Банк Англии
Банк Англии
Лондон - крупнейший после Нью-Йорка международный финансовый центр. Его позиции постоянно усиливаются благодаря росту масштабов операций на рынках евровалют и еврооблигаций, основным центром которых он является. По сумме оборота на международных денежных рынках и рынках капиталов Лондон прочно удерживает лидирующие позиции в мире. Лондонский Сити считается примером новаторства и динамизма в международном банковском бизнесе. Кредитно-банковская система Великобритании одна из наиболее развитых в капиталистическом мире. Для нее характерны высокий уровень "разделения труда" между различными финансовыми учреждениями, широкая разветвленность и большое разнообразие различных типов финансово-банковских институтов.
Банк Англии находится на вершине пирамиды кредитно-банковских учреждений. Он был основан в 1694 году как акционерное общество для финансирования войны с Францией. Согласно Акту 1844 года, за ним было закреплено единоличное право выпуска банкнот на территории Англии и Уэльса. В 1946 году Банк Англии был национализирован.
Как центральный банк страны, Банк Англии выполняет функции обеспечения общих условий функционирования денежно-кредитной системы и финансирования государства. Он осуществляет контроль над кредитно-банковскими институтами, в зависимости от экономического климата производит соответствующие акции на денежных, валютных рынках и рынках капиталов. Банк ведет счета правительственных органов, занимается мобилизацией краткосрочных ресурсов путем продажи казначейских векселей, финансированием государственного долга и его управлением.
Связующим звеном между Банком Англии и кредитно-банковскими учреждениями выступают дисконтные (учетные) дома. Роль их заключается в предоставлении другим банкам возможности инвестировать часть средств в такой форме, которая гарантирует последним ликвидность и определенный доход. Они обслуживают основную долю операций с правительственными ценными бумагами. Членами Ассоциации Лондонского дисконтного рынка являются: "Александерс Дискаунт ПЛК", "Кейтер Аллен лтд.", "Клайн дискаунт компани лтд.", Джерард энд нэшнл ПЛК", "Джиллет бразерз дискаунт компани ПЛК", "Джессел, Тойнби ПЛК", "Кинг энд Шэкссон ПЛК", "Пейдж энд Гуайтер ПЛК", "Джералд Квин", "Коуп энд компани лтд.", "Секкомб Маршалл энд Кэмпион ПЛК", "Смит Сент-Обин энд компани лтд.", "Юнион дискаунт компани оф Лондон ПЛК".
Ведущим звеном кредитной системы являются коммерческие банки, которые делятся на:
1) депозитные банки;
2) торговые банки;
3) "заморские" банки;
4) иностранные банки.
Депозитные банки представлены прежде всего "большой четверкой" лондонских банков, олицетворяющих финансовый капитал Великобритании и финансовое могущество страны. Это крупнейшие банковские монополии "Барклейс ПЛК", "Нэшнл вестминстер бэнк ПЛК", "Мидленд бэнк ПЛК" и "Ллойдс бэнк ПЛК". На Лондонском рынке оперирует также "Кауттс энд компани", которым владеют "Нэшнл вестминстер" и "Уиллиамс энд Глин'с Бэнк". В число крупнейших депозитных банков входят шотландские банки "Бэнк оф Скотленд", "Клайдсдейл бэнк" и "Ройал бэнк оф Скотленд", а также североирландские банки.
Клиринговые банки располагают свыше 13 тысяч отделений по всей территории страны. Они контролируют подавляющее большинство депозитно-ссудных операций в стране. Клиринговые банки Великобритании прочно удерживают лидирующие позиции в мире. "Нэншл вестминстер", "Ллойдс" и "Мидленд" владеют совместной акционерной компанией "Эксесс", занимающейся операциями с кредитными карточками. "Барклейс" имеет собственную фирму - "Барклейкард". Клиринговые банки располагают широкой сетью автобанков (автоматических кассовых аппаратов), предоставляющих их клиентам в любой точке Великобритании возможность совершить ряд операций в любое время суток: получить наличные деньги, узнать остаток на счете, заказать чековую книжку и выписку со счета (присылаются по почте).
Торговые банки - влиятельные финансовые учреждения. Авторитет и сила их заключены не столько в размерах их капиталов или масштабах депозитно-ссудных операций, сколько в четком знании обстановки на рынках, умении безошибочно определять наиболее выгодные направления деятельности. Традиционные торговые банки сосредоточены в лондонском Сити. Они имеют также отделения в таких крупных городах, как Бирмингем, Лидс, Манчестер, Эдинбург и Глазго. Торговые банки занимаются финансированием внешней торговли, акцептным бизнесом, активно кредитуют корпоративных заемщиков, управляют инвестициями, консультируют по вопросам инвестирования, организуют финансовые консорциумы, посредничают или участвуют в учредительской деятельности, в операциях по слиянию и поглощению компаний, проводят операции на валютном рынке и рынках драгоценных металлов, консультируют по вопросам проведения финансовых операций. Кроме того, они активно расширяют операции по лизингу оборудования, факторингу, проникли в сферу страхования, кредитования в рассрочку, посредническую деятельность в области фрахта судов и самолетов, а также занимаются управлением собственностью. Торговые банки в значительной степени контролируют рынок среднесрочного кредита. Наиболее ощутима их роль как эмиссионных домов, выступающих посредниками в размещении ценных бумаг и в операциях на вторичном рынке. Они участвуют в операциях на рынке еврооблигаций, являются участниками синдицированных консорциумов. Вместе с тем для ведущих торговых банков характерна специализация на осуществлении определенных видов операций.
"Заморские" банки или банки Содружества представлены в Ассоциации британских заморских банков. Она включает 12 банков с головными конторами в Лондоне и 21 банк с головными конторами в других частях Содружества. Еще 10 банков имеют представительства в Сити. Капитал большинства этих банков находится в руках британской финансовой олигархии. По числу заграничных отделений банки Содружества не имеют себе равных в мире. Крупнейший из них - "Стандард чартед бэнк" - имеет 1360 отделений, все остальные - 3500 отделений. Банки Содружества занимаются преимущественно "розничными" депозитно-ссудными операциями, причем "специализируются" на операциях в определенных регионах или странах бывшей колониальной империи. "Барклейс бэнк интернэшнл" оперирует главным образом в ЮАР и странах Карибского бассейна, "Ллойдс энд Болса интернэшнл" - в странах континентальной Европы и в Южной Америке, "Нэшнл энд гриндлейс бэнк" - в Южной Азии, в Восточной и Центральной Африке.
Иностранных банков в Сити насчитывается больше, чем в любом другом финансовом центре мира (свыше 400). В их конторах занято почти 50 тысяч человек, их совокупные активы превышают 60 процентов активов всех банков Соединенного Королевства. На долю иностранных банков приходится почти 80 процентов всех депозитов в иностранной валюте. Систему депозитных банков замыкают сберегательные институты, в число которых входят "Нэшнл сейвинз бэнк", "Нэшнл жиробанк" и доверительные сберегательные банки. Их основными функциями являются прием вкладов от мелких и средних вкладчиков и осуществление расчетов за потребительские товары длительного пользования, взятые в аренду, покупки в рассрочку и заказы товаров с доставкой по почте, перевод денег в уплату за коммунальные услуги, приказы о регулярных платежах по ипотеке, страховым взносам и в уплату процентов и т.п.
Принципиально новым в сфере депозитно-ссудных операций является развитие и рост активов строительных обществ. Они представляют собой товарищеские общества, принимающие вклады от населения и предоставляющие индивидуальные долгосрочные ссуды на строительство или приобретение жилых домов. В структуре кредитно-банковской системы Великобритании важную роль играют инвестиционные институты: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные тресты, доверительные паевые фонды.
История Банка Англии
Банк Англии - самый старый центральный банк мира. Данный институт появился в конце семнадцатого века в Англии, в результате так называемой сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов. Банковская система Англии 1690-х годов состояла из кредиторов-банкиров, которые предоставляли кредиты из заемных средств, и ювелиров, которые принимали золото на депозиты и затем предоставляли ссуду. В 1688 году дорогостоящая гражданская война наконец-то закончилась, и на трон Англии взошли Вильям и Мэри. К власти пришла политическая партия, которая проводила политику меркантилизма и грабительского захвата колоний. Самым серьезным противником Англии была Французская Империя и вскоре Англия развязала полувековую войну. Политика милитаризма оказалась очень дорогостоящей, и в 1690-х Английское правительство обнаружило, что казна истощена и денег нет. Оказалось невозможным для правительства побудить людей покупать его облигации после стольких лет войны. Собрать налоги по более высоким ставкам также не представлялось возможности.
Тогда в 1693 году был образован комитет Палаты Общин, с целью поиска способов получить деньги для правительства. Тогда же появился шотландский финансист Вильям Петерсон , предложивший от имени своей финансовой группы совершенно новый план правительству. В обмен на определенные привилегии со стороны государства, Петерсон предложил создать Банк Англии, который бы выпустил новые банкноты и покрыл дефицит. Таким образом, была заключена сделка. Сразу же после утверждения Банка Парламентом в 1694 году сам король Вильям и некоторые члены Парламента поспешили стать акционерами новой "денежной фабрики".
Вильям Петерсон потребовал от английского правительства присвоить новым банкнотам статус законного платежного средства. Британское правительство отказало, заявив, что это "зашло слишком далеко", но Парламент дал новому Банку привилегию содержать правительственные вклады и выпускать новые ценные бумаги для оплаты правительственного долга. Банк Англии сразу же выпустил новых денег на сумму 760 000 фунтов стерлингов, которые пошли на оплату долга. Это вызвало скачок инфляции, и за два года Банк оказался совершенно неплатежеспособным, что дало определенные преимущества частным ювелирам. Банкноты Банка Англии могли быть свободно обменены на обращающиеся металлические монеты.
В 1696 году Банк Англии, управляемый магнатами правящей политической партии Whig, столкнулся с угрозой конкуренции. Партия Тори попыталась учредить новый National Land Bank и хотя данное предприятие не удалось, Банк Англии сразу же предпринял меры. В следующем году Парламент принял закон, запрещающий учреждение в Англии крупных банков. Согласно этому же закону, подделка банкнот Банка Англии каралась смертной казнью.
В 1708 году закон еще более ужесточился. Теперь стало незаконным выпускать векселя на предъявителя, (это право было дано только Банку Англии) и создавать компании, состоящие больше чем из 6 человек (партнеров), а также предоставлять краткосрочные кредиты сроком до 6 месяцев. Таким образом, конкурентами Банка Англии могли стать маленькие банки с числом участников менее семи. Несмотря на эти условия, Банк Англии все-таки столкнулся с сильными конкурентами со стороны партии Тори во время пребывания на престоле королевы Анны. В 1711 году была создана Компания Южного моря (South Sea Company), возглавляемая премьер-министром Робертом Харлей, которая стала сильным конкурентом Банку Англии, но она обанкротилась уже через девять лет. Это банкротство подвергло Банк Англии натиску со стороны вкладчиков, и банку было дано право приостанавливать платежи монетами. Подобному натиску Банк Англии подвергся во время вступления на престол Бонни Принца Чарли в Шотландии. И вновь Банк Англии приостановил платежи.
Во второй половине XVIII века появились частные банки, выпускающие векселя. К 1793 году их насчитывалось около 400. Финансирование длящихся поколениями войн с Францией, начавшихся в 1790-х, привело к приостановке платежей монетами третьей частью банков Англии в 1793 году, а затем и самим Банком Англии в 1797 году. Позже к ним присоединились и остальные банки.
Эта приостановка длилась 24 года вплоть до завершения войны с Францией. Во время этого периода до 1821 года банкноты Банка Англии служили настоящими деньгами (хотя еще не узаконено), а после 1812 до конца этого периода стали законным платежным средством. Как и следовало ожидать, в этот период появился ряд ненадежных банков. В 1797 году в Англии и Уэльсе было около 280 "country" банков, а к 1813 году их число превышало 900. К 1816 году общее число банкнот составило 24 миллиона фунтов стерлингов, увеличившись вдвое по сравнению с 1797 годом. Этот период не мог не отразиться и на положении дел Банка Англии. Его доходы снизились, а когда платежи возобновились в 1821 году, акции Банка упали на 16%.
В 1826 году вследствие либерализации банковского дела, корпорациям было разрешено выпускать предъявительские векселя, но эта свобода была ограничена радиусом "радиусом 65 миль от Лондона". Таким образом, монополия Банка Англии сохранялась, а конкуренции почти не было. В 1833 году были разрешены услуги по приему депозитов. В дальнейшем "country" банки, которые раньше могли обменивать свои банкноты на металлические деньги, получили право обменивать их на банкноты Банка Англии. Все эти изменения усилили позиции Банка Англии, и с этого момента он функционировал как полноценный универсальный банк, а "country" банки хранили свои резервы в Банке . Интенсивное развитие капитализма привело к тому, что в 1844 году Банк Англии получил монополию эмиссии банкнот в законодательном порядке. Таким образом, был создан институт, который мог обеспечить более высокую стабильность денежного обращения на том этапе развития капитализма, когда происходило массовое создание новых акционерных обществ и усиленными темпами шло развитие торговли как внутри страны, так и за ее пределами. Еще обращающиеся старые банкноты были постепенно изъяты и заменены новыми, выпущенными Банком Англии. Закон 1844 года установил величину денежной массы, выраженной в банкнотах и не обеспеченной золотыми монетами или золотыми слитками, хранящимися в сейфе Банка Англии. Благодаря этому должна была быть предотвращена чрезмерная эмиссия банкнот, что способствовало бы адекватному обеспечению потребностей хозяйственной системы в денежной массе. Такое развитие привело к тому, что эмиссия банкнот стала отделяться от прочей коммерческой деятельности банка (например, предоставление кредитов под обеспечения, как земельные владения), которая постепенно сокращалась, и Банк Англии по характеру все более походил на центральный банк.
В 1946 году предпринятая лейбористами национализация банка привела его в разряд "публичных корпораций". Акционерный капитал был передан Казначейству, а его бывшие владельцы получили щедрую компенсацию в виде государственных облигаций, которые по сумме в четыре раза превышали номинальную стоимость акций. Банк, таким образом, не стал частью правительственного аппарата, но был уполномочен "запрашивать информацию у банкиров и давать им рекомендации ". С санкции Казначейства, Банк Англии мог "издавать директивы любому банку с целью обеспечить выполнение таких рекомендаций или просьб". За истекшие годы (до 1976 г.), банк ни разу не воспользовался этим правом, так как все "просьбы" выполняются, по выражению одного американского банкира, с "религиозной неукоснительностью".
Банк Англии на современном этапе
Банк Англии, как и центральные банки других стран, в настоящее время находится в центре финансовых и экономических перемен, требующих от них новых усилий по адаптации к меняющимся условиям. Это вызывает необходимость внесения принципиальных изменений в их функции, организацию и технологию, а также радикально нового подхода к межбанковской кооперации и международному сотрудничеству.
Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии можно разделить на две группы:
1. группа - прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);
2. группа - контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.
В этой своей роли Банк Англии выступает, опираясь главным образом на традиции, а не на правовые нормы. Разнообразные правила и процедуры, регламентирующие деятельность кредитно-банковских учреждений, установлены в порядке " джентльменских соглашений" между этими учреждениями и Банком Англии.
Специфика взаимоотношений между государством, его центральным банком и частными банками позволяет охарактеризовать Банк Англии одновременно как " правую руку в Сити и как представителя Сити в правительстве". Эта двойственная роль Банка Англии дает правительству возможность проводить свободную денежно-кредитную политику более гибкими средствами, а финансовой олигархии Сити уверенность в том, что их интересы будут отстаиваться при любом правительстве и любом экономическом курсе.
Остановимся подробнее на отдельных функциях Банка Англии.
Существует множество функций, но все они призваны к достижению трех главных целей. Среди них:
1. Поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке, согласованных с правительством, - другими словами, осуществление денежной политики;
2. Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;
3. Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра.
Функции Банка Англии
Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет ряд услуг своим клиентам. Однако клиенты Банка Англии отличаются от клиентов других банков. Можно выделить 3 наиболее важные группы клиентов:
1. Коммерческие банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клиринга используются счета клиринговых банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на счете, и не имеют права превышать ее. (Все банки, осуществляющие деятельность в Великобритании, содержат 0,35 % от суммы всех своих депозитов на счете (депозите) Банка Англии). Эта норма резервов и обеспечивает главный источник дохода Банка Англии.
2. Центральные банки других стран имеют счета и держат золото в Банке Англии и могут вести дела в Лондоне через Банк Англии.
3. Правительство держит счета в Банке Англии, таким образом, платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета на социальные нужды проходят через счета Банка Англии.
В соответствии с вышесказанным можно выделить первые три функции Банка Англии:
1. Банк Англии служит банком для коммерческих банков
2. Банк Англии служит банком для других центральных банков
3. Банк Англии служит банком для правительства
Другие функции Банка Англии:
4. Осуществление монетарной политики. Банк Англии советует по поводу методов политики и ответственен за ее выполнение.
5. Осуществление эмиссии банкнот
6. Осуществление валютных операций и контроля, управление золотовалютными резервами страны от имени Казначейства.
7. Осуществление надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками- в целом за банковской системой.
8. Банк Англии - член Европейского Валютного Института (EMI - European Monetary Institute)- это начальная стадия Европейского центрального банка, который будет утвержден в 1998 году.
Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Министерства Финансов. Срок полномочий управляющего Банка Англии не зависит от сиены правительства.
Рассмотрим подробнее некоторые из функций.
" Очень сложную роль Банку Англии приходится выполнять, осуществляя контроль и регулирование денежно-кредитной сферы. Связанные с этим функции вовлекают Банк в орбиту национальной экономической политики, где, помимо глубоких профессиональных знаний, требуется умелое политическое маневрирование. Круг соображений, стоящих за каждым его шагом, неизменно расширяется и зачастую бывает противоречивым:
" интересы внутренней денежной политики оказываются в конфликте с задачами стабилизации курса фунта стерлингов;
" финансирование бюджетного дефицита путем выпуска новых займов подрывают антиинфляционные усилия правительства;
" контроль над объемом кредитов идет вразрез со стимулированием конкуренции среди банков и т.д.
Тем не менее, в Англии денежно-кредитные методы регулирования экономики остаются среди важнейших инструментов государственного монополистического вмешательства, а роль в них центрального банка особенно значительной в связи с тем, что в стране практически отсутствуют влиятельные кредитные учреждения, принадлежащие государству.
Первой целью центрального банка является поддержание ценности национальной валюты. Денежная политика призвана способствовать стабилизации реальной стоимости денежной единицы измерения. В Великобритании денежная политика осуществляется главным образом посредством регулирования процентной ставки.
В настоящее время понятие "стабильный уровень цен" во многих странах наполняется практическим содержанием. В большинстве из них стабилизацию связывают с очень низким уровнем инфляции. В случае дестабилизации вся вина не должна списываться на слабое управление денежной политикой или ее практическое отсутствие. Причины, как правило, кроются гораздо глубже. Так, в начале 70-х годов цели краткосрочной стабилизации и ценовой стабильности пришли в противоречие под влиянием нефтяного кризиса и усиления требований профсоюзов - в этих условиях центральному банку мало, что удавалось сделать, чтобы исправить положение.
Достижение ценовой стабильности в настоящее время в Англии имеет 2 направления:
1) достижения среднего уровня инфляции 25% или меньше и
2) более открытый (свободный) режим проведения денежной политики.
Проведение монетарной политики, то есть определения, главным образом, уровня процентных ставок, обеспечивающих достижение инфляционной цели, возложено на Банк Англии и Казначейство ( Банк Англии в отличии от других банков не может действовать независимо от правительства). Принятый в 1946 году Акт Банка Англии дает Казначейству право выпускать указания Банку Англии и, хотя Казначейство никогда это право не использовало, отношения между ними таковы, что финальное решение по поводу процентных ставок принимает Министр Финансов. Тем не менее, Банк Англии играет очень важную роль в принятии решения. Теперь Банк Англии публикует квартальный Отчет по инфляции (Inflation Report), который содержит подробный анализ информации, а также протокол встречи Министра и Управляющего публикуется через 6 недель после их встречи по поводу процентных ставок.
При подготовке Отчета по инфляции и процентным ставкам Банк Англии принимает во внимание внутренние и внешние экономические и монетарные факторы, которые будут иметь отношение к инфляции будущих двух лет. Совет Банка по процентным ставкам содержит информацию об изменениях, влияющих на промышленность и торговлю в различных регионах Англии, предоставляемую агентами Банк Англии.
После того, как решение о методах денежной политики принято, Банк Англии начинает действовать, используя механизмы, описанные ниже.
Процентные ставки.
Выполняя свою роль на внутренних денежных рынках, Банк Англии влияет на процентные ставки в краткосрочном аспекте. Являясь банком правительства и банком банков, Банк Англии способен достаточно точно предсказать характер потоков платежей со счетов правительства на счета коммерческих банков и наоборот, и действовать в зависимости от ситуации. Когда поток платежей со счетов банков на счета правительства превышают обратный поток, возникает ситуация, в которой банковские запасы ликвидных активов снижаются, и появляется нехватка средств на денежном рынке. В противном случае появляется избыток наличности, но более обычная ситуация - это появление дефицита, который устраняется Банком Англии, устанавливающим такую процентную ставку, при которой средства обеспечиваются на каждый день.
Для того, чтобы не работать с каждым банком индивидуально, Банк Англии использует учетные дома в качестве посредника. Это специализированные дилеры, которые имеют запасы торговых векселей и в которые главные банки помещают лишнюю наличность. Учетные дома пользуются заемными услугами Банка Англии, который может обеспечить наличные средства, купив ценные бумаги учетных домов либо предоставив им ссуды. Ставки, по которым производятся эти операции, влияют на процентные ставки для экономики в целом. Когда Банк Англии изменяет эту ставку, коммерческие банки сразу же, как правило меняют свою базисную ставку, по которой определяется ставка по депозитам и ставка ссудного процента.
Валютный курс.
Процентные ставки влияют на внутренние денежные условия, такие как условия кредита, потребительский спрос, инвестиции, выпуск продукции и цены. Они также могут оказывать влияние на стоимость фунта стерлингов в переводе на другую иностранную валюту. При других равных условиях, чем выше процентные ставки, тем больше иностранных средств привлекается в фунт стерлингов, таким образом, они влияют на валютный курс фунта стерлингов по отношению к иностранным валютам.
Банк Англии может оказывать влияние на валютный курс, используя золотой и валютный запасы страны. Банк Англии может управлять запасами от имени Казначейства. Резервы содержатся на специальном счете, который называется Валютный Уравнительный Счет (Exchange Equalisation Account). Он был образован еще в 1930-х годах с целью выявления неожиданных колебаний во "внешней стоимости" стерлинга. Процесс, известный как валютная интервенция, состоит в том, что Банк Англии покупает фунт стерлинга за иностранную валюту, когда необходимо сдержать падение курса или продает их, пытаясь удержать рост курса. Эти операции, конечно, не могут точно определить курс фунта стерлингов на рынке, а существует масса других способов, помимо официальной интервенции.
Будучи членом Механизма валютных курсов (ERM - exchange rate mechanism) с 8 октября 1990 года, Великобритания была обязана поддерживать курс своей валюты в определенных рамках по отношению к иностранным валютам. После выхода из ERM 16 сентября 1992 года Великобритания перешла к плавающему валютному курсу.
Кратковременные процентные ставки и валютная интервенция являются принципиальными инструментами монетарной политики в Великобритании. В прошлом использовались и другие инструменты. Например, в начале 1980-х Банк Англии продал больше государственного долга, чем было необходимо для удовлетворения нужд правительства, с целью уменьшить денежную массу в обращении. Эта политика была отменена в 1985 году. Другие инструменты включали в себя введение специальных " потолков банковского кредитования" (отменен в 1971 году); требования к банкам содержать резервы в Банке Англии в соответствии с тем, насколько быстро росло число их вкладов (отменен в 1980 году); издание руководства по банковскому кредитованию, нацеленного на уменьшение объемов выдачи кредитов клиентам.
Одним из важнейших инструментов современной монетарной политики является резервная политика, основанная на изменение требований центрального банка к обязательным (минимальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов. Все основные орудия денежно-кредитного контроля направлены в первую очередь на регулирование величины остатков на резервных счетах кредитных учреждений в центральном банке или условий пополнения этих счетов.
Исторически обязательные резервы развились из необходимости для коммерческих банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного выполнения платежных обязательств по возврату депозитов вкладчикам и проведения расчетов с другими банками. Иными словами, кассовые резервы, хранившиеся коммерческими банками в центральном банке, служили гарантийным фондом для погашения депозитов.
С созданием высокоразвитой двухуровневой банковской системы кассовые резервы коммерческих банков, помещаемые ими на счета в центральном банке, перестали быть гарантийным фондом для погашения задолженности по вкладам. Немаловажную роль здесь сыграло улучшение организации и техники совершения банковских операций, а также создание системы страхования депозитов. Как отмечают некоторые экономисты, современным банкам обычно достаточно иметь в наличии не более 2% своих денежных средств.
В настоящее время минимальные резервы имеют двойное назначение:
1. они должны обеспечивать постоянный уровень ликвидности коммерческих банков );
2. они являются инструментом центрального банка для регулирования денежной массы, платеже- и кредитоспособности коммерческих банков.
Регулирование центральным банком норм указанных резервов влияет непосредственно на величину оборотных фондов коммерческих банков, а, следовательно, на их кредитно-финансовый потенциал. При увеличении нормы обязательных резервов уменьшается размер оборотных фондов банков, и наоборот.
По существу, обязательные резервы представляют собой часть кассовых (денежных) резервов, которые коммерческие банки должны постоянно хранить в налично-денежной форме, в виде вкладов в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным депозитам, полученным займам и кредитам. Основу же денежной наличности банков составляют депозиты их клиентов. В банковской практике та доля банковских резервов, хранение которой на специальных счетах в центральном банке подписывается законом, получила название " резервные требования ". Именно они, обладая наибольшим удельным весом, занимают ведущее место в системе обязательных резервов.
Обычно минимальный остаток (баланс) вкладов коммерческих банков в центральный банк - норма обязательных резервов - определяется национальным банковским законодательством в процентном отношении к соответствующим статьям активов или пассивов кредитных институтов. Норма резервов может дифференцироваться в зависимости от срока деятельности, величины активов и пассивов банков, видов и размеров привлекаемых ими депозитов (до востребования, срочный, сберегательный, специальный и прочие вклады) в национальной и иностранной валюте, гражданства вкладчика (резидент, нерезидент), региона деятельности банков и других условий.
В принципе величина минимальных резервов может определяться двояким способом - по отношению к банковским пассивам либо по отношению к банковским активам. Способ определения резервных требований по отношению к банковским пассивам является наиболее старым. Суть его состоит в том, что коммерческие банки должны резервировать в обязательном порядке часть привлеченных депозитов клиентов на счетах в центральном банке. Как было упомянуто ранее, коммерческие банки Великобритании содержат 0,35% стерлинговых депозитов на счете в Банке Англии. В некоторых странах базисом исчисления размера минимальных резервов служат предоставленные кредиты. На практике нормы обязательных резервов по пассивам могут устанавливаться по отношению ко всем банковским пассивам или их отдельным статьям. Применяя подобный избирательный подход, центральный банк пытается таким образом стимулировать или ограничивать развитие тех или иных видов депозитных операций банков.
Разновидностью метода определения резервных требований по отношению к банковским пассивам является метод установления минимальных резервов к изменению объема совокупных пассивов банков, то есть к увеличению или уменьшению их сальдо за определенный период времени, которое формируется в результате поступлений денег на основные корреспондентские счета и выдач с них денежных средств.
Второй способ определения величины резервных требований по отношению к банковским активам является чисто французским изобретением и на практике применяется значительно реже. Сущность его заключается в лимитировании (количественном ограничении) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста. Причем указанные параметры устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого коммерческого банка. Также, могут лимитироваться объем и число кредитов, предоставляемых одному клиенту банком. Такие директивные параметры получили название "кредитных потолков" и соответственно метод - метод кредитных потолков. В Англии этот метод использовался до 1971 года. За нарушение установленных кредитных лимитов коммерческие банки подвергались со стороны Банка Англии санкциям в виде уплаты высокого учетного процента или обязательного перечисления на беспроцентные счета в Банк Англии суммы, равной превышению этих лимитов.
Таким образом, центральный банк может регулировать темпы роста денежной массы, используя технику кредитных ограничений.
У каждого способа определения резервной базы по отношению к банковским пассивам или к банковским активам есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны, обязательные резервы способствуют улучшению банковской ликвидности, когда они рассчитываются на основе пассивных банковских операций. В данном случае их влияние на экономику является опосредованным. Установление обязательных резервов по пассивным операциям ведет к снижению размера выдаваемых банком ссуд: ресурсы удорожаются, если банк не намерен сократить общий объем активных кредитных операций. Результатом этого является рост взимаемых банком по активным операциям процентных ставок и сокращение объемов кредитов. С другой стороны, основанные на кредитных операциях нормы обязательных резервов, выступают в качестве прямого ограничителя осуществления инвестиций, способствуя в целом поддержанию умеренных процентных ставок. Исключение составляют периоды, когда центральный банк проводит политику, направленную на урегулирование платежного баланса страны, например путем привлечения иностранных капиталов. Но метод установления резервных требований по отношению к банковским активам не лишен и существенных недостатков. Кредитные ограничения - это самая жесткая форма воздействия на кредит. В свою очередь, такая практика приводит к снижению деловой активности в стране, ухудшению функционирования банковской системы в целом, препятствует развитию конкуренции в банковском деле, затрудняет доступ мелких и средних фирм к банковскому кредиту, ухудшая их платеже- и кредитоспособности и финансовое положение.
В конечном счете, нормы резервов отрицательно влияют на рентабельность коммерческих банков, способствуют уменьшению доходов банков, которые вынуждены "замораживать" часть своих пассивов или активов на специальных счетах в банке. Происходит, как бы недополучение прибыли и банки стремятся компенсировать упущенную выгоду путем либо повышения процентов по кредитам, либо снижения процентов, выплачиваемых по привлеченным средствам.
Лишь на короткие промежутки времени кредитные ограничения вводились в Великобритании. По мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. Поэтому к прямому ограничению объемов банковского кредитования центральный банк прибегает обычно в периоды усиления инфляции или кризисов платежного баланса.
Существуют некоторые вариации в соотношении между расчетным периодом и периодом выполнения (поддержания) коммерческими банками обязательств перед центральным банком, в течении которого необходимые суммы минимальных резервов должны храниться на резервных счета. Расчетный период и период выполнения обязательств в разных странах неодинаковы.
Вопрос заключается в величине временного интервала между расчетным периодом и периодом хранения указанных резервов. Чем больше данный интервал, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием денежно-кредитной сферы в данный момент, и, следовательно, тем меньше эффективность регулирующих мер центрального банка, особенно в краткосрочном плане.
Снижение эффективности роли минимальных резервов как инструмента денежно-кредитной политики обусловлено взятым в 80-е годы курсом на финансовую либерализацию. Но все же прием и хранение текущих и срочных вкладов кредитных институтов продолжает оставаться одной из важнейших функций современного центрального банка, несмотря на то, что эти депозиты занимают небольшой удельный вес в балансе центральных банков. Без этого центральные банки не смогут выполнять свои остальные функции, то есть быть "банком банков", "банкирами и кассирами правительства", проводить официальную денежно-кредитную и валютную политику, снабжать экономику необходимым количеством денег в безналичной и налично-денежной форме, управлять внутренним и внешним государственным долгом, осуществлять надзор за банками и финансовыми рынками.
" Важнейшей функцией Банка Англии является управление государственным долгом страны. Английское правительство расходует, как правило, больше, чем оно получает в виде налогов.
Ежедневные потоки средств между правительством и рынком отражаются движениями средств на счете Национального Кредитного Фонда (National Loans Fund - NLF) в Банке Англии. В случае краткосрочного дефицита NLF может покрыть его, взяв средства в Банке Англии, а лишние средства помещаются в Банке.
Такое прямое финансирование является только краткосрочным и принципиальная роль Банка Англии, который действует от имени Казначейства, привлечь средства. Банк контролирует новый долг правительства и существующий объем долга. Тремя основными формами правительственных займов являются казначейские векселя, правительственные фондовые бумаги (известные как высоконадежные ценные бумаги) и займы на валютном рынке.
Казначейские векселя - это краткосрочные (обычно сроком 3 или 6 месяцев) ценные бумаги IOU - I owe you, выпускаемые Банком Англии регулярно каждую неделю. Их главной целью является не финансирование расходов правительства, а изъятие наличности из системы для того, чтобы способствовать проведению монетарной политики. Количество выпускаемых векселей зависит от потоков средств в будущем. Векселя продаются по цене ниже их погашаемой стоимости, а дисконт отразит процентную ставку. (Например, если процентная ставка составляет 7% и вексель сроком на 3 месяца номинальной стоимостью 1000000 ф. ст. будет продаваться по цене 983000 ф. ст.: 17000 ф. ст. прибыли за 3 месяца будут эквивалентны годовой процентной ставке 7% ). Векселя могут покупаться и продаваться на рынке некоторое число раз.
Высоконадежные ценные бумаги правительства - это долгосрочные ценные бумаги ( их жизнь может длиться от 5 до 40 лет), выпускаемые для финансирования дефицита, возникаемого в результате превышения правительственных расходов над его доходами. Процент по ним представляет собой купонный процент, выплачиваемый каждые 6 месяцев. Например, ценная бумага " 8% Teasury Stock 2015" предполагает выплату 8% в год от номинальной стоимости держателю данной ценной бумаги, а в 2015 году она будет погашена. Облигации обращаются на рынке "первоклассных" ценных бумаг, а их цена изменяется в зависимости от изменения процентных ставок, экономических условий и от цены, которую инвесторы готовы заплатить за долгосрочные ценные бумаги.
Главная цель - продать достаточное количество таких ценных бумаг каждый год, чтобы удовлетворить потребность государственного сектора в средствах для покрытия дефицита (PSBR - public sector borrowing requirement) , который включает в себя не только бюджет правительства, но и бюджет местных органов власти и государственных корпораций. Когда доходы в бюджет наоборот превышают расходы (как было в Англии в конце 1980-х годах), цель - сбалансировать бюджет с помощью покупки этих ценных бумаг, т.е. извлечения их из оборота.
Новый пакет этих ценных бумаг (на сумму 2 миллиарда ф. ст.) выставлен на аукцион. В 1995-1996 финансовом году предполагалось провести 8 аукционов. Облигация редко продается по ее номинальной стоимости, поэтому годовая доходность при ее погашении отличается от купонной ставки процента ( купонного дохода). ( Например, если облигация сроком 20 лет и стоимостью 100 ф. ст. с купонным процентом 8% продается за 98 ф. ст., то доходность составит 8.2%). Облигации в малых количествах выпускаются в случае, если спрос превышает предложение, на вторичный рынок участниками рынка "первоклассных" облигаций (GEMM - gilt-edged market dealers). Участники этого рынка - это дилеры, которые имеют прямые контакты с Банком Англии. Банк Англии может не продавать сразу весь пакет выпущенных облигаций, а продавать их на рынке постепенно при удобных условиях. Решения по поводу вида, срока и количества облигаций принимается в зависимости от рыночных условий в данное время. Одно неизменное условие - облигация должна быть привлекательной для инвесторов.
Департамент Регистрации Банка Англии ведет реестр держателей "первоклассных" ценных бумаг. Это главный метод обработки данных, учитывается около миллиона счетов ценных бумаг, каждый год учитывается около полумиллиона переводов. В дополнении к этому в Банке Англии существует Central Gilts Office, через который проходят автоматизированные платежи участников "первоклассных" облигаций. Это очень важный инструмент рынка " первоклассных" ценных бумаг в настоящее время.
Валютные займы принимают разнообразные формы, а их величина зависит от того, хочет ли правительство создать валютные резервы. Валютные займы включают облигации, выраженные в других валютах и среднесрочные кредиты, взятые в Международном Валютном Фонде (в 1960-х и в 1970-х годах). Значительная часть займов выражена в ECU в виде казначейских векселей сроком 1 месяц и казначейских билетов со сроком 3 года.
" Банк Англии - единственный эмиссионный институт в Англии и Уэльсе. (Монеты выпускаются Королевским монетным двором (Royal Mint) от имени Казначейства и их выпуск не находится в компетенции Банка Англии). Вся прибыль от выпуска банкнот поступает правительству.
Банк Англии выпускает свои банкноты уже на протяжении 300 лет. Эмиссия требует больших затрат труда и немалых средств. Дизайн банкнот и их производство является задачей Банковской печатной фабрики в Эссексе. Банк не только печатает деньги, он снабжает ими через свои отделения (которых 5 - в Бристоле, Бирмингеме, Лидсе, Манчестере и Ньюкасле) коммерческие банки по всей стране, изымает из обращения ветхие купюры. Средний срок обращения купюры достоинством 5 ф. ст. - 1 год, а достоинством 50 ф. ст. - 3-4 года.
Если раньше банкноты могли быть обменены на золото, то с 1844 года эмиссия носит фидуциарный характер, т.е. правительство может выпускать в обращение любое количество денег, поместив в сейфы Банка долговые расписки. На практике размеры эмиссии диктуются не заемными потребностями правительства, а потребностями самого денежного обращения, способностью Банка Англии удовлетворить спрос на денежные знаки со стороны коммерческих банков. Поэтому лишь сравнительно небольшая часть национального долга оседает в Эмиссионном Департаменте.
" Надзор за кредитно-финансовыми учреждениями в разных странах отличается как сочетанием форм организации надзорной деятельности, так и самой структурой системы. К странам, в которых надзорная деятельность является прерогативой исключительно центрального банка, относится Великобритания.
Банк Англии реализует функции надзора путем:
" регулирования выхода организации на рынок банковских услуг. Создание банка регулируется банковским законодательством. Например, минимальный размер первоначального капитала должен составлять не менее 5 миллионов фунтов стерлингов для банков и не менее 1 миллиона фунтов стерлингов для других кредитных институтов;
" установления для банков экономических нормативов и норм деятельности и осуществления документарного надзора за их соблюдением;
" проведения инспекционных проверок на местах (в Англии эта обязанность возлагается на внешних аудиторов;
" выдвижения требований к кредитным учреждениям по устранению выявленных недостатков и контроля за их выполнением банками в строго определенные сроки;
" вмешательства в случае необходимости в деятельность кредитных организаций.
Совершенствование банковского надзора.
Банкротства банка Бэрингс и Банк оф кредит энд коммерс интернешнл выявили слабые места в системе банковского надзора, за что Банк Англии был подвергнут острой критике со стороны лейбористов, предложивших ли шить Банк функций надзора и передать их банковскому комитету, но Британская банковская ассоциация выступила против принятия такой меры, поскольку задачи по обеспечению стабильности финансовой системы и по осуществлению им банковского надзора тесно связаны. Проходящую в стране кампанию по выявлению роли Банка Англии в деле с банком Barings назвали "охотой за ведьмами". В соответствии с рекомендациями консалтинговой фирмы "Артур Андерсен" Банк Англии планирует реорганизовать надзорный департамент, а также активно внедрять современные технологии. В то же время представители Банка и "Артур Андерсен" подчеркивают, что нет необходимости радикального изменения философии банковского надзора в Великобритании. Надзорные органы отныне будут систематически учитывать риски, с которыми сталкиваются банки. "Артур Андерсен" разработала компьютерную "модель оценки риска и инструментов надзора", которую Банк Англии планирует применять в дальнейшем. Одновременно Банк планирует осуществлять постоянный внутренний контроль над качеством выполнения надзорных функций. Фирма "Артур Андерсен" опубликовала доклад с рекомендациями Банку Англии по совершенствованию регулирования деятельности банков и финансовых компаний. Банк согласился с выводами доклада, назвав их "крупной программой изменений". В работе Банка Англии в этой области отличаются недостатки:
1. у надзорных органов не хватает ресурсов для слежения за разветвленной сетью крупных банков
2. многие современные финансовые конгломераты включают в себя и банки, принимающие депозиты, и фирмы по операциям с ценными бумагами, подверженные рискам при их совершении
3. регулирующие органы не всегда четко представляют себе, каким рискам подвергаются банки
4. до недавнего времени регулирующие органы в своей работе в основном полагались на суммирование показателей. Но выявление слабых мест в управлении и внутреннем контроле представляется более важной задачей. Изменения, о которых объявил Банк Англии предполагают, что в будущем он будет больше нанимать инспекторов и экспертов в области производных финансовых инструментов. Разрабатываются также новые методы мониторинга банков. В результате этих реформ ежегодные расходы Банка на банковский надзор (35 фунтов стерлингов в 1997 г.) могут возрасти на 7-8 миллионов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ