Урок для 5 класса по теме: "Вещества и явления в окружающем мире"

Технологическая карта к уроку по биологии 5 кл

Тема: «Вещества и явления в окружающем мире» -1 урок

Цель урока:

создать представление о многообразии окружающего мира через формирование понятий о строении и свойствах веществ

Задачи:

- предметные (обучающие)

- формирование у учащихся понятий: тело, вещество, смесь, простое и сложное вещество;

- формирование представлений о строении вещества.

-метапредметные (развивающие)

- содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений;

- содействовать овладению методами научного исследования: сравнения, описания, обобщения, анализа и синтеза.

-личностные (воспитательные)

- продолжить формирование мотивации к учению, коммуникативных умений;

- способствовать воспитанию дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, акустические колонки, слайдовая презентация, ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/); электронное приложение к учебнику «Введение в биологию» Н.И. Сонин, А.А.Плешаков» Дрофа»,2012, оборудование для проведения практической работы (карточки-инструкции выполнению практической работы и по технике безопасности, кусочки гранита); учебник Н.И. Сонин, А.А.Плешаков Биология. 5 класс.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Организационный

1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Провожу аутотренинг-настрой на урок

Слайд1

Проговаривают вслух, настраиваются на восприятие материала урока. Проверяют готовность к уроку. Проверяют наличие раздаточного материала (карточки-готовности)


Аутотренинг- настрой на урок:

Я в школе на уроке биологии,

сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я как разведчик всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов(ва) к работе.

Я работаю!


Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.


II.  Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания)     

(5-7 мин)

Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Вопросы по самоопределению уч-ся в теме.


Тест по дом.параграфу на слайде (короткий).



Проверка дополнительного (задания по желанию)- доп. у доски

Работают со слайдом, выполняют задания в проверочной тетради.


Слушают, записи в рабочей тетради.

Тестирование с заданиями с одним ответом, на соответствие.

Дополнительное-индивидуально


Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей. Опора на опыт, знания учащихся.

Личностные: Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.


3.Актуализация знаний (5 мин)

Цели:Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности




Работа с презентацией слайд, 1,2,3.

- Что такое ТЕЛО?
Что такое
ВЕЩЕСТВО? Приведите пример ТЕЛА состоящего из нескольких веществ?

- Из каких веществ состоят тела?

Тела

Вещества

Стакан


Роса


Ножницы


Мяч


Книга


Карандаш


Сугроб




-Тела какой природы нас окружают?




Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.




Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- актуализация и систематизация знаний о телах и веществах и их роли в природе.

-- Создание проблемной ситуации (2 мин)

С помощью наводящих вопросов создает проблемную ситуацию:

- Почему наш мир так разнообразен и многогранен?

Слайд-6

Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.


П:Формирование и развитие познавательного интереса

Л:умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей

-- Формулирование темы урока, постановка цели

(2 мин)


Постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

(формирую рефлексивные умения, определяя границу между знанием и незнанием).

Слайд.7

Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности.

Записывают тему в раю тетрадь

Подводящий диалог.

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Домысливание

(как вариант)

Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

Регулятивные УУД:

Определять последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль;

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       


4.Изучение нового

 (10 мин)

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.


учитель: определяет содержания и последовательность действия для решения поставленной задачи.

Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников

Формирование способности к участию работы в парах.

-В природе вещества в трёх состояниях. Слайд.8

- Какие состояния воды вы видите?

Вещества могут переходить из одного состояния в другое.

Слайд-9

- Чем отличаются эти тела друг от друга?

(подводит вопросами к понятию-СВОЙСТВА)

В природе вещества встречаются в виде смесей.

Вещества без примесей называют-чистыми.

Слайд 10.

Примеси меняют свойства веществ.













Отвечают на вопросы (твёрдое. жидкое , газообразное)




Записывают опру в тетрадь

Фронтальный диалог

……..///……….

Физкультминутка

Слайд 11







5.Практическая работа

(7 мин)

Слайд.12


Слайд 13.

Мы исследователи.

Работа по определение. Составных частей гранита














Слайд 14

Чем отличаются сложные вещества от простых?- создание проблемы

С чем это связано?







Слайд 15-17-

просмотр видео

постановка задачи-определить чем отличаются вещества, из каких наименьших частиц состоят?



Отрабатывают понятия Смеси



Работа по инструктивной карточке.















-Свойствами


Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.



Смотрят отвечают на вопросы


Заполняют схему в тетрадь

Частично-поисковый метод. Описательный.


Работа в парах


По мере изучения темы:

применение теоритических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач







Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.





Просмотр видео –ресурса





Фронтальный опрос












Личностные: Воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи

Воспитание культуры диалога, положительного отношения к мнению одноклассников

Познавательные:умение находить определять смеси, находить части гранита, пользоваться описательным методом

анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работать в парах

6.Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.(7мин)

Цели:  Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.


Слайд-18 возвращение к проблеме

-Чем отличаются? Какие вещества называют простыми, какие сложными? Приведите примеры. (стр.41 - последний абзац)

Слайд 19,20 –задания по отработке знаний



Слайд-21.-вставьте пропущенные слова(обобщающе-контролирующее задание)

Работа с учебником:

с текстом,

Работа в парах




Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.


Познавательные:

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы изучения живой природы.

Регулятивные:прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные:умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.


7 . Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Слайд.22-23

Обращение к теме урока-что изучили? Что предстоит изучить? (перенос проблемы на следующий урок).

Продолжи фразу:

-Мне было интересно…

-Мы сегодня разобрались….

-Я сегодня понял, что…

-Мне было трудно…

-На следующем уроке я хочу

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.


Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

8. Домашние задание –выставление отметок (1 мин)

Слайд-24. Инструкция по выполнению домашнего задания:

1. §7, конспект

2. 1+ Нарисовать молекулы простых и сложных веществ или сделать модели из любого материала (пластилина, картона, аппликации и др.) слайд 24

Обоснованное выставление отметок.



Правила мини-макса, творческое задание

по выбору.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ