Урок для 9 класса «В мире селекции»

Смирнова Светлана Павловна

учитель биологии

МБОУ СОШ №20 г. Краснодара

Класс 9
Урок обобщения «В мире селекции».


Цели урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Селекция»; продолжить работу по формированию и развитию интереса учащихся к биологии.

Оборудование: мультимедийная установка , таблички с цифрами от 1 до 4 для каждой команды, УМК под ред. И.Н. Пономарёвой.

Класс заранее делится на 3 команды. Команды придумывают себе название.

Ход урока:

Слайд 1.
Выступление ученика:

Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI—XVII веков отбор происходил бессознательно: то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении.

Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или целенаправленно, скрещивая те растения, которые удовлетворяли его в наибольшей степени.

Однако методом отбора человек не может получить принципиально новых свойств у разводимых организмов, так как при отборе можно выделить только те генотипы, которые уже существуют в популяции. Поэтому для получения новых пород и сортов животных и растений применяют гибридизацию, скрещивая растения с желательными признаками и в дальнейшем отбирая из потомства те особи, у которых полезные свойства выражены наиболее сильно. Например, один сорт пшеницы отличается прочным стволом и устойчив к полеганию, а сорт с тонкой соломиной не заражается стеблевой ржавчиной. При скрещивании растений из двух сортов в потомстве возникают различные комбинации признаков. Но отбирают именно те растения, которые одновременно имеют прочную соломину и не болеют стеблевой ржавчиной. Так создается новый сорт.

Слайд 2.

Конкурс № 1 «Разминка».

Ведущий предлагает из слова «изменчивость» составить, используя буквы этого слова, как можно больше слов, имеющих непосредственное отношение к биологии.
Через 3 минуты учащиеся по очереди называют слова, повторяться нельзя, выигрывает команда, у которой оказалось больше слов.

Конкурс № 2 Конкурс капитанов

«Что означает биологический термин?»

У капитанов таблички с цифрами 1-4
Слайд 3
1.Полиплоидия:
А) новый сорт пшеницы

Б) кратное увеличение числа хромосом

В) множественный аллелизм

Г) образование новых видов
Слайд 4
2.Генотип:

А) совокупность генов, которые организм получает от родителей

Б) совокупность внешних и внутренних признаков организма

В) совокупность генов всех особей популяции

Г) способность множества генов контролировать один признак
Слайд 5
3. Сорт (порода):

А) искусственная популяция

Б) естественная популяция

В) вид

Г) род
Слайд 6
4. Конъюгация:

А) оплодотворение

В) обмен гомологичными хромосомами

Г) процесс точного и тесного сближения хромосом

Д) мутация в половых клетках
Слайд 7
5. Генетика:

А) наука, изучающая строение клеток

Б) наука, занимающаяся улучшением имеющихся сортов и выведением новых сортов

В) наука об индивидуальном развитии организма

Г) наука, изучающая законы наследственности и изменчивости
Слайд 8

Конкурс № 3 «Великие ученые».

На слайде фотографии: 1) Грегора Иоганна Менделя

2) Вавилова Николая Ивановича

3) Томаса Моргана

4) Мичурина Ивана Владимировича

1) Выдающийся биолог и селекционер, разработал методы селекции плодово – ягодных культур, положил начало продвижению на север южных культур. (И. В. Мичурин)

2) Ученый, который в результате своих опытов пришел к мысли, что половые клетки (гаметы) несут только по одному задатку каждого из признаков и свободны (чисты) от других задатков этого же признака (Г. И. Мендель).

3) Ученый, который на основании археологических, историко – лингвистических и главным образом ботанико – географических исследований создал учение о центрах происхождения возделываемых растений: пять – в Старом Свете и два – в Новом. (Н. И. Вавилов).

4) Биолог, один из основоположников генетики, открывший закон наследования генов, локализованных в одной хромосоме. (^ Т. Морган).


Слайд 9




Конкурс №4 «Сканворд».

Команды разгадывают сканворд, учитывается скорость и правильность.






























1

2

3

4

5

6

7

8




























1. Разновидность культурных растений, обладающих одинаковыми свойствами и признаками.

2.Участок молекулы ДНК, несущий наследственную информацию.

3.Выдающийся советский генетик и селекционер, выявивший центры культурных растений.

4. Явление мощного развития гибридов первого поколения, полученных при скрещивании чистых линий.

5. Половая хромосома.

6. Всеобщее свойство живых организмов, лежащее в основе эволюции и селекции всех форм жизни и заключающееся во внезапном изменении генетической информации.

7.Гибрид пшеницы и ржи

8. Один из самых больших и сильных быков, его еще называют длинношерстым или монгольским быком, используется в селекции

В результате получается слово, которое обозначает науку о создании новых и улучшении существующих пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов
Слайд 10

Конкурс № 5 «Домашнее задание».
Слайд 11

Ученик 1

1914 - 1931 годы - Кубанская сельскохозяйственная опытная станция.

Основание станции относится к 1914 году, когда Кубанское областное Правление приняло проект организации станции вблизи города Екатеринодара общей площадью 150 десятин и командировало для заведования Александра Карловича Коля.

Станция объединила работы всех полеводственных опытных учреждений Кубанской области, образовав сеть опытных полей, на которых изучались важнейшие полевые культуры: озимые пшеница и ячмень. С 1920 по 1927 годы станцией руководил Сарахов И.П., с 1927 - Ковалев Н.И.

Слайд 12

Ученик 2.

1931 - 1934 годы - Азово-Черноморский селекционный центр

В 1931 году на базе станции был организован селекционный центр. Кроме селекционных исследований начаты работы по агротехнике зерновых колосовых, зернобобовых и кормовых культур. Центром руководил Ковалев Н.И.

Слайд 13

Ученик 3

1934 - 1956 годы - Краснодарская Государственная селекционная станция.

Опытная станция в этот период вела интенсивную селекционно-семеноводческую работу с пшеницей, ячменем, овсом, фасолью, нутом, чиной просом, кормовыми травами. Несмотря на оккупацию края немецко-фашисткими захватчиками и полную разруху, коллектив станции в короткий срок восстановил работы по селекции и семеноводству зерновых культур. Директорами станции в этот период были Свитнев М.В., Козлов И.Л., Зенков Н.А., Зеленский С.А., Буралев В.И.

Слайд 14

Ученик 4.

1956 -1973 годы - Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства.

Согласно постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 февраля 1956 года № 253 и приказа Министерства сельского хозяйства от 8 марта 1956 года № 87 на базе Краснодарской государственной селекционной станции был создан Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (КНИИСХ). Возглавляли институт в этот период Пакудин З.А., Ефимов И.Т., Дубоносов Т.С.

Слайд 15

Ученик 5

1973 - годы - Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко

  Более 40 лет в институте плодотворно трудились всемирно известные учёные-селекционеры: дважды герой социалистического труда, академик АН СССР и ВАСХНИЛ П.П.Лукьяненко и герой социалистического труда, академик ВАСХНИЛ М.И. Хаджинов.

Под руководством академика П.П.Лукьяненко создано 43 сорта озимой пшеницы, обладающих ценными хозяйственными признаками, среди них знаменитый на всей планете сорт озимой мягкой пшеницы -- БЕЗОСТАЯ I



Представители от каждой команды готовят заранее сообщения об известных селекционерах Кубани.

В конце урока подводятся итоги, определяется команда – победительница, набравшая большее количество баллов.


Список использованных источников:

  1. Основы общей биологии Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений Издание третье, переработанное Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой

  2. История Краснодарского научно-исследовательского института сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко - http://www.kniish.ru/about/history/

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории биология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ