Урок для 10 класса по теме: "Организм как единое целое"
«Организм как единое целое»
Урок биологии в 10 классе
Из опыта работы
учителя биологии
I квал.категории
МОУ НСОШ №1
Головенькиной А.Н.
Аннотация:
Урок завершающий тему Индивидуальное развитие организмов, с обобщающими формами работы.
Цель: Содействовать самообучению учащихся.
Способствовать формированию умений самостоятельного поиска, анализа нового материала, выявление и применение значимых в данный момент знаний. Развивать умение информационно-коммуникативного общения.
Воспитывать инициативность, коллективистическую идентификацию: гуманность, как забота о товарище, так и требовательность к нему.
Оборудование: Карточки с индивидуальными и групповыми заданиями,
таблица, иллюстрирующая уровни организации живой природы.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний:
Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам.
Устный фронтальный опрос домашнего задания под руководством ученика-консультанта.
Прием «горячий стул»: ученик сидит спиной к доске, одноклассники дают определение термина написанным на доске, задача ученика – их угадать. Термины: двойное оплодотворение, бесполое размножение, интерфаза, профаза I, бластула, зигота.
Новая тема:
Введение:
Мы уже познакомились с процессом деления клеток, бесполым и половым способами размножения, с эмбриональным и постэмбриональным развитием. На рост и формирование организмов оказывают влияние факторы окружающей среды. На ранних стадиях развития защитные системы еще не сформированы, поэтому зародыш и окружен специальными оболочками. Однако есть факторы, перед которыми данная защита оказывается недостаточной, причем их можно избежать (сообщения учащихся о вреде влияния алкоголя и курения на развитие зародыша человека).
Со временем у организмов формируются механизмы саморегуляции, сохранение целостности. Определить их – задача нашего урока.
Тема урока: Организм как единое целое.
Если одноклеточный организм устроен просто, то у многоклеточного не только клетки различаются по форме и размерам, но и есть разнообразные ткани строго выполняющие свою функцию.
Какие у вас возникают ассоциации при слове многоклеточный организм?
Рассказ учителя: Одним из механизмов обеспечивающих сохранность, целостность организмов является постоянное приспособление к окружающей среде.
Существует два уровня приспособления организмов к окружающей среде:
Клеточный – происходит на уровне клеток, характерен и для одноклеточных и для многоклеточных организмов. Например: В весенний период происходит активный рост организма и не просто синтез белка в рибосомах клетки, как строительного материала, но и образование полисом.
Тканевый – происходит на уровне тканей, характерен многоклеточных организмов. Например: при тренировках у атлетов развивается мышечная система, а у стрелков или охотников – особая острота зрения.
Каким образом еще поддерживается сохранность и целостность организма? Ответ на этот вопрос найдете самостоятельно, согласно инструкционной карточке. Время на работу – 7 минут. Работать будете в группах по 4 человека, руководитель группы предоставит устный отчет.
Инструкционная карточка № 1:
Прочитать текст саморегуляция, устно дать определение. Из текста выявить способы поддержания стабильности организации живого; перечислить в тетради.
Вспомните, какие системы органов у животных являются регулирующими обмен веществ. Приведите примеры устно.
Прочитайте текст анабиоз, запишите определение в тетради. Подумайте, является ли анабиоз примером саморегуляции? Как можно использовать знания о анабиозе в практической деятельности?
Инструкционная карточка № 2:
Прочитать текст биологические часы, дайте определение в тетради. Устно приведите примеры.
Многие утверждают, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли Вы с этим? Обоснуйте ответ.
Найдите, когда колебания внутренней среды организма можно рассматривать, как один из факторов поддерживающих ее постоянство.
По инструкционной карточке ученикам предлагается выполнить задания разного уровня:
базовый – содержание составляют задания, с помощью которых может быть обеспечено достижение стандартных требований к ЗУНам;
дополнительный – задания «обогащают» знания, расширяют кругозор и развивают «жажду» познания;
развивающий – материал стимулирует развитие ребенка, способствует росту самопознания, формированию личностной позиции.
Уровни изучения материала обозначаются символами:
Базовый
Дополнительный
Развивающий
Закрепление:
Отчет по групповой работе.
Ответы учащихся разных групп.
Проблемные вопросы согласно новой темы:
Маки и тюльпаны – влаголюбивые растения. Почему они могут расти пустынях? Какой уровень приспособленности: клеточный или тканевый?
Интересный факт: осенью деревья растущие вдоль освещенных аллель дольше не сбрасывают листву. Объясните это явление.
Благодаря чему организм является единым целым?
Подведение итогов по ассоциациям.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории биология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ