Экономика стран Европейского союза



Экономика стран Европейского союза

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев над государственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и, прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой — является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем, чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

Мировой рынок является производным от внутренних рынков стран. Вместе с тем он оказывает активное обратное влияние на макроэкономическое равновесие обособленных хозяйственных систем.

Рынки товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, сформировавшиеся на наднациональном уровне, являются результатом взаимодействия мирового спроса, мировых цен и мирового предложения, испытывают на себе слияние циклических колебаний, функционируют в условиях монополии и конкуренции.

Зрелость мирохозяйственных связей определяется соотношением темпов роста товарооборота и материального производства. Об изменениях, происходящих в сфере международных экономических отношений, свидетельствуют данные о структуре товарообмена, удельном весе сделок, осуществляемых на рынке труда и рынке капитала, динамике мировых цен, направлениях движения товаров, услуг, капиталов. Анализ объемов ввозимых в страну благ (импорт) и вывозимых из страны промышленных изделий, ресурсов и инвестиций (экспорт), взятых в денежном выражении, используется для составления баланса расходов и доходов государства, получившего название платежный баланс.

«Открытость» экономики страны, степень ее вовлеченности в мирохозяйственные связи может быть оценена на основе исчисления показателей экспортной квоты и объема экспорта на душу населения. Экспортная квота равняется отношению стоимости экспорта к стоимости валового национального продукта (ВНП).

Интеграционные процессы носят региональный характер, приобретают форму объединений, направленных на достижение общих экономических целей. Первоначально интеграционные объединения создавались для отмены таможенных барьеров во взаимной торговле между странами-участницами, т. е. возникали так называемые «свободные зоны». Более сложные формы были направлены на организацию таможенных союзов, которые предполагают свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки и использование таможенного тарифа (налога на ввоз товаров) по отношению к третьим странам. Создание общего рынка связано с ликвидацией барьеров между странами не только в торговле, но и при перемещении рабочей силы и капитала. Высшей формой проявления интеграционного объединения является экономический союз, который предполагает проведение государствами-участниками системы мер межгосударственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионе.

С начала создания Европейских сообществ Общая торговая политика является общей политикой ЕС. Поэтому новые страны-члены примут ее со дня своего вступления.

ОТП - это динамичный торговый блок, в основе которого лежит таможенный союз, с высоким уровнем открытости в отношении партнеров из третьих стран (как с точки зрения обязательств, взятых по ВТО, двусторонних/региональных, и самостоятельных (например, Генеральная система преференций).

ОТП также означает защиту промышленности ЕС от недобросовестной конкуренции и барьеров в третьих странах, в частности через защитные торговые меры.

Важно и то, как работает ЕС. Комиссия ведет международные переговоры по торговле на основе мандата и правил, одобренных Советом Министров ЕС. Европейский парламент не играет роли в определении ОТП, что, на мой взгляд, абсурдно, и в Конвенте мы пытаемся изменить эту ситуацию. Однако с Парламентом проводятся консультации и его регулярно информируют по торговым вопросам.

ЕС после расширения:

  • 450 миллионов человек и 27% мирового ВВП

  • около 18% мировой торговли товарами и 24% торговли услугами

  • Источник 46% прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире. ЕС привлекает 21% ПИИ.

Расширенный ЕС останется открытым торговым партнером. Данная таблица показывает, что на импорт и экспорт приходится более 25% ВВП ЕС. Эта ситуация сохранится и после новых вступлений. Здесь не только наше желание быть открытыми мировой торговле – нам это жизненно необходимо, необходимо гораздо в большей степени, чем двум другим основным мировым экономикам – США и Японии. Это относится и к России – даже в большей степени, чем к ЕС.

, что в рамках процесса расширения и реализации соглашений Европы новые страны-члены уже какое-то время работали в направлении полного применения соответствующих правил ЕС в этих областях. Таким образом, это не процесс, который начнется лишь с момента расширения: это должен быть постепенный, достаточно гладкий переход.

По вопросу транзитных и транспортных тарифов, российские экспортеры обеспокоены, что после расширения их расходы на транзит товаров через территорию новых стран-членов возрастут.

Этого не случится. После расширения положения СПС будут распространяться на новые страны-члены. Это означает свободу транзита без таможенных сборов или каких-либо других транзитных платежей, т.е. товары проходят таможенную очистку при въезде в ЕС и свободно обращаются на всей его территории без дополнительных транзитных или других платежей.

Единственные расходы после таможенной очистки в ЕС будут коммерческие и пропорциональные расходы, как, например, за хранение, и т.п.


.


Hа этом фоне экономика стран Евросоюза по многим показателям сегодня выглядит гораздо привлекательнее американской. Тем не менее Европа пока не в состоянии воспользоваться слабостью США для укрепления собственных позиций. Европейцы заняты в основном внутренними проблемами. Еврочиновники и экономисты обеспокоены иммиграционной политикой, энергетической безопасностью и либерализацией рынков. Экономика зоны евро - до сих пор во многом политический процесс. Сомнительный "остров стабильности"

Экономика еврозоны, которую часто именуют глобальным конкурентом Соединенных Штатов, никаких выгод из создавшейся ситуации пока извлечь не может. У нее сейчас другие приоритеты. "Основная задача, которую предстоит решить странам еврозоны, - это проблемы интеграции, а не лидерство по экономическим показателям. Пока не решены проблемы унификации законодательства, создания единого рынка труда, единой системы соцобеспечения, не будет и единой экономики, - уверен аналитик EIU Робин Бью. - Курс евро, о котором сегодня так много говорят, пока держится не на экономике, а на политической воле".

Постепенное укрепление евровалюты, по мнению аналитика EIU, ничего особенного не означает, поскольку не евро дорожает, а доллар дешевеет по отношению к британскому фунту, швейцарскому франку, иене и евро. "Никакой революции не происходит", - успокаивает паникеров экономист центра The Globalist Дэниел Бечмен. Вот если евро будет дорожать по отношению к фунту и швейцарскому франку, тогда это станет верным сигналом.

Действительно, укрепление евро на самом деле не подкреплено экономическими показателями. Рост экономики еврозоны, по прогнозу МВФ, составит в этом году 1,4% ВВП, а в 2003-м - не более 2,9%.

По данным Евростата, в первом квартале этого года рост ВВП еврозоны равнялся только 0,3% относительно аналогичного периода 2001 года (в США - 5,5%), объем инвестиций сократился на 0,7% относительно четвертого квартала прошлого года. Потребители уменьшили расходы на 0,2%. То есть большинство показателей гораздо хуже, чем у Соединенных Штатов. И пока вышеупомянутые структурные реформы не будут проведены до конца, эта ситуация вряд ли кардинально улучшится.

Конечно, у Европы есть некоторые преимущества локального характера. Hапример, даже тяжелые по местным меркам долговые проблемы европейских операторов сотовой связи или отдельных европейских банков не идут ни в какое сравнение с теми завалами, которые обнаружились после окончания интернет- бума в США.

"К примеру, Швеция известна всем как регион развития высоких технологий, но ведь там мы не наблюдали переоценки компаний, а убыточные пока проекты должны рано или поздно окупиться. В ряде стран, например в Бельгии и Hидерландах, мы видим относительно низкую безработицу и высокую эффективность производства. Именно это и играет в пользу еврозоны", - считает Чарльз Дженкинс, региональный директор EIU, специализирующийся на странах Западной Европы.

Тем не менее, более весомых аргументов в пользу того, что экономика Европы станет в будущем мощным мотором экономики мировой, пока нет. "Когда кто-то утверждает, что экономика еврозоны лучше, чем экономика США, то однозначно это можно говорить лишь в том смысле, что у европейцев меньше уровень долга домохозяйств и не было фондового пузыря. Другие сравнения некорректны", - говорит тот же Чарльз Дженкинс. Главная проблема - отсутствие по-настоящему единого рынка.

В зоне евро политики еще далеки от окончательных договоренностей по ряду архиважных вопросов: идут ожесточенные споры по поводу доступа на национальные рынки, налогов, трудового законодательства и т. д. Hекоторые страны ЕС уже заявили о невозможности и дальше выполнять требования, которые были разработаны для желающих вступить в в зону евро (например, Португалия). Hе стоит недооценивать и политические противоречия, которые могут обостриться после начавшегося "поправения" на континенте.

Ближайшие два-три года и США, и Европа будут заняты поиском оптимальной модели экономического развития, обеспечивающей длительный и стабильный рост. Ведь, например, снижение налогов в США и ослабление доллара - это скорее временные, вспомогательные меры, которые довольно быстро себя исчерпают. Пока из возможных сценариев для Америки вырисовывается лишь один.

В качестве проверенного рецепта "разгона" экономики, судя по всему, будет использован государственный оборонный заказ, который не раз помогал США в прошлом. Более того, государство, возможно, вообще усилит свое влияние на экономику. Глава ФРС Алан Гринспен, например, уже настоятельно порекомендовал крупным американским компаниям, которые играют в экономике США ключевую роль, наращивать капитальные расходы для стимулирования экономического роста.

Для зоны евро проблема решается проще. Главный приоритет - это внутренняя экономическая политика, которая пока отсутствует. "Развитие еврозоны в ближайшие годы будет строиться на внутреннем спросе, - говорит Чарльз Дженкинс из ЕС. - Рост экономики будет возможен просто за счет активизации спроса на товары и услуги в Европе, хотя бы путем более агрессивного кредитования. Кроме того, в будущем единая транспортная система и энергорынок или хотя бы единые правила работы в разных секторах национальных рынков дадут так называемую экономию за счет масштабов".

Темпы экономического роста стран Европейского союза снижаются вследствие высоких цен на нефть и роста стоимости заимствований как для корпоративных, так и для индивидуальных заёмщиков. Об этом говорят опубликованные в последнее время статистические данные. Согласно этим данным, в Германии, стране с крупнейшей экономикой в Евросоюзе, продолжается снижение объёмов розничных продаж.

В стране наблюдается также уверенное снижение уровней потребительского доверия и доверия к бизнесу. От лидера Евросоюза не отстаёт и страна с второй по величине экономикой - Франция, в которой объёмы розничных продаж также уверенно снижаются несколько месяцев подряд. А в Италии, занимающей в Евросоюзе третье место по размеру экономики, негатив уже перешёл в реальную плоскость: там отмечено замедление темпов экономического роста до нулевой отметки.

Опубликованные данные заставили инвесторов пересмотреть свои прогнозы насчёт грядущего до конца текущего года очередного повышения процентных ставок Европейского Центробанка. Уменьшнению опасений насчёт этого способствовало и то, что, согласно новому прогнозу германского правительства, в будущем году темпы экономического роста как в самой Германии, так и во всём Евросоюзе заметно снизятся.

В Германии они составят 2,8 проц. против 3,0 проц. в текущем году, а в Евросоюзе в целом - 3,1 проц. по сравнению с 3,4 проц. в 2000 году.


Заключение



Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев над государственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы. Экономика еврозоны, которую часто именуют глобальным конкурентом Соединенных Штатов, никаких выгод из создавшейся ситуации пока извлечь не может. У нее сейчас другие приоритеты. "Основная задача, которую предстоит решить странам еврозоны, - это проблемы интеграции, а не лидерство по экономическим показателя


7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ