Человечекский капитал



Человеческий потенциал.

  1. Общая характеристика человеческого потенциала

  2. Советское наследие в области человеческого потенциала

  3. Качество человеческого потенциала современной России

Общая характеристика человеческого потенциала.

  • Сложный феномен, в основе которого лежит человеческое развитие

  • Предполагает расширение выбора в вопросах мышления и поведения в конкретных исторических условиях

  • Ключевые условия – здоровый образ жизни, материальные и духовные ресурсы для организации жизнедеятельности человека в форме активной и творческой самодеятельности

Человеческое развитие:

Двухсторонний процесс:

    • Формирование необходимых для активной жизни качеств (физическое здоровье. социальное знание, профессиональные умения и навыки и др.);

    • Осознание той пользы, которую человек может извлечь для себя, обладая этими качествами

Такая трактовка человеческого развития несовместима с представлением об экономическом росте как универсальном средстве решения всех общественных проблем и о человеке лишь как факторе этого роста.

Качество человеческого потенциала

  • совокупность образовательного уровня,

  • продолжительности жизни,

  • здоровья,

  • необходимых трудовых навыков как традиционных, так и вновь приобретенных,

  • совокупный уровень квалификации, трудовой этики,

  • степень предпринимательской активности населения

  • Изменение роли и места человека в социально-экономическом развитии современного общества обусловлены: переходом общества из индустриальной стадии в постиндустриальную стадию развития

Каковы особенности современной среды хозяйственной деятельности?

Особенности проявляются в предметной системе современной экономики:

  • В производстве – возрастание роли науки

  • В производимой продукции – преобладание информации, научных знаний

  • В потребностях – возрастание значения образования, творчества др. социально-духовных потребностей

  • В труде – становление и развитие научных, творческих оснований деятельности

  • В стимулировании – главенство стимулов творческой самореализации личности

  • В отношениях собственности – возрастание значения интеллектуальной собственности

Специалист нового поколения должен сочетать в работе:

- Научность подготовки
- Профессионализм
- Самостоятельность
- Коммуникативность
- Креативность
- Глобализацию знаний

Чем выше степень развития показателей, тем доступнее инновационность в развитии национальной экономики

Знание является информационным ресурсом
Отличие информационного ресурса от традиционного

Традиционный

Информационный

Материальные потоки и запасы

Нематериальные потоки и запасы

В процессе использования уменьшается

В процессе использования увеличивается

Частное благо

Общественное благо

Ограниченный

Неограниченный

Тиражируемый с большими затратами

Тиражируемый с малыми затратами





  • Информация – это поток сообщений и, хотя знание создается из этого потока, оно находится в зависимости от мнений и убеждений его владельца.

  • Знание в высшей степени связано с человеческой деятельностью.

  • Информация влияет на знание, уточняет, видоизменяет его.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА РОЛЬ ЗНАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Вне образа мышления новое знание может быть получено лишь формальной реструктуризацией информации.

Однако в большинстве случаев информационные перестановки лишь производят новую информацию, отнюдь не новое знание.

Именно поэтому в результате технологической революции в области переработки информации сам объем информации начал катастрофически быстро расти, но соответствующего роста знаний не происходит.

Современное развитие требует от хранения данных перейти к управлению знаниями
Держать книгу в руках не означает обладать знаниями, даже если эта книга авторитетный справочник
Чтение самой книги не означает извлечение знаний

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

  • В начале 1990-х годов группой экспертов Программы развития ООН была разработана новая концепция развития человеческого потенциала

(human development):

во главу угла ставится не способность к производительному труду

(т.е. экономическая ценность индивида), а само развитие человека

  • Человеческое развитие рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство для экономического роста. Преимущество концепции — в выделении базовых критериев социального развития:

    • долголетие,

    • образование,

    • доход

Комментарии:

  • бурный рост уровня общего и профессионального образования населения большинства стран

  • быстрое повышение удельного веса квалифицированного труда («белых» и «серых воротничков»)

  • снижение доли и массы неквалифицированного труда

  • повышение роли умственных, творческих функций

  • снижение монотонных физических операций в деятельности человека

Диапазон значений ИРЧП в «Докладе о развитии человека за 2007/2008 год»:

    • от 0,965 в Норвегии до 0,311 в Нигере (данные за 2005 г.)

    • порогом высокого уровня развития человеческого потенциала является значение 0,800

В группу развитых входят уже 63 страны

  • C 2005 г. Россия вошла в число развитых стран с индексом 0,802 (в 2001 г. — 0,779),

  • Россия занимает только 67 место между Беларусью и Албанией. Главная причина скромного места в рейтинге – не столько невысокие доходы, сколько чрезвычайно низкая ожидаемая продолжительность жизни россиян.

Человеческий капитал

  • это сложный комплекс приобретенных человеческих способностей

  • который включает накопленный запас знаний, профессионального опыта и навыков, здоровья и психологических мотивов, личностных качеств -инициативность, креативность и т. д.

  • Благодаря этим характеристикам современный работник выступает в качестве ключевого фактора общественного воспроизводства

Человеческий капитал обладает
- самостоятельной формой движения,
- свойством самовозрастания и аккумулирования,
- имеет качественные и количественные характеристики, внутреннюю структуру,
- выражает определенные экономические отношения
.

Роль государства в воспроизводстве человеческого капитала

  • государство берет на себя часть расходов по поддержанию и развитию некоторых отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, наука, культура)

  • выполняет функции по обеспечению общественного порядка, безопасности, экологической защите

  • государство через бюджет посредством социальных трансфертов обеспечивает перераспределение доходов в пользу менее обеспеченных людей и слоев населения



ВОПРОС 2
Советское наследие в области человеческого потенциала

  • В наследство от советского периода Россия получила противоречивое состояние человеческого потенциала

    • с одной стороны, немалые социальные достижения

    • с другой - масса нерешенных

и даже болезненных проблем

  1. Тип и особенности воспроизводства населения, численность которого на начало 1991 года составила 148,5 млн. человек, т.е. более половины населения СССР и примерно 2,5% населения планеты



  • Средняя продолжительность жизни в 1990 году составила

    • по РСФСР 69,3 года (63,9 для мужчин и 74,4 для женщин)

    • в то время как в развитых - на уровне 70- 77 лет

2. В ЭРС с последней четверти XX века складывается новое качество жизни населения, в Советском Союзе этого не произошло.

3. К началу 1980-х годов рост реальных доходов населения фактически прекратился

В частности:

Наблюдалось отставание потребления по многим параметрам пирамиды потребностей

    • по среднедушевому потреблению основных продовольственных товаров

    • в обеспеченности жильем, одеждой, обувью, предметами длительного пользования, облегчающими домашний труд, разнообразными услугами

    • для использования домашней бытовой техники не было необходимой инфраструктуры

Отраслевая структура рабочей силы РСФСР

  • отражала особенности позднего индустриализма

    • свыше 40% занятых в промышленности и строительстве

    • около 15% - в сельском хозяйстве

    • низкий в сравнении с развитыми странами удельный вес сферы услуг

  • Более продвинутой стороной человеческого потенциала в советское время была его интеллектуальная и, прежде всего, образовательная составляющая:

    • осуществлено всеобщее среднее образование молодежи

    • велась на высоком уровне подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием, профессиональная подготовка работников, система повышения квалификации кадров

С ростом интеллектуализации возрастает продолжительность жизни!

Научный потенциал

В 1988 г. – 1,5 млн. научных работников, включая:

    • 50 тыс.докторов и

    • около 500 тыс. кандидатов наук,

    • это составляло 20-23% мирового научного персонала

В результате:
1) Ухудшение демографической ситуации в стране, которая характеризуется, несмотря на положительное сальдо миграции, снижением рождаемости и увеличением смертности.
2) Уменьшение числа лиц трудового возраста.
3) Изменение пропорции между трудоспособным и нетрудоспособным населением в пользу последних.

Вопрос 4. Качество человеческого потенциала современной России

Несмотря на то, что сегодня значительное внимание в экономической сфере обращено на природные ресурсы (нефть, газ, лес, алмазы), все-таки главное богатство России - это ее человеческий потенциал, особый демографический генофонд, который отмечается ярко выраженной позитивной спецификой.

Идею качества человеческого потенциала как главной характеристики состояния народа в свое время сформулировал Питирим Сорокин, оценивая потери населения во время первой мировой войны и революции.



Динамика численности населения

Феномен депопуляции (снижение рождаемости, рост смертности, падение положительного сальдо международной миграции.

Сверхсмертность мужчин, особенно в трудоспособных возрастах. При со-хранении современного уровня смертности из числа россиян, достигших 16 лет в 2000, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин

Качественные характеристики населения

1. Физическое, психическое и социальное здоровье.

2. Профессионально-образовательные ресурсы и интеллектуальный по-тенциал.

3. Культурно-нравственные ценности, духовность и социокультурная активность граждан.

Здоровье населения
- рост заболеваемости (туберкулез, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, психические заболевания и др.)
- рост инвалидизации (каждый год численность инвалидов увеличивается на 1 млн. человек)
- резкое падение здоровья детей, подрастающего поколения



Профессионально- интеллектуальный потенциал

Внутренняя миграция из сферы науки почти в 10 раз превышает внешнюю, направляясь в торговлю, промышленность, финансовые органы и, прежде всего, - коммерческие банки

Произошло снижение уровня общего образования

Углубляются диспропорции между профессиональным статусом рабочей силы и изменяющимся спросом на нее со стороны работодателя

Обостряется структурное несоответствие рабочей силы и рабочих мест



Культурно-нравственные ценности и
духовность граждан

  • Проблемы кризиса социальных ценностей, падения нравов и моральных принципов на базе отсутствия правопорядка и нарушения законности

  • Процесс "размывания" таких норм нравственности, как доброта, милосердие, вежливость, честность, ответственность, порядочность



Качество трудового потенциала

  • Индикатором качества трудового потенциала является социальная дееспособность, понимаемая как способность личности к осуществлению трудовых функций в специфических условиях конкретного производства



Качество трудового потенциала определяется двумя группами свойств:

  1. энергетический потенциал, или способность к труду (физическое здоровье, психическое здоровье) и интеллектуальный потенциалы;

  2. социально-психологический потенциал, определяемый коммуникативными возможностями и социальной активностью

Основные направления развития человеческого потенциала

- наука
- образование
- культура
- искусство
- здравоохранение
- информационное обеспечение
- инвестиции в безопасность населения и предпринимателей
- инвестиции в создание условий для поддержания и развития предпринимательской способности;
- инвестиции в воспитание детей;

- инвестиции в институциональное обслуживание население
- инвестиции в знания, связанные с приглашением специалистов, творческих людей и других талантливых и высокопрофессиональных людей из других стран, которые существенно увеличивают человеческий потенциал
- инвестиции в развитие экономической свободы, включая свободу миграции труда

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ