Конспект урока экологии «Покормите птиц зимой»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» Егорьевского района Алтайского края
Конспект экологии
«Покормите птиц зимой»
Выполнила воспитатель
Хорошилова Светлана Михайловна
С. Новоегорьевское 2014
Цель: расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
расширять представления детей о характерных особенностях жизни зимующих птиц;
способствовать накоплению у детей представлений о зимующих птиц, развивать познавательную активность;
активизировать словарь детей по теме;
развивать умение делать выводы, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
воспитывать чувство сопереживания и желания помочь в трудные минуты.
Предварительная работа:
наблюдения за птицами на прогулках;
рассматривание иллюстраций с изображением птиц, альбома о птицах;
чтение книг и загадок о жизни птиц;
лепка птички;
игры «Воробушки и автомобиль», «Сова»;
наблюдения за птицами во время прогулки;
Материалы к НОД:
Шапочки для птиц, иллюстрации с изображением зимующих птиц, письмо Старухи- зимы, карточки к играм «Четвертый лишний», аудиозапись голосов птиц.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Труд», «Здоровье».
Планируемые результаты:
Умеет поддерживать беседу о птицах, высказывать свою точку зрения, делится с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Выражать положительные эмоции. Соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействии с птицами, бережного отношения к окружающей природе).
Ход НОД:
Вводная беседа.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Что зима принесла с собой?
- Подумайте, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?
У зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.
- Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость?
-Какими природными явлениями зима выражает свою злость?
Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
«Разозлилась старуха зима, задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и поразметала их по дорогам. Некуда птицам деваться, стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны… »
Инсценировка
Звучит музыка, влетают птицы.
Воспитатель: Кто, вы, птички? Откуда?
Я в берете ярко-красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все … (дятел)
Непоседа-невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня… (синичка)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей
Я бывалый … (воробей)
Воспитатель:
Здравствуй птичка-невеличка
Желтогрудая синичка.
Здравствуй, дятел, наш дружок.
Добрый день, воробей.
Как же здесь вы оказались,
Ведь старуха зима всех птиц прогнала?
Птицы: Да мы здесь зимовали, никуда не улетали, мы не перелётные.
Воспитатель: Ребята, как же назвать этих смелых птиц не улетающих от нас зимой?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: (птицам) Много бед и невзгод вы перенесли в суровую зиму, а у нас вас ждет тепло и корм, проходите, отдохните. (Дети-птицы садятся на стулья)
Воспитатель: Каких зимующих птиц вы ещё знаете?
(Ворона, сорока, снегирь, голубь, клёст, поползень, свиристель). По мере того, как дети называют птиц, воспитатель выставляет на доску картинки с их изображением.
Игра «Узнай по описанию».
1. «По бокам перышки у этой птицы белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленым отливом, длинный и прямой, как стрела.
(Сорока)
Воспитатель: Скажите, какие прозвища сороки вы знаете? (сорока белобока, сорока- стрекотуха, сорока-воровка, «лесная газета»)
- Почему её так называют?
2. «Это большая, хитрая, ловкая и находчивая птица. Она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое» (Ворона)
- Почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами?
3. «Спинка у этой птицы черная. Крылья тоже черные, но с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные. На голове ярко-красный беретик»
- Как называют дятла и почему? (Лесной доктор)
4. «Оперение этой птицы яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой»
- Расскажите, как синичка клюет семечки?
5. «У самца этой птицы спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее, грудка у нее не алая, а темно-серая»
- Какую примету о снегире вы знаете?
(Если появились снегири, выпавший снег больше не растает)
- Молодцы, ребята, много вы о зимующих птицах знаете, а сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Лётал, лётал воробей».
Лётал, летал воробей,
Летал, лётал молодой
По - за синю морю.
Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой,
Как … (вороны летают, дятел стучит, синички скачут)
Влетает Сорока с письмом, кричит: «Новости! Новости! Лесные новости! Вам письмо».
Воспитатель: Спасибо, Сорока, проходи, садись с нами. Интересно, кто же написал нам письмо? Давайте прочитаем его.
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Что же я вижу – птицы зимой!
Кто разрешил им спорить со мной?
Был же приказ всем улетать,
Нет, ведь остались они зимовать.
Буду теперь я сердитей и строже,
Их непременно всех заморожу!
Впрочем, смягчусь, не буду я зла.
Я подобрела сегодня с утра.
Но вы должны птицам помочь.
Кто поработать из вас не прочь?
Если согласны, тогда не зевайте,
Быстро заданья мои выполняйте.
Воспитатель: Ребята, вы догадались от кого это письмо?
- Выполним задания старухи зимы?
1. Игра «Четвертый лишний»
Цель: Формировать умение анализировать, находить признаки сходства и
Отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку.
Воробей, ворона, сорока, грач.
Синица, воробей, сова, снегирь.
Дятел, поползень, скворец, клёст.
Сорока, синица, ласточка, голубь.
2. Игра «Угадай, какая птица поёт? »
Аудиозапись голосов птиц (голуби, ворона, воробьи, дятел, синичка).
3. «Расскажи стихи».
Дети читают стихотворение Александра Яшина.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов.
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна,
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все задания старухи зимы вы выполнили. Теперь она птиц не заморозит.
- Скажите, что для птиц зимой самое страшное, холод или голод?
- Что нужно сделать для того, чтобы помочь птицам пережить тяжелую зиму? (Смастерить кормушки и насыпать туда корм)
- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
- А чем мы будем кормить птиц?
(Семенами различных растений: овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки; синицам кроме семян кладут сало или мясо.)
- Ребята, сегодня на прогулке мы еще повесим кормушки, которые смастерили ваши папы, и будем помогать птицам, пережить зиму. Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д..
Литература
Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим»
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология» - Т.Ц. «Учитель» Воронеж, 2004г.
Вераксы Н. Е., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования – М. : Мозаика-Синтез, 2012г.
Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» - М. : Мозаика-Синтез, 2011г.
. Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа / – Волгоград: Учитель, 2012.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ