Экономическая сущность внешнеэкономических связей международного разделения труда


УДК 629.735

Инв. №

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Национальный аэрокосмический университет им.Н.Е.Жуковского «ХАИ»

Кафедра 605











Реферат на тему

Экономическая сущность внешнеэкономических связей международного разделения труда


ХАІ.602.631М.08О.050205.066220 ПЗ












Выполнил студент гр.631м

(№ групи)

Багиров Эмиль Гарриевич


Проверил: старший преподаватель, к.э.н.

Попов Олександр Сергеевич







2008

СОДЕРЖАНИЕ.


Вступление 3

1. Экономическая сущность внешнеэкономических связей международного разделения труда:

1.1. Понятие и функции внешнеэкономических связей 6

1.2. Классификация внешнеэкономических связей 12

1.3. Внешнеэкономическая деятельность Украины 13

2. Барьеры, препятствующие росту внешнеэкономическим связям 20

Выводы 22

Список использованной литературы 24

























Вступление:


Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов.

Разделение труда способствует широкому использованию высокопроизводительных орудий производства, внедрению в производство новейших достижений науки и техники, обеспечивает подъем производительности общественного труда.

разделения труда, выражающаясяя Разделение труда между странами — является одной из форм общественного территориального разделения труда, выражающей специализацией трудовой деятельности в международном масштабе.

Процесс международного территориального разделения труда вовлекает в него все страны, и, чем глубже он, тем выше темпы и экономическая эффективность развития хозяйства мира, регионов и стран. Определяющим фактором выступает способ производства материальных благ, и, прежде всего характер производственных отношений, поскольку международные экономические отношения принадлежат к сфере производственных отношений.

В то же время на развитие разделения общественного труда и экономических отношении между странами существенно влияют и такие факторы, как:

уровень экономического развития и хозяйственная специализация тех или иных государств;

различие и исторически сложившихся производственных навыков населения разных стран.

В настоящее время на углубление международного разделения общественного труда все большее воздействие оказывает научно-технический прогресс.

Международное разделение общественного труда находится также в определенной зависимости от международной обстановки и политических взаимоотношений между различными государствами.

Целью международного разделения общественного труда является сотрудничество в интересах общества и наиболее полного удовлетворения его потребностей, которое может

быть достигнуто только при непрерывном повышении эффективности производства па базе новейших научно-технических достижений, при росте производительности труда.

Интеграция способствует установлению глубоких, устойчивых экономических связей и разделению труда, ведет к образованию хозяйственных международных комплексов в рамках, близких по уровню развития экономики групп государств с одинаковым социально-экономическим строем. Экономическая интеграция имеет место между отдельными предприятиями и отраслями. Большую роль в регулировании интеграционных процессов играют межгосударственные институты.

Интеграция связана с глубокими структурными сдвигами в экономике стран, на ее основе складываются новые хозяйственные пропорции, ведущие к повышению производительности труда.

Международная экономическая интеграция наиболее активно начала развиваться в Западной Европе в рамках созданного в 1957 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или «Общий рынок»); эта организация в настоящее время называется Европейский Союз (ЕС). Она объединила национальные рынки европейских стран в единый рынок.

В 1960 г. образовалась Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Данная ассоциация создавалась как противовес «Общему рынку». В отличие от последнего ЕАСТ дает право своим членам самостоятельно устанавливать торговые отношения с «третьими странами». Некоторые государства образовали также ряд интеграционных группировок в Азии, Африке и Латинской Америке. Так, страны — экспортеры нефти в противовес Международному нефтяному картелю теми монополистических компаний, владеющему нефтяными концессиями в развивающихся странах мира, создали Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК). В Южной Америке созданы Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛППИ), Латиноамериканская организация по вопросам энергетики. В Африке — Восточноафриканское сообщество, Таможенный и экономический союз Центральной Африки, Экономическое сообщество 15 западноафриканских государств и многие другие.

Создание развивающимися странами интеграционных объединений — сопутствовало их национальной экономики. Взаимовыгодное сотрудничество отвечает интересам всех стран. Оно способствует решению важных проблем в интересах всего человечества.

Проведенное в июле 1975 г. в г. Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе одобрило принципы, которыми государства-участники (33 страны из Европы,

США и Канада) будут руководствоваться во взаимных отношениях. Это принципы равенства государств и их суверенных прав, неприменение силы или угрозы силой,

нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Совещание также определило направления и конкретные формы сотрудничества в области торговли, промышленности, науки и техники, защиты окружающей среды, культуры, образования, контактов между людьми, учреждениями, организациями.

Характерной чертой современного мирового развития является быстрый рост внешнеэкономических связей, опережающий темпы роста валового внутреннего продукта стран — участниц международной торговли. В процесс международного географического разделения труда вовлечены практически все страны земного шара. Многие из них благодаря экспорту товаров и услуг обеспечивают значительную часть своих доходов. Такие государства принято называть государствами с открытой экономикой. К их числу относят, прежде всего, страны Западной Европы, на долю которых приходится свыше половины всего мирового товарооборота.

В последние десятилетия под влиянием НТР в товарной структуре международной торговли произошли глубокие изменения. Они связаны с падением роли сырьевых товаров и повышением значения готовых изделий, в том числе наукоемкой продукции машиностроения.


1. Экономическая сущность внешнеэкономических связей международного разделения труда:


1.1. Понятие и функции внешнеэкономических связей


Внешнеэкономические связи – это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством. Это регионы, находящиеся на самоуправлении, хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и др.) и индивидуальные предприниматели.

Как экономическая категория внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Сущность внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях.

Такими функциями являются:

1. Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами в их вещественной и стоимостной форме.

2. Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда.

3. Организация международного денежного обращения.

Содержание первой функции заключается в доведении продуктов, добываемых в качестве природных ресурсов и продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей через обмен продуктов и результатов труда в их вещественной и стоимостной форме. Организация обмена одновременно предусматривает и обслуживание этого обмена.

В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта товарно-денежных отношений и окончание обмена денег на продукт международного разделения труда, в результате чего потребительная стоимость (её практическая значимость), заключенная в этом продукте, получает международное признание.

Содержанием третьей функции является создание с помощью механизма этих связей условий для непрерывного движения денег в процессе совершения различных международных расчетов.

Одновременно внешнеэкономические связи выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятельности.


В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи выступают как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно-технического прогресса.

Осуществление этих связей позволяет перенести межгосударственной сотрудничество с обычного обмена товарами на торговлю услугами, совместное решение технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации и других форм совместной хозяйственной деятельности, в том числе создание совместных предприятий.

Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что, в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений.

Развитие внутреннего рынка страны ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеторговых операций, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства и обращения.

Операции.

Экспорт – вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Импорт – ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.


Реимпорт – ввоз в страну ранее вывезенных из нее товаров, работ, услуг и др.

Реэкспорт – вывоз из страны ранее ввезенных в нее иностранных товаров.

Современный этап развития мирохозяйственных связей характеризуется нарастанием зависимости, обусловленной переводом производства в развитых экономических системах на новую технологическую базу, с преобладанием информационных технологий. Новое качественное состояние производительных сил стимулировало интернационализацию воспроизводственных процессов, которая проявилась в двух основных формах: интеграции (сближение, взаимоприспособление национальных хозяйств) и транснационализации (создание межнациональных производственных комплексов).

Интеграция означает взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, согласование действий правительств в выработке экономической политики, отвечающей интересам всех участвующих в интеграционном процессе сторон, а также по отношению к третьим странам. Интеграция обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов.

Интеграционные процессы носят региональный характер, приобретают форму объединений, направленных на достижение общих экономических целей. Первоначально интеграционные объединения создавались для отмены таможенных барьеров во взаимной торговле между странами-участницами, т. е. возникали так называемые «свободные зоны». Более сложные формы были направлены на организацию таможенных союзов, которые предполагают свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки и использование таможенного тарифа (налога на ввоз товаров) по отношению к третьим странам. Создание общего рынка связано с ликвидацией барьеров между странами не только в торговле, но и при перемещении рабочей силы и капитала. Высшей формой проявления интеграционного объединения является экономический союз, который предполагает проведение государствами-участниками системы мер межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионе.

Наибольшей зрелости межгосударственная интеграция достигла в Европейском экономическом сообществе (ЕЭС), созданном в 1957 году. В настоящее время в данном интеграционном сообществе решаются проблемы свободного передвижения товаров, услуг и рабочей силы. По сути дела речь идет о создании «единого экономического пространства». Американо-канадское соглашение о свободе торговли, подписанное в 1989 году, содержит ряд положений, являющихся реальными шагами к созданию североамериканского общего экономического пространства. Общие рынки созданы в Юго-Восточной Азии, арабском мире, Африке и Центральной Америке.

Региональная консолидация не исключает противоречий внутри отдельных группировок и между ними. Однако для современного этапа характерна тенденция усиления межрегиональных интеграционных процессов. Примером может служить интенсивно развивающееся экономическое взаимодействие североамериканского и азиатско-тихоокеанского регионов, возможность подключения Японии к американо-канадской интеграции.

Транснационализация — это межгосударственная интеграция, реализуемая на уровне частных фирм. Организационное воплощение международные связи частных капиталов получили в деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Транснациональные структуры объединяют национальные экономики не по географическому признаку (общность границ), а на основе глубоких воспроизводственных связей. Различают транснациональные корпорации, которые являются национальными трестами и концернами, имеющими значительные зарубежные активы (вложения), и собственно межфирменные союзы, возникшие на основе объединения, слияния частных капиталов. Если первый вид ТНК национален по капиталу и контролю, но международен по сфере своей деятельности, то второму присуща международная рассредоточенность акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна, ставшего его организационным воплощением.

В каждой стране существует своя национальная денежная система: та ее часть, в рамках которой осуществляются международные платежи, называется национальной валютной системой. На ее базе основывается мировая валютная система - форма организации международных валютных отношений. Она построена на принципе сочетания долгосрочной гибкости валютных курсов и в их краткосрочной стабильности. Валютный курс - это цена денежной единицы иностранной валюты, выраженная в определенном количестве единиц национальной валюты.

Таким образом, новые формы международных экономических отношений, связанные с распространением передового опыта, отражают эволюцию в способах использования иностранных капиталов на территории тех или иных государств: от частичного и полного владения — к контрактным соглашениям, связанным с передачей технологий, сбытовых и информационных услуг. Цели, преследуемые партнерами, безусловно, различны. Для одних — это достижение мирового лидерства, для других — преодоление отставания.

Углубление международного разделения труда идет на основе конкурентной борьбы. Основным аргументом соперничества участвующих сторон является сравнение научных потенциалов и технологических возможностей, которыми обладают страны. Характерной чертой современного мирового хозяйства является раздел технологической власти. Следствием этого является специализация развитых стран на экспорте наукоемких и техноемких изделий (радиоэлектроника, приборостроение). На долю же развивающихся стран приходится экспорт ресурсоемких и трудоемких изделий, производство которых зачастую ведет к нарушению экологического равновесия. Некоторые страны продолжают оставаться в русле монокультурной сырьевой специализации.


1.2. Классификация внешнеэкономических связей


Под классификацией внешнеэкономических связей следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

Классификационный признак, связанный с направлением товарного потока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т. е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку внешнеэкономические связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.


Структурный признак классификации внешнеэкономических связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку внешнеэкономические связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.

Форма связи – это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам внешнеэкономических связей относятся:

1. Торговля. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаров и сырья.

2. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономических связей может быть реализована в промышленной сфере – на заводах, фабриках, предприятиях, в сельском хозяйстве, науке и в других сферах.

3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах.

4. Сотрудничество, содействие. Всё большее распространение во внешнеэкономических связях получает научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливаются и распространяются научный, культурный обмен и спортивные мероприятия.



1.3. Внешнеэкономическая деятельность Украины

Украины необходимо исходить из того, что ВЭД представляющая собой все виды хозяйственной деятельности, связанные с участием страны в международном разделении труда, является неотъемлемой частью всей хозяйственной деятельности государства.

В новых условиях, когда экономика Украины переводится на рыночные условия, когда в стране разрушены структуры государственного регулирования ВЭД, характерные для командно-административной системы управления, а новые находятся в процессе становления, цели и задачи государственного регулирования ВЭД существенно изменились. В современных условиях, которые характеризуются падением производства, дестабилизацией финансовой системы страны, широкой либерализацией внешнеэкономической деятельности, означающей по сути ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю и др. виды ВЭД, необходимо определить те формы и методы воздействия на хозяйствующие субъекты - участников ВЭС, которые были бы способны обеспечивать защиту государственных интересов.

Опыт проводимого в Украине (в т.ч. в составе бывшего СССР), начиная с 1987 года, курса на либерализацию внешнеэкономической деятельности в условиях общей нестабильности, серьезного социально-экономического кризиса, нарушения хозяйственных связей между производителями практически во всех сферах экономики, наличия значительных ценовых диспропорций, экономически совершенно необоснованного несоответствия между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в пользу последней, дезорганизации хозяйственной инфраструктуры на большом экономическом пространстве, показал, что политика поспешной либерализации ВЭД привела к достаточно крупным издержкам в экономике.

Отсутствие должного порядка во внешнеэкономической сфере деятельности, необоснованное ослабление государственного контроля в этой области оказывает негативное влияние на развитие национальной экономики, приводит к значительному оттоку капитала из страны, поскольку нестабильное политико-экономическое положение в Украине не может стимулировать производственные капиталовложения. И в этих условиях либерализация ВЭД, неэффективность государственного валютного контроля привели к "утечке" капиталов из Украины. К тому же "обесценивается" и сам курс на либерализацию ВЭД: бессмысленно стимулировать экспорт, если валютные доходы оседают за рубежом и не вкладываются в украинскую экономику.

В таких условиях сложившаяся в стране ситуация требует, с одной стороны, усиления контроля за репатриацией украинских капиталов, и с другой - создания условий для надежного и выгодного помещения иностранной валюты в национальные банки, но для этого необходимо скорректировать политику либерализации ВЭД в сторону более четкой и рациональной организации государственного контроля ВЭД, который, с одной стороны, должен обеспечить защиту государственных интересов, а с другой стороны, не нарушать действия субъектов хозяйственной деятельности как с экономической, так и с правовой точек зрения.

На современном этапе складывающиеся направления развития внешнеэкономических связей Украины создают реальную угрозу национальному производству, которое уже сейчас серьезно страдает от конкуренции многих товаров, поступающих по импорту. К такой свободной, не защищенной государством конкуренции украинская промышленность еще не готова. Здесь необходим весьма взвешенный подход при определении приоритетов во внешнеэкономической политике Украины и выборе тех или иных средств такой политики, способных защитить от разрушения ряд отраслей украинской промышленности, и прежде всего, наукоемких производств. По некоторым оценкам, если положение не изменится, через 2-3 года может сложиться ситуация, при которой многие отрасли национальной промышленности, включая электронику и некоторые другие наукоемкие и трудоемкие прогрессивные виды производства, окажутся окончательно разрушенными.

Чтобы изменить крайне неблагоприятное развитие событий, сулящих многие беды Украине, необходимо, наконец, покончить с заблуждением, что государство лишь должно создавать правила рыночного поведения, а уж экономика, если ей не мешать, сама пойдет рыночным путем саморазвития и саморегулирования. Как свидетельствует мировой опыт, государство нигде и никогда не играло роль стороннего наблюдателя. Оно нередко и весьма активно вмешивалось в экономические процессы, и особенно это относится к кризисным состояниям в экономике. Ни в одной стране мира выход из кризиса не происходил (да и не мог происходить) без существенного воздействия государства на экономику. И лишь затем становится реальным все большее воздействие рыночных стимулов и методов. А уж внешнеэкономической деятельности вышесказанное касается в первую очередь.

В целях существенного повышения эффективности участия Украины в международном разделении труда, в мировых связях, изменения положения во внешнеэкономической сфере, видимо основной упор следует сделать на государственную поддержку, например, отраслей-локомотивов с сильным госсектором, включая оборонные отрасли и мощным научно-техническим потенциалом, способных к интервенции в мировую экономику, а также к налаживанию высокоэффективного производства, чтобы на этой основе стимулировать развитие других отраслей промышленности, и прежде всего тех, которые позволят добиться значительного внутреннего роста производства и потребления. На первых порах в качестве первоочередных мер целесообразно предпринять попытки в поисках соответствующих "ниш" на мировых рынках для той продукции, доведение которой до уровня мировых требований возможно в короткие сроки за счет сравнительно ограниченных средств.

Для реализации такой внешнеэкономической политики необходимы конкретные государственные программы, подкрепленные соответствующим финансированием, и система хорошо организованного государственного контроля за их реализацией. Следует также наладить эффективную поддержку экспорта путем увеличения государственного кредитования экспортеров и производителей, достаточно широкое предоставление государственных гарантий под экспортные операции. На смену многим мелким организациям, выходящим в настоящее время на внешний рынок, должны прийти сравнительно немногочисленные внешнеторговые организации, объединяющие вокруг себя производителей, выпускающих значительные объемы экспортной продукции, крупные внешнеэкономические специализированные акционерные общества, предоставляющие на возмездной основе на высоком профессиональном уровне внешнеторговые, транспортно-экспедиторские, финансовые, валютно-кредитные и др. услуги, внешнеэкономические ассоциации, холдинги и т.д.

Одной из важных сфер ВЭД является привлечение иностранных капиталов в украинскую экономику. Но при этом крайне необходимо определить приоритетные отрасли и виды производств, куда в первую очередь следует эти инвестиции привлекать, а также создать для этого соответствующие экономические условия и правовое обеспечение гарантий этих капиталовложений. И если иметь ввиду привлечение иностранных инвестиций, то в этом плане приоритетными отраслями скорее должны быть такие, которые имеют экспортную структуру и направленность и могут достичь необходимой конкурентоспособности в процессе участия в мировых хозяйственных связях.

В то же время крайне важно разработать и последовательно осуществлять активную политику защиты украинского внутреннего рынка. Необходима рациональная политика избирательного протекционизма наиболее важных для украинской экономики отраслей, связанных в первую очередь с авиакосмической индустрией, с некоторыми отраслями ВПК и др.

Таким образом, государство призвано не только задавать общие ориентиры реформы ВЭД, но и последовательно прокладывать им дорогу. При этом в первую очередь нужна жесткая и в то же время взвешенная политика государства, направленная на преодоление кризисных ситуаций, с тем, чтобы превратить ее в эффективный сектор украинской экономики.

Переходный характер процессов, идущих сейчас в экономике и внешнеэкономических связях Украины, довольно четко очерчивает главную задачу, которая должна решаться в ходе разработки новой системы управления и торгово-политического регулирования ВЭД страны - создание системы, способной сочетать в себе двухуровневый подход:

1 уровень - система экстренных мер, направленных на преодоление кризисных процессов во внешнеэкономической сфере деятельности и способных работать в тех чрезвычайных условиях, в которых в настоящее время находится экономика страны;

2 уровень - система мер, эффективных в условиях стабильной экономики (очевидно, что существенная часть этих мер должна вводиться уже во временных рамках реализации мер 1 уровня).

Первая задача должна решаться таким образом, чтобы используемые методы и инструменты носили общепринятый в мире характер, строились на основе технических решений, уже применявшихся другими странами в похожих обстоятельствах, и смогли бы войти, в качестве составных элементов в регулировании второго периода. Очевидно, что система мер первого уровня должна включать инструменты, эффективные в реальных условиях 1996-1997 годов(высокие темпы инфляции, экономически необоснованный курс национальной денежной единицы, товарный дефицит на внутреннем рынке, слабая инфраструктура, прежде всего финансовая, правовая, управленческая и др.) В этой системе мер центр тяжести должен лежать на инструментах жестких, допускающих быстрое и четкое реагирование. Это прежде всего, инструменты административного контроля и регулирования (квотирование, лицензионная система, система регистрации контрактов, валютное регулирование и др.), при разумном их сочетании со стоимостными регуляторами (пошлинами, налогами, воздействием на валютный курс и движение цен) и взаимозаменяемости этих мер.

Вторая задача - разработки, принятие и подготовка к введению общепринятых инструментов внешнеэкономического регулирования, которые станут главными в период стабилизации экономики и займут центральное место в торгово-политическом механизме (прежде всего таможенно - тарифное регулирование, налоги, валютное регулирование). При этом необходимо помнить, что решение второй задачи начинается почти одновременно с началом решения первой.

Подобная двухуровневая или двухэтапная организация системы торгово-политического регулирования позволит решить немедленные задачи, создав переходную систему регулирования, адекватную тому состоянию, в котором находятся ВЭС в настоящее время и заложить здоровую основу для ее постепенного развития в стабильный внешнеэкономический механизм ближайшего будущего, тщательно отработав его составные части и введя в действие в виде комплексной системы, подготовив и кадры для ее реализации.

Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД, действующие через механизм цен и др. экономические регуляторы, но эффективность их использования имеет определенные рамки. Поэтому в периоды резкого ухудшения состояния экономики правительства в интересах мобилизации и оптимального использования ресурсов временно, до ее восстановления, прибегают главным образом, к административным инструментам регулирования внешней торговли.

Регулирование ВЭД Украины преимущественно экономическими инструментами не может быть действительным, т.к. в стране еще не оформились нормальные рыночные отношения, когда фактически отсутствуют важнейшие их компоненты, такие, например, как конкуренция предпринимателей и свобода выбора у потребителей, когда хозяйство находится в состоянии глубочайшего кризиса, превзошедшего по своим масштабам мировой экономический кризис 1929-1933 гг., и страна в целом в "долговой яме" у иностранных кредиторов.

Представляется, что в течение ближайших нескольких лет (ориентировочно до 2000 года), до тех пор, пока не будет остановлен спад в экономике и пока возобновившийся рост производства не компенсирует сокращение выпуска продукции до ранее достигнутого уровня и тем самым не будет восстановлен или близок к восстановлению баланс на внутреннем рынке, регулирование ВЭД требует в первую очередь административных инструментов, поскольку эффект от их применения может быть более высоким и более быстрым, чем от экономических инструментов.

Приоритетность административного регулирования для развития внешней торговли в ближайшие годы не следует сводить к использованию нескольких наиболее жестких соответствующих инструментов репрессивного характера. Важно задействовать весь разработанный мировой практический арсенал таких средств (в зарубежных странах лишь в области квотирования и лицензирования можно насчитать десятки их видов) и создать с их помощью комплексную систему управления ВЭД. Ее целью должно стать не столько ограничение торговли, сколько контроль за развитием, не создавая препятствий (в т.ч. и чисто бюрократических), а стимулируя во всех случаях, за исключением тех, когда ущерб национальному хозяйству от коммерческих операций с заграницей превышает выгоду, и это поддается количественному определению.

Использование административных инструментов, учитывая нарастающий процесс интеграции экономики Украины в систему мирового хозяйства, включая сближение с ГАТТ/ВТО, необходимо сочетать с общепризнанными в мире правилами регулирования внешней торговли, в частности, декларировать установление таких инструментов в качестве временных (с установлением причин), предусматривать распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнеров (исключения возможны лишь в отношении развивающихся стран) и изменять процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.

При всем значении экономических инструментов регулирования ВЭД в долгосрочном плане и высоком авторитете в международном сообществе эти инструменты в настоящее время и в ближайшие годы, даже квалифицированно разработанные по лучшим мировым образцам и оперативно - корректируемые, могут не дать ожидаемых результатов в обстановке экономической нестабильности, дефицита и инфляции. Разработка экономических инструментов, за некоторым исключением, могла бы быть полезной в расчете на более отдаленную перспективу.




2. Барьеры, препятствующие росту внешнеэкономическим связям.

На пути свободной торговли стоит большое количество барьеров: пошлины, импортные квоты, лицензирование, создание неоправданных стандартов качества, запреты в таможенных процедурах, добровольные экспортные ограничения.

Пошлины - это налоги на импортные товары. Фискальные пошлины устанавливаются в небольшом размере на товары не производимые в стране. Протекционистские – их вводят в повышенном размере для защиты отечественных производителей. Импортные квоты - с их помощью устанавливается максимальный объем товаров, который может быть импортирован за какой-то период времени. Лицензирование – это получение разрешения на ввоз или вывоз товара. Количество можно ограничивать. Запретом в таможенных процедурах служит: Эмбраго т. е. запрет на импорт какого-либо товара. Иностранные фирмы могут добровольно ограничивать объем экспорта в определенные страны в надежде избежать более жестких торговых барьеров. Свобода торговли означает отсутствие барьеров. Исторически доказано, что только свободная торговля стимулирует экономический рост страны. Многие страны стремятся к сотрудничеству для уменьшения или отмены барьеров. В 1947 г.: 23 страны подписали “Генеральное соглашение о тарифах и торговли” известна как ГАТТ, которая основана на трех принципах: 1. Равный не дискриминационный режим для всех стран участниц. 2. Снижение пошлин. 3. Устранение импортных квот. В ГАТТ входит более 100 стран и с 1.01.95. она перелинковала во “Всемирную торговую организацию” (ВТО). Другим решающим сдвигом в страну либерализации торговли стала: экономическая интеграция – это объединение рынков 2 или более стран в зону свободной торговли.

Целями внешнеэкономических связей служит: постепенная отмена пошлин и квот для всех стран-участниц; установление общей системы пошлин в отношении других стран; достижение свободного движения капитала и рабочей силы в рамках внешнеэкономических связях.




Выводы

Роль и место любой страны в мировом хозяйстве и международном разделении труда (МРТ) зависит от многих факторов. К числу основных относятся: динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, ее умение адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни. Украина как суверенное государство пока оказывает крайне незначительное воздействие на МРТ и интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике, оставаясь в течение длительного времени в стороне от главных мирохозяйственных процессов.

Находясь в центре Европы, рядом с государствами, активно преобразующими свои экономики, Украина заметно отстала и не успевает за процессами, которые происходят в соседних государствах. Принимая во внимание ресурсы и географическое положение Украины, а также конкретные условия, которые создает мировая экономика каждому государству, Украина должна найти свой путь перехода к рыночной экономике и ускорения структурных преобразований с целью укрепления своей роли в мировой экономике.

Существуют большое количество точек зрения относительно включения Украины в МРТ и мирохозяйственные связи.

Вся логика развития Украины в конце 90-х годов и перспективы ее на ближайшие десятилетия XXI в. подсказывают ей необходимость балансирования отношений с Западом, где она будет вплотную граничить с Европейским Союзом и на Востоке — с Россией и другими странами СНГ.

Для Украины ее будущее, в первую очередь, связано с воссозданием государственности и оформлением общенациональной идеи. Молодой державе еще предстоит выработка устойчивой и динамичной модели экономики. Ее политическая система исключительно тесно привязана к специфике страны, вытекающей из географического расположения государства в пределах

Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Европейский выбор Украины не подразумевает ее однозначного тяготения к Европе, а предполагает создание системы взаимоотношений Украины в пространстве Россия – Европа – Северная Америка – Черноморье – СНГ. Именно эта система в глобальном контексте предопределяет набор стратегий и перспектив путей развития Украины в XXI в.

В основу развития экономических связей в рамках «Север–Юг» может быть положено удобное географическое расположение Украины между технологически развитым севером и быстро развивающимся югом Европы и прилегающим к нему Ближним Востоком и североафриканскими странами. В развитии и поддержании этих связей заинтересованы как северные страны Европы, а также страны зоны Черноморского экономического сотрудничества, так и практически весь регион Средиземноморья. Черноморско-Балтийский стратегический вектор приобретает еще большую актуальность в рамках приоритетов, обозначенных Европейским Союзом при развитии транспортной инфраструктуры в направлении «Север–Юг», включающем в себя несколько транспортных коридоров, строительство трубопроводов и другие инвестиционные проекты.

Уникальность географического положения Украины позволяет ей также выполнять роль одного из важнейших звеньев на оси «Запад-Восток» или, иными словами, на пути «Европа-Тихоокеанский регион».

Итак, к вариантам включения Украины в мировую экономику относятся как ее развитие в рамках интеграционных объединений, так и ее независимое развитие на данном этапе, с отстаиванием национальных интересов.









Список использованной литературы


1. Внешнеторговые сделки. /Сост. И.С.Гринько/ - Сумы: Фирама “Реал”, 1994

2. Соколенко С.И. Современные мировые рынки и Украина. - К.: 1995

3. Международные документы по внешнеэкономической деятельности. Справочник предпринимателя. - М.: Скарабей, 1993


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ