Экономическая безопасность и механизм её обеспечения


Институт экономики управления и права (г. Казань)

Набережночелнинский филиал





Экономический факультет





Кафедра экономической теории









Экономическая безопасность и механизм её обеспечения

(курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»)









Исполнитель: студент 1 ДО курса гр. 872 Гарифуллина В.А

Научный руководитель: к.э.н. Муртазина Г.Ф.











Набережные Челны-2008

Содержание



Введение 3


1. Сущность экономической безопасности 6

1.1. Безопасность личности, общества и государства 6

1.2. Понятие экономической безопасности 10

1.3.Нормативно-правовая основа экономической безопасности России 11

2. Структура экономической безопасности государства 14

2.1. Классификация угроз экономической безопасности 14

2.2.Механизм обеспечения экономической безопасности 16

2.3.Обеспечение экономической безопасности государства 17

3. Концепция национальной безопасности РФ 19


Заключение 21

Список использованной литературы 22




























Введение

Экономическая безопасность и механизм её обеспечения.

Для раскрытия данной темы я использовала следующие главы:

- Сущность экономической безопасности;

- Структура экономической безопасности государства;

- Концепции национальной безопасности РФ.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблемы, связанной с решением задач обеспечения экономической безопасности организации и включающей механизмы защиты её экономических интересов правоохранительными органами.

Цель курсовой работы выяснить:

Во-первых, какими объективными факторами определяется приоритетность того или иного вида национальной безопасности.

Во-вторых, что представляет экономическая безопасность.

В-третьих, кто принимает участие в формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности РФ.

Я выяснила, что приоритетность того или иного вида национальной безопасности определяется объективными факторами:

Во-первых, потребностью граждан, общества, государства и мирового сообщества в нем для самосохранения и развития;

Во-вторых, растущей уязвимостью людей и жизненно важных объектов без сосредоточения усилий на её укрепление;

В-третьих, наличием широкого круга угроз и опасностей, которым должна противостоять данная система безопасности.

Обеспечение экономической безопасности России представляют собой комплекс ер, направленных на защиту общенациональных интересов страны в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на неё, и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они не исходили.

В соответствии с Концепцией в формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности российской Федерации принимают участие: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Совет безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Экономическая безопасность-состояние, в котором народ может суверенно определять пути и формы своего экономического развития.

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.

Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:

. военной,

. технологической,

. продовольственной,

. экологической безопасности и др.

В конце XX - начале XXI века человечество столкнулось с рядом проблем, с которыми прежде не сталкивалось. Речь идет об усложнении и глобализации экономических и политических отношений между странами, активизации международных террористических организаций, криминализации экономики и росте организованной преступности, ухудшении экологической обстановки, усилении факторов риска частного и государственного бизнеса.

Для достижения цели исследования последовательно решались следующие задачи:

- обеспечение экономической безопасности государства

- анализ приоритетности национальной безопасности

- рассмотрение механизма обеспечения экономической безопасности

Выполненные в курсовой исследования базируются на достижениях современной науки в областях экономики, управления, права и др. среди которых нашли своё отражение труды Сенчагова В, Силова Н.В., Кривцова А.И., Конарёвой Л.А., Осипова В.М. и др.

В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть:

Экономической безопасностью называют характеристику, сущность которой состоит в:

1. нормальном функционировании экономической системы в целом;

2. возможности безболезненного включения и нормальной работы внутренней экономической системы в мировой.

В работе приведены общие направления поддержания экономической безопасности России на должном уровне – это: проведение эффективной промышленной и структурной политики; восстановление инвестиционной активности; спасение основного массива обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-технического потенциала страны; постепенный переход к структурно-технологической перестройке производства.

Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана.

Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран.

В работе использовались следующие источники информации: Бельских В.М., Есипов В.М., Конарева Л.А., Котилко В.В., Красноперова Т.Я., Кривцов А.И., Уфимцев Ю.С., Буянов В.П., Ерофеев Е.А. и др.

































1. Сущность экономической безопасности


1.1 Безопасность личности, общества и государства


Отсутствие безопасности становится понятным каждому, кто в своей профессиональной деятельности или повседневной жизни столкнулся с необходимостью защищаться от воздействия неких информационно-психических, техногенно-природных или физических сил.

Таким людям не надо объяснять, насколько актуально иметь нормальные человеческие условия для сохранения жизни, поддержания рода, эффективности работы и спокойного отдыха. Эти люди знают, что такое чужая сила и собственный страх, и не хотят, чтобы ситуации силового давления или психического воздействия повторялись в их жизни.

В самом общем виде под безопасностью понимается ситуация, при которой кому - или чему-нибудь не существует угрозы со стороны кого- или чего-либо. При этом не исключается наличие одновременно нескольких источников опасности и их потенциальных жертв, тогда как безопасность последних обеспечивается лишь в двух случаях: либо конкретные жертвы парируют все опасности, либо для них они вообще не существуют.

Безопасность- это состояние или положение, когда нет опасности. Однако, как показывает история, такого состояния достичь ни отдельному человеку, ни различным формам сообщества людей не удавалось. Наоборот, стремясь защититься от опасности, люди создали такие виды вооружений и в таком количестве, что это стало наиболее явной опасностью для каждого живущего.

Безопасность является одной из важнейших потребностей человека вслед за его потребностью в пище. Воде, одежде и жилище. Это не только общенаучная, но и философская категория. Она не является чем-то предметным, материальным и выступает абстрактной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости конкретных объектов, их отношения к внутреннему и внешнему миру.

Однако это не вещь в себе, скрывающая за такими терминами, как внутренняя и внешняя политика, оборона, экономика, экология, информатика, социальная политика, здоровье народа, технология и. т. п. Это вполне конкретная, ясная и чёткая категория, своей сутью и содержанием направленная на защиту жизненно важных интересов человека, общества, государства.

Философ и правовед, политик и учёный по-разному формулируют многогранное понятие «безопасность», стараясь приспособить его к своей сфере деятельности.

Официальное толкование понятия «безопасность» сформулирована в законе РФ «О безопасности»- это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Важно, что в новых условиях сущностью безопасности становится защита не только государства и его политических институтов, но в большей мере человека и общества. Первоочерёдной становится проблема социальной безопасности в широком смысле этого слова, безопасности социума-личности, отдельных групп населения, общества в целом. Это значит, что первооснову национальной безопасности России должны составлять интересы отдельных личностей, из которых вытекают интересы общества и государства. Именно от человека в решающей степени зависит обеспечение безопасности всех. Безопасность каждого предопределяет безопасность общества и государства. Особенно важно утверждение человеческого измерения безопасности в связи с тем, что в современных условиях стабильность обстановки в стране все больше и больше определяется внутренними, а не внешними факторами.

Отсюда основными объектами безопасности России являются:

  • личность - её права и свободы;

  • общество – его материальные и духовные ценности;

  • государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Властные структуры рассматриваются как инструмент, предназначенный для обеспечения наилучших условий для развития личности, общества и самого государства в рамках всего спектра имеющихся возможностей.

Можно выделить три основных фактора, характеризующих безопасность России, как государства. Это:

  • жизненно важные интересы государства. К ним относятся территориальная целостность и суверенитет, активное и равноправное включение в мировое сообщество, стабильность и демократический правопорядок внутри страны;

  • характер и источник угроз. Они заключены в качествах человека, в личностных человеческих отношениях;

  • возможность отражения существующих угроз. Она опирается на силу государства, баланс сил в мировой системе государств и геополитическую ситуацию в регионе и мире в данный момент.

Обеспечение безопасного развития общества, т.е. упреждение и исключение внутренних и внешних опасностей, является одной из важнейших задач политики властных структур России. Развитию и существованию общества могут угрожать самые разные опасности: экономического, военного, экологического, информационного и другого характера.

Под системой обеспечения безопасности понимается организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Задачами этой системы являются:

  • разработка и осуществление мер по защите интересов;

  • формирование, функционирования и развития органов, сил и средств обеспечения безопасности;

  • восстановление объектов защиты, пострадавших в результате противоправных действий.

Цели системы обеспечения безопасности включают: выявление, предотвращение, пресечение, локализацию, отражение, нейтрализацию и уничтожение угроз.

Обычно выделяют три интегральных вида безопасности в соответствии с тремя совокупными видами ресурсов и ценностей: социальную, экономическую, и территориальную. В свою очередь каждый из трёх этих видов безопасности делится ещё на три вида:

  • Социальная безопасность – это правовая, интеллектуальная, духовно-культурная безопасность;

  • Экономическая безопасность – это хозяйственная, технологическая, финансовая безопасность;

  • Территориальная безопасность – жизненная, сырьевая и экологическая безопасность.

Базовыми показателями безопасности следует считать вероятности появления либо не появления катастрофических или аварийных происшествий, риск социально-экономического ущерба при их возникновении и затраты, необходимые для предупреждения. Критерием эффективности различных мер обеспечения безопасности будут те уровни опасности, которые соответствуют минимуму соответствующих издержек, а оптимальными – мероприятия, влекущие максимальный для заданных затрат прирост показателей безопасности либо минимальные для приемлемого её уровня затрат.

Исходной предпосылкой при рассмотрении проблемы безопасности является понятие опасность. Опасность – это объективно существующая возможность негативного воздействия на социальный (или биологический организм), в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры (характер, темпы, формы и.т.д.).

Источник опасности – это условия и факторы, которые потенциально таят в себе и при определённых условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу.

Под угрозами обычно понимается совокупность факторов и условий, представляющих, опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Любая стратегия безопасности разрабатывается исходя из национальных интересов и ценностей.

Понятие «национальные интересы» является собирательным, включающим все остальные виды интересов. Этот термин стал широко использоваться сравнительно недавно, в нашей стране на протяжении семи десятилетий в большем ходу были «интернациональные» императивы.

Нация находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы – объективные потребности нации как внутренне целостного и самобытного социального образования в единстве всех его свойств. В них аккумулируется отношении нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных духовных ценностей. К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориальная целостность народа, его государственное самоопределение и политическое самоуправление, достойное место в мировом сообществе, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.

По своей направленности интересы ориентированы на обеспечения выживания, прогрессивного развития и в той или иной степени лидерства личности, общества, государства. Особое значение имеют жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает само существование и возможность прогрессивного развития личности, общества, государства. Другие интересы, связанные с проблемой выживания принято относить к второстепенным.

Национальная безопасность в широком смысле – способность общественной системы страны обеспечить высокий уровень жизнедеятельности нации и её конкурентные возможности во взаимоотношениях с внешним миром в целях надёжного существования и устойчивого развития.

Приоритетность того или иного вида национальной безопасности определяется объективными факторами:

Во-первых, потребностью граждан, общества, государства и мирового сообщества в нем для самосохранения и развития;

Во-вторых, растущей уязвимостью людей и жизненно важных объектов без сосредоточения усилий на её укрепление;

В-третьих, наличием широкого круга угроз и опасностей, которым должна противостоять данная система безопасности.

Исходя из этого, объектами национальной безопасности называют реально существующие явления, процессы и отношения, защита которых составляет стратегическую цель и основное содержание политики безопасности.

К основным объектам национальной безопасности относятся:

  • Личность: её жизнь, свобода и собственность;

  • Социальные, территориальные, этнические, языковые, религиозные и другие группы, включая семью, национальные и иные меньшинства: их право на организацию, возможность самостоятельно решать вопросы групповой идентичности;

  • Общество: его материальные и духовные ценности;

  • Государство: его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Важнейшим критерием национальной безопасности является соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, социальной группы, общества в целом и государства, их взаимная ответственность в обеспечении безопасности.


1.2 Понятие экономической безопасности


Понятие «экономическая безопасность», хорошо известное в практике деятельности управленческих структур зарубежных стран, является относительно новым в лексиконе российских органов управления экономикой.

Экономическая безопасность-состояние, в котором народ может суверенно определять пути и формы своего экономического развития. Экономическая безопасность является синтетической категорией политэкономии и политологии, тесно связанной с категориями экономической независимости и зависимости. Стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета.

Экономическую безопасность можно рассматривать как устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить:

  1. Максимально возможное удовлетворение общественных потребностей;

  2. Технико-экономическую и технологическую независимость, неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний;

  3. Защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках вне зависимости от изменения текущих целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз и влияний.

Экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности. Во внешних отношениях решающее слово по-прежнему остаётся за военной безопасностью, во внутренних – за социальной, в отношениях с глобальной окружающей средой – за экологической. Но экономическая безопасность является определяющей в том смысле, что она служит основой всех других видов безопасности. Так, военный потенциал зависит от экономического и технологического потенциала, внутриполитическая стабильность – благосостояния и стабильности социально-экономической обстановки, деятельность по охране природы – от уровня благосостояния и технологического развития общества.

Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, в качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения различных уровней:

  • Уровень семьи – экономические интересы каждого гражданина страны;

  • Микроэкономический уровень – интересы агентов рынка;

  • Региональный уровень – экономика субъектов Федерации;

  • Макроэкономический уровень – экономика страны в целом.

Следует отметить, что связь между уровнями экономической безопасности человека (семьи) и государства неоднозначна. Низкому уровню экономической безопасности индивидов может соответствовать как низкий, так и высокий уровень экономической безопасности государства.

Понятие «экономическая безопасность» применимо к различным субъектам: отдельным гражданам, предпринимательским структурам, государственным предприятиям, национальной экономике и государству в целом.


1.3 Нормативно – правовая основа экономической безопасности России


Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. Экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.

Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер. Несмотря на сложность переходного периода, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества. Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства,

являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

Государственная стратегия экономической безопасности включает:

1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;

2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;

3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.





2. Структура экономической безопасности государства


2.1 Классификация угроз экономической безопасности


В. Сенчагов1 считает, что "экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны,

отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности". По В.В. Котилкову2 "экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику".

Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента:

- экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;

- стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.;

- способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном - технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике. Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.




2.2 Механизм обеспечения экономической безопасности


Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений)

экономической безопасности Российской Федерации. Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:

-динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;

- состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

-способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам;

-состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

-качество жизни населения.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

2. Организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации.





2.3 Обеспечение экономической безопасности государства


В конце XX - начале XXI века человечество столкнулось с рядом проблем, с которыми прежде не сталкивалось. Речь идет об усложнении и глобализации экономических и политических отношений между странами, активизации международных террористических организаций, криминализации экономики и росте организованной преступности, ухудшении экологической обстановки, усилении факторов риска частного и государственного бизнеса. Под влиянием процессов глобализации и развития новых информационных и финансовых технологий возник самостоятельный, фактически вышедший из-под юрисдикции национальных государств транснациональный капитал, опирающийся на рынки евровалют, систему транснациональных банков, разветвленную сеть оффшоров и глобальные компьютерные сети, которые обеспечивают мгновенные перетёки капиталов, что содержит возможность разрушения даже устойчивых экономических систем.

В этих условиях многие страны мира разрабатывают концепции национальной безопасности, включающие различные составляющие. Например, в США в качестве ее базовых элементов выступают: защита населения страны, территории и американского образа жизни. В российской концепции национальная безопасность трактуется как защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также защита от внешних и внутренних угроз различных по своей природе сфер деятельности: политической, военной, экологической, информационной, экономической и др. Экономическая безопасность при этом выступает составной частью национальной безопасности России, являясь в то же время ее фундаментом и материальной основой. Такое место экономической безопасности обусловливается особой ролью экономики в жизни общества. Исторический опыт подтверждает следующую хрестоматийную истину: когда в экономике какой-либо страны дела идут хорошо, тогда везде хорошо и, наоборот, когда экономика функционирует неудовлетворительно, возникают трудности во всех сферах жизнедеятельности людей. Следовательно, обеспечение макроэкономической безопасности выступает базовым элементом всей системы безопасности.

Россия пережила сильный спад производства, массовую безработицу, дестабилизацию валютного рынка, гиперинфляцию. Тяжелым испытанием для российской экономики был финансовый кризис 1998 года, когда крах финансовой системы обрел совершенно реальные черты, а уровень жизни подавляющей части населения резко снизился.

Многие трудности и проблемы не просто ухудшили положение страны, а создали реальные угрозы ее экономической безопасности, разграбления национальных богатств, накопленных всеми поколениями россиян. Эти и другие факторы обусловили необходимость разработки государственной стратегии обеспечения экономической безопасности России, выработки системы мер по защите ее экономического потенциала.

3 Концепции национальной безопасности РФ


В условиях отсутствия чёткой концепции национальных интересов в общегосударственном масштабе министерства и ведомства вынуждении были определять их на своём уровне. Ранее был разработан ряд общероссийских концепций по отдельным сферам жизни общества: экологической безопасности, информационной безопасности и др. При этом отмечалось смещение акцентов на узкопрофессиональные интересы при решении любой конкретной проблемы.

Многочисленные обсуждения структуры и содержания Концепции национальной безопасности позволили сформулировать основополагающие положения её структуры и содержания. Это должен быть принципиально новый документ российской действительности, предполагающий создание для неё развитой правовой основы. Он должен иметь ряд существенных отличий от ранее принятых нормативных документов, носивших зачастую стихийный характер, элементы недостаточной целенаправленности и согласованности.

«Концепция национальной безопасности Российской Федерации» была разработана и принята в январе 2000г. и утверждена Указом Президента РФ №24 от 10 января 2000г.

Концепция представляет собой совокупность официально принятых взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Концепция состоит из четырёх основных модулей, или блоков.

Первый блок посвящен месту и роли России в современном мире.

Во втором блоке рассматриваются национальные интересы России, под которыми понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, и др. сферах.

В третьем блоке показаны типы угроз национальной безопасности России.

Четвёртый блок посвящен проблемам обеспечения национальной безопасности РФ.

В соответствии с Концепцией в формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности российской Федерации принимают участие: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Совет безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации.

В заключение отмечается, что Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность.

Обеспечение экономической безопасности России представляют собой комплекс ер, направленных на защиту общенациональных интересов страны в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на неё, и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они не исходили. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий благоприятствующих эффективному динамичному устойчивому развитию национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Нынешнее Российское руководство либо не предавало необходимого значения проблемам экономической безопасности, либо просто не сумело выстроить систему соответствующих структур и институтов. Во всяком случае, попытки создания федеральных органов типа Комитета по защите экономических интересов России, рабочей группы по экономической безопасности при правительстве РФ, других аналогичных структур успеха не имели. Эти попытки были просто обеспечены на провал из-за отсутствия ясно сформулированных доктрин национально-государственных интересов страны, национальной безопасности.




Заключение


В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть:

Экономической безопасностью называют характеристику, сущность которой состоит в:

1. нормальном функционировании экономической системы в целом;

2. возможности безболезненного включения и нормальной работы внутренней экономической системы в мировой.

В работе приведены общие направления поддержания экономической безопасности России на должном уровне – это: проведение эффективной промышленной и структурной политики; восстановление инвестиционной активности; спасение основного массива обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-технического потенциала страны; постепенный переход к структурно-технологической перестройке производства.

Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся, прежде всего, о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.

Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана.

Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран.




Список использованной литературы


1.Бельских М.В. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности России // Аспирант и соискатель. - 2006. - N 3. - С.21-25.


2.Есипов В.М. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов в России // ЭКО. - 2004. - N 7. - С.148-158.


3.Конарева Л.А. Качество потребительских товаров как элемент национальной безопасности // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2003. - N 11. - С.78-96.


4.Котилко В.В. Новый взгляд на проблему экономической безопасности // Экономика и коммерция. - 2004. - N 3-4. - С.159-160.


5.Красноперова Т.Я. Экономическая безопасность банка как логической системы // Деньги и кредит. - 2007. - N 10. - С.37-41.


6.Кривцов А.И. Национальная минерально-сырьевая безопасность. - М., 2000. - 196с.

У9(2Р)-К.821 НО


7.Лыкшин С. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности // Вопр. экономики. - 1994. - N 12. - С.113-125.


8.Методика информационной безопасности / Уфимцев Ю.С., Буянов В.П., Ерофеев Е.А. и др.; Моск. акад. экономики и права. - М.: Экзамен, 2004. - 542с.

Х623-М.545 НО


9.Сенчагов В. Как обеспечить экономическую безопасность России // Рос. Федерация сегодня. - 2007. - N 6. - C.36-37.


10.Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопр. экономики. - 2001. - N 8. - С.64-79.


11.Силов Н.В. Об обеспечении экономической безопасности коммерческого банка // Деньги и кредит. - 2007. - N 11. - С.43-47.

1 Сенчагов В. Как обеспечить экономическую безопасность России // Рос. Федерация сегодня. - 2007. - N 6. - C.36-37.

2 Котилко В.В. Новый взгляд на проблему экономической безопасности // Экономика и коммерция. - 2004. - N 3-4. - С.159-160.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ