Анализ организации информационной логистической системы ФПГ
Содержание
Современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления интегрированных корпоративных структур, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги, транснациональные корпорации, крупные компании, финансово-промышленные группы (ФПГ). Отечественная промышленность не в первый раз обращается к интегрированным структурам. Примером могут служить созданные в 20-е годы синдикаты и входившие в них тресты; в 60-е годы – объединения; в 80-е годы – производственные объединения, научно-производственные объединения, комплексы, научно-технические центры. С началом массовой приватизации совпадает время появления таких структур интеграции, как холдинги. Развитием процесса создания интегрированных корпоративных структур является становление российских финансово-промышленных групп.
В форме финансово-промышленных групп реализуется схема интеграции финансовых, производственных и коммерческих структур при сохранении юридической самостоятельности каждого из участников группы. В процессе реализации основных задач ФПГ должны стать основой системы инвестирования экономики; они формируются как интегрированные структуры, способные к саморазвитию в рыночных условиях, образующие эффективную и устойчивую кооперацию, направленную на развитие приоритетных направлений производства.
В условиях рынка формирование финансово-промышленных комплексов неизбежно. Механизмы их создания, состав и структура могут быть различны вследствие различного уровня развития экономики, степени еe коммерциализации, состояния финансового, фондового и товарного рынков.
Цель курсовой работы – роль организации информационной логической системы в рамках финансово-промышленных групп в России в формировании рыночной экономики.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть целесообразность формирования финансово-промышленных групп;
- определить теоретические основы функционирования информационной системы ФПГ;
- выявить пути организации информационной логистической системы в ФПГ.
В данной курсовой работе дана характеристика финансово-промышленных групп: понятие, типы, роль в формировании рыночной экономики.
Информационная логистика является неотъемлемой частью всей логистической системы обеспечивающую функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и других потоков влияющих на производственный процесс. Основная цель — обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте.
Информационная логистика используется для обеспечения информацией всю организацию в целом исходя из логистических принципов.
Информационный поток — генерируется материальным потоком. В информационной логистике информационный поток рассматривается только в логистической системе, между звеньями логистической системы или между внешней средой и логистической системой.
Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Непосредственно рабочим звеном информационной системы может быть автоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управления организацией или обособленная группа управленческих работников, объединенных общностью выполняемых информационных функций (процедур, операций).
Цель управления организацией — эффективное использование всех технических, научных, экономических, организационных и социальных возможностей для достижения высоких результатов деятельности организации.
Цели создания информационной системы:
- обеспечить выживаемость и дееспособность фирмы;
- обеспечение работников оперативной информацией, способствующей более эффективному трудовому процессу;
- соблюдение адресности информации;
- устранение неразберихи в получении информации и ее использовании;
- расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.
Логистическая информационная система — интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы [8. C.96].
Основные принципы построения информационной системы:
- иерархия (подчиненность задач и использования источников данных);
- принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях);
- избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач);
- конфиденциальность;
- адаптивность к изменяющимся запросам;
- согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации);
- открытость системы (для пополнения данных).
Информационная функция — целенаправленный специализированный вид управленческой деятельности, генерируемый информационной системой и характеризующийся однородностью действий с информацией любого вида.
Информационная сеть — совокупность компьютерно-программных средств и пользователей информационных ресурсов, объединенных единым информационным каналом с целью эффективной обработки и передачи информационных потоков.
Существенным фактором реализации мероприятий, направленных на повышение экономической позитивности производства и сбыта, по праву можно считать логистику. В деле рационализации этих структур деятельности может быть достигнут большой прогресс в случае максимальной согласованности товарных и информационных потоков при их слиянии, что и является приоритетной задачей логистики. Для решения этой проблемы необходимо масштабное использование стандартизации материально-технических связей и организация функционирования на базе фундаментального анализа и использования новых технологий, обеспечивающих автоматизацию операций.
Можно представить в виде горизонтальных функциональных подсистем в секторе закупок, производства и сбыта основные звенья логистической системы, распадающиеся на ряд структур. Каждый из этих элементов неизбежно присутствует в любом производстве, логистика объединяет их в систему с определенными целями и задачами, которые относятся к области минимизации издержек всего производства, а не данного отдельно взятого элемента [3. C.63].
Информационное обеспечение производства является инструментом аналогичного объединения, начиная с закупок и заканчивая системой сбыта. Причиной успеха или неудачи во внешней сфере деятельности предприятия на рынке могут быть: получение оперативной информации о событии или ситуации, сложившейся на рынке, отказ или получение запроса на поставку.
Важную роль играет комплекс информационного обеспечения. Связующими нитями являются потоки информации, на которые «надеваются» все элементы логистической системы. Создание баз данных, коммуникации внутри предприятия, наличие ряда мероприятий по принятию решений предполагает информационная сеть.
Еще в недавнем прошлом главные проблемы, которые волновали разработчиков логистических систем, относились к области физических потоков товаров и сырья.
Информационным обеспечением процесса передвижения товара от поставщика до потребителя считалась сопроводительная документация.
По мере развития логистических систем на производстве стала ощущаться необходимость развития и внедрения логистических информационных систем, которые смогли бы объединить в одно целое все логистические подсистемы.
Успешному воплощению этой концепции в практику способствовало осознание того факта, что информация на современном уровне развития производства – самодостаточный производственный фактор.
Его потенциальные возможности открывают большие перспективы для укрепления конкурентоспособности предприятий. Для эффективности анализа информационной деятельности логистики необходимо принимать всю логистическую систему как базу функционально ограниченных логистических подсистем, работа которых как единого целого обеспечивается информационной логистикой на степени ее собственных подсистем. Подобное деление весьма условно.
В практической деятельности тесное переплетение и взаимодействие являются оплотом успешной работы всего комплекса в целом. Необходимо отметить еще один аспект.
Главным местом планирования и управления производством является органичное соотношение централизации и децентрализации в работе отдельных подсистем. К наилучшему результату в деятельности всей системы, как правило, не приводит хорошо организованная обособленная работа каждой подсистемы. Даже при наличии высококвалифицированного персонала функциональная изолированность отдельных подразделений производства может тормозить повышение эффективности всей системы в целом.
Наличие такой системы информации, которая позволяла бы связать воедино всю деятельность и организовывать управление ею исходя из возможности единого целого, является главной составляющей работы всего производства. Для создания на уровне производства информационной логистической системы нужно оформить ее модель.
Информационная система на уровне производства является компонентом, связывающим воедино и служащим координации поставок, производства и сбыта.
Определение системы координации поставок состоит в раскладывании физических потоков на независимые участки транспортировки и складирования, в подготовке сведений о периоде и состоянии потока в точном масштабе времени.
Информационная логистика хорошо сочетается с компьютерными технологиями. Компьютерная система приносит обоюдную пользу.
Во-первых, такая система оптимизирует управление усложняющегося со временем материально-технического снабжения. Для компактного производства с синхронным видом поставки, такого как «точно в срок», координация движения поступающего материала становится все более значимой.
Во-вторых, оптимизация работы информационной логистики при обмене данными поставок влияет на повышение уровня управления запасами.
Распространяемый на сеть фирм обмен снабженческими данными позволяет производителю уменьшить расходы, связанные со снабжением работы полной логистической цепи. Оптимизировав ее работу, производитель получает ощутимую экономию. Полученная экономия делится определенными долями между производителем, поставщиком и транспортной компанией, возмещая затраты, вложенные в создание и содержание актуальных информационных систем, и создавая добавочную прибыль от их применения.
Получение эффекта от действия информационной логистики стимулирует всех участников логистического процесса к поддержанию достигнутого уровня этого процесса, а также к вкладыванию новых средств в его оптимизацию. Постоянно пополняющаяся база данных системы координации помогает оценить эффективность работы логистических служб.
Анализ существующей системы является одним из подходов к формированию схемы информационных потоков на производстве. Он предполагает сведение определенных подразделений производства к отдельным компонентам, сочетая которые, можно получить модель для анализа вариантов подразделений предприятия.
Структурная модель обязана содержать основные элементы:
1) производственные мощности и средства реализации материального потока. Сочетая эти элементы, исследователи и организаторы системы делят всю структуру производства на буферную и технологическую. При таком подходе рассматриваются все виды деятельности от получения сырья до передачи готовой продукции потребителю.
2) мгновенное реагирование на малейшее изменение конъюнктуры рынка, которое является жизненной необходимостью. Это реагирование возможно при эффективном функционировании информационного потока и всей информационной логистики в целом.
Опыт, накопленный с момента создания первых ФПГ, позволяет сделать предварительные выводы об основных тенденциях процесса их формирования.
Исходя из специфики российской экономики, группы можно
классифицировать по следующим критериям:
- способу создания,
- инициатору формирования,
- организационному строению,
- форме производственной интеграции,
- масштабам деятельности.
По способу создания все ныне действующие российские ФПГ (прошедшие процедуру официальной регистрации и созданные в соответствии с Федеральным законом РФ «О финансово-промышленных группах» № 190-ФЗ от 30.10.95) можно поделить на:
- сформированные по решению органов власти (федеральных, региональных, городских и т.д.; на основе межправительственных соглашений);
- сформированные в инициативном порядке (в результате договорного процесса на добровольной основе; рыночными методами консолидации пакетов акций).
На практике эти пути редко реализуются в чистом виде. Зачастую в каждой из созданных групп использованы комбинации нескольких вариантов. В последнее время ФПГ создаются преимущественно на основе договора по инициативе участников посредством рыночной консолидации активов.
По решению республиканских и областных администраций были созданы группы: «Уральские заводы», «Зауралье» и др.
По решению муниципальных органов власти была образована, например, ФПГ «Трехгорка» (Распоряжение Мэра Москвы от 30.05.1995г.).
На основании межправительственных соглашений зарегистрированы группы: «Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Точность», «Аэрофин», «ТаНАКо» и др.
В зависимости от инициатора создания, консолидирующего ядра, вокруг которого выстраивается вся группа, имеющиеся ныне ФПГ можно условно поделить на:
- банковские,
- промышленные,
- торговые.
Центром «банковской» ФПГ является кредитно-финансовая организация. Стремление российских банков к сотрудничеству с промышленными предприятиями вызвано желанием диверсифицировать свою деятельность, приобрести новую клиентуру, снизить инвестиционный риск. Сегодня конкуренция банков смещается в сферу кредитования промышленности. Также акционерный контроль над промышленными компаниями позволяет банкам расширить свое влияние на рынках лизинговых, факторинговых, страховых и прочих финансовых услуг. ФПГ этого вида отличаются широким разнообразием входящих в них предприятий, которые могут быть совершенно не связаны друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам.
Главным условием возникновения «промышленных» ФПГ является необходимость обеспечить производственно-техническое развитие группы предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий. «Зачинщиками» данного типа ФПГ выступают заводы (АО «Нижегородские автомобили» ФПГ «Нижегородские автомобили», Магнитогорский металлургический комбинат – ФПГ «Магнитогорская сталь», АО «ВАЗ» и «КамАЗ» «Волжско-Камская» ФПГ).
Если сотрудничество участников финансово-промышленной группы сводится к кооперации в снабженческо-сбытовой сфере, то лидирующие позиции естественно занимают торговые компании. Многие товаропроизводители осознали необходимость тесной кооперации с достаточно крупными и специализированными в области снабжения и сбыта предприятиями, что позволяет им оказывать эффективное воздействие на рынок посредством контроля не только над производственным, но и распределительным циклом.
Возможны «мягкие» (консорциум, ассоциация, союз) и «жесткие» (холдингового типа) варианты организационного строения финансово-промышленных групп. Выбор типа организационного строения ФПГ определяется отношениями собственности в группе, связями по капиталу между ее участниками, совокупностью договорных и неформальных взаимных обязательств, целями создания и направлениями развития.
Анализ деятельности российских ФПГ показал, что организация сотрудничества предприятий-участников группы остается одним из слабых мест финансово-промышленных групп. Претензии к организации управления ФПГ возникают как с точки зрения управляемости развитием группы, так и с позиций финансовой обеспеченности ее замыслов.
ФПГ могут различаться по формам производственной интеграции: вертикальные, горизонтальные и конгломераты. Вертикальные ФПГ это объединения, в которых предприятия-участники выпускают один вид изделия, участвуя в его производстве на разных стадиях. Примером может служить ФПГ «Тульский промышленник», «Металлоивдустрия», «Магнитогорская сталь», «Носта-Трубы-Газ» и др. В частности, в ФПГ «Тульский промышленник» лидирующее положение в группе занимает АО «Тулачермет». Практически все промышленные предприятия-участники группы либо поставляют ему свою продукцию, либо получают от него сырье, обмениваются заказами, ресурсами. Одновременно «Тулачермет» выступает основным внутригруппо-вым центром акционерного контроля таких предприятий, как «Юбскомет», банк «Тульский промышленник». ФПГ «Металлоивдустрия» представляет собой вертикально интегрированную структуру, объединяющую всю цепочку от добычи и обогащения железных руд до производства машиностроительной продукции.
Горизонтальные ФПГ это группы, в которых предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию. К данному виду относятся следующие ФПГ : «Промприбор», «Эксохим», «Восточно-Сибирская группа» и др. ФПГ «Промприбор» включает в свой состав 16 крупнейших предприятий, выпускающих приборы контроля и регулирования технологических процессов и учета энергоресурсов. Среди них: АО «Саранский приборостроительный завод», АО «МЗТА» и АО «МЗЭП» (г. Москва) и др.
Вместе с тем стоит заметить, что именно такой тип интеграции наиболее жестко контролируется Госкомитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур: объединения (крупные АО, ФПГ), занимающие более 35% федерального или местного рынка по определенным группам товаров, с большим трудом проходят экспертизу и согласование в данном ведомстве.
Высоко диверсифицированные ФПГ (или конгломераты) представляют собой группы, в состав которых включены несколько непосредственно не связанных между собою производств. Прежде всего, сюда относится ФПГ «Интеррос», включающая в свой состав такие работающие в различных отраслях экономики предприятия: РАО «Норильский Никель», АО «Кузнецкий металлургический комбинат», АО «Новокузнецкий алюминиевый завод» (металлургия), АО «ЛОМО» (оптика), АО «Химволокно», АО «Фосфорит» (химическая промышленность), государственное предприятие «Октябрьская железная дорога» (транспорт).
Финансово-промышленные группы можно классифицировать по масштабам деятельности на региональные, межрегиональные и транснациональные.
Тенденция к формированию финансово-промышленных групп регионального характера активно поддерживается местными органами исполнительной власти и рассматривается ими, с одной стороны, как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой как средство решения региональных экономических и социальных задач. Местные администрации связывают формирование ФПГ с крупными региональными программами, обеспечивающими структурную перестройку технологически взаимосвязанных предприятий с учетом приоритетных задач сохранения занятости населения и решения экологических проблем. Наибольший положительный опыт становления региональных групп накоплен в Туле и Рязани.
Межрегиональная кооперация характерна, например, для ФПГ «Единство». Своими целями ФПГ ставит насыщение рынка Уральского и Сибирского регионов высококачественными и дешевыми продуктами питания, обеспечение импортозаме-щения в этой сфере, а также коренное техническое перевооружение предприятий пищевой промышленности. В связи с этим в составе участников группы представлены предприятия, обеспечивающие поставку сельскохозяйственного сырья, его переработку, технологическое перевооружение пищевой индустрии. Особенностью ФПГ является включение в ее состав высокотехнологичного оборонного предприятия «Машиностроитель» (г. Пермь), производящего технологическое оборудование для АПК.
К межрегиональным ФПГ также относятся «Объединенная горно-металлургическая компания», «Сибирско-Уральский алюминий», «Восточно-Сибирская группа» и др. Между предприятиями, обеспечивающими вертикальную интеграцию в рамках ФПГ «Объединенная горн о-металлургическая компания», существуют взаимовыгодные кооперационные связи: от добычи и первичной переработки углей и горнорудного сырья до производства стали, готовой металлопродукции, ее транспортировки и реализации. Близкое расположение предприятий сырьевого звена к металлургическим комбинатам, а также географически выгодное расположение порта-участника группы ОАО «Находкинский морской торговый порт» (поскольку страны Юго-Восточной и Центральной Азии наиболее активные зарубежные партнеры на рынке черных металлов) являются важными достоинствами группы.
Вместе с тем активнее о себе дают знать транснациональные ФПГ, группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-членов СНГ.
II. Анализ организации информационной логистической системы ФПГ
2.1. Общая характеристика ФПГ "Оргэнергогаз"
ФПГ "Оргэнергогаз" - современная конкурентоспособная высокотехнологичная компания в системе предприятий ОАО "Газпром", вошедшая в 2008 году в состав крупнейшего отраслевого холдинга ООО "Газпром центрремонт".
В 2001 году утверждено Положение о диагностическом обслуживании оборудования и трубопроводов компрессорных станций ОАО "Газпром", в соответствии с которым ФПГ "Оргэнергогаз" определено головным предприятием по данному виду деятельности
Распоряжением ОАО "Газпром" от 5 ноября 2003 года ФПГ "Оргэнергогаз" определено головным центром по диагностированию технологического оборудования объектов ОАО "Газпром" по добыче газа, газового конденсата, нефти
Приказом ОАО "Газпром" от 28 июня 2007 года № 173 ФПГ "Оргэнергогаз" определено в качестве головной организации по сопровождению эксплуатации объектов транспорта и добычи газа и пусконаладочным работам
Год образования - 1971
Коллектив - более 2,5 тыс. высококвалифицированных специалистов
Структура - девять инженерно-технических центров, семь филиалов, представительства в Белоруссии, Украине и Казахстане, два дочерних общества.
Миссия ФПГ "Оргэнергогаз" - оказание комплексных инжиниринговых услуг по организации надежной и безопасной эксплуатации объектов газотранспортной системы ОАО "Газпром".
Основная стратегическая цель ФПГ "Оргэнергогаз" - Дальнейшее развитие Общества как современной конкурентоспособной высокотехнологичной сервисной компании в системе предприятий ОАО "Газпром", оказывающей инжиниринговые услуги предприятиям топливно-энергетического комплекса Российской Федерации и на международном рынке на основе использования передовых технологий и с качеством, соответствующим мировым стандартам
Участие в реализации важнейших проектов российской газовой отрасли: магистральные газопроводы Средняя Азия – Центр, "Союз", Ямбург – Елец, Уренгой – Ужгород, Уренгой - Центр, Уренгой – Челябинск, Ухта – Торжок, Россия – Турция ("Голубой поток"), Ямал – Европа, СРТО – Торжок, Расширение Уренгойского газотранспортного узла, Северо-Европейский газопровод.
Основные заказчики - предприятия Группы Газпром: ООО "Газпром трансгаз Волгоград", ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург", ООО "Газпром трансгаз Казань", ООО "Кубаньгазпром", ООО "Газпром трансгаз Москва", ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", ООО "Газпром трансгаз Саратов", ООО "Газпром трансгаз Ставрополь", ООО "Газпром трансгаз Сургут", ООО "Газпром трансгаз Томск", ООО "Газпром трансгаз Ухта", ООО "Газпром трансгаз Уфа", ООО "Газпром трансгаз Югорск", ООО "Газпром добыча Астрахань", ООО "Газпром добыча Ноябрьск", ЗАО "Ямалгазинвест".
География сотрудничества: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония, Болгария, Германия, Польша, Франция.
Выполнение "под ключ" пусконаладочных работ компрессорных станций, дожимных компрессорных станций, станций подземного хранения газа, насосных станций, оборудования и систем линейной части магистральных и промысловых газо-, нефте- и продуктопроводов.
Организация эксплуатации основного и вспомогательного оборудования и систем объектов газовой отрасли и развитие информационно-аналитической системы оценки технического состояния оборудования объектов газотранспортной системы.
Продление ресурса и определение срока безопасной эксплуатации оборудования и систем объектов газовой отрасли.
Организация системы ведомственной приемки на предприятиях-изготовителях оборудования для газовой отрасли.
Очистка, испытания и осушка магистральных газо- и нефтепроводов.
Диагностика и экспертиза промышленной безопасности оборудования объектов газовой и нефтяной отраслей.
Производство и внедрение современных приборно-технических средств.
Технический надзор за качеством строительства и реконструкции объектов газовой отрасли.
Испытания и сертификация трубопроводной арматуры и ГРС.
Проведение организационно-технических мероприятий по капитальному ремонту магистральных газопроводов, обеспечивающие надежность и безопасность их эксплуатации.
Диагностическое сопровождение капитального ремонта технологических трубопроводов компрессорных станций, дожимных компрессорных станций, станций подземного хранения газа с возможностью проведения экспертизы промышленной безопасности с определением срока безопасной эксплуатации.
2.2. Особенности организации информационных потоков в рамках ФПГ
30 ноября 1995 года был принят Федеральный закон РФ “О финансово-промышленных группах”, основывающийся на уже действующих нормативных актах. Однако этот закон исключает и заменяет их некоторые положения. Принятие закона, призванного регулировать деятельность ФПГ, может только приветствоваться. Учитывая значение ФПГ за рубежом, есть основания полагать, что в России ФПГ переместятся с горизонта в эпицентр экономики, чему в немалой степени будет содействовать принятый закон. Однако некоторые, в частности, кандидат экономических наук В.В.Болотин, считают, что не все острые вопросы нашли отражение в вышедшем в свет законе, что по ряду направлений не удалось продвинуться вперед и учесть многие высказываемые в ходе обсуждения замечания. Но тем не менее, законодательство продвинулось далеко вперед в этой области, и принятие закона, безусловно, будет способствовать дальнейшему формированию и развитию финансово-промышленных групп в России [3. C.52].
Выводы по итогам первых лет деятельности ФПГ:
1) Без государственного вмешательства в организацию ФПГ не обойтись. Но надо до минимума сократить влияние чиновников в этот процесс.
2) Многие ФПГ созданы на базе упраздненных управлений министерств и ведомств. Это вызывает опасение, т.к. это могут быть дутые, бутафорные ФПГ, неэффективные для экономики.
3) ФПГ, осуществляющие инвестиционные проекты, могут удачно вписаться в ситуацию, возникшую после инвестиционных торгов. Сочетание этих процессов - проведения инвестиционных торгов и создания ФПГ - может принести большую пользу экономике.
В настоящее время все существующие финансово-промышленные группы отличаются друг от друга, но объединяют их общие направления в совершении практики формирования ФПГ:
1. Снятие искусственных ограничений на создание эффективных объединений финансового и промышленного капитала.
2. Разработка механизма оперативной государственной поддержки ФПГ в приоритетных направлениях.
3. Отказ о льгот и стимулов ФПГ в других промышленных сферах.
4. Подготовка кадров управленцев качественно нового уровня.
5. Выработка единого методологического подхода к государственному регулированию процессов формирования ФПГ.
Таким образом, в нашей стране создана необходимая правовая база по деятельности финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в области формирования и развития ФПГ. Надеемся, что существующие недоработки будут устранены в ближайшее время, и финансово-промышленные группы будут содействовать стабилизации экономической ситуации в стране.
Многие авторы подчеркивают, что создание ФПГ отвечает прежде всего интересам государства. Последнее получает возможность обеспечить более высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики. Но авторы также отмечают, что интересы участников ФПГ в свою очередь, как правило, совпадают с интересами государства.
В такой ситуации очевидно, что в процессе создания ФПГ государство должно оказывать поддержку их становления и развития. При этом речь идет не только о предоставлении дотаций и субсидий.
Основной вопрос взаимодействия государства и ФПГ - определение и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер, могущих позитивно повлиять на организацию ФПГ, видится следующим образом:
1. Погашение задолженности федерального и региональных бюджетов перед участниками ФПГ в счет налогов, подлежащих ими к уплате в бюджеты.
2. Отмена для участников ФПГ авансовых платежей по налогу на прибыль.
3. Зачет убытков, понесенных участниками ФПГ, при определении налогооблагаемой прибыли головного предприятия.
4. Разрешение продажи участниками группы своей продукции другим ее членам по ценам ниже себестоимости.
5. Единовременное списание затрат по закупке материальных ресурсов на себестоимость продукции с зачетом НДС, уплаченного поставщикам ресурсов, при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.
6. Осуществление экспортно-импортных операций предприятиями-участниками ФПГ без внесения залоговых сумм на счета таможен (при наличии гарантии банка-члена ФПГ).
7. Наделение участников ФПГ правом экспорта стратегически важных сырьевых товаров по продукции, производимой в рамках ФПГ.
8. Предоставление отсрочки до завершения сделки по уплате таможенных платежей при проведении экспортных и импортных операций.
9. Образование инвестиционных и стратегических фондов ФПГ с направлением в них части отчислений в отраслевые внебюджетные фонды.
10. Создание фондов ФПГ (медстраха, соцстраха, занятости, НИОКР) с направлением в них обязательных отчислений.
11. Допущение отсрочки до конца текущего финансового года по уплате налога на прибыль в части, направляемой на инвестиции в отечественную экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству.
Если хотя бы некоторые меры будут воплощены в жизнь, это окажет стимулирующие воздействие на формирование ФПГ в России. Вообще, многие авторы статей придерживаются мнения, что создание эффективных финансово-промышленных групп возможно только при обстоятельствах, когда государство активно содействует процессу формирования и развития ФПГ.
2.3. Пути организации информационной логистической системы в ФПГ
Современная логистика немыслима без активного использования информационных технологий. Трудно представить себе формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного, постоянного оперативного обмена информацией, без быстрого реагирования на потребности рынка. Сегодня практически невозможно обеспечить требуемое потребителями качество товаров и услуг без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений в Л С. Более того, именно благодаря развитию информационных систем и технологий и автоматизации типовых технологических операций логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на высококонкурентных рынках экономически развитых стран.
На состоявшемся XXVII мировом конгрессе IRU1 (Брюссель, Бельгия) были провозглашены следующие приоритетные направления в развитии и совершенствовании глобальных транспортных технологий и бизнеса:
- Мобильность.
- Internet.
- Мультимодальность.
Одним из главных выводов конгресса был вывод о необходимости перехода от конкуренции между видами транспорта к их активному взаимодействию на платформе мультимодальности и логистики. Действительно, все три генеральных направления развития транспортной технологии являются базисными в современной концепции глобализации и гармонизации рынка. На этой основе формируются:
- единая евроазиатская транспортная система (мультимодальные транспортные коридоры в России, проект возрождения «великого шелкового» пути из Европы в Китай через Кавказ и пр.);
- единое открытое информационное пространство на основе Internet (виртуальные сети экспедирования, мониторинга грузов, информационной поддержки транспортно-логистических компаний);
- единые стандарты в электронных информационно-коммуникационных системах поддержки бизнеса, обеспечивающих требуемую мобильность товаров и людей.
Характерно, что многие из современных направлений в развитии бизнеса ориентированы на активное использование электронных форм обеспечения деловых операций. Это проявляется и в названиях перспективных и эффективных электронных технологий: e-mobility; e-business; e-logistics; т-commerce и др. Перспективы дальнейшего внедрения информационных систем и технологий на транспорте и в логистике впечатляющи. Среди них:
- информационная интеграция на транспорте на основе Internet и телематики с целью обеспечения глобального трансъевропейского мониторинга движения товаров;
- развитие сети высокоскоростных платных магистралей с дистанционными формами расчетов;
- совершенствование внутреннего и внешнего документооборота в компаниях;
- формирование сети виртуальных транспортно-экспедиторских агентств и посреднических фирм в Internet для обеспечения самоорганизационных процессов в отношениях между клиентами и поставщиками товаров и услуг;
- решение проблем простоя транспорта на границах путем активного внедрения технологий « Green Custom — Зеленая таможня», основанных на электронном документообороте (EDI — Electronic Data Interchange);
- электронные формы контрактов и платежей за товары и услуги в открытых коммерческих системах;
- глобальная мобильная связь «трубка-трубка», обеспечиваемая низкоорбитальными спутниковыми системами типа Globalstar;
- информационная интеграция товаропроизводящих и транспортно-об-служивающих компаний с потребителями на платформе технологий Internet-Intranet;
- мобильное управление на основе WAР-технологий и многое другое.
Результаты ряда проведенных исследований, обобщивших мировой и первый отечественный опыт развития финансово-промышленных групп, показывают: широкомасштабное становление подобных крупных организационно-хозяйственных структур - одно из ключевых направлений выведения российской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.
В настоящее время возникли объективные условия для формирования и деятельности финансово-промышленных групп в нашей стране. В создавшихся условиях формирование ФПГ - один из путей выживания промышленных предприятий. Большие надежды возлагаются на деятельность финансово-промышленных групп в отраслях военно-промышленного комплекса.
На сегодняшний день в нашей стране создана необходимая правовая база по созданию финансово-промышленных групп и уже имеется небольшой опыт в области их деятельности. Надеемся, что финансово-промышленные группы при помощи государства будут содействовать стабилизации экономической ситуации в стране.
Однако нельзя превращать формирование групп в очередную волюнтаристскую кампанию, навязывать эту форму предприятиям. Образование ФПГ и выбор их конкретного варианта - дело самих предприятий.
И последнее. Было бы неправильно сказать, что крупные корпорации и ФПГ не заключают в себе негативных сторон и тенденций. Дело, однако, в том, что идеальных общественных форм, которые не содержали бы отрицательных потенций, вообще не существует. Важно поэтому прежде всего трезво определить, что конкретно формирование финансово-промышленных групп может дать российской экономике в ее нынешнем состоянии.
Будем надеяться на то, что формирование новых организационных структур в нашей стране, в частности, финансово-промышленных групп, позволит преодолеть структурный кризис и стать на путь стабилизации отечественной экономики.
Преодоление кризиса в российской экономике происходит с большими сложностями, и по времени оказалось гораздо длительнее, чем первоначально предполагалось. Отставание с реализацией курса реформ, особенно в налогово-бюджетной и инвестиционной сферах, серьёзно влияет на темпы выхода из кризиса и отдаляет перспективы экономического роста. Легче всего бросить на произвол судьбы промышленность, сдать зарубежным конкурентам оставшиеся ещё за Россией ниши внутреннего рынка, поставлять за рубеж нефть, газ, другое сырьё и покупать там (пока дают) продовольствие, которое, между прочим, даже царская Россия экспортировала. Или взять, к примеру, и распродать оставшиеся предприятия «по дешёвке» иностранцам, как это делают некоторые бывшие союзные республики.
Но есть и другой выход - стимулирование прогрессивных наукоёмких производств и капиталоёмких производств, укрепление научно-производственного потенциала России и превращение её в современную высокоразвитую державу. Важнейшим звеном на пути такого экономического возрождения являются финансово-промышленные группы, о чём свидетельствует опыт наиболее развитых стран. Как, впрочем, и наш отечественный, накопленный за последние годы.
Список использованной литературы.
1. Асламов И.Г., Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные группы в России // Деньги и кредит, №6, 2005.
2. Батизи Э. Уполномоченные банки и финансово-промышленная интеграция // Российский экономический журнал, №10, 2006.
3. Батчиков С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и государство // Российский экономический журнал, №2, 2007.
4. Баумгартен Л. Особенности создания ФПГ в отраслях оборонной промышленности // Финансовый бизнес, №7, 2007.
5. Болотин В.В. Финансово-промышленные группы: возможности, реальность и нормотворчество // Финансы, №7,2007.
6. Болотин В.В. Закон о ФПГ принят: вопросы остаются // Финансы, №7, 2005.
7. Горбатова Л.В. Банки и промышленность: некоторые аспекты взаимодействия // ЭКО, №11, 2006.
8. Горбунов А. Формирование финансово-промышленных групп и освоение новых экономических механизмов // Финансовый бизнес, №9, 2006.
9. Грачева И. Финансово-промышленные группы // Финансовый бизнес, №7, 2007.
10. Гренбэк Г., Соломенникова Е. ФПГ: российская интерпретация // ЭКО, №8, 2006.
11. Дунаев Э.П. Создание финансово-промышленных групп в России // Вестник Московского университета, серия Экономика, №4, 2006.
12. Калин А. Промышленная политика, организационные преобразования // Экономист, №10, 2006.
13. Кузьмин А.К. Роль банка в процессе формирования и развития финансово- промышленных групп // Финансы, №1, 2007.
14. Куликов В., Латышева Г., Николаев А. Образование финансово-промышленных групп (необходимость, цели и механизмы) // Российский экономический журнал, №1, 2006.
15. Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования // Российский экономический журнал, №1, 2004.
16. Куликов В., Латышева Г., Николаев А. Российская приватизация: слова и дела // Российский экономический журнал, №7, 2004.
17. Куц А. ФПГ: эволюция или принудительная коллективизация // Финансист, №26, 2007.
18. Любинин А. Реорганизация акционерных обществ и становление финансово-промышленных групп // Российский экономический журнал, №11, 2006.
19. Макаревич Л.Н. Проблемы создания ФПГ в России // Банковское дело, №12, 2007.
20. Марголит Г. Создание финансово-промышленных групп в России // Проблемы теории и практики управления, №4, 2006.
21. Меньшикова О., Попова Т. Государственная поддержка ФПГ // Экономика и жизнь, №33, 2007.
22. Пайдиев Л. Создание ФПГ в России - трудный процесс // Экономист, №2, 2005.
23. Петишкина С. Роль банков в формировании ФПГ // Финансовый бизнес, №11, 2007.
24. Пономарев А.К. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных групп // Экономист, №12, 2006.
29. Фрейнкман Л. Финансовый капитал и формирование новой промышленной структуры в России // ЭКО, №10, 2006.
30. Чибриков Г. О финансово-промышленных группах // Российский экономический журнал, №2, 2006.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ