Мотивация обучающихся к изучению экологических проблем через исследовательскую деятельность
Мотивация обучающихся к изучению экологических проблем через исследовательскую деятельность
На базе МОУ «Кельмаксолинская средняя общеобразовательная школа» работает объединение «Юный эколог» по авторской программе «Мир вокруг нас», рассчитанной на 2 года обучения. Основная цель программы – формирование экологических знаний обучающихся через изучение природы родного края, воспитание любви и бережного отношения к природе и ее богатствам. Она включает в себя теоретический курс, практическую природоохранную деятельность, эколого-просветительскую работу и исследовательскую деятельность. В своих выступлениях я рассказывала, как организована в нашем объединении эколого-просветительская работа, практическая природоохранная деятельность. Сегодня хочу остановиться на организации исследовательской деятельности.
Одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является исследовательская познавательная деятельность с экологическим содержанием, основанном на краеведческом материале. Она позволяет развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности ребят.
В рамках урока полноценную исследовательскую деятельность достаточно трудно организовать, экологическое же объединение обладает большим потенциалом для ее формирования.
Мотивация обучающихся – основа осознанной и успешной их деятельности. Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности обучающихся осуществляю в учебной и внеурочной деятельности. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать. Для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска.
Для экологических исследований легко создать мотивацию для учащихся, так как экологические проблемы лежат рядом и доступны обозрению всех.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в школе – экологическая тропа «Удивительное рядом», которая расположена недалеко от школы, протяженностью около полутора км., и которая позволяет школьнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Исходя из проблем, интересных объектов исследования на маршруте тропы, обучающиеся могут найти темы для дальнейшей научно – исследовательской работы, причем такую, что интереснее им и ближе к сердцу.
Выбор темы – по желанию ребенка, учитывая наличие возможностей для выполнения работы. А школа располагает такими возможностями: по линии модернизации были приобретены дополнительно лабораторные оборудования, химические реактивы, цифровой микроскоп и др.
Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность учащихся по проведению опытов и наблюдений за растениями, выращиваемыми на учебно-опытном участке и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания школьников по биологии, экологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаний.
«Лучше один раз вырастить растение, чем несколько раз читать о том, как это надо сделать». Работы учащихся принимают исследовательский характер. В этом учебном году научно-исследовательская деятельность велась по изучению влияния ростовых веществ на урожай и в целом на развитие различных сортов моркови. (биостимуляторы Ивин, Эмистим С, Гумми -30)
В школе создан Зимний сад для занятий учащихся с комнатными растениями и озеленении внутренних школьных помещений. Благодаря возможности выращивания растений на малых площадях, доступности проведения наблюдений за ростом и развитием растений в течение круглого года, быстроты получения результатов, возможности использования живых растений на уроках биологии, во внеурочное время, цветочно-декоративные растения становятся объектом учебной, внеклассной, внешкольной работы с учащимися. В зимнем саду проводятся лабораторные и практические работы, экскурсии. Работа учащихся с декоративными растениями помогает им закрепить знания по многим вопросам школьного курса биологии, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений, изучить влияние растений на здоровье школьника.
В экологическом образовании школьников важны экскурсии
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий являются обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.
Во время экскурсий дети собирают природный материал для коллекций, исследуют растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в неблагоприятной экологической обстановке: у дороги, вдоль забора, на пустыре и т. д.). Каждый из участников проводит своё небольшое исследование и оформляет работу. Направления исследований могут быть самые различные: необходимо лишь выполнение одного условия – ученикам должен быть интересен этот вопрос.
Исследовательская деятельность, реализуемая мною во внеурочной деятельности, носит ярко выраженный межпредметный характер и не замыкается на экологии. Нами проводились исследования по проблемам здорового образа жизни, рационального питания, охраны природных объектов. Расширение границ экологической культуры происходит в краеведческих исследованиях.
Такой вид деятельности позволяет вовлечь обучающихся в коллективную работу, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда. В процессе разработки и реализации исследования создаю условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. У ребят появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и оформлять, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику.
Таким образом создается ситуация успеха для каждого, кто принял участие в работе. При возможности привлекаем к участию в исследованиях специалистов экологической службы, медицинских работников, что способствует повышению результативности исследования.
Все исследования, проведенные обучающимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно-практической конференции, которая проводится ежегодно. Победители школьного этапа принимают участие в районной НПК.
Для того, чтобы найти именно того ребенка, которому это интересно, и который не сойдет с дистанции (доведет работу до конца) мы используем диагностику и на уроке и во внеурочное время.
Это, прежде всего, практические виды деятельности – выполнение практических и лабораторных работ, составление проектов, презентаций. При проверке таких заданий обращается внимание на научность данной работы, на творческий подход к выполнению заданий, если это проект или презентация, то на использование дополнительной литературы. Во время демонстрации данной работы предлагаются слушателям подискутировать на тему, что понравилось в данной работе и что можно порекомендовать. По окончанию дискуссии проводится диагностика, предлагается ответить на несколько вопросов, направленных на выявление отношения к данному виду деятельности. Например,
1. Интересна ли тебе была данная работа?
2. Если да, то чем, если нет то почему?
3. Хотелось бы расширить представление по данной теме? – этот вопрос дает возможность выявить интерес к определенной теме.
При анализе таких анкет обращается особое внимание на тех учащихся, у которых к данному виду работы проявляется стабильный интерес. В дальнейшем именно этим детям предлагается участие в исследовательской работе.
Темы исследовательских работ актуальны для нашей местности: «Растительный и животный мир д. Кельмаксола», «Изучение экологического состояния родников д. Кельмаксола», «Оценка экологического состояния почвы пришкольного участка», «Влияние курения на живые организмы», «Определение качества молока», экологические проекты «Малой речке жить», «Наш школьный двор», «Первоцветы» и др. Эти проекты имеют не только образовательную ценность, но и социально значимы, поскольку позволяют привлечь внимание и учеников школы, и родителей, и органов местного самоуправления к местным экологическим проблемам.
Обучающиеся (члены экологического объединения), выполняющие проекты, принимают активное участие и занимают призовые места в конкурсах различного уровня – от муниципального до российского. Так, экологический проект «Экспертиза качества источников воды деревни Кельмаксола» отмечен дипломом 1 степени в республиканском конкурсе водных проектов старшеклассников-2012, специальным призом ЮНЕСКО и дипломом в Российском национальном конкурсе водных проектов. Данная работа имеет немаловажное значение для улучшения отношения жителей к санитарному состоянию водоемов, сохранению качества воды в них. Даны рекомендации жителям деревни о наиболее эффективных способах очистки воды. Экологический проект «Живи, родник!» отмечен дипломом 2 степени во Всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы родного края» и др.
Дети с удовольствием занимаются исследованиями своей местности, изучают особенности природных сообществ, составляют план улучшения своего края и реализуют его.
Реализуя краеведческий подход, исследуя состояние окружающей среды на примере своей местности, создаются условия для формирования активной жизненной позиции учащихся, которые позволяют человеку максимально развивать себя, определить свое будущее и быть нужным обществу.
Определить эффективность деятельности можно по её результату:
достижения вовлеченных в нее учащихся: опыт участия и победы в конференциях, конкурсах исследовательских работ республиканского уровня.
результаты участия в интеллектуальных соревнованиях (призеры и победители на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии, Всероссийском игровом конкурсе «Человек и природа»)
рост мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла и, как результат, повышение общей успеваемости учащихся при изучении школьных дисциплин и, в конечном счете, профориентация и самореализация в области естествознания (экологии, биологии, химии и медицины);
рост социальной активности учащихся (экологические акции, трудовые десанты по благоустройству школьной территории, т.д.)
Экологическое воспитание школьников через проектно-исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков обучающихся, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность детей в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка. Исследовательские работы в области экологии очень интересны детям.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экология:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ