Экономический анализ


СОДЕРЖАНИЕ


1 понятие и основное определение, предмет, содержание экономического анализа

задача 1

задача 2

задача 3

задача 4

задача 5

литература


1 понятие и основное определение, предмет, содержание экономического анализа



Экономический анализ - выявление экономических закономерностей из фактов экономической действительности. Экономический анализ предполагает раскладывание экономики на отдельные части (экономические категории).

Само понятие "анализ" обозначает прием научного мышления и является методом любой науки. То есть, используя слово "анализ" в названии научной дисциплины или учебного предмета, мы должны помнить, что рассматривать это понятие само по себе, без предмета исследования, не имеет смысла.

Являясь прикладной наукой, экономический анализ оказывается полезен и необходим только тогда, когда в результате его применения повышается эффективность практической деятельности людей, когда появляется возможность предвидеть и прогнозировать развитие экономической ситуации на конкретном предприятии и принимать рациональные (научно обоснованные) управленческие решения.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

а) с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

б) с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;

в) с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;

г) с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

д) с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.

Наиболее важный момент анализа - установление взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности причин и факторов.

Предметом экономического анализа может быть экономика объектов от страны в целом и до отдельного рабочего места. Чаще всего предметом такого анализа является экономика отдельного предприятия, фирмы, которая рассматривается во взаимодействии с технической стороной производства и экономической политикой государства.

Содержание экономического анализа:

  • Исследование экономических процессов, факторов и причин, их обуславливающих, и количественная оценка проявляющихся здесь закономерностей;

  • Научное обоснование планирования и разработки нормативов;

  • Определение использования и эффективности ресурсов;

  • Объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности;

  • Ее оптимизация по принятому критерию и выявление на этой основе возможных внутрихозяйственных резервов улучшения деятельности предприятий, фирм, предпринимателей;

  • Обеспечение маркетинговых исследований.

Значением, содержанием и предметом экономического анализа определяются и стоящие перед ним задачи, к которым относятся:

  1. повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов в процессе их разработки (реализуется в ходе осуществления ретроспективного анализа хозяйственной деятельности). Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии, выявить основные факторы, оказавшие существенное влияние на хозяйственную деятельность в прошлом и имеющие возможность оказать влияние в будущем.

  2. объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству, качеству и ассортименту продукции, работ, услуг реализуется по данным учета и отчетности.

  3. определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

  4. контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов.

  5. выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса). Экономический анализ, являясь управленческой наукой, оправдывает себя в полной мере лишь тогда, когда будет принесена реальная польза. Она состоит в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производства.

  6. испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы). В условиях рыночных отношений важное значение приобретает оперативность управления. Любое решение независимо от срока его принятия должно быть обоснованным и мотивированным.

Таким образом, экономический анализ играет важную роль в управлении и эффективном функционировании предприятия. Именно поэтому так важно правильно организовать систему экономического анализа, которая всегда поможет принять правильное решение и даст информацию руководителям и работникам предприятия.


задача 1



  1. Оценить влияние факторов – погрузки в вагонах Vgr и средней статической нагрузки р вагона – на результативный показатель – погрузку в тоннах Рgr.


Таблица 2.1

Показатель

Период

Базисный

Текущий

Погружено грузов, т

120600

132450

То же, ваг.

2940

3190

Средняя статическая нагрузка на вагон

41,02

41,52


  1. Проанализировать влияние факторов – массы поезда брутто Qbr, коэффициента поездного пробега Kms и среднесуточного пробега локомотивов S1 на результативный показатель – производительность локомотива F1.


Таблица 2.2

Показатель

Период

Базисный

Текущий

Масса поезда брутто, т

3683

3621

Коэффициент поездного пробега

0,86

0,87

Среднесуточный пробег локомотива, км

528,0

521,0

Среднесуточная производительность локомотива тыс. ткм брутто

1672,4

1641,3


РЕШЕНИЕ

Решим задачу способом разниц.

1. Найдем влияние факторов на результативный показатель – погрузку в тоннах. Влияние погрузки в вагонах: (3190 – 2940)41,02 = 10255 т.

Влияние средней статистической нагрузки на вагон: (41,52 – 41,02)3190 = 1595 т.

Общее изменение погрузки в тоннах составляет 11850 т, что соответствует сумме изменений под воздействием отдельных факторов.

2. Найдем влияние факторов на производительность локомотива.

Влияние массы поезда брутто: (3621 - 3683)0,86528 = -28153.

Влияние коэффициента поездного пробега: 3621(0,87-0,86)528 = 19105.

Влияние среднесуточного пробега локомотива: 36210,87(521-528) = -22052.

Определим общее изменение: 1672400 – 1641300 = -28153 + 19105 – 22052 = 31100 ткм брутто.

Теперь рассчитаем задачу методом цепных подстановок.

1. Базисный результативный показатель составляет 120600 т и равен произведению влияющих на него факторов, т.е. 120600 = 294041,02.

Расчет первой подстановки путем замены базисного значения количественного фактора на его текущее значение: 319041,02 = 130854.

Определение влияния на результативный показатель количественного фактора: 130854 – 120600 = 10254.

Расчет второй подстановки путем замены базисного значения качественного фактора на его текущее значение: 319041,52 = 132450.

Определение влияния на результативный показатель качественного фактора: 132450 – 130854 = 1596.

Определение общего изменения результативного показателя:

132450 – 120600 = 1596+10254 = 11850 т.

Таким образом, погрузка в тоннах изменилась на 11850 т. В том числе за счет увеличения погрузки в вагонах на 250 вагонов погрузка в тоннах увеличилась на 10254 т. За счет увеличения средней статистической нагрузки на 0,5 т погрузка увеличилась на 1596 т.

2. Базисный результативный показатель составляет 1672400 т и равен произведению влияющих на него факторов, т.е. 1672400 = 36830,86528,0.

Расчет первой подстановки путем замены базисного значения количественного фактора на его текущее значение: 36210,86528,0 = 1644224.

Определение влияния на результативный показатель количественного фактора: 1644224 – 1672400 = -28176.

Расчет второй подстановки путем замены базисного значения качественного фактора на его текущее значение: 36210,87528,0 = 1663343.

Определение влияния на результативный показатель качественного фактора: 1663343 – 1644224 = 19119.

Расчет третей подстановки путем замены базисного значения последнего фактора на его текущее значение: 36210,87521 = 1641300.

Определение влияния фактора на результативный показатель:

1641300 – 1663343 = -22043.

Определение общего изменения результативного показателя:

1641300 – 1672400 = -28176+19119-22043 = -31100 ткм брутто.

Таким образом, каждый из факторов оказывает значительное влияние на результативный показатель. Среднесуточная производительность локомотива изменилась на 31,1 тыс. ткм брутто. За счет сокращения массы поезда брутто на 62 т производительность снизилась на 28,2 тыс. ткм брутто. За счет увеличения коэффициента поездного пробега на 0,01 производительность повысилась на 19,1 тыс. ткм брутто. За счет снижения среднесуточного пробега локомотива на 7 км производительность снизилась на 22,0 тыс. ткм брутто.


задача 2



  1. На сколько процентов возрастут эксплуатационные расходы Eqp, если себестоимость 10 приведенных тонно-километров eqp сократились на 2,2%, а приведенная работа Plpq возросла на 5,6%?

  2. В отчетном году выполнение пассажиро-километров в пригородном сообщении Pрlпр составило 98,6%. Количество перевезенных пассажиров в этом виде сообщений Pрпр возросло на 0,5%. Как изменится средняя дальность перевозки пассажиров пригородного сообщения Lрпр?

  3. Как изменилась производительность труда работников железной дороги В, если в отчетном периоде фондоотдача Кфо по приведенным тонно-километрам увеличилась на 2,7%, среднегодовая стоимость основных производственных фондов Фп возросла на 1,0%, а среднесписочная численность работников N, уменьшилась на 0,7%?

  4. Основные фонды производственного назначения Фп предприятия составляют 93% от общей суммы основных фондов Ф. В отчетном периоде они увеличились на 3,5%. При этом основные фонды непроизводственного назначения Фнп возросли на 7%. Определить, как изменилась стоимость основных фондов под влиянием изменения стоимости производственных и непроизводственных фондов?

  5. Как изменится величина грузооборота в прямом сообщении ЕРglп, если в местном сообщении Pglм имело место увеличение грузооборота на 7,4%, а общий грузооборот Plg возрос на 3,5%. По плану удельный вес местного сообщения в общей величине грузооборота wм составляет 30%.

РЕШЕНИЕ

  1. Эксплуатационные расходы находятся как произведение себестоимости на работу. Тогда изменение эксплуатационных расходов находится как сумма изменений указанных факторов, т.е. 2,2+5,6 = 7,8%.

  2. Средняя дальность перевозки рассчитывается как отношение пассажиро-километров к количеству пассажиров. Т.е. это первый тип взаимосвязи. Так как выполнение пассажиро-километров составило в отчетном году 98,6%, значит оно уменьшилось по сравнению с базисным на 1,4%. Таким образом, получаем изменение средней дальности перевозки как: -1,4 – 0,5 = -1,9%, т.е. средняя дальность перевозки снизилась.

  3. Фондоотдача представляет собой отношение объема произведенной продукции к средней стоимости основных фондов. Найдем изменение объема произведенной продукции как сумму изменения фондоотдачи и стоимости основных фондов: 2,7+1=3,7%. Производительность труда находится как отношение объема произведенной продукции к среднесписочной численности работников, т.е. изменение производительности находится как: 3,7-(-0,7) = 4,4%.

  4. Основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. Если производственные составляют 93% от общей суммы, то непроизводственные составляют 7%. Значит это взаимосвязь второго типа. Найдем изменение основных фондов: 3,50,93+70,07 = 3,75%.

  5. Общий грузооборот состоит из грузооборота местного сообщения и грузооборота прямого сообщения. Тогда изменение грузооборота в прямом сообщении составит: (3,5-7,40,3)/0,7=1,8%.


задача 3



Проанализировать изменение средней грузоподъемности автомобиля р под влиянием факторов: структуры автопарка i и грузоподъемности автомобиля каждого вида автомобиля Рi (i – вид автомобиля).


Таблица 4.1

Модификация автомобиля

Количество автомобилей n, шт.

Грузоподъемность Рl, т

Период

Период

Базисный

Текущий

Базисный

Текущий

Автомобиль с прицепом

56

51

26,3

24,3

Автомобиль без прицепа

45

43

15,3

16,8


РЕШЕНИЕ

Решение задачи произведем в таблице 4.2.



Таблица 4.2

Виды автомобилей

Структура автопарка,%

Грузоподъемость, т

Изменение структуры, % (гр.3-гр.2)

Изменение грузоподъемности, т (гр.5-гр.4)

Отклонение грузоподъемности по каждому автомобилю от средней по плану (гр.4-итог гр.4)

Влияние на изменение грузоподъемности

базисный

отчетный

базисный

отчетный




Изменение структуры (гр.6гр.8/100)

Изменение грузоподъемности по каждому виду автомобиля (гр.7гр.3/100)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С прицепом

55

54,3

0,47

0,48

-0,7

+0,01

+0,06

-0,00042

+0,0054

Без прицепа

45

45,7

0,34

0,37

+0,7

+0,03

-0,07

-0,00049

+0,0137

всего

100

100

0,41

0,43

-

+0,02

-

-0,00091

+0,0181



В отчетном году грузоподъемность перевыполнена на 0,02 т, главным образом (на 0,0181) за счет изменения грузоподъемности по каждому автомобилю, а также произошло снижение на 0,00091 за счет изменения структуры автопарка.


задача 4



  1. Рассчитать влияние объема перевозок в приведенных тонна-километрах рlpg и себестоимости 10 приведенных тонно-километров еpg на изменение эксплуатационных расходов Еgp.


Таблица 5.1

Показатель

Период

Базисный

Текущий

Эксплуатационные расходы, тыс. р.

28914700

28887300

Приведенные тонно-километры, млн.

90955

97693


  1. Как изменится погрузка в тоннах Рgr под влиянием изменения количества погруженных вагонов vgr и средней статической нагрузки вагона р?


Таблица 5.2

Показатель

Период

Базисный

Текущий

Погружено грузов, тыс. т

52500

57468

Средняя статическая нагрузка вагона, т

46,92

47,57


  1. Проанализировать изменение валового сбора зерновых Vз и технических культур Vт под влиянием структурных сдвигов в посевных площадях i (i – вид культуры).


Таблица 5.3

Показатель

Период

Базисный

Текущий

Валовый сбор культур

15770

15659

В том числе:

Зерновых

технических


13575

2105


12924

2735

Посевная площадь всего, га

1000

1000

В том числе под:

Зерновыми

техническими


750

250


710

290


РЕШЕНИЕ

  1. Рассчитаем корректировочный индекс: 97693/90955=1,07.

Корректируем результативный показатель: 289147001,07=30938729 тыс. руб.

Рассчитываем влияние объема перевозок на изменение эксплуатационных расходов: (30938729-28914700) = +2024029 тыс. руб.

Рассчитываем влияние себестоимости на изменение эксплуатационных расходов: (28887300-30938729)=-2051429 тыс. руб.

Проверка: -27400=(2024029-2051429) тыс. руб.

В текущем периоде получено снижение эксплуатационных расходов по сравнению с базисным на 27400 тыс. руб., в том числе за счет увеличения объема перевозок произошло увеличение расходов на 2024029 тыс. руб. и снижение на 2051429 за счет снижения себестоимости.

  1. Рассчитаем корректировочный индекс: 47,57/46,92=1,014.

Корректируем результативный показатель: 525001,014=53235 тыс. т.

Рассчитываем влияние изменения количества погруженных вагонов на изменение погрузки в тоннах: (53235-52500) = +735 тыс. т.

Рассчитываем влияние себестоимости на изменение эксплуатационных расходов: (57468-53235) = +4233 тыс. т.

Проверка: 4968=735+4233 тыс. т.

В текущем периоде получено повышение погрузки в тоннах по сравнению с базисным на 4968 тыс. т., в том числе за счет увеличения количества погруженных вагонов на 735 тыс. т. и на 4233 тыс. т. за счет увеличения средней статистической нагрузки.

3. Рассчитываем корректировочные коэффициенты:

I1=1000/1000=1;

I2=710/750=0,95;

I3=290/250=1,16.

Скорректируем значения валового сбора с учетом полученных индексов:

157701=15770 га;

135750,95=12896,3 га;

21051,16=2441,8 га.

Сопоставляем величину скорректированного результативного показателя и сумму величин скорректированных его частей:

15770-(12896,3+2441,8)=431,9 га.


задача 5


Произвести расчет:

а) среднесуточной производительности локомотива Fl в базисном и текущем периодах и ее абсолютное изменение Fl;

б) влияния факторов (массы поезда брутто, доли поездного пробега, среднесуточного пробега локомотива) на изменение производительности локомотива:


Fl(Qbr), Fl(), Fl(S);


в) изменения парка локомотивов под влиянием изменения производительности локомотива M(Fl);

г) коэффициента долевого участия ;

д) влияние факторов (массы поезда брутто, доли поездного пробега, среднесуточного пробега локомотива) на изменение парка локомотивов М(Qbr), M(), M(Sl).


Таблица 6.1

Показатель

Период

Базисный

Текущий

Тонно-километры брутто

113903

113500

Среднесуточный пробег локомотива

415

442

Средний вес поезда брутто

2571

2526

Коэффициент вспомогательного пробега

0,139

0,111


РЕШЕНИЕ

1. Рассчитываем среднесуточную производительность локомотива.

В базисном периоде: 25714150,239=255004,6 ткм брутто;

В текущем периоде: 44225260,111=123930,6 ткм брутто.

Абсолютное отклонение: 123930,6-255004,6=-131074 ткм брутто.

2. Рассчитываем влияние факторов на результативный показатель.

Базисный результативный показатель составляет 255004,6 ткм брутто.

Расчет первой подстановки путем замены базисного значения количественного фактора на его текущее значение: 25260,139415 = 145712,3.

Определение влияния на результативный показатель массы поезда брутто: 145712,3 –255004,6 = -109292,3.

Расчет второй подстановки путем замены базисного значения качественного фактора на его текущее значение: 25260,111415 = 116360,2.

Определение влияния на результативный показатель доли поездного пробега: 116360,2 – 145712,3 = -29352,1.

Расчет третей подстановки путем замены базисного значения последнего фактора на его текущее значение: 25260,111442 = 123930,6.

Определение влияния среднесуточного пробега локомотивов на результативный показатель: 123930,6 – 116360,2 = 7570,4.

Определение общего изменения результативного показателя:

-131074 = -109292,3-29352,1+7570,4 ткм брутто.

3. Определим изменение парка вагонов под влиянием изменения производительности локомотива: 1135001000000/365(1/123930,6-1/255004,6)=+1290 ваг.

4. Рассчитаем коэффициент долевого участия: 1290/-131074=-0,0098.

5. Рассчитаем влияние факторов на изменение парка локомотивов:

влияние массы поезда брутто: -109292,3(-0,0098)=1071,1;

влияние доли поездного пробега: -29352,1(-0,0098)=287,7;

влияние среднесуточного пробега локомотива: 7570,4(-0,0098)=-74,2.

Общее изменение: 1071,1+287,7-74,2=1284,6 ваг.


литература



  1. Анализ хозяйственной деятельности железных дорог / Винниченко Н.Г., Данилин В.Ф., Иванченко А.Ф. и др. – М.: Транспорт, 1982. – 234 с.

  2. Гинзбург А.И. Экономический анализ. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с.

  3. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 424 с.

  4. Маренков Н. Экономический анализ. – М.: Феникс, 2004. – 416 с.

  5. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Феникс, 2005. – 554 с.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ