Теория и практика управления государственным долгом


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В г.ДИМИТРОВГРАДЕ



Естественнонаучный факультет

Кафедра «Экономики и управления»


Специальность 080105 «Финансы и кредит»


Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»


Теория и практика управления Государственным долгом







Выполнил:

студент группы ФиК-11

Мухитова Юлия Камильевна



Проверил:

к.э.н., доцент кафедры

Экономики и управления

Бегинина Ирина Ивановна












Димитровград

2009

Оглавление







Введение


Проблема государственного долга является в настоящее время одной из важных для российской экономики. Большое накопление как внутренней, так и внешней государственной задолженности ставит перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платежеспособности России в долгосрочном периоде. Успешное решение этой задачи может очень хорошо повлиять на экономику нашей страны.

Данная тема курсовой работы весьма актуальна потому, что очень интересно, сколько задолжала наша страна миру и отдельным лицам. Потому что мы живем в этой стране, и наши дети будут в ней жить. Госдолг это не маленькая сумма в несколько тысяч рублей, а триллионы рублей. Разумеется, её не так просто выплатить. Мы сейчас фактически выплачиваем долги наших предков, оставшиеся ещё с советского союза. Следовательно, наши дети будут выплачивать наши долги. Так же работая над курсовой работой можно ответить на следующие вопросы: Кто следит за тем, чтоб страна совсем не обанкротилась? Кто контролирует все задолженности страны? И как вообще можно расплатиться с долга и выбраться, наконец, из этого ужасного кризисного состояния?

Основные задачи исследования: определение долговых обязательств страны; рассмотрение обслуживание долга; раскрытие экономической сущности госдолга и его составляющих; анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ; оценка влияния государственного долга на экономику России; исследование путей совершенствования управления госдолгом; рассмотрение госдолга в период финансового кризиса.

Цель курсовой работы – исследование сущности и понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и определение методов по его управлению.


Глава1. Госдолг, долговые обязательства, управление и обслуживание.

    1. Государственный долг и его виды


Государственный долг

Государственный долг – находящиеся на руках у держателей (граждан и юридических лиц страны и заграницы) долговые обязательства ЦБ, министерства финансов (облигации, векселя, депозитные сертификаты). Государственный долг надо обслуживать, т.е. выплачивать проценты и платежи погашения. Различают внутренний и внешний долг. Расходы по обслуживанию долга составляют значительную часть бюджетных выплат (около 30% расходов бюджета России в 1997 г.).(5, с.247)

Государственный долг в Российской Федерации формируется как сумма бюджетных дефицитов прошлых лет (за минусом бюджетных профицитов) и включает следующие составляющие:

задолженность по кредитам перед российскими и иностранными банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

задолженность по бюджетным ссудам и кредитам перед бюджетами других уровней;

государственные займы в виде государственных ценных бумаг, выраженных в рублях и иностранной валюте;

задолженность государства перед гражданами по заработной плате, компенсации сбережений, потерянных при переходе к рынку в 1991 году, товарным обязательствам и т.п.

сумму выданных государственных гарантий. (6, с.219)

Для уменьшения государственного долга используются следующие механизмы:

реструктуризация долга;

конверсия и консолидация долга. (6, с.219)

Под реструктуризацией понимается замена «старых» долговых обязательств новыми с более «мягкими» условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т.п.), а также частичное списание долга. (6, с.220)

Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. (4, с.156)

Консолидация – это изменение условий займа, связанные с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора. (4, с.156)

Рост государственного долга влечет за собой следующие последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, кто владеет облигациями, станет еще богаче.

Во-вторых, повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или его уменьшению может подорвать действие экономических стимулов.

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за рубеж.

В-четвертых, когда правительство берет займ на рынке капиталов для погашения долга или уплаты процентов по государственному долгу, это приводит к увеличению ставки процента на капитал. Но рост процентной ставки обусловливает сокращение инвестиций.

Можно отметить еще и чисто психологический аспект: с ростом государственного долга отмечается нарастание чувства неуверенности населения страны в завтрашнем дне. (9, с.62)

Государственный долг субъекта РФ это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну. (3, гл 18)

Долговые обязательства субъекта РФ существуют в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями;

2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе принятых законов субъекта;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов прошлых лет. (3, гл 18)

Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. (3, гл 18)

Большая доля государственного долга в национальном доходе ограничивает возможности правительства при проведении стабилизационной политики, определяя нижний предел ставок налога и процента и верхний предел непроцентных расходов государственного бюджета. Условием снижения доли государственного долга в национальном доходе является образование первичного бюджетного избытка и превышение темпа прироста национального дохода над уровнем реальной ставки процента. (10, с.400)


Внешний государственный долг

Внешний государственный долг — это долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам. Внешний государственный долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, действие которых обуславливает объективную природу такой задолженности. (8, с.408)

Назовем факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений в бюджет и сокращением государственных расходов в условиях циклического спада деловой активности. Кроме того, следует назвать факторы, обуславливающие структурный дисбаланс. То есть, решение вопросов, связанных с налаживанием новых видов производства в стране, с техническим перевооружением имеющейся структуры основного капитала требует притока дополнительных финансовых ресурсов. Одним из каналов получения дополнительного капитала являются внешние займы и кредиты. (8, с.408)

Здесь возникает вопрос: Какие средства следует причислять к объему внешнего госдолга? Только те, которые были получены правительством страны и правительственными учреждениями или сюда следует относить долги отдельных банков и фирм? Международная практика показывает, что внешний долг — это совокупная сумма долгов Центробанка, правительства, и отдельных банков и компаний. Во многих странах мира действует правило, согласно которого все более-менее значительные объемы внешних заимствований отдельных рыночных субъектов данной страны гарантируются в той или иной степени государством. Следовательно, объем внешнего долга включает в себя как суверенные (государственные) долги, так и долги отдельных рыночных субъектов. Приток внешних заимствований с одной стороны имеет субъективные основания в виде решений правительственных органов о необходимости внешних займов и кредитов. С другой стороны он имеет и объективные основания, обусловленные складывающейся макроэкономической ситуацией. При систематическом наращивании долгового финансирования для покрытия бюджетного дефицита увеличивается спрос на деньги. Если Центробанк ограничивает выпуск денег в обращение, то это стимулирует быстрый рост процентных ставок. (8, с.408)

Повышение процентных ставок на внутреннем рынке данной страны увеличивает спрос на валюту этой страны и ее ценные бумаги. Это создает приток горячих денег в страну и увеличение суммы внешнего долга. Обменный курс национальной валюты повышается, что стимулирует увеличение импорта и сокращение экспорта. Здесь мы сталкиваемся с комплексной формой проявления эффекта вытеснения, когда импорт вытесняет собственное производство, иностранные инвестиции вытесняют внутренние инвестиции. На объем и структуру внешнего долга в большой степени влияют политические решения государства. Преодолеть тяготы внешнего долга весьма непросто. Но для этого решающее значение имеет политическая воля руководства. Если оно твердо взяло курс на приоритетное развитие национального производства и полностью отказывается от внешних долгов как формы покрытия бюджетного дефицита, то прямой путь к выходу из долговой трясины намечен. Здесь можно упомянуть решения правительства России в 2000—2002 гг. об отказе от кредитов МВФ и о выработке долгосрочного плана погашения внешней задолженности. (8, с.408)

Внешняя задолженность государства имеет специфические особенности, отличающие ее от внутреннего долга. Внутренний долг, или долг государства перед своими же гражданами, означает внутренний трансферт между ними в пределах своей страны. Внешний же долг является чистым бременем для экономики, так как выплачивается иностранцам и поэтому может рассматриваться как чистый трансферт из страны (внешний трансферт). Кроме того, внешний долг не может быть погашен с помощью денежного финансирования, так как исчисляется в иностранной валюте. Это устраняет стимул к использованию эмиссионного способа погашения долга. (11, с.119)

Структура внешнего долга РФ включает:

задолженность странам-участницам Парижского клуба;

задолженность другим странам;

коммерческая задолженность;

задолженность перед международными финансовыми организациями (МВФ, Мировой банк, ЕБРР);

еврооблигации;

ОВГВЗ, ОГВЗ;

задолженность Банку России. (6, с.220)

Классификация видов государственного внешнего долга РФ включает следующие статьи — государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам, полученным от: правительств иностранных государств; иностранных коммерческих банков и фирм; международных финансовых организаций. (3, гл 18)

Строго говоря, в отношении внешнего долга следует различать платежеспособность государственного сектора и страны в целом. В первом случае оценивается способность государственного сектора платить по внешнему или общему долгу, включая внутренний. Во втором — платежеспособность по внешнему долгу, как государственного сектора, так и частных заемщиков (например, коммерческих банков и предприятий). (11, с.120)



Внутренний государственный долг

Внутренний государственный долг — это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством. (8, с. 408)

Государственный долг существовал и в Советском Союзе. Высокий уровень дефицита и эмиссионные способы его покрытия привели советскую экономику в состояние хаоса к началу радикальных экономических преобразований в России. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.(12, с.312)

Основные государственные долговые обязательства, которые обеспечиваются Правительством Российской Федерации:

государственные краткосрочные облигации ГКО (сроком на 3, 6, 12 месяцев);

облигации федерального займа (ОФЗ) (сроком на 1—3 года);

государственные долгосрочные облигации (ГДО) (сроком до 30 лет);

облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ);

казначейские векселя и обязательства. (8, с. 408)

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров при погашении внутреннего долга не происходит, но возникают другие сложности в экономической жизни. (8, с. 409)

Внутренний долг нельзя рассматривать в качестве долговой «петли» экономики. Более правильно его оценивать как средство постоянного финансирования экономики государством. Превышение расходов государства над доходами нельзя рассматривать как базу экономического краха. Если говорить о бюджетном профиците, то этот феномен нельзя рассматривать как явление положительное. Бюджетный излишек формирует дополнительный спрос на деньги. Это увеличивает темпы инфляции. Если бюджетный излишек заморозить, то тем самым ограничивается избыточное давление совокупного спроса и сдерживаются темпы инфляции. (8, с. 409)

В бюджетной классификации выделен раздел классификации видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ. Раздел включает следующие статьи:

целевой заем 1990 г.;

целевые вклады и чеки на автомобили;

государственный внутренний заем РФ 1991 г.;

государственный внутренний долг РФ, принятый бывшего СССР;

государственный внутренний заем 1992 г.;

задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991—1994 гг., включая задолженность по процентам;

казначейские обязательства;

государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

государственные краткосрочные облигации;

государственные казначейские векселя;

переоформленные в вексель Минфина РФ задолженности: по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера; предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами; по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва;

государственные гарантии;

облигации федеральных займов с переменным и постоянным купонным доходом;

государственный сберегательный заем;

государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств;

индексация вкладов населения;

задолженности: по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком РФ странам СНГ; Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий; по внутреннему валютному долгу; по авалированным векселям Агропромбанку; предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям промышленности; облигации государственных нерыночных займов. (3, гл 18)

    1. Долговые обязательства и активы.


По предоставленным государственным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией и субъектом РФ как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы РФ. (3, гл 13)

Долговые обязательства перед Российской Федерацией и субъектом РФ как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков. Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и по заемщикам рассматривается вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год. (3, гл 13)

При возникновении кризисных финансовых явлений и отсутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации. Реструктуризация долга иностранных государств перед Российской Федерацией, субъектом РФ означает предоставление Российской Федерацией, субъектом РФ нового кредита иностранному государству при условии погашения основного долга по ранее предоставленному кредиту с изменением условий обслуживания кредита и сроков его погашения. (3, гл 13)

Законом о бюджете утверждаются:

суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

размер долга иностранных государств на конец финансового года;

предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;

предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам — участникам СНГ;

программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. (3, гл 13)





    1. Стратегия управления государственным долгом


Управление государственным долгом – совокупность финансовых мероприятий государства:

- по погашению займов; (11)

Источником погашения государственных займов и уплаты процентов по ним являются средства, мобилизуемые государством в виде налогов. Кредиторы получают доход в виде процентов. (7, с.88);

- по организации выплат долгов по ним;

- по изменению условий и сроков ранее выпущенных займов;

- по размещению новых долговых обязательств. (11)

Процесс управления госдолгом — это очень сложный и многоплановый процесс. Он предлагает использование целого набора средств различного свойства. (8, с.409)

Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

  • формирование государственной долговой политики;

  • определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

  • установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;

  • установление границ задолженности. (2.27)

Эффективное управление государственным долгом, как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами. (2.27)

Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелики, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами – бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности. (1, с.386)

В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое – это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе – это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье – это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств. (2, с.28)

Основными принципами управления государственным внутренним долгом в мировой практике признаны экономичность и оптимальность. (2, с.30)

В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ. Предельный объем государственного долга субъекта РФ не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. (3, гл 18)

Эмиссия государственных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

предельного размера соответствующего государственного долга;

предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом РФ в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня;

расходов на обслуживание государственного долга в текущем году.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъекта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной власти РФ может применить следующие меры:

назначить ревизию бюджета субъекта РФ;

передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;

принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством. (3, гл 18)

Все поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение государственного долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета. (3, гл 18)

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного долга. Погашение обязательств государственного долга РФ учитывается в федеральном бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ. (3, гл 18)

Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного долга. (3, гл 18)

Если поставить вопрос: возможно ли полностью погасить внутренний долг, то ответ будет таков — невозможно. Лучше говорить об эффективном управлении внутренним долгом. На практике используют три основных способа финансирования бюджетного дефицита:

а) кредитно-денежная эмиссия (минетизация бюджета);

б) выпуск облигационных займов;

в) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

Первый способ наиболее легкий и распространенный, связанный с выпуском дополнительного объема денежной массы. Государство получает дополнительный доход от печатания денег (сеньораж). Все экономические агенты платят государству своеобразный налог. Монетизация бюджетного дефицита может выражаться не только в эмиссии денег, но в кредитах Центробанка по льготным ставкам. Если дефицит финансируется с помощью государственных займов, то увеличивается среднерыночная ставка процента. Это снижает склонность к инвестированию частного капитала. Государственные облигации в конечном итоге не снижают инфляционное напряжение. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита, так как оно реализуется в долгосрочной перспективе в процессе радикальной налоговой реформы. Данная мера также не является неинфляционной. Следовательно, все три отмеченных способа не являются неинфляционными, а стало быть, нельзя определить, какой из них эффективнее. (8, с. 409)


Глава 2. Статистические данные

    1. Внешний долг России вырос за год в полтора раза



Общий внешний долг России за 2007 год вырос на 48% до 459,6 миллиарда долларов, говорится в материалах Центробанка. При этом увеличение долга по долгосрочным обязательствам оказалось существеннее аналогичного показателя по краткосрочным. В материалах Центробанка также отмечается, что задолженность органов государственного управления за год уменьшилась на 16,2 процента до 37,4 миллиарда долларов. С другой стороны, долг российских банков перед нерезидентами увеличился сразу на 61,8 процента до 163,7 миллиарда долларов. Ранее сообщалось, что российские кредитные организации во второй половине 2007 года стали испытывать сложности с привлечением средств за рубежом, поскольку кредиты сильно подорожали. Это, в первую очередь, связано с кредитным кризисом, разразившимся сначала в США, а потом и в Западной Европе. Банки стали предпочитать привлекать средства внутри России, из-за чего целый ряд крупных финансовых организаций повысил ставки по депозитным вкладам. Российское правительство в последние годы предпочитает досрочно возвращать кредиты, взятые у различных клубов кредиторов. Это происходит из-за того, что бюджет получает дополнительные средства от высоких цен на нефть на мировых рынках. (13)

    1. Россия задолжала миру 45 миллиардов долларов



Внешний государственный долг России на 1 января 2008 года уменьшился на 13,7 процента и достиг 44,9 миллиарда долларов. Об этом сообщается на официальном сайте министерства финансов России. В 2007 году на 1 января внешний госдолг РФ составлял 52 миллиарда долларов. Напомним, в начале февраля Россия полностью погасила внешний долг Международному банку экономического сотрудничества (МБЭС) в размере 118,4 миллиона долларов. Кроме того, в прошлом году Минфин досрочно погасил долг перед США в объеме 343 миллиона долларов и принял решение о погашении долга бывшего СССР в 470 миллионов долларов перед Объединенными Арабскими Эмиратами. (14)

Возможность выплат по внешним долгам страна получила благодаря накоплению средств в Стабфонде за счет высоких цен на нефть.(14)



    1. Из-за финансового кризиса Россия лишилась 15 миллиардов долларов

По данным Министерства финансов РФ, отток капитала из России в связи с глобальным финансовым кризисом составил от 10 до 15 миллиардов долларов, передает РИА Новости. (15)

Как подчеркнул глава министерства, вице-премьер Алексей Кудрин, этот показатель оказался ниже, чем в первом квартале 2008 года. В целом, считает министр, за время мирового финансового кризиса российский фондовый рынок потерял 52 процента капитализации. (15)

Мировой финансовый кризис, считает Кудрин, еще "не достиг своего дна" и будет продолжаться еще полгода - год. (15)

Глава Минфина также предупредил, что в связи с мировыми событиями инфляция в России может на 1-2 процента превысить уровень, который прогнозировало правительство. Как напоминает РИА Новости, по последним прогнозам Минэкономразвития РФ, уровень инфляции в 2008 году должен составить около 11,8 процента. (15)

Напомним, 17 сентября ФСФР приостановила торги российскими акциями и рядом других инструментов после того, как РТС за день упал более чем на 11 процентов, а ММВБ – более чем на 17 процентов. Чтобы нормализовать обстановку на финансовом рынке, Центробанк резко снизил нормативы обязательных резервов банков и ставки по собственным кредитам, а Минфин решил отдать в долг крупнейшим российским банкам более триллиона рублей бюджетных средств на кредитование малых и средних финансовых организаций. (15)

На открывшихся в пятницу 19 сентября торгах индексы РТС и ММВБ резко выросли, и торги пришлось приостанавливать дважды. (15)



    1. Минфин и Минэкономразвития разошлись в оценке внешнего госдолга России



Государственный внешний долг России в 2008 году составил 40,5 миллиарда долларов, говорится в пресс-релизе Министерства финансов. Ранее Минэкономразвития оценило размер внешнего госдолга страны в 2008 году в 39 миллиардов долларов. (16)

По данным Минфина, внешний госдолг России в прошлом году уменьшился на 9,8 процента по сравнению с аналогичным показателем годом ранее. По данным на 1 января 2008 года, внешний госдолг страны составлял 44,9 миллиарда долларов. (16)

В течение прошлого года задолженность России перед странами - участниками Парижского клуба снизилась на 0,4 миллиарда долларов до 1,4 миллиарда долларов, сообщает Минфин. Долг странам, не вошедшим в Парижский клуб, уменьшился на 0,3 миллиарда долларов до 1,9 миллиарда. Задолженность международным финансовым организациям сократилась на 0,5 миллиарда до 4,5 миллиарда долларов. (16)

В начале февраля 2009 года Минэкономразвития объявило, что совокупный внешний и внутренний госдолг России вырос в 2008 году на 9 процентов до 2,62 триллиона рублей, или 6,3 процента ВВП. В рублевом выражении объем внешнего долга вырос на 4,1 процента до 1,147 триллиона рублей. (16)



    1. Просроченная задолженность превысила полтриллиона рублей



Объем плохих долгов в российской банковской системе составил 572,8 млрд руб. Об этом свидетельствуют данные финансовой отчетности кредитных организаций на 1 марта. С января по февраль уровень просрочки вырос в среднем по системе на 19,2%. Самые высокие темпы роста плохих кредитов у банков с госучастием - 26,4%. Аналитики отмечают, что в этих условиях необходимо увеличивать капитализацию, в противном случае можно ожидать новых шоковых явлений в финансовом секторе.(17)

В условиях финансового кризиса банки продолжают сокращать кредитование экономики. В феврале совокупный кредитный портфель снизился на 1,6% и составил 20,4 трлн руб. По оценке заместителя начальника аналитического управления компании «Совлинк» Ольги Беленькой, падение объемов кредитования объясняется несколькими факторами, среди них дефицит качественных заемщиков, рост плохих долгов и сокращение ресурсной базы. «Данные оборотных ведомостей банков (форма 101) свидетельствуют о снижении остатков на депозитах юридических лиц, что может объясняться необходимостью выплат по долгам», - говорится в аналитическом отчете компании «Совлинк». Кроме того, сокращение ресурсной базы банков также происходило в связи с тем, что ЦБ ограничивал доступ к ликвидности кредитным организациям, не позволяя им использовать эти средства для валютных спекуляций. В результате у многих частных банков из топ-20 объем кредитования в феврале снизился: у МДМ-банка - на 3,2%, Альфа-банка - на 4,4%, «Уралсиба» - на 9,4%.(17)

Как и ожидалось, в плюсе оказались банки с госучастием: Сбербанк увеличил свой портфель на 1,8%, до 4,1 трлн руб., Россельхозбанк -- на 3,4%, до 417,5 млрд руб., выросли объемы кредитования также у Газпромбанка -- на 10,1%, до 850 млрд руб., «Ак Барса» -- на 1,7%, до 138,5 млрд руб. У ВТБ, напротив, кредитный портфель сократился -- на 6,8%, до 1,5 трлн руб. В банке это объясняют тем, что в конце января рефинансировали задолженность одного из клиентов, а в начале февраля заемщик погасил кредит за счет этих средств.
Из двадцати крупнейших российских банков лишь ВТБ-24 продолжал наращивать кредитование населения в феврале (на 1,2%, до 324 млрд руб.). Лидер этого рынка Сбербанк третий месяц подряд сокращает объем портфеля (в феврале -- на 1,3%). Банк объясняет это сокращением спроса, а также ужесточением кредитной политики. В среднем крупнейшие банки снизили кредитование частных лиц на 1,2--1,5%.(17)

Из-за продолжающегося ухудшения финансового состояния заемщиков у банков растет объем просроченной задолженности. У ВТБ она выросла на 41%, у Сбербанка -- на 11%, у банка «Юникредит» -- на 57%, у Альфа-банка -- на 27%. Особенно отличился в феврале Газпромбанк, просрочка которого увеличилась на 233%.(17)

«Совокупный рост просроченных кредитов предприятиям за январь--февраль составил 55%, и это при том, что банки активно используют возможности реструктуризации и пролонгации кредитов, занижая реальные показатели», - отмечается в отчете «Совлинка». (17)

Согласно отчетности доля просрочки на 1 марта у Сбербанка составляет 2,1%, у ВТБ -- 2,9%, Альфа-банка -- 9,8%, Росбанка -- 3,8%, МДМ-банка --10,3%, "Уралсиба" -- 7,6%, Газпромбанка -- 2,9%.(17)

Поскольку банки используют различные схемы для сокрытия реального уровня просроченной задолженности, трудно определить, насколько реальными являются эти данные. «Гонка просрочек» не совсем адекватно отражает реальный уровень качества кредитных портфелей - слишком заметным становится разрыв между банками, что вряд ли можно объяснить исключительно разницей в кредитной политике», - отмечают в своем отчете аналитики банка «Траст». На прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин в беседе с банкирами упрекнул их в том, что они привыкли занижать реальный размер просроченной задолженности. По его словам, она уже сейчас достигает 10% от совокупного кредитного портфеля, хотя по официальным данным показатель едва превышает 3%.(17)

Рост просрочки заставляет банки увеличивать формирование резервов под возможные потери по ссудам, это ведет к снижению прибыли. В феврале положительную динамику зафиксировали в основном банки с госучастием, а также Росбанк, Номос-банк, Райффайзен-банк. Остальные крупнейшие российские банки из числа топ-20 показали убыток, например у МДМ-банка - 2,35 млрд руб., Газпромбанка - 3,07 млрд руб., Альфа-банка - 2,9%.(17)

Прекращение девальвации рубля в феврале не позволило банкам зарабатывать на курсовой разнице, как это было месяц назад. По оценке аналитиков банка «Траст», заработанных тогда средств вряд ли хватит банкам на покрытие будущих расходов по начислению резервов. (17)
В этих условиях, по мнению г-жи Беленькой, по-прежнему остается актуальным выполнение норматива достаточности капитала (Н1). Хотя сейчас этот показатель в среднем по системе составляет 16,8% (при минимальной отметке в 10%), у многих крупных банков он находится вблизи низкой границы. Например, у Росбанка Н1 не превышает 10,3%, МДМ-банка - 10,8%, Газпромбанка - 11,1%. Самая комфортная ситуация у госбанков - у ВТБ достаточность капитала составляет 14,3%, у Сбербанка - 19,6%.(17)

Февральские данные еще раз подтвердили необходимость капитализации банковской системы. По оценке первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, объем докапитализации банков за счет госбумаг может составить несколько сот миллиардов рублей. Если кредитные организации не смогут увеличить размер собственных средств, это может привести к новым шоковым явлениям в банковском секторе, полагают аналитики банка «Траст».



    1. Внутренний долг РФ в период с 01.06.08 по 30.04.09гг..



Департамент международных финансовых отношений,
государственного долга и государственных финансовых активов. Структура и динамика государственного внутреннего долга
(в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) в период с 01.06.08 г. по 30.06.08 г.(22)

(млрд. руб.)

Виды государственных ценных бумаг

По состоянию на 01.06.08

Изменение госдолга с 01.06.08 по 30.06.08

По состоянию
на 01.07.08

ОФЗ-ПД

289,649

+ 13,987

303,636

ОФЗ-ФК

33,828


33,828

ОФЗ-АД

871,079

+ 6,977

878,056

ГСО-ППС

10,415


10,415

ГСО-ФПС

124,000


124,000

Итого

1 328,971

+ 20,964

  1. 349,935



(22)

Департамент международных финансовых отношений,
государственного долга и государственных финансовых активов.
Структура и динамика государственного внутреннего долга (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации) в период с 01.04.09 г. по 30.04.09 г. (22)

(млрд. руб.)

Виды государственных ценных бумаг

По состоянию
на 01.04.09

Изменение госдолга с 01.04.09 по 30.04.09

По состоянию
на 01.05.09

ОФЗ-ПД

329,999

- 38,076

291,923

ОФЗ-ФК

17,828


17,828

ОФЗ-АД

882,026


882,026

ГСО-ППС

35,415

+ 10,000

45,415

ГСО-ФПС

132,000


132,000

Итого

1 397,268

- 28,076

  1. 369,192

(22)

Долги иностранных государств. Россия занимает восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финансы». На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего госдолга, или 65,3 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надежных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства. (19)



    1. Внешний долг России в период с 01.01.08 по 01.01.09 гг..

Внешний долг РФ в 2008 году (20)



 

1 января
2008 г.

1 апреля
2008 г.

1 июля
2008 г.

1 октября
2008 г.

Всего

465,4

479,0

528,6

542,1

 

Органы государственного управления


37,4

36,9

34,7

32,6

 

Федеральные органы управления


35,8

35,2

33,1

31,1

 

Новый российский долг


28,7

28,2

28,4

26,5

 

кредиты международных финансовых организаций


5,0

4,9

4,7

4,6

 

МБРР


4,3

4,2

4,1

3,9


 

прочие


0,7

0,7

0,7

0,7


 

прочие кредиты


1,7

1,8

1,6

1,4


 

ценные бумаги в иностранной валюте


21,3

21,1

21,6

20,0


 

еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО


2,8

2,8

2,8

2,1


 

еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов


17,6

17,4

17,9

17,1


 

ОВГВЗ - VII транш


0,9

0,9

0,9

0,8


 

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)


0,3

0,1

0,2

0,2


 

прочая задолженность


0,3

0,3

0,3

0,3


 

Долг бывшего СССР


7,1

7,0

4,7

4,6


 

кредиты стран-членов Парижского клуба кредиторов


0,0

0,0

0,0

0,0


 

задолженность перед бывшими социалистическими странами 


1,5

1,6

1,5

1,4


 

задолженность перед прочими официальными кредиторами


2,2

2,2

2,0

2,0


 

ОВГВЗ - III, IV, V транши


2,0

2,0

0,0

0,0


 

прочая задолженность


1,3

1,2

1,2

1,2


 

Субъекты Российской Федерации


1,5

1,7

1,5

1,5


 

кредиты


1,1

1,2

1,2

1,1


 

ценные бумаги в российских рублях


0,4

0,4

0,3

0,3


Органы денежно-кредитного регулирования

9,0

4,1

4,2

10,2


 

кредиты1


7,1

1,6

0,9

6,9


 

наличная национальная валюта и депозиты


1,9

2,6

3,3

3,4


Банки (без участия в капитале)

163,7

171,4

192,8

197,9


 

долговые обязательства перед прямыми инвесторами


1,2

1,4

1,5

1,5


 

кредиты


113,2

121,6

136,2

144,2


 

текущие счета и депозиты


40,7

39,0

45,9

43,4


 

долговые ценные бумаги


5,7

5,4

5,2

4,3


 

прочая задолженность


2,9

4,0

3,9

4,6


Прочие секторы (без участия в капитале)

255,3

266,6

297,0

301,4


 

долговые обязательства перед прямыми инвесторами


25,7

26,1

31,2

31,4


 

кредиты


205,6

217,7

239,6

249,3

 

долговые ценные бумаги2


18,9

17,5

16,6

11,8

 

задолженность по финансовому лизингу


4,1

4,4

4,8

5,1

 

прочая задолженность


1,0

0,9

4,8

3,9


Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). (20)

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2009 года составил 40,5 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Азии. (20)

По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 8 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. В перспективе, по принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен сократиться до 2,5 % от ВВП.Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд — приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд). (20)



Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2009 года

Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).(19)

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2009 года составил 40,5 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Азии. (19)

По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 8 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. В перспективе, по принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен сократиться до 2,5 % от ВВП.Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд — приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд). (19)

Наименование

Сумма, млрд долларов США

Сумма, млрд ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

39,5

28.7

Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба

1.4

1.0

Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба

1.9

1.3

Задолженность бывшим странам СЭВ

1.4

1.0

Коммерческая задолженность бывшего СССР

1.2

0.9

Задолженность перед международными финансовыми организациями

4.5

3.2

Задолженность по еврооблигационным займам

27.7

19.6

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1.8

1.3

Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте

0.6

0.4

(19)

Что касается общих перспектив российского госдолга, то в трехлетнем бюджете, принятом на 2008-2010 гг., записано, что в будущем государственный долг увеличится. Но государство предпочитает теперь занимать на внутреннем рынке. Обычно это делается выпуском на биржу специальных ценных бумаг. Доля же внешнего госдолга в общей структуре государственной задолженности будет сокращаться. Через 3 года она снизится до 2,5% от ВВП. (21)

Рассмотрев множество статей, книг и сайтов, можно узнать, что госдолг на сегодняшний день очень велик. Правительство, конечно, старается его снизить до минимума, но как видно по цифрам это им почти не удается. Заключение

Подводя итоги проделанной работы, хочу отметить что, управлять госдолгом такой большой державы, как Россия, очень не просто.

Кризис очень негативно отразился на экономике РФ. Государственный долг в период с июня месяца 2008 года, по сегодняшний день весьма прибавил в размере. И это очень сильно тормозит развитие экономики страны. Госдолг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста.

Вследствие государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Когда-нибудь заимствование выйдет за рамки возможностей государства, что приведет к необходимости сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.

Система управления госдолгом должна принимать необходимы меры для того чтобы сократить долг. Например:

  • сократить бюджетные расходы;

Россия не может пойти по этому пути решения, так как очень трудно сократить госрасходы. А ведь в этом пути очень большие перспективы к решению данной проблемы. Максимум того, что пока может себе позволить российское государство, — понемногу урезать различного рода социальные расходы и пособия. Нередко приходится сокращать расходы на армию, что ведет к досрочному увольнению, сокращению кадровых офицеров и закрытию военных заводов.

  • найти источники дополнительных доходов;

Конечно, самый лучший способ покрытия дефицита бюджета — привлечение в бюджет дополнительных доходов. Однако реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины. Но чрезмерное повышение налогов ведет не к росту, а к сокращению налоговых доходов государства.

  • выпустить (эмиссии) необеспеченные деньги, используемых для финансирования государственных расходов;

Самый легкий и самый опасный способ. Конечно, легко напечатать дополнительные деньги, но это может привести к росту инфляции, что негативно отразится на экономике страны.

  • одалживать деньги у граждан, банков, хозяйственных организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

Как будто гражданин, простой человек или хозяйственная организация, государство при недостатке денег может их одолжить, чтобы вернуть бюджетное неравенство снова в тождество, но уже немного другого вида:

Расходы Займы

на покупку + Трансферты = Поступления + налогов

товаров и услуг и пошлин

Госдолг очень велик и им очень сложно управлять. Предпринимая какую-нибудь меру, итог может быть как положительным, так и отрицательным.



Библиографический список

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. – Макроэкономика// 6-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004 - 448с., с386-387.

  2. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№2.

  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы// M-2002

  4. Бродская Т.Г, Видяпин В.И. - Экономическая теория// Уч пос 2008 -208с.

  5. Бункина М.К, Семенов А.М. и В.А.- Макроэкономика, М.: Издательство «Дело и Сервис»,2000 -3-е изд. 512с.

  6. Галаева Е.В, Корсакова А.А. - Макроэкономика//МФПА 2003 -267с

  7. Дюбин В. В. Бюджетная система РФ - Учебное пособие – Петрозаводск// 2003 – 118с.

  8. Камаева. В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. Э40 заведений / — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 592с.

  9. Косов Н.С. - Основы макроэкономического анализа: учебное пособие /– Тамбов: Изд-во «ТГТУ» ун-та, 2007.– 140с.

  10. Тарасевич Л.С., П.И. Гребенников, Макроэкономика//Москва «Высшее образование» 2006-655с.

  11. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 400 с.

  12. Шульги В.А., Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕНН354 — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. — 592 с.

  13. Lenta.ru: Новости: http://lenta.ru/news/2008/04/01/debt/

  14. Lenta.ru: Новости: http://lenta.ru/news/2008/03/13/debt/

  15. Lenta.ru: Новости: http://lenta.ru/news/2008/09/22/capital/

  16. Lenta.ru: Новости: http://lenta.ru/news/2009/02/27/debt/

  17. www.vremya.ru Наталья Романова: N°52, 30 марта 2009

  18. http://www.glossary.ru/cgi-bin

  19. http://ru.wikipedia.org/wiki

  20. www.cbr.ru

  21. http://www.km.ru/

  22. www.minfin.ru

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономическая теория:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ