Конспект урока биологии для 11 класса «Экологическое и географическое видообразование, их сходство и различие»

11 класс биология.

Практическая работа №7 «Экологическое и географическое видообразование, их сходство и различие».

Цель: Охарактеризовать особенности способов видообразования путём сравнения аллопатрического и симпатрического видообразования.

Тип урока: практическая работа

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация «Способы видообразования».
Ход работы:

1. Организационный момент.

2. Сравнение процессов аллопатрического и симпатрического видообразования.

А). Заполните таблицу:


Аллопатрическое видообразование

Симпатрическое видообразование

1. Продолжительность во времени



2. Причина



3. Краткое описание

(+ рисунок)



4. Формы



5. Схема



6. Вид репродуктивной изоляции




Б). Проверочная работа по теме «Видообразование».

Выбрать какое видообразование: 1. Аллопатрическое или 2. Симпатрическое:

1.Вызывается разделением ареала вида на несколько изолированных частей.

2. Связано с расхождением групп особей одного вида и обитающих на одном ареале чаще всего по экологическим признакам.

3.Это видообразование происходит без физических барьеров. 4. Возникновение разных подвидов прострела в западной и восточной части России.

5. Возникновение двух видов рыб — Судака

6. Видообразование на основе полиплоидии .

7. Вызывается возникновением географических преград.

8. Возникновение разных видов синиц на территории Евразии.

9.Возникновение разных видов лютика.

10. Возникновение разных видов картофеля имеющих хромосомные наборы из 12, 24, 48, 72 хромосом;

11.Возникновение разных видов медведя: бурого и белого.

12.Возникновение видов из исходного путем кратного увеличения числа хромосом.

13. Возникновение видов в результате хромосомных перестроек, который может привести к репродуктивной изоляции, что приводит к появлению новых видов как у растений, так и у животных.

14. Возникновение экологических рас большого погремка.

15. Возникновение дарвиновских вьюрков.

16.В Севан обитает две расы форели (озимая и яровая),которые образовались путём.

17.Межвидовые гибриды растений ,например , рябино- кизильник , образуются путем

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17



















Вывод: Сходство и различия способов видообразования. Их основа — движущие силы эволюции. Географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных популяций. Экологическое видообразование связано с заселением особей вида разные экологические условия, что также ведет к биологической изоляции.



Элементы ответа:


Аллопатрическое видообразование

Симпатрическое видообразование

1. Продолжительность во времени

Постепенно, медленно

внезапное

2. Причина

Расширение или расчленение ареала; деятельность человека.

Не связана с пространственной изоляцией, например, мутация.

3. Краткое описание

(+ рисунок)

Исходная популяция -------формирование географического барьера------------формирование репродуктивной изоляции (географической или экологической) ---------------географическая или экологическая раса ---------новый вид

Исходная популяция ------- биологическая специализация, гибридизация, полиплоидизация --------- возникновение репродуктивной изоляции внутри популяции ------------- новый вид

4. Формы

Географическое видообразование.

Экологическое видообразование.

Видообразование полиплоидизацией.

Гибридогенное видообразование.

5. Схема

Популяция – географическая или экологическая раса-новый вид.

Диплоидный вид- полиплоид, гибрид- новый вид.

6. Вид репродуктивной изоляции

Пространственная изоляция.

Биологическая изоляция.


Ответы к заданию №2


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

2

2

1

2

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

2


Список литературы:

  1. А.А. Кириленко Биология: Эволюция органического мира. Подготовка к ЕГЭ: теория и тренировочные задания. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2014. -256с. – (Готовимся к ЕГЭ)

  2. http://www.naexamen.ru/otvet/11/biol/615.shtml

3. http://www.edu.cap.ru/?eduid=6571&hry=./58527/132568/132642&t=hryСайт учителя биологии МБОУ "Ходарская СОШ им. И.Н. Ульянова"  Красновой Л. М. Тест по теме «Видообразование».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экология:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ