Методы охраны окружающей среды в городах
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПРИБОРОВ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МЕГАПОЛИСАХ РОССИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Методы охраны окружающей среды в городах
Специальность: 280202.65
Шифр: 8207061998
Студент: Исаева Е.А.
Проверил: Цыплакова Е.Г.
г. Мурманск
2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………..стр. 3
Город в наше время ………………….……………………………………….стр.5
3) Методы охраны окружающей среды в городах……………///……………...стр 8
4) Список использованной литературы ……………………………………...стр. 12
Введение
Существует широко распространенное мнение о том, что жить в крупных городах — промышленных центрах становится все труднее для здоровья людей из-за неблагоприятной экологической обстановки. Такая ситуация сложилась не сразу. У каждого города своя история, свои перспективы развития. Чтобы понять проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня современного города, во-первых, необходимо иметь четкое представление о градообразующих факторах этого уникального административно-территориального образования, возможностях влияния средствами права на состояние окружающей природной среды. Во-вторых, надо учитывать исторический аспект: какое законодательство мы получили в наследство от прежнего времени, что в нем плохого и что хорошего, могущего служить решению сегодняшних городских проблем.
Сформулировано понятие городских населенных пунктов. Это определенная территория, характеризующаяся рядом признаков: высоким уровнем концентрации производительных сил на определенной территории, разнообразием сферы применения труда, значительной протяженностью инженерных коммуникаций, адекватной развитостью транспортных путей, соответствующей формой городской инфраструктуры, высокой плотностью застройки и заселения, экологически неблагоприятной средой проживания и др., имеющая административно-территориальные границы и обладающая специфической социально-экономической организацией жизнедеятельности населения, которая опирается на сложившийся уклад общественной жизни.
Среди основных критериев классификации городских населенных пунктов выделены: численность населения; развитость сети транспортных коммуникаций; наличие промышленных предприятий; развитость сети транспортных коммуникаций; расположение в городских населенных пунктах научных, культурных и деловых центров; наличие в них особо охраняемых природных территорий и (или) зон особого риска (экологически неблагополучных участков территорий вследствие аварий и катастроф природного или техногенного характера, кумулятивного промышленного, сельскохозяйственного загрязнения и иного загрязнения и т.п.).
Долгое время господствовал остаточный принцип решения социальных, в том числе экологических, проблем градостроительства, т. е. развитие города, предопределялось ведомственными интересами тех или иных отраслей промышленности. Государственное планирование капитальных вложений, строительство предприятий, создание инфраструктуры, решение социально-культурных проблем всецело зависели от запросов соответствующих отраслей промышленности, интересы которых признавались приоритетными. Местные органы власти, хотя формально и признавались «хозяевами» своей территории, не имели решающего слова при отраслевом планировании. Они узнавали об утвержденных проектах строительства новых предприятий или расширении, реконструкции действующих постфактум, когда судьба региона была уже решена. Создавались города химиков, нефтяников, металлургов, текстильщиков.
Таким образом, преобладающим градостроительным фактором были объекты промышленности, транспорта, коммуникаций, жилищного и строительно-культурного фонда. На сохранение благоприятного состояния природы или оздоровление экологической обстановки города средств не хватало, а те, которые выделялись, не использовались надлежащим образом. Такой важный градообразующий фактор, как «земельная территория», и ее экологическая составляющая слабо учитывались при градостроительном планировании и проектировании.
Город в наше время
Город - это сложный организм. Росту городов сопутствуют увеличение загрязнений воздушного бассейна, водных объектов и почвы, деградация земель сельскохозяйственного назначения на примыкающих территориях. В связи с этим в последние годы достаточно серьезной проблемой, требующей особого внимания и поисков ее решения, стала экологическая проблема.
Только 15% городских жителей России живут в регионах, где уровень загрязнения воздуха соответствует нормативам; 40% горожан существуют в условиях периодического превышения в атмосфере предельно допустимых концентраций вредных веществ в 5-10 раз; две трети водных источников в населенных пунктах страны непригодны для питья; доля загрязнения воздушного бассейна от эксплуатации автотранспорта составляет 46% общего выброса вредных веществ и достигает в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург, в городах Красноярского и Приморского краев, Белгородской, Пензенской, Свердловской, Мурманской, Челябинской областей до 70-80%.
На каждого жителя городских населенных пунктов приходится до 400 кг промышленных выбросов предприятий в воздух. Практически все города с населением свыше 1 млн. человек имеют недопустимо загрязненный воздух. Сегодня окружающая среда городов страдает больше всего от экологически грязной промышленной продукции: машин, оборудования и технологий, применяемых, прежде всего в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и цветной металлургии.
Кроме того, следует отметить, что архитектура и городская планировка с большим трудом поддаются экологизации. Вопреки желанию людей города строят из многоэтажных жилых зданий, почти без учета климатических факторов, шумовой нагрузки улиц, вообще особенностей среды жизни и психологии человека. В нашей стране при значительном территориальном пространстве около 70% населения проживает в многоэтажных домах, в то время как, например, в США до 90% населения - в малоэтажных жилых помещениях. Большая плотность населения в городах, отсутствие зеленых насаждений, дальность поездок на работу и т.д. зачастую способствуют повышению уровня заболеваемости жителей городских населенных пунктов, травматизму, агрессивности, алкоголизму и наркомании.
Показателем нашего экологического неблагополучия является низкая для развитой страны средняя продолжительность жизни - около 67 лет (для сравнения: в Японии - 81, Франции - 79, Великобритании и Германии - 78, США - 77 лет). Ежегодно по экологическим причинам преждевременно уходят из жизни около 350 тыс. россиян, а число погибающих преждевременно от загрязнения воздуха в крупных городах в несколько раз превышает число погибающих в автокатастрофах. Экологически зависимая заболеваемость затрагивает в современной России многие миллионы человек.
В связи с концентрацией в городах основной массы промышленных предприятий, крупных электростанций и других видов хозяйственных объектов создается дополнительная, специфически «городская» экологическая нагрузка. Город является источником экологического загрязнения для окружающих территорий, но также одновременно и сам становится главной «жертвой самоотравления». Государственная экологическая политика в нашей стране не разработана, приняты экологические программы, не основанные на достоверной информации об экологической ситуации в стране и ее регионах, непроработанные экономически, материально необеспеченные, что естественно снижает их действенность. По утверждению Президента РФ Д.А. Медведева, «существующая система охраны окружающей среды в России пока проигрывает системам всех стран».
Нет достаточного законодательного обеспечения экологических аспектов устойчивого социально-экономического развития городов. Экологическое законодательство зачастую насыщено декларативными и отсылочными нормами. Такие нормы адресованы к отсутствующим на момент вступления их в законную силу нормативным правовым актам органов исполнительной власти. Проблемы охраны окружающей среды городских населенных пунктов решаются в нормативных актах, принимаемых на разных уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Общий их недостаток состоит в том, что они регулируют частные вопросы природопользования и охраны отдельных природных объектов без учета специфики окружающей среды городских населенных пунктов. Чтобы правильно понять задачи законодательства в области охраны окружающей среды городских населенных пунктов и эффективно решать их, надо иметь четкое представление о градообразующих факторах этих административно-территориальных образований, возможностях влияния средствами права на состояние окружающей среды. Медленно идет реформа технического регулирования, что тормозит разработку обязательных экологических требований. Отсутствуют эффективные правовые механизмы возмещения экологического вреда. Неправомерные решения и действия, а равно бездействие участников экологических правоотношений только усугубляют сложную экологическую обстановку, особенно на территориях пребывания населения. Правоприменительная практика свидетельствует о фактической безнаказанности многих нарушений и даже преступлений экологического характера.
Отмечается постоянный рост зарегистрированных экологических преступлений, зачастую опережающий рост преступлений в целом, и увеличение их доли в общей структуре преступности. Так, за период 2000-2007 гг. число экологических преступлений выросло практически в 4,3 раза (2000 г. - 14818; 2007 г. -41242). Аналогичные тенденции отмечаются и в других странах. При этом признается, что прошедшая во многих странах реформа уголовного и административного законодательства хотя и способствовала усилению борьбы с посягательствами на окружающую среду, но не выполнила всех поставленных целей.
Одними из основополагающих причин нарушения природоохранного законодательства в рассматриваемой сфере являются слабость и неэффективность государственного экологического контроля и надзора, частая реорганизация органов управления охраной окружающей среды. При этом до сих пор не налажен эффективный диалог по данным проблемам органов государственной власти и экологических организаций. Радикальное усовершенствование системы органов управления охраной окружающей среды в городских населенных пунктах позволит улучшить контроль за состоянием различных природных объектов городской среды. Как считает Президент России Д.А. Медведев, «в природоохранной сфере нужно навести порядок и повысить ее эффективность».
Методы охраны окружающей среды в городах
В связи со сложившейся ситуацией необходимо не только совершенствование существующих, но и принятие новых нормативных правовых актов. Это позволит обеспечить решение рассматриваемой проблемы, использовать научный подход в законотворчестве, а также будет способствовать возрождению интереса граждан и общества к улучшению и поддержанию экологического правопорядка в городских населенных пунктах.
Выявлено, что неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся в городских населенных пунктах, представляет собой существенную долю проблем экологии страны в целом, так как она затрагивают значительную часть населения Российской Федерации (почти 70%) и негативно сказывается на здоровье жителей городов. Для улучшения качества их жизни, условий труда и отдыха необходимо выработать основные направления совершенствования правовой охраны в рассматриваемой области. В первую очередь следует разработать и применить правовые нормы, регламентирующие действия физических и юридических лиц в сфере обеспечения экологической безопасности городского населения и благоприятной окружающей среды в городах. Такого рода совершенствование экологического законодательства возможно двумя путями:
а) с помощью Федерального закона «Об охране окружающей среды в городских населенных пунктах»;
б) с помощью дополнений имеющихся федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации главами (разделами) об охране почв, вод, атмосферного воздуха, растительности в городских населенных пунктах.
Доказано, что эффективным инструментом достижения устойчивого развития городов должна стать государственная экологическая политика, обязательно учитывающая условия обеспечения благоприятной окружающей среды в городских населенных пунктах, защиту экологических прав граждан. Необходимым элементом реализации данного направления экологической политики является создание оптимальной системы органов управления охраной окружающей среды в городах. В настоящее время управление природоохранной деятельностью в городах имеет многоуровневый характер. Функции органов управления охраной окружающей среды в городах должны определяться особенностями экономического развития региона и его экологической составляющей. С целью повышения значимости природоохранной деятельности в городах
предлагается принять Положение об экологических общественных объединениях с определением процедуры образования данных структур, их прав, а также взаимоотношений с государственными и муниципальными органами.
Показано, что система правовых мер, способствующих улучшению окружающей среды городских населенных пунктов, не получила должного закрепления в российском законодательстве. Она проблемная и нестабильна, а поэтому не только не гарантирует надлежащий уровень защиты компонентов окружающей среды, но и не обеспечивает целевой научно обоснованный и сбалансированный подход к решению сложных экологических проблем в городах.
Наиболее эффективными мерами по обеспечению охраны окружающей среды в городах являются: разработка и внедрение различных экологических программ, взаимоувязанных с бюджетом; осуществление всех видов экологического контроля; законодательное урегулирование проведения экологического аудита, экологического страхования и экологической сертификации, а также восстановление механизмов осуществления экологической экспертизы. Реализация указанных мер позволит стабильно снижать антропогенное воздействие на окружающую среду городов.
Доказано, что одним из важнейших направлений охраны окружающей среды в городских населенных пунктах является экономическое стимулирование и, в частности, упорядочение платежей за загрязнение окружающей среды в городах. Анализ сложившейся ситуации показывает, что предприятиям гораздо выгодней загрязнять окружающую среду, а не вкладывать средства в природоохранные мероприятия. Размеры действующих нормативов платы за загрязнение окружающей среды занижены, в связи с этим требуется их изменение в сторону увеличения с одновременным учетом фактора инфляции, особенно в кризисной экономической ситуации. Предлагается восстановить и законодательно закрепить систему экологических бюджетных фондов, аккумулирующих средства на проведение природоохранных мероприятий в городах.
Обосновывается, что с точки зрения природоохранительных интересов большое значение имеет применение мер юридической ответственности за посягательства на городские природные объекты. Составы правонарушений во многих случаях требуют введения дополнительных квалифицирующих признаков: по месту совершения нарушения (например, в зеленых зонах городов, в водоохранных зонах городских водных объектов и т.д.); мерам и содержанию причиненного вреда (например, уничтожение почвенного покрова в городах, загрязнение водных источников, атмосферного воздуха в городских населенных пунктах). Использование указанных признаков составов правонарушений в УК РФ, КоАП РФ или в актах субъектов Российской Федерации об административной ответственности за экологические правонарушения повысит профилактический потенциал уголовно-правовых и административно-правовых запретов, а также эффективность применения к нарушителям штрафных и иных санкций, предусмотренных законодательством. Наряду с этим предлагается повысить размеры санкций за порчу земель, загрязнение водных объектов, атмосферного воздуха в городских населенных пунктах.
С целью охраны городских земель необходим комплекс различных мер, прежде всего, принятие Федерального закона «О почвах», соблюдение санитарных правил на территориях городов, промышленных площадок, решение вопросов сбора и обезвреживания промышленных и бытовых отходов. Важнейшей мерой охраны земель в городских населенных пунктах является их рациональное использование, в частности применение такого инструмента, как зонирование. Действующим Градостроительным кодексом РФ введена новелла о появлении наряду с другими функциональными зонами зон особо охраняемых природных территорий. Они часто образуются в черте городских населенных пунктов с целью сохранения отдельных уникальных природных объектов. На земельных участках, где расположены такие объекты, как правило, устанавливается режим ограничений по застройке, проведению дорог, что, несомненно, способствует охране земель городских населенных пунктов.
Значительную роль в жизни каждого города играют водные объекты. Однако многие крупные реки, по берегам которых расположены многочисленные населенные пункты, относятся к категории загрязненных. Каждый второй житель РФ использует питьевую воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. В создавшихся условиях необходимо применение передовых технологий по обеззараживанию воды, прокладка новых водопроводов, финансирование водоохранных мероприятий, но главное - это обеспечение непрерывного контроля качества воды.
Изучение практики показывает, что в городах страны реализуются различные методы и направления в решении экологических проблем. Но это не всегда даст положительные результаты, в том числе из-за различия в правовом регулировании и отсутствия единой экологической политики. Правовая охрана окружающей среды в городах осуществляется нормами разных по юридической силе законодательных актов (федеральных, субъектов Федерации). В связи с этим упорядочение системы и структуры законодательства в исследуемой сфере целесообразно осуществить путем разработки и принятия Федерального закона «Об охране окружающей среды в городских населенных пунктах» либо с помощью внесения соответствующих глав об охране городских природных объектов в действующие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.
Список использованной литературы:
1. Транин А.А. Вопросы правовой охраны природного комплекса столицы России // Государство и право. 2001. № 1. С. 40
2. Грешевников А. , Протасов В. Проблемы экологической безопасности России // Зеленый мир. 2004 № 19-20. С. 19-21.
3. Маслов Н.В. Градостроительная экология. Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2003.
4. Хомич В.А. Экология городской среды. Учебное пособие.- М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006.
5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н\Д: Феникс, 2005
6. Сугробов Н.П. Строительная экология. Учебное пособие.- М.: Академия, 2004.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ