Экономика железного транспорта



Аннотация:
В представленной курсовой работе составлен план грузовых перевозок и работы подвижного состава на отделении дороги.
Страниц – 37
Таблиц –33
Рисунков – 5
Литература – 5
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….
Исходные данные………………………………………………………………..
Раздел 1. Расчет показателей плана грузовых перевозок на отделении
дороги…………………………………………………………………
Раздел 2. Определение объема работы подвижного состава……………….....
2.1. Расчет объема работы вагонов………………………………………… ...
2.2. Расчет работы в тонна-километрах брутто………………………………
2.3. Расчет пробега и количества поездов по участкам и направлениям….
2.4. Пробег поездных и маневровых локомотивов………………………….
2.5. Потребный парк поездных локомотивов………………………………..
2.6. Рабочий парк грузовых вагонов………………………………………….
Раздел 3. Определение качественных показателей использования
подвижного состава…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….
.
Введение
Планирование грузовых перевозок, дающих свыше 80% общей выручки железнодорожного транспорта, имеет большое практическое значение и является исходной базой всей системы производственно-хозяйственного планирования в отрасли. Переход к рыночным отношениям привел к существенным изменениям порядка планирования перевозок, хотя и не снизил значимости этого процесса для железных дорог. Главные изменения связаны с переходом от централизованной системы разработки планов и распределения перевозок между видами транспорта к рыночным маркетинговым принципам и методам формирования платежеспособного спроса на перевозки грузов и другие транспортные услуги.
Основные задачи планирования перевозок грузов в современных условиях заключаются в следующем:
- формирование платежеспособного спроса на перевозки и определение достоверной информации об объемах, структуре и направлениях перевозок грузов для разработки технического плана и финансово-экономических показателей работы железных дорог;
- максимально возможный учет в планах перевозок запросов и пожеланий клиентуры по качеству их транспортного обслуживания и условиям перевозок;
- обеспечение конкурентоспособности железных дорог и широкого взаимодействия с пользователями и другими видами транспорта;
- обеспечение рациональности использования транспортом ресурсов и эффективности работы железных дорог;
- учет возможностей своевременной корректировки планов перехода на другие варианты плана в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса на транспортные услуги.
Основными методами планирования перевозок грузов являются балансовые и оптимизационные с использованием принципов маркетинга и современных информационных технологий. При разработке планов перевозок широко используются экономико-математические методы прогнозирования показателей.
На железнодорожном транспорте разрабатываются следующие виды планов перевозок грузов:
Стратегические (перспективные, долгосрочные) на 5 – 10 и более лет;
Текущие (годовые);
Оперативные (квартальные, месячные).
Стратегические и текущие планы перевозок разрабатывают по сети в целом, по железным дорогам и их подразделениям, а оперативные - по железным дорогам и их подразделениям.
Стратегические планы служат основой для выработки стратегии развития отрасли и железной дороги, реконструкции и развития материально-технической базы железнодорожного транспорта. Поэтому в них особое внимание уделяется анализу транспортного и товарного рынков, изменениям в размещении производительных сил, определению прогноза грузовых потоков по направлениям, участкам и направлениям, участкам и узлам железных дорог, развитию смешанных перевозок и научно-технического прогресса на транспорте.
Текущие годовые планы – прогнозы перевозок более детальны и предусматривают разработку плана по основным массовым грузам: каменному углю и коксу, нефтяным и лесным грузам, руде, цементы и т. д. всего планируют около 14 групповых наименований номенклатуры грузов, составляющих приметно 80% всего грузооборота железных дорог.
Наиболее подробными и точными являются оперативные планы перевозок. Они разрабатываются более широкой номенклатуре грузов и служат исходной информацией для составления технического плана работы железных дорог и определение размеров передачи вагонов по стыкам дорог. В месячных развернутых планах – прогнозах, в отличие от перспективных и годовых, указывают, кроме объемов перевозок, также корреспонденцию грузов, в том числе отправителей и станции отправления дороги и станции назначения груза в местном сообщении. Оперативные планы перевозок разрабатывают дорожные центры фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО) и их агентства, а в квартальных планах учитывают более 40 наименований грузов, а в месячных – около тысячи наименований тарифно-статистической номенклатуры грузов. В этих планах особо выделяют перевозку грузов в смешанном сообщении, перевозки импортных грузов и грузов, перевозимых в контейнерах.
Исходные данные
300 км.
Четное
Каменный уголь
Лес
Нечетное
256 км.
Рис. 1 .- Схема отделения железной дороги.
План погрузки и выгрузки грузов
Таблица 1.2 – План погрузки и выгрузки грузов, тыс. т. в год
-
Наименование станций и участков
Погрузка
Выгрузка
Каменного угля
Леса
Всего
Каменного
угля
Леса
Всего
А
2140
-
2140
-
3700
3700
А – Б
960
1050
2010
-
-
-
Б
1700
-
1700
-
1920
1920
Б – С
-
-
-
1140
810
1950
С
1490
-
1490
-
2730
2730
Всего
6290
1050
7340
1140
9160
10300
План приёма грузов.
Таблица. 1.3 – План приёма и сдачи грузов, тыс. т. в год
-
Наименование
станций
Приём
Сдача
Кам.
уголь
Лес
Всего
Кам.
уголь
Лес
Всего
А
-
13 000
13 000
21 650
-
21650
С
16 500
-
16 500
-
4890
4890
Всего
16 500
13 000
29 500
21650
4890
26540
Время выполнения маневровых операций поездным локомотивом сборного поезда на каждой остановке 30 мин.
Технико-производственные показатели
Табл. 1.4 – Нормы простоя вагонов и локомотивов.
-
Простой вагонов под
грузовой операцией, ч
Простой вагонов
на одной станции, ч
Простой локомотивов
за время оборота, ч
Масса
тары
вагона,т
Одиночной
Сдвоенной
С пере-
работкой
Без
переработки
В основном
депо
В оборот
ном
депо
В пункте
смены
бригад
всего
20
24
4
0,4
2,5
1,6
-
22
Таблица 1.5 – Технико-экономические показатели
-
Наименование
показателей
Участок А – Б
Участок Б – С
Направления
четное
нечётное
чётное
нечётное
Средняя масса поезда брутто, т
3000
3000
3000
3000
Состав порожнего и
сборного поезда, ваг.
60
60
60
60
Техническая скорость, км/ч
60
65
55
60
Участковая скорость, км/ч
50
55
45
50
Число остановок сборного
поезда на участке
5
5
6
6
Удельный вес вагонов, проходящих технические станции без переработки, принимается 20%.
Норма переработки вагонов маневровым локомотивом в час:
- местных 15 ч.
- транзитных с переработкой 30 ч.
I. Расчет показателей плана грузовых перевозок по отделению дороги.
Показатели годового плана перевозок грузов рассчитывают по одному из условных отделений дороги, приведенных в задании (рис 1).
Общие размеры отправления или прибытия грузов по отделению получают путем сложения величин отправления или прибытия грузов на всех станциях и участках.
Прием грузов с других отделений, а также сдачу их на другие отделения определяют по каждому стыковому пункту и в целом по отделению.
Перевозки по отделению дороги складывают из суммы отправления и приема или из суммы прибытия и сдачи груза:
P = Pgr + Ppr или P = Pr + Psd (1.1)
где Р — перевозки по отделению;
Рgr – отправления грузов;
Рpr – приём;
Рr – прибытие грузов;
Рsd – сдача.
Общий объем перевозок распределяют по видам сообщений. Сначала определяют перевозки в местном сообщении, затем — во всех остальных.
Вывоз = отправление — местное сообщение.
Ввоз = прибытие — местное сообщение.
Транзит = прием — ввоз.
Распределение перевозок по видам сообщения делают по таблице межучастковой и межстанционной корреспонденции.
Грузооборот на каждом участке определяют как произведение густоты движения потока на протяженность участка. Для определения густоты движения потока на участках по данным межучастковой и межстанционной корреспонденций строят схему грузопотоков каждого рода груза (рис. 2).
А
- 3 700
16 500
17990
16850
18550
19510
21650
4890
7620
8430
10350
9300
13000
Б
9 825
8 025
19030
17420
+ 2140
+ 1 700
+ 960
- 1 140
+ 1490
+ 1 050
- 1 920
- 810
- 2730 300300
Рис.2 - Схема движения грузов и средняя густота движения потока по отделению дороги
Густоту движения потока по участкам определяют как полусумму отправления с начальной станции участка и прибытия на конечную станцию.
Густота потока для леса:
РА-Б = 9300 + 10350 = 9825 тыс. т
2
РБ-С = 8430+ 7620 = 8025 тыс. т
2
Густота потока для каменного угля:
РА-Б = 19510+ 18550 = 19030тыс. т
2
РБ-С = 16850+ 17990= 17420 тыс. т
2
Результаты расчётов представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2- Густота движения потока и пробег груза.
-
Наименова-
ние участка
Расстоя-
ние, км
Густота движения
потока, тыс. т
Грузооборот, млн. т. км
Направления
Четное
(лес)
Нечет.
(кам уг.)
Четное
Нечетное
Всего
А-Б
300
9825
19030
2947,5
5709,0
8656,5
Б-С
256
8025
17420
2054,4
4459,5
6513,9
Всего
556
17850
36450
5001,9
10168,5
15170,4
Среднюю густоту потока (среднюю грузонапряженность) по отделению определяют путем деления общего пробега грузов на эксплуатационную длину отделения:
F = ∑ (pl) n млн.т км/км., (1.2)
L
где ∑ (pl)n – грузооборот отделения дороги;
L - эксплуатационная длина отделения.
F= 15170,4 * 106 = 28,36 млн.т км/км.
535
Среднюю дальность перевозки получают делением величины грузооборота на объём перевозок грузов по отделению:
l = ∑ (pl)n км. ; (1.3)
P
l= 15170,4 * 106 = 411,79 км.
36840 * 103
II. Расчет показателей объема работы подвижного состава
2.1. Расчет объема работы вагонов
Объём работы гружёных вагонов определяют числом вагонов и их пробегом в границах отделения.
Число гружёных вагонов на отделении получают путём деления погрузки, выгрузки, приёма и сдачи на всех станциях и участках на статистическую нагрузку вагона (46 т/ ваг. для каменного угля, 40 т/ ваг. для леса).
Результаты расчётов сводят в таблицы 2.3 и 2.4.
Правильность расчётов следует проверить: сумма погрузки и приёма вагонов должна быть равна сумме выгрузки и сдачи.
Таблица 2.3 - План приема и выгрузки, тыс. ваг. в год
-
Наименова
ние станций
Погрузка
Выгрузка
Кам.
угля
Леса
Всего
Кам.
угля
Леса
Всего
А
46,5
-
46,5
-
92,5
92,5
А – Б
20,9
26,3
47,2
-
-
-
Б
37
-
37
-
48
48
Б – С
-
-
-
24,8
20,3
45,1
С
32,4
-
32,4
-
68,3
68,3
Всего
136,8
26,3
163,1
24,8
229,1
253,9
Таблица 2.4.. - План приема и сдачи грузов, тыс. ваг. в год.
-
Наименование
станций
Приём
Сдача
Кам.
уголь
Лес
Всего
Кам.
уголь
Лес
Всего
А
-
325
325
470,69
-
470, 69
С
358, 69
-
358, 69
-
122,2
122,2
Всего
358, 69
325
683, 69
470, 65
122,2
592,89
Для определения пробега гружёных вагонов необходимо построить схему их движения (рис. 2.2).
413,74
378,69
358,69
391,09
366, 29
403,29
424,19
+46,5 +20,9 +37 -24,8 +32,4
325
232,5
245,65
258,8233,8
210,8
190,5
200,65
122,2
-92,5 +26,3 -48 -20,3 -68,3
470,69
Рис. 2.2 – Схема движения груженых вагонов
Пробег вагонов рассчитывается в вагоно-километрах. Расчет приводится в таблицу 2.5.
Густота движения потока по лесу:
А-Б (424,19+403,29)/2=413,74 тыс. ваг.
Б-С (366,29+391,09)/2=378,69 тыс. ваг.
Густота движения потока по каменному углю:
А-Б (232,5+258,8)/2=245,65тыс. ваг.
Б-С (210,8+190,5)/2=200,65 тыс. ваг.
Таблица 2.5 - Густота движения и пробег гружёных вагонов.
-
Наимено-
вание
участков
Расстояние,
км
Густота
движения
вагонов, тыс. ваг
Пробег вагонов,
млн. ваг-км
Направления
Чётное
Нечёт.
Чётное
Нечёт.
Всего
А-Б
300
245,65
413,74
73,69
124,1
197,7
Б-С
256
200,65
378,69
51,36
96,9
148,26
Всего
556
446,3
792,43
125,05
221
346,05
Пробег порожних вагонов по отделению образуется из пробега местных порожних вагонов и пробега вагонов, следующих по регулировочному заданию. В данной работе рассчитывают пробег только местных порожних вагонов.
Расчет пробега порожних вагонов начинают с распределения плана погрузки и выгрузки по типам вагонов. Уголь и лес перевозят в вагонах одного типа (в полувагонах).
Путём сравнения величин погрузки и выгрузки определяют избыток или недостаток порожних вагонов по каждой станции и участку (таблица 2.6).
Таблица 2.6 - Избыток и недостаток порожних вагонов в местной работе, тыс.ваг.
-
Наименование
станций и
участков
Погрузка
Выгрузка
Избыток
Недостаток
А
46,5
92,5
46
-
А-Б
47,2
-
-
47,2
Б
37
48
11
-
Б-С
-
45,1
45,1
-
С
32,4
68,3
35,9
-
Всего
163,1
253,9
138
47,2
Станции и участки, имеющие избыток порожних вагонов, прикрепляют к станциям и участкам, где их недостаточно. При избытке или недостатке порожних вагонов на отделении, пункты сдачи и приёма порожних вагонов выбирают с таким расчётом, чтобы не допустить встречных потоков порожних вагонов.
На основании данных об избытке и недостатке порожних вагонов на станциях и участках и о размерах приёма или сдачи по стыковым пунктам составляют схему движения порожняка по отделению (рис. 2.3) и определяют пробег порожних вагонов.
А
90,7 Б С
+35,9
+11 +45
80,9
58,4
91,9
+46 -47,2
44,7
68,3
Рис.2.3 – Схема пробега порожних вагонов.
Пробег порожних вагонов определяют путём умножения густоты потока на длину участка (табл. 2.7). Среднюю густоту движения порожних вагонов по участкам и направлениям определяют как среднюю арифметическую величину между отправлением вагонов с одной участковой станции и прибытием их на соседнюю.
Таблица 2.7 - Пробег порожних вагонов.
-
Наиме-
нование
участков
Расстояние,
км
Густота движения
порожних вагонов, тыс.ваг
Пробег порожних вагонов, млн ваг.-км
Направления
Чётное
Нечёт.
Чётное
Нечёт.
Всего
А-Б
300
-
68,3
-
20,49
20,49
Б-С
256
-
58,4
-
14,95
14,95
Всего
556
-
126,7
-
35,44
35,44
Результаты расчётов пробегов гружёных и порожних вагонов сводят в таблицу 2.8.
Табл. 2.8. – Пробег груженых и порожних вагонов.
Наимено
вание
участков
Четное направление
Нечетное направление
В обоих направлениях
Пробег вагонов,
млн. ваг.км.
% порожн
пробега
вагонов
Пробег вагонов,
млн. ваг.км.
% порожн
пробега
вагонов
Пробег вагонов,
млн. ваг.км.
% порожн
пробега
вагонов
Гр.
Пор.
Все-
го
К
общ.
К
груж
Гр.
Пор.
Все-
го
К
общ.
К
груж
Гр.
Пор.
Всего
К общ.
К груж
А-Б
73,69
-
73,69
-
-
124,1
20,49
144,59
14,17
16,5
197,7
20,49
218,19
9,4
10,4
Б-С
51,36
-
51,36
-
-
96,9
14,95
111,85
13,36
15,96
148,26
14,95
163,21
9,15
10,1
Всего
125,05
-
125,05
-
-
222,0
35,44
257,44
13,76
17,3
347,05
35,44
382,49
9,3
10,2
2.2 Расчёт работы в тонна-километрах брутто
Производят этот расчет отдельно для порожних и груженых вагонов. Для груженых вагонов по формуле:
∑(pl)b-gr = ∑(pl)n + ∑(pl)t, (2.1)
где ∑(pl)b-gr – т-км брутто груженых вагонов;
∑(pl)n – т-км нетто (получены в табл. 2.2);
∑(pl)t – т-км тары,
∑(pl)t = q t ∑n grs, (2.2)
где qt – средняя масса тары (дано в задании);
∑ngrs – вагоно-километры груженые;
для порожних вагонов по формуле:
∑(pl)b-r = q t ∑n rs, (2.3)
где ∑(pl)b-r – т-км брутто порожних вагонов;
∑nrs – вагоно-километры порожние.
Расчет тонно-километров работы брутто груженых и порожних вагонов дан соответственно в таблицах 2.9, 2.10.
Расчет тонно-километров тары ∑(pl)t всего:
Результаты расчетов сводятся в табл. 2.9 и 2.10.
Табл. 2.9. Работа порожних вагонов, т*км брутто.
Наименован.
участка
Масса
тары вагона,
т.
Пробег порожних вагонов,
млн. ваг-км.
Работа тары порожних вагонов,
млн. т-км.
Направления
Чет-
ное
Нечет-
ное
Всего
Чет-
ное
Нечет-
ное
Всего
А-Б
22
-
20,49
20,49
-
450,78
450,78
Б-С
22
-
14,95
14,95
-
328,9
328,9
Всего
-
-
35,44
35,44
-
779,68
779,68
Наиме-
нование
участков
Пробег груза,
млн. т-км.
Пробег груж. вагонов,
млн. ваг-км.
Масса
тары
вагона,
т.
Пробег тары вагона,
млн. т-км.
Работа груженых вагонов,
млн. т-км. брутто
Направления
Направления
Четное
Нечет-
ное
Всего
Четное
Нечет-
ное
Всего
Чет-
ное
Нечет-
ное
Всего
Четное
Нечет.
Всего
А-Б
2947,5
5709,0
8656,5
73,69
124,1
197,7
22
1621,18
2730,2
4351,4
4568,68
8439,2
13007,88
Б-С
2054,4
4459,5
6513,9
51,36
96,9
148,26
22
1129,9
2131,8
3261,7
3184,3
6591.3
9775,6
Всего
5001,9
10168,5
15170,4
125,05
222
346,05
2751,1
4862
7613,1
7753
15052.5
22805,5
Таблица 2.10 - Работа гружёных вагонов, т.км брутто
2.3 Расчет пробега и количества поездов по участкам и направлениям.
Пробег гружёных поездов (табл. 2.11) определяют делением тонно-километров брутто на массу поезда брутто, а пробег порожних поездов (табл. 2.12) – делением вагоно-километров порожних на состав поезда в вагонах, общий пробег рассчитывают по табл. 2.12.
Размеры движения в поездах в среднем за сутки по участкам и направлениям определяют по формуле:
N = ∑ NS , (2.4)
LT
где ∑ NS – поездо-километры по участкам и направлениям; L – длина участка; Т – число дней в планируемом периоде.
Таблица 2.11 - Пробег и количество гружёных поездов
Наименование
участков
Т-км брутто,
млн.
Масса поезда
брутто, т
Пробег поездов,
тыс. поездо-км
Число поездов
в сутки
Направления
четное
нечетное
чет.
нечет.
чет.
нечет.
всего
чет.
нечет
А-Б
4568,68
8439,2
3000
3000
1522,89
2813,07
4335,96
14
26
Б-С
3184,3
6591.3
3000
3000
1061,43
2197,1
3258,53
14
24
Всего
7753
15052.5
-
-
2584,32
5010,17
7594,49
28
50
Таблица 2.12 - Пробег и количество порожних поездов
Наимено-
вание
участков
Ваг.-км
порожних
вагонов, млн
Состав
поезда,
ваг.
Пробег поездов,
тыс. поездо-км
Число поездов в сутки
Направления
Направления
Четное
Нечетное
Четное
Нечетное
Четное
Нечетное
А-Б
-
20,49
60
-
341,5
-
3
Б-С
-
14,95
60
-
249,2
-
3
Всего
-
35,44
-
590,6
-
6
Таблица 2.13 - Общий пробег и количество поездов.
Наиме-
нова-
ние
участка
Пробег поездов по направлениям, тыс. поездо-км.
В
обоих
нап-
равле-
ниях
Число поездов в сутки по направленияим
Число
пар
поез-
дов
в
сутки
Четному
Нечетному
Четному
Нечетному
Груженых
Порожних
Всего
Груженых
Порожних
Всего
Груженых
Порожних
Всего
Груженых
Порожних
Всего
А-Б
1522,89
-
1522,89
2813,07
341,5
3154,57
4677,46
14
-
14
26
3
29
29
Б-С
1061,4
-
1061,4
2197,1
249,2
2446,3
3507,7
14
-
14
24
3
27
27
Всего
2584,3
-
2584,3
5010,17
590,6
5600,87
8185,17
28
-
28
50
6
56
56
2.4 Пробег поездных и маневровых локомотивов
Пробег поездных локомотивов слагают из пробега во главе поездов, в двойной тяге, одиночном следовании, в подталкивании, а также из маневрового пробега и прочего условного пробега. (Двойную тягу и подталкивание по условиям курсовой работы не применяют.)
Пробег локомотивов во главе поездов равен пробегу поездов. Одиночный пробег локомотивов определяют как разницу между количеством поездо-километров в чётном и нечётном направлениях. Один час маневрового пробега пр
Таблица 2.14 - Пробег поездных локомотивов, тыс. лок.-км
Наименование
участков
Пробег во главе поездов
по направлениям
Вспомогательный пробег локомотивов
В том числе
Всего во
вспомогательном
пробеге
% вспомогательного
пробега к пробегу
во главе поездов
Одиночный пробег
по направлениям
Пробег при
маневровой
работе
Простой
четное
нечетное
всего
четное
нечетное
всего
А-Б
1522,89
3154,57
4677,46
1631,68
-
1631,68
13,5
61,76
75,26
1,61
Б-С
1061,4
2446,3
3507,7
1384,9
-
1384,9
16,5
57,44
73,94
2,11
Всего
2584,3
5600,87
8185,17
3016,58
-
3016,58
30,0
119,2
149,2
3,72
Таблица 2.15 - Расчет маневрового пробега поездных локомотивов
Наименование участков
Количество
сборных
поездов в
сутки
Число
остановок
Время
выполнения
маневровых
операций
на одной
остановке, ч
Время, затрачиваемое на
маневровую
работу
за сутки, ч
Время, затрачиваемое на маневровую
работу
за год, тыс. ч
Маневровый
пробег
поездных
локомотивов
за год, тыс.
лок.-км
А-Б
3
5
0,5
7,5
2,7
13,5
Б-С
3
6
0,5
9
3,3
16,5
Всего
6
-
-
16,5
6,0
30,0
Таблица 2.16 - Количество сборных поездов
Наименование
участков
Расчетный объем работы сборных поездов, тыс. ваг./год
Провозная способность сборного поезда, тыс. ваг./год
Количество сборных поездов
Направления
четное
нечетное
четное
нечетное
четное
нечетное
всего
А-Б
20,9
47,2
21,9
21,9
1
2
3
Б-С
24,8
45,1
21,9
21,9
1
2
3
Всего
45,7
92,3
43,8
43,8
2
4
6
Таблица 2.17 - Расчет условного пробега (простоя) поездных локомотивов на промежуточных станциях по направлениям
Наим. участков
Локк.-км линейные
без сборных поездов,
тыс.
Vt, км/ч
Vu, км/ч
Время в чистом
движении,
тыс. ч
Общее время
на участке,
тыс. ч
Простой на
промежуточных
станциях, тыс. ч
Условный
пробег,
тыс. лок.-км
чет
нечет
всего
чет
нечч
чет
нечч
чет
нечет
всего
чет
нечет
всего
чет
нечет
всего
чет
нечет
всего
А-Б
3045,17
2935,57
5980,74
60
65
50
55
50,75
45,16
95,91
60,90
53,37
114,27
10,15
8,21
18,36
10,15
8,21
18,36
Б-С
2352,86
2259,42
4612,28
55
60
45
50
42,78
37,66
80,44
52,29
45,19
97,48
9,51
7,53
17,04
9,51
7,53
17,04
Всего
5398,03
5194,99
10593,02
-
-
-
-
93,53
82,82
176,35
113,19
98,56
211,75
19,66
15,74
35,4
19,66
15,74
35,4
Tдвиж. = лок-км линейные / Vt
Tобщ.уч. = лок-км линейные / Vu
Таблица 2.18- Локомотиво-километры линейные без локомотиво-километров со сборными поездами
Наименование участков
Число сборных поездов
Лок.-км со сборными поездами, тыс. лок.-км
Лок.-км линейные, тыс. лок.-км
Лок.-км линейные без сборных, тыс. лок.-км
Направления
четное
нечетное
четное
нечетное
четное
нечетное
четное
нечетное
всего
А-Б
1
2
109,5
219,0
3154,57
3154,57
3045,17
2935,57
5980,74
Б-С
1
2
93,44
186,88
2446,3
2446,3
2352,86
2259,42
4612,28
Всего
2
4
202,94
405,88
5600,87
5600,87
5398,03
5194,99
10593,02
Потребное число сборных поездов определяется по формуле:
Nsb = Usb / fsb, (2.5)
где Nsb – число сборных поездов в сутки; Usb – расчетный объем работы сборных поездов, тыс. ваг./ год; fsb – провозная способность сборного поезда, тыс. ваг. / год.
Для определения объема работы сборных поездов строят расчетную схему потоков груженых и порожних вагонов на участках по каждому направлению движения (рис. 2.3).
Нечетный С А Б
Четный
26,3
47,2
45,1
20,9
24,8
20,3
Рисунок 2.3 – Схема потоков груженых и порожних вагонов
Примечание: - поток груженых вагонов; - поток порожних вагонов.
Объем работы сборного поезда определяют для каждого участка и направления в отдельности. Он равен максимальной величине прибытия и отправления по условной промежуточной станции, расположенной в середине участка.
В приведенном примере расчетный объем работы сборного поезда на участке А-Б в направлении АБ равен 20,9 тыс. вагонов, в направлении БА – 47,2 тыс. вагонов. Провозная способность сборного поезда рассчитывается по формуле:
fsb = n sb T, (2.6)
где n sb – состав сборного поезда, ваг.
Расчет потребного количества сборных поездов приведен в табл. 2.16
Для расчета пробега специально маневровых локомотивов вначале необходимо определить местную и транзитную работу на технических станциях (таблицы 2.19, 2.20, 2.21), а затем произвести расчет объема маневровой работы за сутки.
Таблица 2.19 - Расчет местной и транзитной работы
Наименование
технических
станций и
участков
Местная работа, тыс. ваг
Транзитные вагоны, тыс. ваг
Погрузка
Выгрузка
Сдвоенные
операции
Одиночные
операции
Груженые
Порожние
Всего
В том числе
Без
перера-
ботки
С
перера-
боткой
А
46,5
92,5
46,5
46,0
656,69
44,8
701,49
140,3
561,19
А-Б
47,2
-
-
47,2
-
-
-
-
-
Б
37,0
48,0
37,0
11,0
577,09
81
658,09
131,62
526,47
Б-С
-
45,1
-
45,1
-
-
-
-
-
С
32,4
68,3
32,4
35,9
480,89
-
480,89
96,18
384,71
Всего
163,1
253,9
115,9
185,2
1714,67
125,8
1840,47
368,09
1472,38
Таблица 2.20 - Вспомогательная таблица для определения транзита гружёных вагонов, тыс. ваг
Наименование
станций
Приём
Выгрузка
Транзит
Сдача
Погрузка
Транзит
А
749,19
92,5
656,69
513,29
46,5
466,79
Б
625,09
48
577,09
614,09
37
577,09
С
549,19
68,3
480,89
703,19
32,4
670,79
Всего
1923,47
208,8
1714,67
1830,57
115,9
1714,67
Таблица 2.21 – Вспомогательная таблица для определения транзита порожних вагонов, тысяч вагонов
Наименование
станций
Приём
Недостаток
Транзит
Сдача
Избыток
Транзит
А
44,8
-
44,8
90,8
46
44,8
Б
81
-
81
92
11
81
С
-
-
-
35,9
35,9
-
Всего
125,8
-
125,8
218,7
92,9
125,8
Размер предполагаемой работы по подаче и уборке вагонов к местам погрузки и выгрузки за сутки определяют по формуле:
Upu = ∑Zod_+_∑Zsdv , (2.7)
365
где ∑Zod - количество вагонов с одиночными операциями; ∑Zsdv – количество вагонов со сдвоенными операциями.
U pu = ((185,2+115,9) * 103)/365=825 ваг/сут.
Размер предполагаемой работы по формированию и расформированию поездов на технических станциях за сутки определяют по формуле:
Ufr = _∑ntr-p__ , (2.8)
365
где ∑ntr-p – количество транзитных вагонов с переработкой.
Маневровый пробег специальных маневровых локомотивов вычисляют по количеству маневровых локомотивов при условии их работы в течение 23,5 часов в сутки (для тепловозов), оставшиеся 0,5 ч используют на экипировку и учитывают как прочий условный пробег маневровых локомотивов.
Расчет пробега специально маневровых локомотивов производят в табл.2.22.
Таблица 2.22 – Расчет рабочего парка и пробега специально маневровых локомотивов
Вид работы
Переработка вагонов в сутки
Норма на час маневровой работы
Количество маневровых локомотиво-ч в сутки
Рабочий парк маневровых локомотивов
Пробег маневровых локомотивов, тыс. лок.-км
Местная работа
825
15
55
2
100,4
Транзит с переработкой
60
Всего
-
Количество маневровых локомотиво-ч в сутки:
Переработка вагонов в сутки : Норма на час маневровой работы
825 : 15 = 55 локомотиво-ч в сутки.
Рабочий парк маневровых локомотивов:
Количество маневровых локомотиво-ч в сутки : 23,5 часов в сутки
55 : 23,5 = 2 лок.
Пробег маневровых локомотивов, тыс. лок.-км:
Количество маневровых локомотиво-ч в сутки * 5 км * 365
55 * 5 * 365 = 100,4 тыс. лок.-км.
2.5 Потребный парк поездных локомотивов
Парк поездных локомотивов определяют по затрате времени работы локомотива на передвижение поездов, стоянки на промежуточных станциях; стоянки в пунктах основного и оборотного депо, а при сменном способе на стоянки в пунктах смены локомотивных бригад (таблица 2.23). Простой локомотивов в основном и оборотном депо дан в таблице 2.24.
Таблица 2.23 – Расчет времени работы поездных локомотивов
Наименование
участков
Лок.-ч в сквозных поездах и одиночном следовании по направлениям, тыс.
Лок.-ч со сборными поездами, тыс.
Время простоя в основном и оборотном депо, тыс.лок.-ч
Общее время, тыс. лок.-ч.
Время в движении по направлениям
Время работы на промежуточных станциях
всего
четному
нечетному
всего
четному
нечетному
всего
А-Б
60,9
53,37
114,27
1,83
3,37
5,2
2,7
7,9
43,4
165,57
Б-С
52,29
45,19
97,48
1,7
3,11
4,81
3,3
8,11
40,4
145,99
Всего
113,19
98,56
211,75
3,53
6,48
10,01
6
16,01
83,8
311,56
Расчет локомотиво-часов в сквозных поездах и одиночном следовании производится по формуле:
∑Mtскв. = ∑Msбез сб. (2.9)
Vуч.
Расчет локомотиво-часов в сквозных поездах и одиночном следовании по направлениям:
Расчет локомотиво-часов в сборных поездах производится по формуле:
∑Mtсб. = ∑Msсо сб (2.10)
Vтехн.
Расчет локомотиво-часов в сборных поездах по напралениям:
Таблица 2.24 – Расчет простоя локомотивов в основном и оборотном депо
Наименование
Участков
Число пар поездов
Простой в основном депо, ч.
Простой в оборотном депо, ч.
Общее время простоя пары поездов, ч
Время простоя лок. за сутки, ч.
Простой поездных лок-ов за год, тыс.ч
А-Б
29
2,5
1,6
4,1
118,9
43,4
Б-С
27
2,5
1,6
4,1
110,7
40,4
Всего
56
5
3,2
8,2
229,6
83,8
Формула расчета рабочего парка поездных локомотивов имеет следующий вид:
Mrb = _∑MT___ ,
365 * 24 (2.11)
где Mrb - рабочий парк поездных локомотивов за сутки; ∑MT - общая затрата времени поездными локомотивами в год.
M rb =311,56*103/(365*24)=36лок/сут.
2.6 Рабочий парк грузовых вагонов
Его определяют по затратам вагонно-часов на отдельные виды работы по формуле:
∑nrb = (∑ntdv_+__∑ntst_+__∑nttr_+__∑ntgr_) *1000 , (2.12)
365 * 24
где ∑ntdv - время нахождения вагонов в движении (табл. 2.25); ∑ntst – простой вагонов на промежуточных станциях (табл. 2.26); ∑nttr – то же, на технических станциях (табл. 2.27); ∑ntgr – то же, под грузовыми операциями (табл. 2.28).
Таблица 2.25 – Расчет вагоно-часов в движении
Наименование
Участков
Вагоно-километры, млн.
Vt , км\ч
Вагоно-часы, тыс.
направления
четное
нечетное
всего
четное
нечетное
четное
нечетное
всего
А-Б
73,69
94,18
167,87
60
65
1228,17
1450
2678,17
Б-С
51,36
66,31
117,67
55
60
930
1105,17
2035,17
Всего
125,05
160,49
285,54
-
-
2158,17
2555,17
4713,34
Таблица 2.26 – Расчет вагоно-часов на промежуточных станциях
Наименование
участков
Вагоно-километры, млн.
Vu , км\ч
Вагоно-часы в пути, тыс.
Вагоно-часы в движении, тыс.
Вагоно-часы на промежуточных
станциях, тыс.
направления
четное
нечетное
всего
четное
нечетное
четное
нечетное
всего
четное
нечетное
всего
А-Б
73,69
94,18
167,87
50
55
1473,8
1710,0
3183,8
1228,17
1450
2678,17
505,63
Б-С
51,36
66,31
117,67
45
50
1141,33
1326,2
2467,53
930
1105,17
2035,17
432,36
Всего
125,05
160,49
285,54
-
-
2615,13
3036,2
5651,33
2158,17
2555,17
4713,34
937,99
Таблица 2.27 – Расчет простоя вагонов на технических станциях
Наименование
технических станций
Количество транзитных вагонов, тыс. ваг.
Норма простоя вагонов, ч.
Вагоно-часы на технических станциях, тыс.ч.
С переработкой
Без переработки
С переработкой
Без переработки
С переработкой
Без переработки
всего
А
561,19
140,3
4
0,4
2244,76
56,12
2300,88
Б
526,47
131,62
4
0,4
2105,88
52,65
2158,53
С
384,71
96,18
4
0,4
1538,84
38,47
1577,31
Всего
1472,38
368,09
-
-
5889,48
147,24
6036,72
Таблица 2.28 – Расчет простоя вагонов под грузовыми операциями
Наименование станций и участков
Число вагонов, тыс.
Норма простоя, ваг.-ч
Вагоно-часы простоя, тыс.
Со сдвоенными операциями
С одиночными операциями
Со сдвоенными операциями
С одиночными операциями
Со сдвоенными операциями
С одиночными операциями
всего
А
46,5
46
24
20
1116
920
2036
А-Б
-
47,2
-
20
-
944
944
Б
37
11
24
20
888
220
1108
Б-С
-
45,1
-
20
-
902
902
С
32,4
35,9
24
20
777,6
718
1495,6
Всего
115,9
185,2
-
-
2781,6
3704
6485,6
∑nrb = (4713,34+ 937,99 +6036,72 + 6485,6) * 1000 = 2075 ваг.
365 * 24
III. РАСЧЕТ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ОТДЕЛЕНИИ ДОРОГИ
В годовом плане работы подвижного состава определяются следующие качественные показатели.
1. Порожний пробег вагонов к груженому:
α w-gr = ( ∑nr s / ∑ngr s ) * 100; (3.1)
α w-gr = (35,44 / 347,05) * 100 = 10,0 %
2. Процент порожнего пробега вагонов к общему пробегу:
α w = ( ∑nr s / ∑n s ) * 100; (3.2)
α w = (35,44/ 382,49) * 100 = 9,27 %
3. Динамическая нагрузка вагона рабочего парка:
qrb = ∑(pl) n / (∑ngr s + ∑nr s); (3.3)
qrb = 15170,4\ (347,05 + 35,44) = 39,66 т/ваг.
4. Динамическая нагрузка груженого вагона:
qgr = ∑(pl) n / ∑ngr s; (3.4)
qgr = 15170,4\ 347,05= 43,71 т/ваг.
5. Средняя масса поезда брутто:
Qb = ∑(pl) b / ∑ns, (3.5)
где ∑ns – общий пробег поездов на отделении.
Qb = 22805,5 * 106 / 7594,49* 103 = 3002,9 т.
6. Вспомогательный пробег локомотивов к пробегу во главе поездов:
α lok,p = ( ∑mvsp s / ∑m s ) * 100 , (3.6)
где ∑mvsp s - вспомогательный пробег локомотивов.
α lok,p = (149,2 / 8185,17) * 100 = 1,82 %
7. Вспомогательный пробег локомотивов в процентах к общему пробегу:
d lok,ob = ( ∑mvsp s / ∑MS ) * 100; (3.7)
d lok,ob = (149,2 / 5600,87) * 100 = 2,66 %
8. Среднесуточный пробег поездных локомотивов:
S lok = ∑ml s / (365 * Mrb ), (3.8)
где ∑ml s – линейный пробег локомотивов.
S lok = / (*)лок-км.
9. Среднесуточная производительность поездных локомотивов:
F lok = ∑(pl) b / (365 * Mrb ), (3.9)
где Mrb – рабочий парк поездных локомотивов в сутки.
F lok = 22805,5 / (365 *)= тыс. т-км.
10. Полное время оборота вагона в сутках:
T w = (365 * ∑nrb) / (∑ugr + ∑upr) , (3.10)
где ∑nrb – рабочий парк вагонов; ∑ugr + ∑upr – работа отделения за год, ваг.
T w = (365 * 2581) / (781 + 163,1) *103 = 0,99 сут.
Полное время оборота расчленяется на четыре элемента затрат:
Время движения:
t dv = R w / V t , (3.11)
t dv = 466,26 / 59,6 = 7,82 ч.
где R w – полный рейс вагона; V t – средняя техническая скорость;
Время нахождения вагона на промежуточных станциях:
t st = (R w / V u) - (R w / V t) ; (3.12)
t st = (466,26 / 49,5) – (466,26 / 59,6) = 1,6 ч.
Время нахождения вагона под грузовыми операциями за оборот:
t gr = t gr * km, (3.13)
t gr = 15,55 * 0,44 = 6,84 ч.
где t gr – среднее время нахождения вагона под одной грузовой операцией;
km – коэффициент местной работы, показывающий количество грузовых операций, приходящихся на один оборот вагона;
Время нахождения вагона на технических станциях за оборот:
t tr = z tr * t tr , (3.14)
t tr = 2,34 * 3,28 = 7,68 ч.
где z tr – среднее число технических станций, проводимых вагоном за оборот; t tr - среднее время нахождения вагона на одной технической станции.
Полное время оборота вагона в часах:
T w = t dv + t st + t gr + t tr ; (3.15)
T w = 7,82 + 1,6 + 6,84 + 7,68 = 23,94 ч.
Для того чтобы определить время оборота вагона по этой формуле, необходимо предварительно определить следующие качественные показатели:
Полный рейс вагона:
R w = ∑nS / (∑ugr + ∑upr) 944.1 (3.16)
R w = 440,2 * 106 / (781 + 163,1) * 103 = 466,26 км.
Средняя участковая скорость вагона:
V u = ∑ns / ∑ntu, (3.17)
где ∑ntu – вагоно-часы в пути;
V u = 440,2 / 8884,6 = 49,5 км\ч
Средняя техническая скорость:
V t = ∑ns / ∑ntdv , (3.18)
где ∑ntdv – вагоно-часы движения по участкам без учета простоев на промежуточных станциях;
V t = 440,2 / 7387,3 = 59,6 км\ч
Среднее время нахождения вагона под одной грузовой операцией:
t gr = ∑ntgr / (∑ugr + ∑ur), (3.19)
где ∑ntgr – общее время, затраченное на выполнение грузовых операций на отделении дороги за год; ∑ugr + ∑ur – общее число грузовых операций на отделении за год.
t gr = 6485,6 * 103 / (163,1 + 253,9) * 103 = 15,55 ч.
Коэффициент местной работы:
k m = (∑ugr + ∑ur) \ (∑ugr + ∑upr) ; (3.20)
k m = (163,1 + 253,9) * 103 \ (781 + 163,1) * 103 = 0,44
Среднее время нахождения вагона на одной технической станции:
t tr = ∑nttr \ ∑ntr , (3.21)
где ∑nttr – вагоно-часы простоя на технических станциях за год; ∑ntr – количество вагонов, проходящих технические станции транзитом;
t tr = 7242,28 / 2208,1 = 3,28 ч.
Среднее вагонное плечо:
L w = ∑ns / ∑ntr ; (3.22)
L w = 440,2 * 106 / 2208,1 * 103 = 199,36 км.
Среднее число технических станций, проходимых вагоном за оборот:
z tr = R w / L w ; (3.23)
z tr = 466,26 / 199,36 = 2,34 ст.
11. Среднесуточный пробег вагона рабочего парка:
S w = (∑ngr s + ∑nr s) / (365 * ∑nrb) ; (3.24)
S w = (33,5 + 406,7) / (365 * 2581) = 467,27 км.
12. Среднесуточная производительность вагона рабочего парка:
F w = ∑(pl) n / (365 * ∑nrb) ; (3.25)
F w = 17456,52 / (365 * 2581) = 18530,1 т-км/сут.
13. Груженый рейс вагона:
R gr = ∑ngr s / (∑ugr + ∑upr) ; (3.26)
R gr = 406,7 * 106 / (781 + 163,1) * 103 = 430,78 км.
14. Порожний рейс вагона:
l пор = ∑nr s / (∑ugr + ∑upr) ; (3.27)
l пор = 33,5 * 106 / (781 + 163,1) * 103 = 35,48 км.
Итоги всех произведенных расчетов оформляют в две итоговые таблицы в форме табл. 3.1, 3.2.
Таблица 3.1 – Технико-производственные показатели и пробеги подвижного состава на отделении (грузовое движение)
Показатели
Единица измерения
Величина показателя
Тонно-километры эксплуатационные
Млн.
17456,52
Динамическая нагрузка груженого вагона
т/ваг.
42.92
Динамическая нагрузка вагона рабочего парка
т/ваг.
39,66
Вагоно-километры груженые
Млн.
406,7
Порожний пробег вагонов к груженому
%
8,24
Вагоно-километры общие
Млн.
440,2
Тонно-километры брутто
Млн.
26403,92
Масса поезда брутто
Т.
3000
Поездо-километры
Тыс.
9359,7
Вспомогательный пробег локомотивов к общему:
Одиночное следование
Маневры
Прочий условный пробег
%
5,24
4,95
0,06
0,23
Общий пробег локомотивов
Тыс.км.
9797,84
Линейный пробег локомотивов
Тыс.км.
8983,76
Рабочий парк поездных локомотивов
Лок./сут.
29
Рабочий парк маневровых локомотивов
Лок./сут.
5
Среднесуточный пробег поездных локомотивов
Км.
848,73
Суточная производительность локомотива
Тыс.т.км.брутто
2494,47
Таблица 3.2 – Показатели использования вагонов грузового парка
Показатели
Единица измерения
Величина показателя
Полное время оборота вагона
сут
0,99
Полное время оборота вагона
ч
23,94
Груженый рейс вагона
км
430,78
Процент порожнего пробега вагона к общему пробегу
%
7,61
Полный рейс вагона
км
466,26
Участковая скорость
км/ч
49,5
Техническая скорость
км/ч
59,6
Время нахождения вагона в движении за оборот
ч
7,82
Время нахождения на промежуточных станциях
ч
1,6
Время нахождения вагона под одной грузовой операцией
ч
15,55
Коэффициент местной работы
0,44
Время нахождения вагона под грузовыми операциями за оборот
ч
6,84
Время нахождения вагона на технической станции
ч
3,28
Вагонное плечо
км
199,36
Число технических станций, которые проходит вагон за оборот
ед
2,34
Время нахождения вагона на технических станциях за оборот
ч
7,68
Среднесуточный пробег вагона
км
467,27
Суточная производительность вагона рабочего парка
т.км.нетто
18530,1
Среднесуточный прием груженых вагонов
ваг.
2140
Среднесуточная погрузка
ваг.
447
Среднесуточная работа отделения
ваг.
2587
Рабочий парк в среднем за сутки
ваг.
2581
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное отделение дороги имеет три станции, занимающиеся перевозками каменного угля и леса. В данной курсовой работе были рассчитаны следующие основные технико-экономические показатели функционирования отделения дороги: грузооборот эксплуатационный - 17456,52 млн. т. км.; вагоно-километры - 406,7 млн. ваг – км.; Тонно-километры брутто - 26403,92 млн.; Линейный пробег локомотивов - 8983,76 Тыс.км. В данной курсовой работе представлен подробный расчет качественных показателей подвижного состава. Например, таких как: оборот вагона - 23,94 часа, динамическая нагрузка - 42.92 т/ваг.; производительность вагона - 18530,1 т.км.нетто, производительность локомотива - 2494,47 тыс.т.км.брутто.
Как показали расчеты, основных показателей плана грузовых перевозок и работы подвижного состава, данное отделение дороги имеет положительную тенденцию развития на перспективу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Методические указания и исходные данные «Расчет показателей плана грузовых перевозок и составление плана работы подвижного состава на отделении дороги», Лаушкина Г.Д., Лунина Т.А., Никитина Е.Ю., Новосибирск 1996 г.
Дмитриев В.А. и др. Экономика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / В. А. Дмитриев, А. И. Журавель, А. Д. Шишков и др.; Под ред. В. А. Дмитриева. – М.: Транспорт, 1996. – 328 с.
Себестоимость железнодорожных перевозок. Учебник для вузов ж.-д. транспорта. Смехова Н., 2003. – 494 с.
Ульяницкий Е.М., Филоненков А.И., Ломаш Д.А.
Информационные системы взаимодействия видов транспорта
Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта. М.: Маршрут, 2005. - 264 с.Экономика железнодорожного транспорта/ Н.П. Терешина, Б.М. Лапидуса., М.:УМК МПС России, 2005.
иравнивается 5 км, а один час простоя – 1 км.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ