию)

В 1940г - обнаружили резус - фактор (85% -+)


Резус - фактор - это особый белок (агглютиноген у 15% людей это белка нет)

Донор - человек, отдающий кровь

Реципиент - человек, принимающий кровь

Агглютинация - явления склеивания эритроцитов ( причина: иммунная реакция на чужеродные белки, при смешивании несовместимой крови)

Схема переливания крови:

Задачи на группы крови:

Задача 1

У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

Решение

Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из его родителей несет ген j0.

Генотип его сестры – JAJB, значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), а другой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).

Ответ

У родителей II и III группы крови.

Задача 4

У отца IV группа крови, у матери – I. Может ли ребенок унаследовать группу крови своего отца?

Задача 5

Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать у потомства?

Задача 6

В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Определить родителей обоих детей.

Решение:

Первая пара родителей

У одного родителя – I группа крови – генотип j0j0. У второго родителя – II группа крови. Ей может соответствовать генотип JAJA или JAj0. Поэтому возможны два варианта потомства:Р ♀JAj0

Первая пара может быть родителями и первого, и второго ребенка.

Вторая пара родителей

У одного родителя II группа (JAJA или JAj0). У второго – IV группа (JAJB). При этом также возможны два варианта потомства:Р ♀JAJA

Вторая пара не может являться родителями второго ребенка (с I группой крови).

Ответ

Первая пара – родители второго ребенка. Вторая пара – родители первого ребенка.


Задачи на группы крови для закрепления

Вариант 1

1)Отец имеет третью группу крови, а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая.

2)Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови?

3)Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя?

4)Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?

5)У матери первая группа крови с положительным резус-фактором, у отца – третья с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам?


Задачи на группы крови для закрепления

Вариант 1

1)Отец имеет третью группу крови, а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая.

2)Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови?

3)Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя?

4)Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?

5)У матери первая группа крови с положительным резус-фактором, у отца – третья с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам?




4

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ