Учёт оплаты труда в бюджетных организациях. Структура кода классификации доходов бюджетов Россий



Введение.

В данной работе будут рассмотрены две темы: учёт оплаты труда в бюджетных организациях и структура кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Тема учета оплаты труда работников очень актуальна, так как является очень важной составной частью всего бухгалтерского учета, работы с сотрудниками и налоговых начислений. Важно не только правильно отразить расчеты по заработной плате в бухгалтерском учете, но и правильно рассчитать сумму, причитающуюся к выплате каждому работнику по всем основаниям, а также своевременно удержать из заработной платы суммы обязательных или иных вычетов.

Оплата труда — это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Целью настоящей работы является выявить особенности учета оплаты труда в бюджетных организациях и исследовать структуру кода классификации доходов бюджетов РФ.















1. Учёт оплаты труда в бюджетных организациях.

Учет расчетов по оплате труда организуется и ведется в составе расчетов учреждения с поставщиками и подрядчиками, т.е. на счете 030200000.

Инструкцией по бюджетному учету предполагается открывать к счету 030200000 23 отдельных аналитических счета, причем имеются весьма существенные отличия в группировке и детализации данных по отдельным операциям по сравнению с ранее действовавшими требованиями. Это связано с тем, что для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется Классификация операций сектора государственного управления.

1. На счете 030201000 "Расчеты по заработной плате" учитываются начисленная заработная плата, прочие выплаты и начисления на оплату труда. При этом для учета операций, связанных с начислением и выплатой стипендий и сумм денежного довольствия военнослужащим, открытие отдельных аналитических счетов не предусмотрено - предполагается, что перечисленные виды расходов будут учитываться на аналитических счетах, открываемых к счету 030201000. Дифференциация расходов по перечисленным группам осуществляется при их отнесении в дебет счета 040101210 "Расходы по оплате труда и начисления на выплаты по оплате труда".

В составе расходов по оплате труда учитываются:

суммы начисленной заработной платы штатному персоналу бюджетных учреждений;

суммы начисленного основного и дополнительного денежного довольствия военнослужащих; суммы дополнительной платы за сверхурочную и ночную работу, а также за работу в выходные дни;

суммы оплаты отпусков;

суммы стимулирующих и компенсационных выплат (доплаты, надбавки, премии и т.п.).

Выходные пособия при увольнении сотрудников учитываются в составе пособий по социальной помощи населению (а не в составе расходов по оплате труда).

В составе прочих выплат учитываются расходы по оплате мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации: по компенсации стоимости жилья, связанной с наймом (поднаймом) жилых помещений, а также коммунальных услуг, предоставляемых педагогическим, медицинским работникам, работникам культуры, госветслужбы и работникам других бюджетных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа в соответствии с действующим законодательством; возмещение стоимости найма жилого помещения при изменении места жительства по инициативе работодателя; расходы по оплате суточных, подъемные пособия, страховые гарантии военнослужащим (право на возмещение вреда), денежные компенсации на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых военнослужащим и приравненным к ним лицам в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, оплата проезда к месту отпуска и обратно, а также покупка путевок работающим судьям.

В составе начислений на оплату труда учитываются расходы по оплате ЕСН, взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Начисление выплат осуществляется в порядке, установленном отраслевыми и ведомственными нормативными актами.

Требования Трудового кодекса Российской Федерации особо оговаривают условия оплаты труда работников бюджетной сферы.

Статьей 6 ТК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.

При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В отношении оплаты труда работников, занятых в предпринимательской деятельности (деятельности, приносящей доход) бюджетных учреждений, подобных ограничений законодательством не установлено. Тем не менее, учитывая отрицательное воздействие на управление персоналом, которое может оказать существенное различие в оплате труда, на практике руководители учреждений при установлении размеров оплаты труда используют правила, мало отличающиеся от правил ведомственных инструкций.

Например, имеются следующие данные о начислениях и удержаниях по платежной ведомости за март (цифры условные):

начислена заработная плата штатным работникам учреждения (включая все компенсационные выплаты) - 350 000 руб.;

удержан налог на доходы физических лиц (с учетом налоговых вычетов, установленных налоговым законодательством) - 40 000 руб.;

удержаны алименты на содержание несовершеннолетних детей - 12 000 руб.;

удержаны суммы в возмещение материального ущерба, нанесенного в результате недостачи материальных запасов, - 2000 руб.;

удержаны ранее выданные подотчетные суммы, остатки которых при представлении авансового отчета не были возвращены в кассу учреждения, - 3000 руб.;

начислены пособия по временной нетрудоспособности (за дни временной нетрудоспособности после второго) - 55 000 руб.;

выплачено из кассы - 312 000 руб., не выплачено - 36 000 руб. В бухгалтерском учете будут сделаны проводки:

дебет счета 040101211 "Расходы по заработной плате", кредит счета 030201730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате" - 350 000 руб. - на сумму начисленной оплаты труда;

дебет счета 030201830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате", кредит счета 030301730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц" - 40 тыс. руб. - на сумму начисленного НДФЛ;

дебет счета 030201830, кредит счета 020900000 (по соответствующим аналитическим счетам) - 2000 руб. - на сумму недостачи материальных запасов, подлежащую взысканию с сумм начисленной оплаты труда работников учреждения;

дебет счета 030201830, кредит счета 030403730 "Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда" - 12 000 руб. - на сумму удержанных алиментов на содержание несовершеннолетних детей;

дебет счета 030201830, кредит счета 020800000 "Расчеты с подотчетными лицами" (по соответствующим аналитическим счетам) - 3000 руб. - на сумму остатка подотчетных сумм, своевременно не возвращенных в кассу учреждения;

дебет счета 030302830 "Уменьшение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации", кредит счета 030215730 "Расчеты по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения" - 55 000 руб. - на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности;

дебет счета 040101200 "Расходы учреждения", кредит счета 030302730 "Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации" - 91 000 руб. - на сумму единого социального налога и взносов в Фонд соцстраха РФ, начисленных на суммы оплаты труда (условно принят размер начислений 26%);

дебет счета 030201830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате", кредит счета 020104610 "Выбытия из кассы" - 312 000 руб. - на сумму начисленной оплаты труда;

дебет счета 030201830, кредит счета 030402730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами" - 36 000 руб. - на сумму заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности, не полученных в установленный срок.

В случае когда производится начисление оплаты труда работникам, занятым в предпринимательской деятельности, дебетуются счет 010604340 "Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)" или иные счета учета расходов по предпринимательской деятельности.

Для целей бюджетного учета существенное значение имеет правильное определение корреспондирующих счетов для оформления бюджетных записей. С этой точки зрения существенной представляется классификация расходов на оплату труда применительно к общей классификации расходов учреждений.

Все расходы учреждений можно условно разделить на две большие группы: расходы, включаемые в стоимость нефинансовых активов (фактическую стоимость материальных запасов, первоначальную стоимость объектов основных средств, объектов непроизведенных и нематериальных активов). Отличительной особенностью данного вида расходов является то, что они, как правило, осуществляются в одном отчетном периоде, а возмещаются за счет соответствующих источников финансирования в другом;

расходы, стоимость которых списывается непосредственно в том отчетном периоде, в котором они произведены. Очевидно, что особенностью таких расходов является отсутствие взаимосвязи с формированием стоимости нефинансовых активов.

Расходы первой группы отражаются по дебету счетов учета нефинансовых активов (счета учета материальных запасов, капитальных вложений, а также счет учета стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)) в корреспонденции со счетами учета обязательств, денежных средств, а также учета амортизации внеоборотных активов. По нашему мнению, некоторые виды расходов могут включаться в стоимость нефинансовых активов посредством их списания с кредита аналитических счетов, открываемых к счету 040101200 "Расходы учреждения". К таким расходам могут быть отнесены, например, расходы, принадлежность которых к виду деятельности в момент осуществления определить невозможно (общехозяйственные, общепроизводственные и т. п.).

Расходы, включенные в стоимость материальных запасов, учитываются при определении финансового результата учреждений (040103000) после фактического списания этих запасов (передачи их в эксплуатацию). Расходы, включенные в первоначальную стоимость объектов основных средств, объектов нематериальных и непроизведенных активов, списываются на счет учета финансового результата посредством начисления амортизации (за исключением непроизведенных активов, на которые амортизация не начисляется).

Расходы второй группы отражаются на аналитических счетах, открываемых к счету 04010200. В конце отчетного года обороты по каждому аналитическому счету списываются в дебет счета 040103000 (в кредит счета 040103000 списываются полученные учреждением доходы). Некоторые виды расходов (как отмечалось выше) могут списываться в дебет счетов учета нефинансовых активов (первый раздел Плана счетов бюджетного учета).

Рассмотрение отдельных групп расходов учреждений целесообразно проводить применительно к принципам группировки расходов, использованным в Инструкции по бюджетному учету, при формировании Плана счетов бюджетного учета.

"Расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда".

К счету 040101210 следует открывать три аналитических счета:

    1. "Расходы по заработной плате";

      1. "Расходы по прочим выплатам";

        1. "Расходы по начислениям на выплаты по оплате труда".

040101211 "Расходы по заработной плате".

На счете 040101211 учитываются расходы, произведенные в форме расчетов по оплате труда со штатными работниками бюджетных учреждений по всем категориям выплат, предусмотренных трудовым законодательством, трудовыми договорами (коллективными и индивидуальными), отраслевыми тарифными соглашениями.

В составе расходов по оплате труда учитываются:

суммы начисленной заработной платы штатному персоналу бюджетных учреждений;

суммы начисленного основного и дополнительного денежного довольствия военнослужащих;

суммы дополнительной платы за сверхурочную и ночную работу, а также за работу в выходные дни;

суммы оплаты отпусков;

суммы стимулирующих и компенсационных выплат (доплаты, надбавки, премии и т. п.).

При этом под доплатами понимаются выплаты к должностным окладам и тарифным ставкам (окладам), носящие компенсационный характер, за дополнительные трудозатраты работника, которые связаны с условиями труда, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда. Доплаты за условия труда включаются в тарифные ставки (оклады) при всех расчетах, связанных с оплатой труда. Из этого следует, что, в частности, надбавки, исчисляемые в процентах от должностного оклада или тарифной ставки, рассчитываются с учетом доплат. Доплаты являются выплатами компенсационного характера. Наиболее распространенными видами доплат являются доплаты за работу с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, за работу в выходные и праздничные дни, за работу в ночное время, за совмещение профессий (должностей), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и т.п.

Под надбавками понимаются стимулирующие выплаты к тарифной части, носящие постоянный или временный характер. К надбавкам (выплатам стимулирующего характера) относятся надбавки за ненормированный рабочий день, за стаж непрерывной работы (за выслугу лет), за ученую степень и ученое звание, за сложность и напряженность выполняемой работы, премии и вознаграждения за результаты основной деятельности, носящие систематический характер.

Выходные пособия при увольнении сотрудников учитываются в составе пособий по социальной помощи населению (а не в составе расходов по оплате труда).

По дебету счета 040101211 учитываются суммы начисленной заработной платы в корреспонденции с кредитом счета 030201730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате". Указанным порядком учитываются операции по начислению всех видов заработной платы (включая установленные законодательством и отраслевыми нормативными актами надбавки, доплаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, премии за результаты основной деятельности, а также оплату отпусков) работникам бюджетных учреждений, основного и дополнительного денежного довольствия военнослужащих и т. п.

Принятие расходов к бюджетному учету осуществляется в соответствии с общим методом бюджетного учета, закрепленным в Инструкции по бюджетному учету, - методом начислений. То есть расходы по оплате труда принимаются к учету в момент их начисления (а не фактической выплаты).

Суммы начисленной оплаты труда, не полученной в сроки, установленные трудовым законодательством, списываются с дебета счета 030201830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате" в кредит счета 030402730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами". При этом размер расходов (сумма, отнесенная в дебет счета 040101211) не уменьшается.

Размеры и порядок выплат, осуществляемых работникам бюджетных учреждений, устанавливаются, как правило, ведомственными и отраслевыми нормативными документами, разработанными на базе основных требований трудового законодательства.

Следует отметить, что Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в ТК РФ внесены существенные изменения в части регулирования порядка начисления и размеров выплат работникам бюджетной сферы различных уровней. После 1 января 2005 г. непосредственно федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации регулируется только заработная плата работников учреждений и органов управления, финансируемых за счет средств федерального бюджета. В частности, применение Единой тарифной сетки в настоящее время обязательно только при оплате труда работников учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

В случае когда производится начисление оплаты труда работникам, занятым в предпринимательской деятельности, дебетуются счет 210604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" или иные счета учета расходов по предпринимательской деятельности.

Расчеты по стипендиям с учащимися образовательных учреждений системы начального, среднего и высшего профессионального образования учитываются на счете 040101280 "Прочие расходы".

Суммы начисленной оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреждения, по договорам гражданско-правового характера отражаются по кредиту счета 030209730 "Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг" и дебету счета 040101226 "Расходы на прочие работы, услуги". Следует иметь в виду, что данная норма распространяется только на договоры гражданско-правового характера, к которым относится, например, выполнение работ и оказание услуг. Начисление сумм оплаты труда работникам, хотя и не являющимся штатными работниками учреждения, но привлекаемым к выполнению трудовых обязанностей на условиях внешнего совместительства (на штатные должности), производится порядком, установленным для штатного персонала учреждения.

Начисленные пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения учитываются на аналитическом счете 040101261.

Суммы начисленных выплат в рамках оказания социальной помощи населению отражаются на счете 040101262, суммы социальных пособий, выплачиваемых организациями сектора государственного управления, - на счете 040101263.

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности учитываются на счете 040101261 органами социального страхования. Бюджетные учреждения учитывают суммы начисленных пособий по дебету счета 030302830 и кредиту счета 030215730 - посредством указанной бухгалтерской записи уменьшается задолженность по взносам в Фонд соцстраха России и увеличивается задолженность перед получателями пособия.

040101212 "Расходы по прочим выплатам".

На данном счете учитываются следующие виды расходов.

          1. Подъемные пособия при переезде на новое место работы (службы), оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Общие правила осуществления указанных выплат регулируются ст. 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Следует учитывать, что с 2005 г. упомянутый Закон действует с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (фактически в новой редакции). Теперь размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления (в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем).

          2. Оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам. Общие принципы осуществления данного вида выплат регулируются Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих). По данной же статье расходов (счет 040101212) отражаются суммы денежной компенсации, выплачиваемой вместо предоставления права на бесплатный проезд к месту использования основного отпуска и обратно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г. (ст. 20 упомянутого Закона).

          3. Оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно судьям. Право судей на возмещение стоимости оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно установлено ст. 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

Расходы по выплате компенсации судьям после ухода или удаления их в отставку (п. 4 ст. 15 упомянутого Закона N 3132-1) на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения учитываются на счете 040101263 (140101263), так как выплаты производятся исключительно за счет средств федерального бюджета.

          1. Оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно работникам загранучреждений. Сметы доходов и расходов загранучреждений утверждаются ежегодно приложением к федеральному бюджету на очередной финансовый год. Порядок и размеры отдельных выплат регулируются нормативными актами МИДа РФ.

          2. Оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно другим работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрено осуществление выплат в возмещение расходов по стоимости расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно только в отношении работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, главой 26 ТК РФ установлена обязательность оплаты стоимости проезда работникам, совмещающим работу с обучением. Так как фактически время пребывания в образовательном учреждении является учебным отпуском, стоимость проезда также должна отражаться по данной статье.

          3. Компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера. Обязательность осуществления данного вида расходов установлена упоминавшимся Законом РФ N 4520-1. Общие принципы определения размеров и порядка производства выплат те же, что и в отношении оплаты стоимости проезда в отпуск.

          4. Оплата средств при убытии в основной отпуск (до заключения контракта). Имеются в виду основные отпуска, предоставляемые при заключении контракта военнослужащими.

          5. Оплата средств при убытии в отпуск по болезни. Предоставление отпуска по болезни предусмотрено для тех работников, которым не производится выплата пособий по временной нетрудоспособности, - военнослужащим и сотрудникам прочих силовых ведомств.

          6. Единовременное пособие при перезаключении трудового договора. Выплата пособия должна быть предусмотрена трудовым договором (коллективным или индивидуальным).

          7. Суточные при служебных командировках.

В соответствии со ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Расходы по оплате суточных учитываются на счете 040101212, расходы по проезду - на счете 040101222, расходы по найму жилого помещения - на счете 040101226. Иные расходы отражаются на счетах в соответствии с их экономическим содержанием.

Таким образом, при отражении в бюджетном учете данных авансового отчета, представленных подотчетным лицом по возвращении из командировки, используются как минимум три аналитических счета учета расходов учреждения.

Например, командированному работнику перед убытием в командировку выдан аванс в размере 30 000 руб. По окончании командировки подотчетным лицом представлен авансовый отчет в израсходовании полученной суммы. При этом расходы на проезд составили 12 000 руб., расходы по найму помещения - 5000 руб., расходы по приобретению материальных запасов (прочих) - 10 000 руб. Кроме того, за время командировки работник должен получить суточные в размере 6000 руб.

В бюджетном учете будут сделаны следующие бухгалтерские записи: при выдаче аванса:

дебет счета 020805560 "Увеличение задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг", кредит счета 020104610 "Выбытия из кассы" - 12 000 руб. - на сумму аванса для оплаты проезда;

дебет счета 020809560 "Увеличение задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг", кредит счета 020104610 - 5000 руб. - на сумму аванса для оплаты расходов по найму помещений;

дебет счета 020801560 "Увеличение задолженности подотчетных лиц по заработной плате", кредит счета 020104610 - 6000 руб. - на сумму аванса в части, соответствующей размеру суточных за время командировки;

дебет счета 020822560 "Увеличение задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов", кредит счета 020104610 - 9000 руб. - на сумму аванса под приобретение материальных запасов; при оформлении авансового отчета:

дебет счета 040101222, кредит счета 020805660 - 12 000 руб. - на сумму расходов по оплате проезда;

дебет счета 040101226, кредит счета 020809660 - 5000 руб. - на сумму расходов по найму помещений;

дебет счета 040101212, кредит счета 020801660 - 6000 руб. - на сумму суточных за время командировки;

дебет счета 010505340, кредит счета 020822660 - 9000 руб. - на сумму стоимости приобретенных материальных запасов;

дебет счета 020801560, кредит счета 020104610 - 3000 руб. - на сумму перерасхода подотчетной суммы в части аванса, выданного под приобретение материалов.

          1. Продовольственно-путевые деньги и компенсации взамен продовольственного пайка (включая табачное довольствие). Выплата продовольственно-путевых денег, компенсации взамен продовольственного пайка и табачное довольствие предусмотрены Законом о статусе военнослужащих. Продовольственно-путевые деньги выплачиваются по отдельным раздаточным ведомостям, компенсации - как правило, одновременно с выплатой денежного довольствия за соответствующий период (месяц). Таким образом, в бюджетном учете начисленные суммы списываются различными бухгалтерскими записями: военнослужащим по призыву - денежное довольствие - по счету 040101211, компенсации взамен табачного довольствия - по счету 040101212; военнослужащим по контракту - денежное довольстве - по счету 040101211, суммы компенсации взамен продпайка - по счету 040101212 и т.д.

Следует иметь в виду, что с 2005 г. возможность получения продовольственного пайка в натуре существенно сокращена изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Закон о статусе военнослужащих. Теперь это возможно только по просьбе военнослужащих, проходящих службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

          1. Полевые деньги. Выплата полевых денег производится военнослужащим и гражданскому персоналу силовых ведомств при соблюдении условий, установленных нормативными документами, принятыми этими ведомствами.

          2. Компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение. После 1 января 2005 г. выплата указанных компенсаций ограничена практически только военнослужащими по контракту и лицами, приравненными к ним. Выплата компенсаций другим категориям граждан (в частности, пенсионерам из числа военнослужащих) не предусмотрена.

          3. Компенсации взамен стоимости форменной одежды и обуви (вещевого имущества).

          4. Компенсации взамен стоимости проездных документов на все виды общественного транспорта. С 2005 г. по этой статье отражаются расходы по выплате компенсаций тем категориям граждан, которые ранее пользовались правом бесплатного проезда, включая работников силовых ведомств, суда, прокуратуры и т. п.

          5. Компенсации за содержание служебных собак по месту жительства. Размеры и порядок выплаты компенсации определяются нормативными документами МВД РФ.

          6. Компенсации стоимости жилья, связанной с наймом (поднаймом) жилых помещений. В настоящее время подобная компенсация может выплачиваться военнослужащим, которые не могут быть обеспечены жильем по месту прохождения службы (по месту жительства). По данной статье также отражаются компенсации, которые выплачиваются гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (при невозможности обеспечить жильем), вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях (ст. 15 Закона о статусе военнослужащих).

          7. Компенсации за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий. Данный вид компенсаций выплачивается преподавательскому составу образовательных учреждений. Следует иметь в виду, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", на уровне федерального закона подобные выплаты гарантируются только для образовательных учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Для учреждений, финансируемых за счет средств региональных и местных бюджетов, порядок и размеры выплат должны устанавливаться соответственно законами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

          8. Компенсации, связанные с депутатской деятельностью. Перечень компенсаций, выплачиваемых депутатам обеих палат Федерального Собрания Государственной Думы Российской Федерации, установлен Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". На региональном уровне размер компенсаций и порядок их выплаты устанавливаются законами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

          9. Компенсации за установку телефона. В настоящее время (после вступления в силу изменений, внесенных в ряд федеральных законов Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) на уровне федерального закона выплата компенсации за установку телефона не гарантирована. Однако законами органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены аналогичные выплаты в части расходов, относящихся к бюджетным обязательствам регионов.

          10. Компенсации взамен бесплатного обеспечения лекарственными средствами.

          11. Компенсации взамен лечебно-профилактического питания. По данной статье могут также отражаться компенсации взамен молока, подлежащего выдаче работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Следует заметить, что ст. 222 ТК РФ, которой установлены общие правила выдачи молока и лечебно-профилактического питания, не предусматривает возможности замены их денежной компенсацией. То есть указанные выплаты могут считаться правомерными только в том случае, если порядок и размеры выплат определены актом, имеющим нормативную силу (например, приказом соответствующего отраслевого министерства, зарегистрированным в установленном порядке в Минюсте России).

Обращаем внимание на то, что суммы стоимости продуктов, выданных в натуре, включаются в состав расходов по оплате труда (счет 040101211).

          1. Компенсации за использование личного транспорта для служебных целей. Размер компенсаций установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 92: легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2 тыс. куб. м - 1200 руб. в месяц, свыше 2 тыс. куб. м - 1500 руб. в месяц. В том случае, если личный транспорт используется работниками бюджетных учреждений, занятых в предпринимательской деятельности, размер компенсации может быть установлен на более высоком уровне. Однако для целей налогообложения принимаются расходы только в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

          2. Ежемесячные пособия супругам военнослужащих в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут устроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья.

Перечень прочих выплат не является закрытым. На счете 040101212 могут учитываться и другие аналогичные расходы.

В бюджетном учете суммы начисленных компенсаций отражаются по дебету счета 040101212 и кредиту счета 030202730, за исключением компенсаций, связанных с оплатой командировочных расходов, которые отражаются по кредиту счета 020801660.

040101213 "Расходы на начисления на выплаты по оплате труда".

На данном счете учитываются расходы по оплате работодателем единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Порядок расчета единого социального налога и налоговые ставки установлены главой 24 НК РФ. Порядок уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев определен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ. С 1 января 2005 г. страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска и устанавливаются федеральным законом. Практически все бюджетные учреждения отнесены к 1-му классу профессионального риска и уплачивают взносы по тарифу 0,2.

В бюджетном учете начисление единого социального налога и указанных страховых взносов отражается бухгалтерской записью:

дебет счета 040101213, кредит счета 030303730.

            1. "Расходы на социальное обеспечение".

На аналитических счетах, открываемых к данному счету, учитываются все виды социальных выплат и пособий, установленных законодательством, за исключением выплат в форме мер социальной поддержки, которые учитываются на счете 040101212 "Расходы по прочим выплатам".

К данному счету рекомендуется открывать три аналитических счета: 040101261, 040101262 и 040101263. Тот или иной аналитический счет открывается в том учреждении, которое производит соответствующую выплату (или группу выплат). Следует иметь в виду, что выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам отражаются в составе расходов учреждения (счет 040101261) только в органах социального страхования. Бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, отражают суммы начисленных пособий на дебете счета 030302830 посредством уменьшения задолженности перед бюджетом по единому социальному налогу в части сумм, перечисляемых в Фонд соцстраха РФ.

Таким образом, в одном учреждении (органе, осуществляющем выплату) будет открываться как минимум один аналитический счет - в зависимости от того, какие выплаты осуществляются данным органом.

              1. "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения".

На данном счете учитываются расходы по выплате всех видов пенсий:

за выслугу лет;

по старости; по инвалидности; социальных;

по случаю потери кормильца.

На этом же счете отражаются расходы на оплату ежемесячной доплаты к государственным и муниципальным пенсиям.

Расходы по оплате пенсий по системам национальной обороны, правоохранительной деятельности, прокурорским работникам и судьям учитываются на счете 040101263.

Кроме того, на счете 040101261 учитываются расчеты в связи с расходами на выплаты:

пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; единовременных пособий при рождении ребенка;

пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

пособий по оплате дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами; пособий при усыновлении ребенка; пособий на оздоровление детей;

пособий на частичное содержание детско-юношеских спортивных школ; пособий на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение;

сумм по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

расходов по санаторно-курортному обслуживанию работников и членов их семей; сумм физическим и юридическим лицам в рамках программ обязательного медицинского страхования;

прочие выплаты за счет средств государственных программ социального страхования.

При отражении в бюджетном учете сумм начисленных выплат (учитываемых на счете 040101261), как правило, кредитуется счет 030215730.

040101262 "Расходы на пособия по социальной помощи населению". На счете 040101262 учитываются расчеты, связанные с осуществлением расходов по выплатам населению, производимым вне рамок государственных программ социального страхования (пособия по безработице, выходные пособия при увольнении сотрудников, пособия и компенсации в рамках социальной помощи, установленные законодательством), а также на приобретение путевок судьям, пребывающим в отставке.

Порядок определения размера пособия по безработице и правила его выплаты установлены Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Размер пособия по безработице зависит от среднемесячного заработка безработных (перед увольнением) и периода выплаты.

Размер и порядок выплаты пособия при увольнении регулируются трудовым законодательством (Трудовым кодексом Российской Федерации).

Порядок оказания социальной помощи регулируется Федеральным законом от 7 июля 1999 г. N 178-ФЗ (с 1 января 2005 г. действует в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

Основной формой социальной помощи на федеральном уровне с 2005 г. является предоставление гражданам набора социальных услуг. Таким образом, расходы федерального бюджета осуществляются в форме перечисления денежных средств уполномоченным организациям, оказывающим услуги, входящие в упомянутый набор (лекарственное, санаторно-курортное обеспечение и проезд на пригородном железнодорожном транспорте).

На региональном уровне оказание государственной социальной помощи может осуществляться в следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Указаниями по применению бюджетной классификации предусмотрена возможность отражения на данном счете также расходов по оплате: путевок на санаторно-курортное лечение;

путевок в детские оздоровительные лагеря при наличии медицинских показаний; бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, на внутригородском транспорте, на транспорте пригородного сообщения, на междугородном транспорте;

выходных пособий при увольнении сотрудников, а также по выплате в размере среднемесячного заработка на период трудоустройства в случае увольнения в связи с ликвидацией и реорганизацией организаций (предприятий);

изготовления и ремонта протезно-ортопедических изделий, включая зубные протезы; обеспечения лекарственными средствами различных категорий граждан; обеспечения инвалидов транспортными средствами (включая расходы по доставке, хранению и подготовке транспортных средств к выдаче получателю);

транспортного обслуживания вместо получения транспортного средства, а также бензина или других видов топлива, ремонта, технического обслуживания транспортных средств и запасных частей к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации;

субсидий гражданам на приобретение (строительство) жилья, в том числе с использованием государственных жилищных сертификатов;

жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан.

В бюджетном учете начисление перечисленных видов социальной помощи отражается по дебету счета 040101262 и кредиту счета 030216730.







































2. Структура кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Статья 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает классификацию доходов бюджетов.

Классификация доходов включает в себя доходы соответствующего бюджета. В соответствии с принципом полноты отражения доходов и расходов бюджетов классификация доходов должна включать в себя перечень всех без исключения доходов бюджета соответствующего уровня.

Классификация доходов бюджетов имеет свой код.

Код - это условное сокращенное обозначение в виде зашифрованных цифровых символов, используемое для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицита во взаимосвязи с субъектами бюджетных правоотношений.

Указание о применении с 1 января 2005 г. новых кодов бюджетной классификации (КБК) утверждено Приказом Минфина России № 72н от 27.08.2004. А в соответствии с Указанием Банка России от 25.08.04 №1493-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» максимальная длина поля 104 расчетного документа увеличена до 20 символов.

КБК (поле 104) - это коды бюджетной классификации, заполняемые в платежном поручении. По каждому виду налога в платежном поручении указывается свой код бюджетной классификации (КБК). Максимальная длина поля 104 (КБК) расчетного документа увеличились с 7 до 20 разрядов (символов).



Классификация доходов бюджетов Российской Федерации (приложение 1 к Указаниям) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации представлена в виде четырех составных частей и содержит 20 цифр:

Админис-тратор

Группа

Подгруппа

Статья

Подстатья

Элемент

Программа

Экономическая классификация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

2

3

4

Код администратора (1 - 3 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.

Администраторами поступлений в бюджет являются:

органы государственной власти (в том числе, налоговые органы),

органы местного самоуправления,

органы управления государственных внебюджетных фондов,

Центральный банк Российской Федерации,

бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления,

осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

182 - Федеральная налоговая служба

153 - Федеральная таможенная служба ...

Код вида доходов предусматривает следующие группы:

1 - доходы;

2 - безвозмездные поступления;

3 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В группу Доходы включаются следующие подгруппы:

01 - налоги на прибыль, доходы;

02 - налоги и взносы на социальные нужды;

03 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

04 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

05 - налоги на совокупный доход;

06 - налоги на имущество;

07 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

08 - государственная пошлина, сборы;

09 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

10 - доходы от внешнеэкономической деятельности;

11 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

12 - платежи при пользовании природными ресурсами;

13 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

14 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

15 - административные платежи и сборы;

16 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;

17 - прочие неналоговые доходы;

18 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

19 - возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет.

В группу Безвозмездные поступления включаются следующие подгруппы:

01 - безвозмездные поступления от нерезидентов;

02 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

03 - безвозмездные поступления от государственных организаций;

04 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

05 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

07 - прочие безвозмездные поступления.

В группу Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности включаются следующие подгруппы:

01 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

02 - рыночные продажи товаров и услуг;

03 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

04 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Код Статьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода Подгрупп вида доходов.

Код ПодСтатьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода Статьи вида доходов.

Для налоговых доходов код элемента доходов соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов.

Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.

Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

01 - федеральный бюджет;

02 - бюджет субъекта Российской Федерации;

03 - местный бюджет

(Код элемента доходов "03" (местный бюджет) соответствует бюджетам муниципальных образований, не перешедших на систему организации местного самоуправления, предусмотренную Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

По коду элемента доходов "03" (местный бюджет) отражаются доходы бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.);

04 - бюджет городского округа;

05 - бюджет муниципального района;

06 - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

07 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;

10 - бюджет поселения.

Код программ доходов бюджетов (14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из 4-х знаков.

Детализация кодов программ осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Классификация программ доходов кодируется четырьмя знаками.

По доходам от взимания налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов и доходам от взимания государственной пошлины Первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору), поэтому налогоплательщик должен самостоятельно выбрать этот код в зависимости от вида платежа. При этом администраторы указанных доходов обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации в соответствии со следующей структурой кода программ:

1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;

3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации.

ВНИМАНИЕ: 0000 - указывается для ряда платежей и сборов (из подгрупп 13, 14, 16), в частности:

Плата за предоставление информации содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков

Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей

Сборы за выдачу федеральным органом исполнительной власти лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Средства от распоряжения и реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

Средства от распоряжения и реализации выморочного имущества, обращенного в доход Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, 117, 118, пунктами 1 и 2 статьи 120, статьями 125, 126, 128, 129, 1291, 132, 133, 134, 135, 1351 Налогового кодекса Российской Федерации

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьей 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации

Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт

Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов

Экономическая классификация доходов бюджетов определяется трехзначным кодом (18 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) классификации операций сектора государственного управления, предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию, и представлена следующими позициями:

110 - налоговые доходы;

120 - доходы от собственности;

130 - доходы от оказания платных услуг;

140 - суммы принудительного изъятия;

150 - безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;

151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

152 - перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

153 - перечисления международных финансовых организаций;

160 - взносы, отчисления на социальные нужды;

180 - прочие доходы;

410 - уменьшение стоимости основных средств;

420 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;

440 - уменьшение стоимости материальных запасов.







































Заключение.

Совершенствование учёта оплаты труда, поиск новых решений, может дать нам уже в ближайшем будущем рост заинтересованности работников к высокопроизводительному труду. При решении проблемы доведения минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, возможно снятие проблемы социальной напряженности. А это, конечно же, в комплексе с решением ряда других проблем в экономике нашей страны, может явиться стимулом экономического роста в будущем.

В данной работе была описана методика ведения бухгалтерского учета

оплаты труда в бюджетных организациях.

Были приведены счета, с помощью которых ведется учет, а так же была перечислена документация, используемая при учете. Так же был произведен учет конкретных операций, изучены существующие и действующие формы и системы оплаты труда.

В результате выполнения дипломной работы был изучена структура кода классификации доходов бюджетов РФ. Выяснилось, что структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов РФ представлена в виде четырех составных частей и содержит 20 цифр.























Список использованной литературы.

1. Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. и др. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Е.Ю. Грачевой). - "Проспект", 2009 г.

2. Заработная плата для бюджетников - Войтова Т.Л. - Учебно-практическое пособие. Издательство: «Проспект» ", 2009 г.

3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.;

4. Палий В.Ф. Современный бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.; Издательство «Бухгалтерский учет», 2007.

5. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.















27


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории бухгалтерский учет, аудит:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ