Формирование доходов и уровня жизни населения России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: "Экономическая теория"
на тему: "Формирование доходов и уровня жизни населения России"
Липецк 2009
Содержание
Введение
1. Общая оценка уровня жизни населения
1.1 Виды уровня жизни. Доходы населения
2. Характеристика российской экономики. Показатели социально-экономического развития
2.1 Сущность, критерии распределения и структура доходов
2.2 Неравномерность распределения доходов
2.3 Анализ структуры доходов и расходов населения
2.4 Регулирование доходов населения
3. Направления улучшения условий жизни населения
Заключение
Библиографический список
Введение
Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Можно сказать, что возросшее внимание к проблемам уровня жизни населения, более глубокий их анализ, а также более полное отображение системы показателей уровня жизни в материалах государственной статистики означает, с одной стороны, реакцию на резкое падение уровня жизни значительной части населения, а с другой, - осуществление не только популистки прокламируемого, но объективно реализуемого под влиянием проходящих преобразований процесса социализации экономики.
Регулирование доходов также является органичной составной частью экономической и социальной политики. Однако политика доходов и заработной платы имеет свой объект (и субъект), принципы управления, особенности механизма регулирования.
Мне кажется, эти проблемы касаются не только государства в целом, но и каждого человека в частности.
Нашему обществу необходимо преодолеть условия и факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень жизни населения, так как они действуют во всех основных сферах жизнедеятельности.
Целью данной курсовой работы является изучение структуры и динамики основных показателей уровня жизни и доходов населения России. Задачи курсовой работы: раскрыть понятие уровня жизни, отобразить основные показатели уровня жизни в России, в том числе доходов, как главного показателя, а также определить уровень дифференциации доходов в России. Предметом исследования выступают такие базисные показатели уровня жизни, как показатели стоимости жизни, потребления, доходов, дифференциации доходов и уровня бедности. В данной курсовой работе мы попытаемся раскрыть основные принципы формирования доходов, а так же пути решения проблем, связанных с регулированием уровня жизни населения России.
1. Общая оценка уровня жизни населения
Термин «уровень жизни» был введен ООН в 1961 году. Его количественная характеристика до сих пор точного определения не имеет.
Уровень жизни – комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни граждан или социальных групп отдельной страны или территории. УЖ представляет собой уровень потребления этих благ, отражает благосостояние населения и характеризуется системой следующих показателей:
объем реальных доходов на душу населения;
структура потребления продовольствия, непродовольственных товаров, услуг;
уровень и динамика цен на основные товары народного потребления;
ставки квартирной платы, жилищных услуг;
объем выплат и льгот из общественных фондов потребления;
уровень образования, медобслуживания и др. (считают А.Н. Романов, В.М Жеребин).
1.1 Виды уровня жизни. Доходы населения
Национальное богатство является той средой, где создаются необходимые условия для благополучной в материальном отношении жизни людей, где формируется и поддерживается уровень жизни населения (благосостояние). Под уровнем жизни населения в статистике понимается обеспеченность населения теми благами и услугами, которые необходимы и достаточны для удовлетворения как жизненно важных материальных потребностей людей (питание, одежда, жилище, предметы культуры и быта), так и социально-культурных (труд, занятость, досуг, здоровье, образование, природная среда обитания и т.д.).
В денежном выражении вся данная совокупность благ и услуг, фактически потребляемых в течение данного времени в домохозяйстве, представляет собой стоимость жизни.
В статистике выделяют следующие виды уровня жизни:
достаток (пользование благами и услугами, которые обеспечивают всестороннее развитие человека);
нормальный уровень (потребление благ и услуг по научно обоснованным нормам, которые достаточны для полноценного восстановления физических и интеллектуальных сил человека);
бедность (потребление благ и услуг на уровне возможности сохранения работоспособности человека);
нищета (минимальное потребление благ и услуг на уровне биологического выживания человека).
Чтобы получить всю совокупность характеристик по уровню жизни, исследуются все статистические совокупности:
население в целом;
отдельные социальные и профессиональные группы;
домохозяйства с различным доходом.
В мировой практике накоплен определенный опыт по комплексному исследованию уровня жизни населения по основным социально-экономическим показателям, из которых можно выделить следующие:
показатели прожиточного минимума;
показатели дифференциации населения;
показатели денежных доходов (в среднем на душу населения в месяц);
средний размер пенсий;
показатели расходов и потребления населения;
показатели покупательной способности населения;
достигнутый уровень образования;
показатели расходов в социальной сфере;
продолжительность жизни и уровень рождаемости и т.д.
Информационными источниками для построения системы показателей по уровню жизни населения являются данные из материалов различных разделов государственной статистики (демографической, статистики труда, статистики цен, социальной статистики), материалы выборочных обследований бюджетов домохозяйств, материалы переписи населения.
Одним из важнейших обобщающих показателей уровня жизни являются доходы населения. Одним из показателей доходов является объем личных доходов населения (ЛДН) – все виды доходов населения, полученные в денежной форме или натуре.
Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых населению за счет социальных фондов.
Номинальные показатели доходов – показатели, рассчитанные в ценах текущего периода (оплата труда, соц. трансферты, доходы от собственности и др.). Они не определяют реального содержания доходов, не показывают, какое количество материальных благ и услуг доступно населению при сложившемся уровне доходов.
2. Характеристика российской экономики. Показатели социально-экономического развития
Важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или социальных групп (городское и сельское население, работающие и неработающие, мужчины и женщины, молодые и престарелые) являются структура и уровень потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год, либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами. Следовательно, при оценке уровня жизни применяются показатели годового потребления пищи, одежды, обуви в расчете на 1-го человека или семью; показатели обеспеченности жилой площадью, мебелью, предметами длительного пользования, культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода.
Используются также показатели уровня здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг и др. Например, обеспеченность населения школами, детсадами, врачебным обслуживанием (в расчете на 100 человек), пунктами обслуживания, прачечными, банями, парикмахерскими, столовыми. Для определения уровня удовлетворения потребностей населения его сравнивают с нормативами потребления, имеющими научное обоснование. Например, наукой о питании человеку рекомендуется в год потреблять 150 кг овощей, 70 - 80 кг фруктов, 60 - 70 кг мяса.
Ухудшение социально-экономических показателей в последнее время непосредственно связано с результатами реформы, основанной на использовании классических монетарианских принципов.
Учитывая огромные размеры России, большая часть которой к тому же относится к экстремальной зоне Севера, в российской экономике роль и значение системы государственного регулирования объективно должны быть более значимы, чем в большинстве других стран. Огромные размеры территории определяют необходимость осуществления очень крупных капиталовложений в производственную инфраструктуру, в оборону, в экологию и т. п. То обстоятельство, что большую часть российской территории занимают северные регионы с экстремальными условиями осуществления воспроизводственного процесса, также предопределяет объективную необходимость более значимых масштабов государственного регулирования социально- экономических процессов (т. о., при выборе варианта реформирования следует учитывать территориальный фактор реформирования).
Устойчивость и социально-экономический прогресс капиталистического общества, гигантский цивилизованный скачок, которое оно совершило в ХХ в. определяется сочетанием двух начал, двух принципов: эффективности и справедливости. Эффективность, ее повышение обеспечивается рыночной конкуренцией. Но она порождает экономическое неравенство, дифференциацию доходов и, как следствие, социальную неустойчивость. Справедливость предполагает солидарность членов общества, зарабатывающих неодинаковые доходы, солидарность поколений. При этом решающую роль играет государство, перераспределяющее доходы через механизм налогов и трансфертов.
В ХХI в. социальное благополучие, социально-устойчивое положение граждан становится активным и самостоятельным фактором экономического развития, таким же, как труд, капитал, технология и предпринимательство.
Под социальной политикой понимается государственное воздействие на социальные процессы в обществе с помощью законодательных, бюджетных и административных рычагов.
Порождаемые рынком неравенство доходов, неравномерность распределения благ, различия в экономическом и социальном положении людей являются постоянными факторами социально-экономического развития страны. С точки зрения социального фактора перед экономикой стоят следующие исходные проблемы:
каким образом удовлетворить социальные потребности людей;
как обеспечить социально-справедливое распределение благ;
как добиться того, чтобы рост благосостояния осуществлялся в меру роста эффективности экономики.
От успешности решения этих проблем зависит характер развития общества, его социальная устойчивость. Социальная устойчивость является основным признаком социально-ориентированной экономики. Социальная устойчивость предполагает:
создание равных стартовых возможностей для новых поколений в сфере образования, здравоохранения и других условий формирования человеческого потенциала;
предотвращение чрезмерной дифференциации доходов населения;
формирование надежной системы социальной защиты и помощи для членов общества;
обеспечение доступности основной массе населения основных предметов потребления и услуг, определяющих достойный уровень жизни.
Таким образом, задача социальной политики - дать максимальному количеству людей шанс для повышения благосостояния и социального статуса.
Социально-ориентированная экономика предполагает социальную ответственность граждан за результаты экономического развития, которая достигается при выполнении следующих требований:
1. Улучшение экономического и социального положения населения страны в меру роста деловой активности.
2. Оправданная дифференциация доходов и потребления в зависимости от результатов деятельности и предпринимательской активности. Такая дифференциация доходов является важным стимулом развития общества.
3. Оптимальный уровень (доля в ВВП) затрат на социальные цели. Преувеличение роли государства в решении социальных проблем может привести к чрезмерной опеке граждан, с другой стороны – преувеличение роли отдельных групп населения может привести к усилению неравенства в доступе к социальным благам различных групп населения, подорвать принцип «равных стартовых возможностей».
2.1 Сущность, критерии распределения и структура доходов
Трактовка самого понятия «доход» у одних современных экономистов осуществляется в более развернутом виде, у других берутся в расчет лишь некоторые аспекты. И. П. Николаева указывает, что доход – это «часть произведённого продукта, полученная участником производства в зависимости от своего участия в нём»1. По А.С. Булатову, доход – «сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени»2.
Чепурин М. Н. относит к доходам населения «долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведённом продукте и присвоенную им»3.
Показатель денежного дохода населения – служит для измерения доходов на макроуровне и рассчитан по данным Баланса денежных доходов и расходов населения.
В целях более полного изучения доходов граждан следует рассмотреть некоторые их критерии и классификации.
в зависимости от учета динамики уровня потребительских цен доход подразделяется на:
номинальный - это количество денег, полученное в определённый период отдельным лицом; также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения;
реальный - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода;
располагаемый доход - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей;
по форме единицы дохода выделяют:
денежный (некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве);
натуральный (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценные бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие);
в зависимости от государственного вмешательства:
первичный, образованный под воздействием рыночного механизма;
вторичный, формирование которого связано с перераспределительной политикой государства.
Оплата труда выступает в качестве одного из основных составных элементов доходов населения. Доход от оплачиваемой работы составляет вознаграждение за труд работающих по найму, регулируемое договорной или контрактной системой отношений. Заработная плата еще подразделяется на номинальную и реальную, начисленную и фактически выплаченную, среднюю и минимальную.
Заработная плата — это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).
Реальная заработная плата — это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.
Динамика реальных денежных доходов населения РФ за 2007 – 2008 гг.4
В % к
соответствующему
периоду предыдущего года
предыдущему
периоду
2007г
Январь
114,4
70,6
Февраль
116,8
112,8
Март
115,4
104,8
I квартал
115,6
88,8
Апрель
108,9
105,1
Май
119,5
94,5
Июнь
113,7
104,0
II квартал
113,8
109,8
I полугодие
114,6
Июль
110,3
101,5
Август
109,2
99,8
Сентябрь
114,1
100,9
III квартал
111,2
102,4
Январь-сентябрь
113,4
Октябрь
114,9
106,3
Ноябрь
115,2
100,2
Декабрь
122,4
130,6
IV квартал
117,9
118,0
Год
114,6
2008г
Январь
121,1
69,7
Февраль
110,3
102,7
Март *
111,6
106,0
I квартал *
113,9
85,9
*Предварительные данные.
таблица 1.
Значительное влияние на получаемые населением доходы оказывают выплаты по программам социальной помощи со стороны государства. Сюда относятся пенсионное обеспечение, выплаты на содержание нетрудоспособных, различных пособий, стипендий студентам и учащимся. Их особенность в отличие от заработной платы, состоит в характере получения, независимом от количества и качества труда.
В системах национальных счетов используется также подразделение доходов на факторные (определяемые факторами производства: доход от затрат труда, от собственности и капитала, от самозанятости с использованием труда и капитала) и нефакторные (все прочие виды доходов). Позднее эти виды доходов определяются как первичные и текущие трансферты.
Важную статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты - это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам из федерального и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.
В распределении можно различать функциональное и персональное распределение.
Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. Функциональное распределение характеризует распределение дохода между факторами производства, и, прежде всего между трудом и капиталом.
В результате функционального распределения доходов формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента и прибыль. В системе факторов производства основная взаимосвязь касается капитала, поэтому для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности.
Но доходы, в конечном счете, получают не факторы производства, а конкретные люди (или семьи), так как именно они являются основными поставщиками факторов производства—труда и капитала.
Основным инструментом государственного перераспределения выступает государственный бюджет. В числе методов политики доходов выделяют: воздействие на заработную плату наемных работников, содействие занятости населения, осуществление социальной защиты населения, налоговый механизм перераспределения, регулирование потребительских цен на товары и услуги и в целом обеспечение экономической стабилизации.
Один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, - баланс денежных доходов и расходов населения. Для его построения используются данные государственной статистики, финансовой отчётности банков и внебюджетных социальных фондов. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов. Достоинствами донного источника информации являются регулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошной документальный учёт финансовых операций, связанных с населением.
Баланс денежных доходов и расходов содержит доходную и расходную части. В доходной части баланса показываются поступления из различных источников на базе статистической и финансовой отчётности, выборочных обследований домохозяйств. Расходная часть баланса включает расходы на приобретение населением товаров и услуг по данным розничной торговли и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах по данным финансовой отчетности, учитывают налоги и обязательные платежи, выплаченные населением.
Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.
Расходная часть баланса включает трансферты, выплаченные населением, расходы на приобретение товаров и услуги, прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.
2.2 Неравномерность распределения доходов
Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль, в которой отводилась государству.
Абсолютные размеры доходов населения и покупательная способность представляют собой главные показатели благосостояния и уровня жизни людей. Уровень располагаемых доходов создает возможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворения насущных потребностей, получения образования, сохранения здоровья. Борьбу с бедностью и неравенством в распределении доходов можно считать одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства.
Государственная политика доходов определяется как «перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат» 1.
Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Основной вид дохода – номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей
Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни, отдельного индивида. Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества – создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его жизненного уровня. Естественно, что распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития.
Иным фактором, воздействующим на распределение доходов, является государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.
Наиболее актуальная задача социальной статистики - изучение бедности. Бедность - ''обратная сторона'' богатства. Объективный факт - дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этой задачи статистики. Требуется информация о численности населения страны и регионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом составе и других особенностях малообеспеченного населения, его среднем доходе, минимальных и средних размерах потребления продуктов питания, продолжительности пребывания в бедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства, размеров социальной помощи и др.
У этой проблемы есть две грани:
Неравенство доходов;
Неравенство богатства.
Люди получают доходы в результате предоставления находящиеся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.
Причинами такого положения вещей являются:
разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты);
разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящей дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом);
разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).
Существенное влияние на распределение доходов населения оказывает налогообложение. С целью воздействия на формирование доходов устанавливается принцип вертикального и горизонтального равенства. То есть граждане должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью. Налогами обычно облагаются доходы населения, а не потребление, которое не охватывает сбережений. Перераспределение налогового бремени на богатые группы общества состоит в прогрессивных ставках подоходного налога, пропорциональном характере налога на собственность, освобождении от подоходного налога некоторых минимальных сумм и установлении налоговых льгот. Оптимальная структура налогообложения – та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение общества к этим целям. Главной проблемой налогового регулирования доходов является закономерность: чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения данных преобразований и тем больше избыточное налоговое бремя.
Большая степень прогрессивности налоговых ставок предопределяет большие чистые потери. Для смягчения неравенства в распределении доходов предусмотрены налоговые льготы, которые вступили в действие с 2002 года при осуществлении отчета о доходах за 2001 год.
Справедливо отмечено, что введение плоской ставки налога на доходы физических лиц еще более сократит поступления по нему, и территориальные бюджеты потеряют немало средств. «Единая ставка подоходного налога равнозначна полному отказу от его распределительной функции, что может усилить и без того недопустимую большую социальную дифференциацию населения»1.
Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства, Например, семья, может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи, т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долго, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране.
Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.
2.3 Анализ структуры доходов и расходов населения
Начиная с 1995 г., по решению Правительства Российской Федерации проводится Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Мониторинг введен как государственная система непрерывного наблюдения хода основных социально-трудовых процессов для предупреждения и устранения негативных тенденций.
Отдельным направлением Всероссийского мониторинга являются доходы и уровень жизни населения, а головной организацией по их изучению – Всероссийский центр уровня жизни при Минтруде России.
Изучение доходов и уровня жизни производилось по России в целом, в разрезе региональных группировок населения – по одиннадцати укрупненным экономическим районам и по субъектам Российской Федерации, а также по следующим группам социального достатка:
- бедное население с доходами ниже прожиточного минимума;
- низкообеспеченное население с доходами выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета (такой доход составляет примерно два прожиточных минимума);
- относительнообеспеченное (среднее по доходам) население с доходами выше минимального потребительского бюджета.
Основные результаты мониторинга свидетельствуют о следующем.
В целом по Российской Федерации основные показатели уровня, динамики и структуры доходов населения представлены в табл. 3.
Если говорить об обществе в целом, то его доход следует рассматривать как валовой внутренний продукт или сумму доходов всех экономических субъектов, который также представляет собой стоимость и измеряемую ею часть продукта, произведенного за определенный период времени. Доход индивидуума, домашнего хозяйства, социальной группы – это часть и соответствующая ей стоимость произведенного продукта, которая получается в результате их экономической деятельности. Распределению потребительских благ и предметов потребления, как правило, предшествует распределение доходов. Таким образом, свою долю валового продукта, идущую на удовлетворение личных потребностей, население получает первоначально в виде доходов. Полученные доходы используются далее для приобретения необходимых товаров и услуг.
Таблица 2
Структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах населения (процентах)
1992
1995
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Денежные доходы - всего
100
100
100
100
100
100
100
100
100
в том числе:
доходы от предпринимательской деятельности
8,4
16,4
15,4
12,6
11,9
12,0
11,7
11,6
11,2
оплата труда1)
73,6
62,8
62,8
64,6
65,8
63,9
65,0
63,4
66,4
социальные выплаты
14,3
13,1
13,8
15,2
15,2
14,1
12,8
12,8
13,2
доходы от собственности
1,0
6,5
6,8
5,7
5,2
7,8
8,3
10,3
7,2
другие доходы
2,7
1,2
1,2
1,9
1,9
2,2
2,2
1,9
2,0
Денежные расходы и сбережения - всего
100
100
100
100
100
100
100
100
100
в том числе:
покупка товаров и оплата услуг
72,9
70,5
75,5
74,6
73,2
69,1
69,9
70,4
70,1
обязательные платежи и разнообразные взносы
8,1
5,6
7,8
8,9
8,6
8,3
9,1
9,2
11,3
приобретение недвижимости
0,1
0,1
1,2
1,4
1,8
2,0
2,3
2,4
2,3
прирост финансовых активов
18,9
23,8
15,5
15,1
16,4
20,6
18,7
18,0
16,3
из него прирост, уменьшение (-) денег на
руках у населения
13,6
3,6
2,8
2,0
1,8
2,7
1,8
1,5
1,8
1) Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.
В рыночной экономике основными источниками личных доходов являются:
трудовая деятельность персонала, работающего по найму, и лиц свободных профессий;
предпринимательская деятельность;
собственность;
средства государства и предприятий, распределенные в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе и категории персонала;
личные подсобные хозяйства (ЛПХ).
Первому из указанных источников соответствует доход в виде заработной платы и гонорара; третьему – дивиденды и проценты на капитал; четвертому – трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии и т.д.), а также услуги предприятия своим работникам в виде медицинского обслуживания, повышения квалификации и т.д., пятому – продукты, возможности для отдыха, денежные средства от ЛПХ. Структура личного дохода во многом объективно обусловлена системой государственного устройства, экономической ситуацией, формами собственности, традициями. Одним из отличий России от развитых стран является относительно высокая доля продукции ЛПХ в совокупном доходе населения.
От структуры дохода существенно зависят:
- мотивы, а следовательно, и результаты деятельности людей, что непосредственно связано с экономикой предприятия, региона, страны;
- взаимоотношения между людьми и их группами в производственных коллективах, регионах и стране в целом;
- качество жизни людей, характеризующее степень удовлетворения их материальных, интеллектуальных и духовных потребностей.
Таким образом, структура личных доходов существенно и многообразно влияет на условия жизни людей, деятельность предприятий и других социально-экономических систем.
2.4 Регулирование доходов населения
Региональный аспект регулирования доходов населения становится одним из самых сложных направлений совершенствования регулирования доходов населения на современном этапе. От его успешного решения во многом зависит дальнейший ход экономических преобразований в регионах.
Ситуация с доходами населения в региональном разрезе характеризуется рядом сложных и противоречивых тенденций, свойственных большинству регионов и имеющих свои особенности в каждом отдельно взятом субъекте РФ.
В динамике важнейших показателей в регионах, таких как доходы населения и их дифференциация, масштабы бедности, уровень потребления и некоторых других, в ходе реформирования экономики, возник ряд негативных тенденций, дальнейшее обострение которых может привести к росту социальной напряженности и поставить под угрозу сами реформы.
Государственное регулирование доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.
Методы государственного регулирования доходов и потребления населения представлены в табл. 3.
Таблица 3
Прямые - административные меры
Косвенные – экономические меры
Трансфертные платежи
Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования)
Административное регулирование цен
Индексация и компенсация доходов
Социальные программы
Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины,
Налоговые льготы малоимущим
Государственный контроль цен
Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды
Благотворительные фонды
Одним из наиболее действенных методов государственного регулирования доходов является законодательное установление размера минимальной заработной платы, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Возможен и подход, который устанавливает размер минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы.
Другим действенным рычагом регулирования абсолютных размеров доходов является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги. Индексация доходов населения – одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудов и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).
Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.
К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.
Весьма существенна роль государственной системы налогообложения как механизма регулирования заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налогообложения высоких доходов.
Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговыми органами, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.
Государственное регулирование доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.
Возросло значение коллективно-договорного регулирования доходов и в первую очередь заработной платы. Коллективно-договорное регулирование должно развивать и обеспечивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.
Коллективно-договорная система регулирования социально-трудовых отношений в существенной степени дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.
3. Направления улучшения условий жизни населения
Реформирование ранее действующих систем управления экономикой в России повлекло крупные просчеты и серьезные ошибки, в частности, в организации нормирования и оплаты труда. Это, прежде всего, проявилось (еще на начальном этапе реформ) в выборе целей, методов и способов практического разрешения организационно-экономических проблем, ориентированных на эффективную работу предприятия.
При выборе целей реформирования организации и оплаты труда обозначилось два совершенно разных подхода: первый состоял в том, чтобы все вопросы организации труда и его оплаты сосредоточились в центре; второй, - на уровне предприятия. Последние получили право решения практически всех вопросов организации труда и его оплаты на уровне отдельного предприятия. Последствия таковы: и в том и в другом случае было исключено влияние на уровень оплаты регулирующего воздействия рынка труда, исключен учет отраслевых и территориальных интересов работодателей и работников в вопросах объективного установления уровня и динамики оплаты труда работников, а также поддержания необходимых соотношений в оплате труда.
В ходе подготовки к переходу на рыночные отношения среди управленческой элиты возобладало мнение, что нормы как таковые утрачивают свое значение, поскольку они выполняют главным образом функцию регулирования заработной платы. Подобное утверждение опровергается опытом стран с развитой рыночной экономикой: правильно организовать заработную плату на предприятии невозможно без ее основополагающего элемента - нормирования труда, которое позволяет установить соотношение между объемом затрат труда и размером его оплаты в конкретных организационно-технических условиях.
В практике хозяйствования сложились, по меньшей мере, две тенденции.
Первая - это фактически состоявшееся обесценивание рабочей силы, приведшее к тому, что заработная плата не может выполнять свои воспроизводственные функции, то есть обеспечивать работнику условия для нормальной жизнедеятельности.
Вторая - это процесс возникновения и углубления неоправданной дифференциации заработной платы. Если в 1992 году соотношение в уровнях зарплаты 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% работников с самой высокой зарплатой было 1:6, то в настоящее время это соотношение достигает 1:20. Неоправданная дифференциация наблюдается по всем категориям работающих, по предприятиям одной отрасли, одной территории, по одноименным предприятиям рыночных форм собственности и в рамках одной из форм собственности.
Тенденции обесценивания рабочей силы и неоправданной дифференциации в оплате труда достигли в 1998 году такого размаха, что невольно приходишь к выводу об исчезновении в экономике России заработной платы как экономической категории, о превращении ее в некую социальную выплату работнику, не связанную ни с количеством, ни с качеством результатов труда.
Дееспособность предприятия возможна лишь на базе тесного взаимодействия и координации работ трех управлений: проектного, технологического и организации нормирования труда.
Главный недостаток состоит в том, что заработная плата плохо, а зачастую вообще не связана с конечными результатами труда. Результаты труда коллективны, а оплата - индивидуальна. Чтобы преодолеть это противоречие, надо сделать одно из двух: либо индивидуализировать результаты, либо коллективизировать систему оплаты.
Хотя первый путь объективно исключен, так как в принципе невозможно отделить результаты от их коллективной природы, именно по нему повели нашу экономику осуществляемые с 1985г. преобразования. Теперь, спустя более чем десятилетие, бесперспективность его стала очевидной. Предприятия, которые старались раздробить коллективный интерес на множество частных, потеряли устойчивость и сейчас, чтобы выжить, спешно налаживают те или иные формы объединения. Среди хозяйственников укрепляется понимание, что перспектива связана с коллективными системами поощрения труда.
К аналогичным выводам приходят и зарубежные исследователи. "Имеющиеся обзоры показывают, - что 45% работников уверены в отсутствии прямой связи между размером зарплаты и эффективностью и только 22% считают, что такая связь существует; всего 13% уверены в том, что их зарплата возрастет, если они будут работать более эффективно, а 48% считают, что от этого выиграют только руководство компании и ее владельцы"[5]. Так обстоит дело в США.
В Японии иначе: «Анализ аналогичных данных в японских компаниях, проведенный в 1982г., показал, что 93% работников считают, что увеличение производительности труда обеспечит рост их заработной платы»[6.] Это, конечно, не результат слепой преданности. Оценки свидетельствуют о том, что в 1986г. менее чем на 0.9% американцев распространялась гибкая система премиальных выплат. В Японии доля работников, труд которых оплачивался на основе подобной системы, составляла 28%. Под "гибкой" системой оплаты понимается такая, которая определенную часть заработка ставит в "зависимость от общей эффективности работы компании, обеспечивает возможность избежать увольнений и разовых сокращений базовой зарплаты".
Рассматриваемый источник содержит в высшей степени примечательное признание: "Зачастую сама вероятность увольнения оказывает резко негативное психологическое влияние на работников, снижает стимулы к повышению эффективности своей работы".
Вот перечень вопросов, отнесенных американскими специалистами к числу открытых, и которые также стоят перед нашими хозяйственниками:
каким образом организовать процесс стимулирования роста производительности труда и качества?
какую методику использовать?
какой критерий выбрать в качестве главного - прибыль, производительность или что-то иное?
При изучении данной проблемы заключительный вывод американских исследователей был в пользу коллективного метода формирования заработной платы: "Система оплаты труда должна создаваться таким образом, чтобы обеспечить объединение, а не разобщение работников в рамках фирмы, стимулировать сотрудничество, а не конфликты между работниками".
В нашей стране глубина понимания проблемы среди специалистов и передовых управленцев ничуть не меньше, чем за рубежом. Есть немало предприятий, обладающих собственным подходом к разрешению противоречия между коллективным характером результатов труда и индивидуальной системой оплаты, а также прогрессивными формами и методами организации производства и управления им.
Бригадной организацией труда и заработной платы, позволившей достигать высоких конечных результатов, выделялся Калужский турбинный завод. В нынешних условиях реального приращения конкурентоспособности добиваются: в автомобильной промышленности - ГАЗ и ГоЛАЗ, текстильной – “Трехгорная мануфактура”, швейной - АО “Большевичка” (Санкт-Петербург) и концерн “Панинтер” (Москва), энергетической – АО “Криокор”, химической - “Клинволокно”, электронно-технической - Ижевский радиозавод.
Можно заключить: недостатки действующей системы оплаты обусловлены индивидуальным ее характером. Их преодоление означает не что иное, как коренное изменение самой системы, а именно - превращение ее в коллективно-долевую. В масштабе мировой экономики такой переход уже происходит. В нашей стране предпосылок и возможностей для него не меньше, чем за рубежом.
В первую очередь необходимо уделять особое внимание созданию мотивации к труду.
Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она непосредственно связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда. В заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов.
Для российской ментальности характерно стремление к коллективному труду, признанию и уважению коллег и т.д. Сегодня, когда из-за сложной экономической ситуации трудно обеспечить высокую оплату труда, особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе:
признавать ценность работника для организации, предоставлять ему творческую свободу;
применять программы обогащения труда и ротации кадров;
использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома;
устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией, в которой они работают:
предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путевками, выдавать кредиты на покупку жилья, садового участка, автомашины и т.д.
Попытаемся сформулировать мотивирующие факторы организации труда, которые ведут к удовлетворению потребностей высших уровней.
На своем рабочем месте каждый хочет показать, на что он способен и что он значит для других, поэтому необходимы признание результатов деятельности конкретного работника, предоставление возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других работников.
На рабочих местах следует формировать мировоззрение единой команды: нельзя разрушать возникающие неформальные группы, если они не наносят реального ущерба целям организации.
Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства и не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.
Работнику нужно предоставлять максимально возможную степень самоконтроля.
Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Поэтому так важно обеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать их творческие способности.
Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложит максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если подчиненным, добившимся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия, продвигать их по служебной лестнице.
Заключение
Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что уровень жизни населения России постоянно изменяется. Но если смотреть тенденции этого изменения, то видно явное снижение уровня жизни населения России в последние годы.
На основании изложенного материала сделаем ряд выводов:
Во-первых, несмотря на то, что и доходы, и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается. Это далеко не положительно влияет на благосостояние населения России.
Во-вторых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России имеет несколько отраслей, важнейшей из которых является статистика домашних хозяйств населения. Показатели, изучаемые в данной отрасли, используются в изучении мероприятий по социальной защите населения России.
В-третьих, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть, достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.
В-четвёртых, экономико-статистический анализ уровня жизни населения России проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения. Но, в настоящее время, в нынешней нестабильной экономической ситуации делать это становится все сложнее.
Обеспечение сельскохозяйственных предприятий трудовыми ресурсами и их рациональное использование, рост производительности труда и, на этой основе, повышение оплаты труда – важнейшее условие успешного развития сельского хозяйства и превращение его в высокоэффективную и высокопроизводительную отрасль.
Уровень жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.
Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогов. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.
При нынешней скудности финансовых ресурсов необходимо перейти от принципа социальной помощи всем гражданам к адресной помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Должен быть усилен контроль над использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства. Следует надеяться, что политика в области социальной защиты населения будет более грамотной, что приведет к повышению уровня жизни граждан, обеспечению достойной жизни пенсионеров, сирот, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.
В этих целях первоочередное значение приобретает поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход, заложен в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятом Государственной Думой в апреле 1997 года (отклонён Советом Федерации). Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы.
Библиографический список
Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. – М.: Финстатинформ, 1999.
Генкин Б.М. Эффективность труда и качество жизни. – СПб.: ГИЭА, 1997.
Экономика труда: (социально – трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2003.
Данные Росстата.
Генкин Б.М. Экономика и социалогия труда. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.
Кокина Ю.П. Политика доходов и заработной платы. – М.: Юристъ, 2000.
Павлов К.В. Общая теория социально-экономической политик. - Иж, 1998.
Одегов Ю.Г., Волгин Н.А. Экономика труда. 2002.
Горелова Н.А. Экономика труда. – СПб. 2004.
Олимских Н.Н. Социально-трудовые отношения: формирование, регулирование и развитие. Ижевск, УдГУ, 2006.
Российская газета, № 9 от 14.03.2007.
Елисеева, И.И. Социальная статистика/ под ред. И.И. Елисеевой- 3-е изд.,- М.: Финансы и статистика, 2002 г.
Романов, А.Н. Уровень жизни населения/ А.Н. Романов, В.М Жеребин – М.: Юнити-Дана., - 2002 г.
Абакумова, Н.Н. Политика доходов и заработной платы/ Н.Н Абакумова, Р.Я. Подовалова - Новосибирск: НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, - 1999
Булатов А.С./ Экономика. – М.: 2000 г.
Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли А. Брю / Экономикс – М.: «Республика», 1995г.
Николаева И. П./ Экономическая теория – М.: «Финстстинформ», 1997 г.
Официальный сайт Госкомстата Российской Федерации / www.gks.ru.
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации / www.minfin.ru.
Чепурин М.Н. / Курс экономической теории.
1 Экономическая теория под ред. Николаевой И.П., с.492
2 Экономика под ред. Булатова А.С., с.606
3 Курс экономической теории под ред. Чепурина М. Н., с.442
41Официальный сайт Госкомстата РФ, www.gks.ru
11 Экономика под ред. Булатова А. С., с.611
11 Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2001 год. (Анализ концепции).//Экономист. –2000. - № 11. –с.52
5 Алехина О. Стимулирующий эффект систем заработной платы // Человек и труд. – 1997. - № 1. – С. 91.
6 Там же. С. 91.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ