Конспект урока на тему «Влитяние различного типа воды на развитие репчатого лука»
Экологический проект
«Влитяние различного типа воды на развитие репчатого лука»
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.» Антуан де Сент-Экзюпери.
Введение
Актуальность
Еще на заре своей истории люди сознавали великое значение водной стихии. Вода – это целитель. Древние греки изображали богиню здоровья Гигиею в виде прекрасной молодой женщины с чашей воды в руке. Вода – это магия. В христианских обрядах крещения воде приписывают магические свойства «очищения». О человеке, предугадавшем события, часто говорят: «Как в воду глядел».
Это подтверждают и мифы разных народов, и философские умозаключения древних, которые поняли бесспорную истину: «без воды нет, и не может быть жизни».
В 2013 г. исполнилось 20 лет с момента, когда Генеральная Ассамблея ООН объявила 22 марта Всемирным днём Воды (водных ресурсов). Вода на планете уникальна и ничем не заменима.
Жители города ищут альтернативные источники чистой воды:
Устанавливают фильтры
Используют фасованную питьевую воду
Используют родниковую (ключевую) воду
Проблема:
Вода, как активная среда жизни.
Обеспечение биологических систем качественной водой.
Цель:
Определение влияния разных видов воды на рост репчатого лука.
Задачи:
Привлечь внимание населения к проблеме чистой питьевой воды.
Описать краеведческий материал исследованных родников, расположенных в районе г. Новотроицка.
Проанализировать органолептические свойства воды из различных источников.
Проанализировать влияние различного состава воды на жизнедеятельность растительного организма.
Типология проекта:
Исследовательский; бипредметный; индивидуальный; среднесрочный
Предмет исследования:
Вода.
Объект исследования:
Разные типы воды, влияющие на рост репчатого лука.
Гипотеза:
Если состав воды качественный, то жизнедеятельность растений будет активнее.
Значимость:
В природе и технике важно такое свойство воды, как способность растворять гидрофильные вещества. Растения усваивают вещества только ввиде растворов.
В пресных водах преобладают ионы гидрокарбоната (НСО3), кальция (Са) и магния (Мg). По мере увеличения общей минерализации растёт концентрация ионов сульфата (SO4), хлора (Сl), натрия (Na) и калия (К). В высокоминерализированных водах преобладают ионы хлора (Сl), натрия (Na) , реже магния (Мg) и очень редко кальция (Са).
Определённые ионы различным способом влияют на рост и развитие организмов.
Используемые методы:
Теоретический: анализ информационных источников, сравнения.
Эмпирический: мониторинг – лабораторные наблюдения, фотосъёмка, опрос.
Математический: статистика, сравнительный анализ.
Экспериментальный: постановка опыта.
Место и сроки проведения исследования:
МОАУ «СОШ № 13 г. Новотроицк Оренбургской области»: ноябрь 2013г. – январь 2014г.
Вода – самое удивительное вещество на Земле.
Вода – вещество привычное и необычное. Известный советский учёный академик И. В. Петрянов свою научно-популярную книгу о воде назвал «Самое необыкновенное вещество в мире». А «Занимательная физиология», написанная доктором биологических наук Б. Ф. Сергеевым начинается с главы о воде – «Вещество, которое создало нашу планету».
Вода – единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует во всех трёх агрегатных состояниях: жидком – вода; твёрдом – лед, снег, град; газообразном – пар. Советский учёный В. И. Вернадский писал: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала горной породы, живого тела, которое её не заключало. Всё земное вещество ею проникнуто и охвачено».
Критерии / показатели качества питьевой воды:
Благоприятные органолептические свойства,
Безвредный химический состав,
Радиационная безвредность,
Эпидемическая безвредность: бактериологическая, вирусологическая, паразитарная.
Функции воды в растительной клетке:
Вода — это та внутренняя среда, в которой протекает обмен веществ.
Она осуществляет связь органов, координирует их деятельность в целостном растении.
Вода входит в состав мембран и клеточных стенок, составляет основную часть цитоплазмы,
Вода обеспечивает транспорт веществ по растению и циркуляцию растворов.
Вода защищает растительные ткани от резких колебаний температуры.
Обеспечивает упругое состояние растений – тургор, с чем связано поддержание формы травянистых растений, ориентация органов в пространстве.
Водный режим растений
Водообмен – поступление воды в растение и отдача её растением, необходимые для её жизнедеятельности (метаболизма – обмена веществ, роста, развития, размножения).
Водный режим складывается из трёх процессов:
поглощение воды корнями из педосферы (почвы) →
передвижение воды из зоны всасывания по сосудам древесины→
транспирация – испарение избыточной воды устьицами листьев в окружающую среду.
Результаты экспериментальной части проекта
Результаты анкетирования – социологического опроса
В опросе приняли участие 107 респондентов: учащиеся 9 – 11-х классов. Результаты представлены ниже.
Какие типы воды Вы чаще используете в быту?
Таблица 1
№
Типы воды
Количество респондентов
%
1
Водопроводная
45
42,05
2
Фильтрованная
21
19,63
3
Кипячёная
5
4,67
4
Родниковая
19
17,76
5
Размороженная
17
15,89
Рисунок 1. Диаграмма использования воды в быту
Вывод: Респонденты наиболее часто используют в быту водопроводную воду и фильтрованную, а менее – кипячёную.
Э к с п е р и м е н т № 1. Изучение органолептических свойств воды.
Таблица 2
№
Тип воды
Запах
Вкус
Цвет в °
Прозрач-ность
Мут-ность
рН сре-да
1
Водопроводная
Слабый
Слабо кислый
2
Прозрачная
-
7,6
2
Кипячёная
Очень слабый
Безвкус-ный
40
Слегка мутная
Мелкие хлопья
7,4
3
Фильтрованная
Не ощутим
Безвкус-ный
0
Прозрачная
-
7, 2
4
Талая чистая
Очень слабый
Слабо кислый
40
Слегка мутная
Мелкие частицы
7,4
5
Талая придорожная (со шлаком)
Сильный отчётливый
-
300
Очень мутная
Крупные частицы
7,8
6
Вода родника Плакунка
Очень слабый
Кисло-ватый
40
Прозрачная
-
7,8
7
Вода родника Безымянный
Слабый землистый
Слабо кислый
60
Слегка мутная
Мелкие частицы
7,6
Вывод: все пробы исследуемой воды имеют слабощелочную среду и рекомендуются для употребления людям с нормальной и повышенной кислотностью желудка. Цветность превышает норму (40°) у воды талой придорожной, источника родника Безымянный.
Постановка опыта и отслеживание результатов (фотографии)
Репчатый лук в левой руке экспериментатора, выращенный в талой воде – победитель
Э к с п е р и м е н т № 2. Влияние качества различных типов воды
на биологическую систему – репчатый лук.
Таблица 3
№
Типы воды
23.12.13
27.12.13
31.12.13
1
Водопроводная
40
58
60
2
Фильтрованная
20
28
29
3
Кипячёная
11
32
34
4
Родник Плакунка
23
34
38
5
Родник Безымянный
17
19
21
6
Талая придорожная
18
24
31
7
Талая чистая
50
63
65
Рисунок 2. Диаграмма прироста корневой системы репчатого лука в разных типах воды
Вывод: Обеспечивая рост корневой системы репчатого лука, лидируют источники: вода талая чистая, водопроводная. Низкий прирост корневой системы оказался в водах: родника Безымянного, фильтрованной, талой придорожной. В кипячёной воде с 19.12.13 – 21.12.13 корни не трогались в рост.
Вариационная кривая перьев (в мм) репчатого лука – победителя в чистой талой воде
Рисунок 3. Диаграмма вариационной кривой перьев репчатого лука
Вывод: Норма реакции перьев репчатого лука данной луковицы варьирует от 14 мм до 137 мм. Средняя величина пера составляет 77,67 мм.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ