Гражданско-правовое положение акционерного общества

Введение


В настоящее время тема, касающаяся правового положения акционерных обществ, наиболее актуальна, поскольку на сегодняшний день в России из 2,1 миллиона юридических лиц более половины имеют форму акционерного общества. Некоторые из них учреждены по решению Правительства, значительное число преобразовано путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, многие созданы как дочерние компании или, напротив, холдинги, объединяющие несколько самостоятельных структур, и даже крупные финансово-промышленные группы, контролирующие целые сектора рынка. Наконец, часть акционерных обществ образована путем объединения частных капиталов физических лиц. Во многих акционерных обществах соучредителями выступают иностранные участники корпорации, компании, фирмы, банки, фонды. Более трех тысяч акционерных обществ имеют закрепленные в федеральной собственности акции.

Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже тех, которые сами не могут в силу любых причин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного вклада вместе с высокой его диверсификацией позволяет вкладывать средства не только в весьма перспективные, но и в высоко рискованные проекты, существенно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса. Имеется также множество других положительных сторон акционерной формы собственности, делающие ее поистине универсальной и применимой везде, где есть необходимость и возможность ограничить масштабы ответственности предпринимателя.

Последнее обстоятельство особенно важно в условиях нестабильной российской экономики, когда непредвиденная обстановка производства может привести к огромным убыткам, долгам, на погашение которых может не хватить всего имеющегося имущества. Подобной опасности подвергаются индивидуальные предприниматели и некоторые юридические лица, имеющие другую организационно-правовую форму.

Акционерные общества позволяют более эффективно использовать материальные и другие ресурсы, оптимально сочетать личные и общественные интересы всех участников. Акционерные общества, являющиеся основной формой организации современных крупных предприятий и организаций во всем мире, представляют собой наиболее совершенный правовой механизм по организации экономики на основе объединения имущества частных лиц, корпораций различного вида и иных органов.

В первой главе раскрыт порядок учреждения акционерного общества, дано наименование АО и отражен порядок прекращение общества. Также сформированы принципы и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества.

Во второй главе раскрывается понятие ценных бумаг и их виды в акционерном обществе. Представлена реализация акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров.

В третьей главе перечислены и раскрыты особенности правового статуса акционерного общества и рассмотрена категория единоличного органа акционерного общества.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение акционерного общества как объекта гражданско-правового регулирования.



1. Гражданско-правовое положение акционерного общества


1.1 Порядок учреждения акционерного общества


Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, отвечают солидарно по обязательствам АО в пределах неоплаченной стоимости принадлежащих им акций.

Отличительным признаком этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности является формирование уставного капитала за счет размещения эмиссионных ценных бумаг – акций, удостоверяющих обязательственные права участников по отношению к обществу.

Выбытие акционера из состава общества возможно только посредством отчуждения принадлежащих ему акций, но не выдела принадлежащей доли имущества или выплаты ее денежного эквивалента. АО подразделяются на два типа открытые и закрытые.

Отличия открытого акционерного общества от закрытого:?

  1. Условия и порядок размещения акций и права акционеров по их отчуждению и преимущественному приобретению. Акционеры ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять открытую их продажу.

  2. Для ЗАО законодательно установлено ограничение по количеству участников – не более 50 акционеров.

  3. ОАО обязано публично вести дела: публиковать в средствах массовой информации годовой отчет, проспект эмиссии, сообщения о проведении общего собрания акционеров и пр. Данное требование имеет целью обеспечение информацией потенциальных инвесторов ОАО, которые приобретают акции путем открытой подписки. ЗАО обязано раскрывать информацию о своей деятельности только в случаях, специально оговоренных в законодательстве, например при публичном размещении облигаций или иных ценных бумаг.

Особой разновидностью закрытого акционерного общества является народное предприятие, или акционерное общество работников. Народные предприятия являются переходной формой от АО к производственным кооперативам.

Участники АО владеют его акциями и называются акционерами. Акционерами могут быть любые юридические и физические лица, в том числе не являющиеся предпринимателями, если в отношении них федеральными законами не установлены специальные ограничения. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть акционерами, если иное не установлено федеральными законами. Акционерные общества, так же как и ООО, могут иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Единственным учредительным документом АО является устав общества. В Уставе АО содержатся наиболее важные сведения об обществе: его фирменное наименование, местонахождение, тип (открытое или закрытое), количество, номинальная стоимость, категории и типы акций, права акционеров, размер уставного капитала, структура и компетенция органов управления общества, порядок подготовки и проведения общего собрания, сведения о филиалах и представительствах общества, иные положения, предусмотренные Законом об АО или принятые акционерами, если иное не противоречат федеральным законам.

Устав АО является основополагающим нормативным актом, принимаемым самим обществом, и создает правовою базу для принятия его внутренних документов. Уставный капитал АО объявляется при его учреждении и составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Уставный капитал общества должен быть заполнен учредителями в размере 50% в трехмесячный срок с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен уставом АО, остальные 50% вкладов в оплату акций должны быть внесены в течение одного года. При этом до оплаты 50% акций, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением АО.

Заполнение уставного капитала или оплата акций может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций общества при его учреждении определяются договором о создании общества или уставом об их размещении.

Денежная оценка имущества, ценных бумаг, имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями, в дальнейшем – советом директоров общества. Уставный капитал АО может быть увеличен двумя способами: путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Права акционеров реализуются через владение акциями. Управление акционерным обществом осуществляется органами, а не акционерами непосредственно.

К органам управления АО относятся:

  1. Высший орган управления обществом0общее собрание акционеров.

  2. Совет директоров (наблюдательный совет).

  3. Исполнительные органы АО – по усмотрению самого общества в составе коллегиального (правление, дирекция) и единоличного органов (генеральный директор, директор) или только единоличного органа управления.

Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. В обществе с числом акционеров-владельцев голосующих акций менее 50 уставом общества функции совета директоров могут быть возложены на общее собрание акционеров.

Основными целями деятельности совета директоров являются обеспечение прав и законных интересов акционеров, осуществление постоянного контроля за деятельностью исполнительных органов общества, гарантирование полноты, достоверности и объективности публичной информации об обществе, а также разработка стратегии развития общества, направленной на обеспечение высокой конкурентоспособности его продукции (работ, услуг) и устойчивого финансово-экономического положения.

Исполнительные органы общества имеют остаточную компетенцию и осуществляют текущее руководство деятельностью АО. В своей деятельности они подчинены общему собранию акционеров и совету директоров. По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа на договорной основе могут быть переданы управляющей организации или управляющему. Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляет ревизионная комиссия, избираемая ежегодно общим собранием акционеров большинством голосов.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. №208ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об АО) акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица, разделения, выделения, преобразования).

Таким образом, определено два возможных варианта учреждения акционерного общества. Названные в ст. 8 Закона об АО способы создания акционерного общества изложены в исчерпывающем перечне, который предполагает расширенное толкование. Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица в формах, указанных в данной статье. Таким образом, создание акционерного общества обусловлено волеизъявлением его учредителей.

Целесообразно обратить внимание на то, что в приведенном перечне возможных форм реорганизации акционерного общества не указана такая форма реорганизации, как присоединение. Между тем согласно п. 2 ст. 15 Закона об АО реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения и преобразования. Такие же формы реорганизации предусмотрены и в п. 1 ст. 57 ГК РФ.

Присоединение общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому, уже существующему обществу. После завершения реорганизации присоединяемое общество прекращает существование, а принадлежавшие ему права и обязанности реализует общество, к которому осуществлялось присоединение. Таким образом, при присоединении новое юридическое лицо не возникает, а изменяется лишь объем прав и обязанностей общества, к которому осуществлялось присоединение. Общество считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 8 Закона об АО). Факт государственной регистрации завершает процедуру создания акционерного общества и означает возникновение нового юридического лица.

Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.

Решение учредителей акционерного общества об его учреждении – это решение собрания учредителей. Такое решение должно быть оформлено письменно в качестве самостоятельного документа, являющегося приложением к протоколу учредительного собрания, или должно содержаться непосредственно в протоколе собрания. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» называет решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ.

В случае если у общества один учредитель, решение об учреждении акционерного общества является не коллегиальным, а единоличным актом. Такой учредитель должен письменно оформить решение о создании акционерного общества и подписать его, а если учредитель является юридическим лицом – также и удостоверить решение оттиском круглой печати.

Решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества. Решение об учреждении общества, утверждении его устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций общества, принимается учредителями единогласно (п. 2 ст. 9 Закона об АО).

Таким образом, указанные решения считаются принятыми, если за них проголосовали все учредители (физические лица и (или) представители юридических лиц), участвующие в учредительном собрании, независимо от количества голосующих акций, которые намеревается оплатить тот или иной учредитель. Для введения в действие Закона об АО для принятия таких решений было необходимо большинство голосов учредителей общества, т.е. по данному вопросу голосовали не акции, а лица. Таким образом, законодатель обеспечивает применение основных правил принятия решений общим собранием участников акционерного общества по указанным вопросам уже с момента учредительного собрания, в котором участвуют только учредители.

Смысл данной нормы заключается в том, чтобы обеспечить решающее влияние крупных акционеров на процессы организации управления в создаваемом обществе, а в дальнейшем – их контроль над принятием управленческих решений органами акционерного общества. В определенных случаях права таких акционеров вообще могут быть принудительно прекращены по правилам, установленным Законом об АО.

При учреждении общества учредители могут утвердить аудитора общества. В этом случае решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей общества и принятое ими решение об утверждении аудитора общества.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона об АО учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного каптала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

Договор о создании акционерного общества по сути, имеет значение договора о совместной деятельности поэтому он не может быть отнесен к учредительным документам общества. Именно из данного понимания роли договора о создании имущества исходят Гражданский кодекс РФ и Закон об АО. Прежде Положение об АО определяло роль заявки на регистрацию общества как формального договора между учредителями и относило такой договор к числу учредительных документов акционерного общества.

Договор о создании акционерного общества, являющийся со своей природе договором о совместной деятельности, отличается от учредительного договора как учредительного документа некоторых видов юридических лиц. Прежде всего, это отличие состоит в том, что договор о создании акционерного общества необходим только при создании общества и утрачивает свое значение с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица в связи с исполнением сторонами своих обязательств, обеспечивающих достижение указанной цели.

Роль договора о создании акционерного общества как договора о совместной деятельности признана «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах». Поэтому при рассмотрении спора о признании договора о создании такого хозяйственного общества недействительным суды должны руководствоваться соответствующими нормами ГК РФ о недействительности сделок.

В случае несоответствия указанного договора требованиям закона или иных правовых актов он является ничтожным (т.е. не влечет юридических последствий) полностью или в соответствующей части независимо от признания его таковым судом (ст. 168 ГК РФ). Поскольку ГК РФ исключает возможности предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной, с таким иском может обратиться в суд любое заинтересованное лицо с учетом подведомственности спора. Подобного рода иски могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, установленного п. 1 ст. 181 ГК РФ (срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки).

ГК РФ определяет требования к содержанию договора о создании акционерного общества и требования к его форме. Согласно ст. 98 ГК РФ такой договор заключается в простой письменной форме, что не лишает учредителей общества права придать ему и нотариальную форму. Следует подчеркнуть, что из законодательства не вытекает обязательность нотариального удостоверения данного договора, и придание ему нотариальной формы зависит только от усмотрения учредителей общества.

К требованиям ГК РФ (п. 1 ст. 98), касающимся содержания договора о создании общества, Закон об АО добавляет следующие дополнительные сведения, которые должны быть обязательно отражены в договоре:

  • Категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей;

  • Размер и порядок их оплаты;

  • Права и обязанности учредителей по созданию общества.

Целесообразно учитывать также следующие обстоятельства. Поскольку, как уже отмечалось, договор о создании акционерного общества является договором о совместной деятельности, к нему применимы общие нормы ГК РФ о договорах, установленные в гл. 27–29 ГК РФ. Кроме того, отношения, возникающие между учредителями акционерного общества до государственной регистрации соответствующего юридического лица подобны отношениям товарищей в простом товариществе. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли ли достижения иной, не противоречащей закону цели. Именно такова сущность и договора о создании акционерного общества, с той лишь разницей, что сторонами договора о совместной деятельности, правила о котором установлены в гл. 55 ГК РФ, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, в то время как Закон об АО по понятным причинам допускает участие в акционерном обществе любых граждан, а не только индивидуальных предпринимателей. Однако, несмотря на неполное совпадение субъектного состава возможных сторон договора о совместной деятельности и договора о создании акционерного общества, а при создании акционерного общества вполне допустимо при подготовке договора о его создании ориентироваться также на правовые нормы, установленные ст. 1041–1054 ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 98 ГК РФ учредители акционерного общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его государственной регистрации. Это отличает договор о создании общества от обычного договора о совместной деятельности, предусматривающего долевую ответственность его участников перед кредиторами. В дальнейшем сделки, заключенные учредителями при создании акционерного общества, могут получить одобрение общего собрания, и тогда ответственность по этим сделкам возлагается на общество (о солидарной ответственности).

Последовательность действий учредителей по созданию акционерного общества в общем виде может быть определена так:

  1. Подготовка договора о создании общества и его заключение (по желанию – также придание ему нотариальной формы);

  2. Подготовка проектов документов и решений, подлежащих рассмотрению и утверждению на учредительном собрании;

  3. Согласование разногласий и подготовка окончательной редакции указанных документов;

  4. Определение даты, времени, места и формы проведения учредительного собрания;

  5. Проведение учредительного собрания с принятием решений, указанных в ст. 9 Закона об АО;

  6. Представление учредительных и иных документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Особенности учреждения общества участием иностранных инвесторов могут быть предусмотрены федеральными законами. С указанного момента на общества, создаваемые с участием иностранных инвесторов, распространяется действие Закона об АО, за исключением норм, определяющих порядок учреждения обществ, в части, относящейся к особенностям, установленным специальными нормами.

До 1 января 2002 г. акционерные общества с участием иностранных инвесторов создавались в соответствии с федеральными законами Российской Федерации об иностранных инвестициях. В настоящее время особенности учреждения акционерных обществ с участием иностранных инвесторов регулируются не только Федеральным законом от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», но и другими федеральными законами.


1.2 Наименования акционерного общества, порядок прекращения общества


Общество должно иметь полное и сокращенное наименование на русском языке. Сокращенное фирменное наименование общества должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру «ЗАО» или «ОАО». Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

1. Общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

2. Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено.

В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

3. Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.


1.3 Принципы и порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества


Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Особенности реорганизации общества – субъекта естественной монополии, более 25 процентов акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества.

Другие основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.

Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации обществ и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения – с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом кредиторов общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

Передаточный акт, разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлены передаточный акт, разделительный баланс.

Договором о слиянии, договором о присоединении или решением о реорганизации общества в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен особый порядок совершения реорганизуемым обществом отдельных сделок и (или) видов сделок или запрет на их совершение с момента принятия решения о реорганизации общества и до момента ее завершения. Сделка, совершенная с нарушением указанного особого порядка или запрета, может быть признана недействительной по иску реорганизуемого общества и (или) реорганизуемых обществ, а также акционера реорганизуемого общества и (или) реорганизуемых обществ, являвшегося таковым на момент совершения сделки.

В случае, если договором о слиянии или решением о реорганизации общества в форме разделения, выделения, преобразования предусмотрено указание об аудиторе создаваемого общества или создаваемых обществ, такие договор или решение должны содержать:

  1. Наименование, сведения о месте нахождения – для аудиторской организации;

  2. Имя, данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), – для предпринимателя, осуществляющего аудиторскую деятельность без образования юридического лица.

Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

В случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

В случае если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об акционерных обществах». Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров. Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 75 Федерального закона «Об акционерных обществах»;

  • во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;

  • в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами – владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам – владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами – владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество – прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.



2. Ценные бумаги как объект гражданских прав


2.1 Понятие ценных бумаг и их виды в акционерном обществе


В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации ценные бумаги признаются объектами гражданских прав и являются вещами. Более конкретное указание на правовую природу данных объектов содержится в п. 2 ст. 130 ГК РФ, согласно которому ценные бумаги суть движимых вещей.

Несмотря на прямое указание современного гражданского законодательства о «вещности» ценной бумаги, вопрос о природе ценной бумаги не утратил своей актуальности во многом благодаря появлению бездокументарных ценных бумаг. Тенденция дематериализации отдельных видов ценных бумаг самым непосредственным образом оказала влияние на общее понятие ценных бумаг, в связи с чем одни исследователи настаивают сегодня на неадекватности правового регулирования ценных бумаг с позиции классической теории, другие – на преемственности традиций российского гражданского права и сохранения выработанной в конце XIX века логики построения института ценных бумаг.

Возможность существования определенного вида ценных бумаг только в форме «без документа» еще сильнее обнаружила кризис современной теории ценных бумаг, проявляющийся прежде всего в явном противоречии норм федерального закона, касающихся определения ценной бумаги, нормам ГК РФ как основного источника гражданского законодательства.

Указанное несоответствие можно продемонстрировать на простом примере. Согласно ст. 143 ГКРФ акция относится к ценным бумагам. Таково было общепринятое мнение и в литературе. Правильность его считалась настолько очевидной, что обычно даже не подкреплялась никакими доказательствами.

Федерального закона о РЦБ, акция с 2003 г. может существовать исключительно в бездокументарной форме, что не позволяет отнести ее к разряду ценных бумаг в силу определения Кодексом ценной бумаги как документа, т.е. вещи, существующей в объективной форме, доступной физическому восприятию человеком. Соответственно в связи с принятием Федерального закона о РЦБ и сложившейся практикой оборота бездокументарных акций утверждение о том, что акция – ценная бумага, в настоящее время не является столь же бесспорным. Так, например, по-мнению В.А. Белова, «акции как ценные бумаги постепенно сделались чисто номинальным понятием, не имеющим какого-либо юридического значения».

Безусловным признаком вещей, признаваемых таковыми юридически, является их ценность для человека, которая определяется наличием у нее своих собственных полезных свойств. В случае с ценными бумагами потребительская стоимость и интерес к присвоению определяются совокупностью прав, составляющих содержание ценной бумаги, но отнюдь не самим документом как предметом материального мира.

Утверждение о том, что с экономической точки зрения любая ценная бумага не является вещью, поскольку этот объект ценен только в силу социальных свойств, можно считать общепризнанным в юридической литературе. В экономической литературе под ценой бумагой понимается особый товар, который обращается на особом, своем собственном, рынке – рынке ценных бумаг, но не имеет ни вещественной, ни денежной потребительной стоимости, т.е. не является материальным товаром. «Ценная бумага – это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход».

Изложенное подтверждает вывод об условности отнесения ценных бумаг к вещам даже в случае наличия документарной формы закрепления прав. Ценная бумага, закрепляющая определенные обязательственные права, исторически возникла как объект вещных прав, однако вследствие такого искусственного «овеществления» ценная бумага не стала вещью в собственном смысле этого слова, указанный прием лишь позволил без особых препятствий включить права в имущественный оборот наподобие реальных вещей.

В связи с этим, право овеществляется в бумаге, юристы подразумевают лишь тесную связь между данным правом и документом. Двойственная природа ценной бумаги, включая бездокументарную, как объекта права является тем всеобъемлющим характерным признаком, который позволяет выделить ценную бумагу из общего ряда объектов гражданских прав, в том числе и из категории вещей, к которой законодатель отнес ценные бумаги.

Таким образом, ценная бумага порождает два основных вида правоотношений – вещные и обязательственные. Вещные правоотношения возникают по поводу принадлежности ценной бумаги конкретному владельцу и определяют отношения между ним и всеми другими лицами. При этом применительно к ценной бумаге как объекту вещного права могут возникать и обязательственные правоотношения, непосредственно связанные с приобретением или отчуждением ценной бумаги, будучи относительными, возникают при установлении правовой связи строго между указанными участниками обязательства.

Первую группу отношений можно классифицировать как внешнюю сторону «ценнобумажных» отношений, а вторую – как внутреннюю сторону этих отношений.

Представители бездокументарной ценной концепции, исходя из ГК РФ и норм Федерального закона о РЦБ, предлагают сконструировать единое понятие ценной бумаги по принципу тождества сущности ценных бумаг, которое позволило бы применить ко всем ценным бумагам вено – правовые институты.

Логика данной концепции с одной стороны, состоит в том, что если рассматривать права из ценной бумаги как ее сущность, то исчезнет необходимость придавать какое-либо значение форме обособления прав, с другой – дематериализации ценной бумаги не должна повлиять на вещный характер прав в отношении такой «бумаги».

В обоснование подхода его сторонники используют многообразные приемы (юридические конструкции, фикции, аналогии, понимание вещей в широком смысле и т.п.), хотя наиболее распространенными теоретическими основами бездокументарной концепции следует признать теорию о бестелесных вещах и близкую, но не тождественную ей теорию «права на право».

Прежде всего, следует отметить так называемую информационную теорию ценных бумаг, которая предполагает наличие у ценной бумаги тройственной правовой природы. Наряду с двуединой характеристикой ценной бумаги как вещи и права указывает на существование информации о правах, которая «является исковым реальным объектом гражданских прав применительно к бездокументарным ценным бумагам».

И наконец, некоторые современные исследователи ценных бумаг предпринимают попытки категорического отрицания возможности применения вещно-правовых элементов к ценным бумагам даже в случае существования ценной бумаги в форме документа.

Так, за незначительными исключениями отрицает наличие в ценной бумаги вещно-правового начала, так как документ, являющийся отражением закрепленного в нем обязательственного права есть обязательство, но не вещь, а также полагает, что применение норм вещного либо обязательственного права взамоисключает друг друга. «Под термином «ценная бумага» необходимо подразумевать право требования – свободно обращаемое обязательство, выраженное на некоем носителе, таким образом «ценная бумага – не вещь, но вид контракта (договора)».

Указанные выше заключения сформулированы, исходя из фрагментарных положений ГК РФ и Федерального закона о РЦБ, которые свидетельствуют исключительно об обязательственной природе ценных бумаг. Вместе с тем нормы гражданского законодательства, подчеркивающие вещную природу ценных бумаг, признаны исследователем «ошибками законодательства». Изучение логики рассуждений данной концепции позволило сделать предположение о несколько одностороннем подходе к изучение проблемы.

Кроме того, что ценная бумага есть лишь разновидность контракта, предполагает распространение на отношения, возникающие из ценной бумаги, общих норм обязательственного права, тогда как оборот прав, закрепленных ценными бумагами, в действительности подчиняется особыми правилами.

Таким образом, даже краткий анализ наиболее жизнеспособных (документарной и бездокументарной) концепций позволил прийти к выводу об одинаковой степени обоснованности и одновременно о наличии существенных недостатков.

Однако подобные изыскания возможны только в целях внесения предложений по улучшению гражданского законодательства, поскольку Гражданский кодекс не дает возможности рассматривать бездокументарные ценные бумаги за пределами таких категорий, как вещь или право. Отношения, опосредующие жизнь ценной бумаги, всегда предполагают дуализм ценной бумаги, в связи с чем любая ценная бумага предполагает наличие вещно – правовых отношений, возникающих по поводу принадлежности ценных бумаг как объектов гражданского права, и обязательственно – правовых (относительных), связанных с осуществлением прав, удостоверенных самой ценной бумагой.


2.2 Реализация акций, выкупленных акционерным обществом у акционеров


Законодательством об акционерных обществах предусмотрены случаи, когда акционерное общество по требованию своих акционеров владельцев голосующих акций обязано выкупить принадлежащие им акции. Согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208ФЗ «Об акционерных обществах» это может бытъ в случае:

  1. Реорганизации акционерного общества или совершения крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров в соответствии с п. 2 ст. 79 Закона об акционерных обществах, если акционеры голосовали против принятия решения о реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам;

  2. Внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих права-акционеров, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.

Акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров в указанных случаях, зачисляются на баланс акционерного общества, являются его собственностью, но не предоставляют права голоса на общих собраниях акционеров. Кроме того, по таким акциям не начисляются и не выплачиваются дивиденды.

Закон установил особый порядок действий акционерного общества с выкупленными у акционеров акциями. Согласно п. 1 ст. 34 указанные акции должны быть реализованы обществом в течение одного года со дня их выкупа по цене не ниже их номинальной стоимости. Нарушение этого требования Закона об акционерных обществах влечет за собой следующие последствия.

Во-первых, если акционерное общество не реализовало в течение года выкупленные акции третьим лицам по указанной цене, то оно обязано в разумный срок принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Уставный капитал в этом случае должен быть уменьшен на сумму, соответствующую общей номинальной стоимости выкупленных акций.

Во-вторых, если решение об уменьшении уставного капитала акционерным обществом все же не принято, то уполномоченные органы государственной власти вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации акционерного общества.

Возможность наступления данных негативных последствий заставляет обратить особое внимание на процедуру реализации акций, выкупленных акционерным обществом по требованию акционеров. Прежде всего, необходимо четкое соблюдение установленного годичного срока. Реализация выкупленных акций должна произойти не позднее одного года со дня их выкупа.

Помимо этого особое внимание необходимо обратить на стоимость акций, по которой планируется произвести их реализацию. Это продиктовано не столько требованиями законодательства об акционерных обществах, сколько нормами налогового законодательства.

Дело в том, что в связи с реализацией акционерным обществом собственных акций, выкупленных у акционеров, у него появляется обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль, возникающую в результате продажи собственного имущества.

Поэтому цена акций, подлежащих реализации, имеет существенное значение, ведь именно она является основным показателем для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Пункт 1 ст. 34 Закона об акционерных обществах обязывает общество реализовать выкупленные акции по цене не ниже их номинальной стоимости. Столь абстрактная норма Закона не должна вводить в заблуждение о том, что реализация таких акций возможна по любой обоюдно приемлемой сторонами сделки цене, лишь бы она не была ниже номинала акции. Налоговое законодательство иначе подходит к вопросу ценообразования, нежели законодательство гражданское. Для правильного исчисления и уплаты налогов используется понятие рыночной стоимости имущества.

Согласно п. 1 ст. 40 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Несмотря на данную презумпцию, налоговые органы при проверке правильности исчисления налога на прибыль от операции купли-продажи акций могут сделать вывод о том, что указанная сторонами сделки цена не соответствует уровню рыночных цен. Если в результате такого несоответствия цена, указанная сторонами сделки, окажется ниже рыночной цены, то акционерное общество будет привлечено к налоговой ответственности, в частности в виде доначисления налога на прибыль.

Поэтому при совершении сделки купли-продажи выкупленных акций необходимо соответствующим образом обосновать цену этого имущества во избежание претензий со стороны налоговых органов.

Существуют, по меньшей мере, два варианта определения рыночной цены акций, выкупленных у акционеров.

Первый вариант заключается в привлечении независимого оценщика для определения рыночной стоимости имущества в соответствии с п. 2 ст. 77 Закона об акционерных обществах. Независимый оценщик по договору и за вознаграждение определит рыночную цену акций, даст соответствующее заключение, которое в дальнейшем может быть представлено и в налоговые органы для подтверждения правильности исчисления налога на прибыль. Для осуществления оценочной деятельности необходима соответствующая лицензия, в наличии которой необходимо убедиться до заключения договора на проведение оценки.

Данный вариант представляется наиболее целесообразным, поскольку бремя проведения оценки перемещается с сотрудников акционерного общества на профессионального оценщика. Кроме того, акционерное общество получает в распоряжение документ о рыночной стоимости реализуемых акций и сможет подтверждать ее всякий раз, когда этого потребуют обстоятельства.

Положительным является также и тот факт, что независимый оценщик, определяя цену акций, учтет и положения налогового законодательства о рыночной цене имущества.

Согласно закону об акционерных обществах привлечение независимого оценщика для определения цены акций, выкупленных у акционеров и подлежащих реализации, не является обязательным. Это обстоятельство позволяет говорить о втором варианте определения рыночной цены акций. Этот вариант предполагает, что стоимость акций, подлежащих реализации, будет самостоятельно определять акционерное общество.

Учитывая, что Законом об акционерных обществах определение цены акций, выкупленных у акционеров и подлежащих реализации, прямо не отнесено к компетенции какого-либо органа управления акционерного общества, можно сделать вывод о том, что эту цену вправе определить любой орган управления, в том числе и исполнительный.

Устав акционерного общества может содержать норму, относящую определение цены акций в рассматриваемом случае к компетенции конкретного органа управления. Это означает, что цена должна определяться именно указанным в уставе органом.

Если же устав не содержит подобного рода указаний, то цену вправе определить любой орган общества. Наиболее приемлемым вариантом в этом случае будет определение цены советом директоров (наблюдательным советом), поскольку порядок созыва его заседаний отличается оперативностью и требует меньше формальных процедур, в отличие от созыва общего собрания акционеров.

Когда орган, уполномоченный принимать решение о цене акций, подлежащих реализации, известен, необходимо решить вопрос о том, какими показателями должен руководствоваться этот орган, чтобы обоснованно определить стоимость этого имущества.

Ответ на данный вопрос необходимо искать именно в налоговом законодательстве, поскольку претензия о необоснованности акций может возникнуть, прежде всего, со стороны налоговых органов.

Ст. 280 НК РФ устанавливает особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при совершении операции с ценными бумагами. Именно нормы этой статьи позволят компетентному органу общества правильно и обоснованно определить цену акций. Использование положений ст. 208 НК РФ позволит застраховать акционерное общество и от претензий налоговых органов.

Указанная статья предписывает исчислять налоговую базу по налогу на прибыль исходя из стоимости ценных бумаг, являющихся предметом той или иной операции, устанавливая при этом различный порядок определения рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, и ценных бумаг, не обращающихся на таковом.

Напомним, что для целей исчисления налога на прибыль ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, признаются ценные бумаги, отвечающие одновременно следующим условиям:

  • если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;

  • если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть представлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

  • если по ним рассчитывается рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством (п. 3 ст. 280 НК РФ).

Ценная бумага, не отвечающая данным условиям, считается не обращающейся на организованном рынке.

Определение цены акции, обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, не составляет трудности, т. к. цену определяет сам рынок. Налоговое законодательство также предписывает акционерному обществу, реализовавшему акции, исчислять налоговую базу по налогу на прибыль именно исходя из фактической цены-реализации или иного выбытия акции, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с ней, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки (п. 5 ст. 280 НК РФ).

Эта позиция подтверждается и нормами Закона об акционерных обществах. Согласно п. 2 ст. 77 для определения рыночной стоимости ценных бумаг, цена покупки или цена спроса и цена предложения которых регулярно опубликовываются в печати, должна быть принята во внимание эта цена покупки или цена спроса и цена предложения, а привлечение независимого оценщика не обязательно.

Иначе обстоит дело с акциями, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Их цена спроса и предложения не публикуется в печати, не определяются рыночные котировки, в связи с чем стоимость таких акций должна определяться расчетным методом.

Совету директоров при определении цены таких акций рекомендуется руководствоваться п. 6 ст. 280 НК РФ, согласно которому налоговые органы признают фактическую цену реализации акций за рыночную, если соблюдено хотя бы одно из следующих условий; фактическая цена сделки по реализации акций находится в интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев;

отклонение фактической цены сделки по реализации акций находится в пределах 20% в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг в соответствии с установленными им правилами по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.

Определить цену с учетом данных положений представляется возможным только в отношении акций, которые идентичны или однородны с акциями, обращающимися на рынке ценных бумаг Если же определяется цена акции, у которой нет идентичных или однородных акций, обращающихся на рынке ценных бумаг, либо информация о таких акциях отсутствует в общедоступном виде, то налоговые органы признают фактическую цену акции, реализованной акционерным обществом, за рыночную в том случае, если эта цена отличается от расчетной цены данной акции не более чем на 20%.

Расчетная цена в указанном случае определяется с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для расчета. Одним из допустимых методов определения расчетной цены, на который прямо указывает налоговое законодательство, является метод чистых активов эмитента.

Суть его в том, что цена реализуемой акции определяется исходя из величины чистых активов акционерного общества, осуществившего ее эмиссию. Для рассматриваемого случая метод чистых активов наиболее приемлем, поскольку акционерное общество реализует собственные акции и в полном объеме владеет информацией о величине собственных чистых активов.

Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ утвержден совместным приказом Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Цена акции с использованием метода чистых активов определяется путем деления суммы чистых активов акционерного общества на количество акций.

Полученная таким способом цена одной акции может смело применяться акционерным обществом в сделке по реализации выкупленных у акционеров собственных акций. Данная методика позволяет исключить негативные налоговые последствия в виде доначисления налога на прибыль.

Акционерное общество вправе, конечно, реализовать собственные акции по меньшей цене, чем цена, полученная расчетным путем. С точки зрения гражданского законодательства негативных последствий в этом случае не наступает, главное, чтобы акции были реализованы не дешевле их номинальной стоимости. При этом можно и проигнорировать негативные налоговые последствия, уплатив впоследствии за счет собственных средств доначисленный налог на прибыль, штраф, пеню, ведь факт привлечения к налоговой ответственности не может служить основанием для признания недействительной сделки купли-продажи акций.



3. Правовой аспект исполнительных органов акционерного общества


3.1 Особенности правового статуса акционерного общества


Федеральный закон от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) предусматривает создание в акционерном обществе исполнительных органов, которые осуществляют руководство текущей деятельностью.

Российское акционерное законодательство устанавливает достаточно громоздкую систему управления, и фактически у нас действует два исполнительных органа – совет директоров (наблюдательный совет) и собственно исполнительные органы. Поэтому неудивительно, что исследователи вынуждены при анализе соответствующих положений законодательства различных государств сравнивать полномочия директоров и управляющих, с одной стороны, и совета директоров и исполнительных органов- с другой.

Структура исполнительных органов определяется уставом конкретного акционерного общества. Если устав предусматривает наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, необходимо четко распределить компетенцию между ними. При этом лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет также функции председателя коллегиального органа.

Это указание закона может привести к выводу о том, что законодатель в данном случае исходит из единства исполнительного органа: единоличный исполнительный орган фактически действует как составная часть коллегиального исполнительного органа. Не случайно Закон четко устанавливает, что компетенция между двумя разновидностями исполнительных органов при их одновременном существовании должна быть разделена. Единстве исполнительного органа свидетельствует то, что решения, принятые коллегиальным исполнительным органом, реализуются не иначе как через действия единоличного коллегиального органа. Если согласиться с этим, то можно сделать вывод о единстве всех органов общества, поскольку решения всех органов управления реализуются, как правило. через действия единоличного исполнительного органа, так как именно этот закон действует от имени общества без доверенности. Такой вывод необоснован, Закон об АО устанавливает относительную самостоятельность органов акционерных обществ, выражающуюся о том, что решения каждого из органов принимаются только в пределах его компетенции.

Закон об АО предусматривает, что в некоторых случаях совет директоров общества может принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа даже тогда, когда образование исполнительных органов уставом отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

Закон об АО различает две ситуации применительно к рассматриваемому вопросу:

  1. Совет директоров вправе в любое время приостановить полномочия единоличного исполнительного органа. Причем основания для этого могут быть самые разные, поскольку в Законе ничего конкретного об этом не сказано.

  2. Другой случай рассчитан на ситуации, когда единоличны исполнительный орган или управляющая организация не могут исполнять свои обязанности. Это могут быть самые различные обстоятельства (например, длительная болезнь, смерть, переход на государственную службу, осуждение к лишению свободы лица, занимающего указанные ранее должности, ликвидация организации).

Закон не приводит даже примерного перечня таких обстоятельств. Как в том, так и в другом случае одновременно с принятием решения о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа совет директоров должен принять решение о назначении временного исполнительного органа и назначить внеочередное общее собрание акционеров, повестка дня которого должна содержать вопросы: о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа или о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему).

Согласно п. 2 ст. 69 Закона об АО компетенцию исполнительного органа входит решение вопросов руководства текущей деятельностью общества. Однако Закон не уточняет, что понимается под текущей деятельностью.

В русском языке одно из значений слова «текущий» – относящийся к очередным, повседневным делам, нуждам, обязанностям. То есть с текущими делами общество встречается каждый рабочий день. Таким образом, в отличие от других органов управления исполнительные органы выполняют свои функции постоянно.

Поскольку законодательство определяет компетенцию исполнительных органов лишь в общем виде, большое значение в этом смысле должно отводиться локальным актам общества. Вообще российская практика пошла по пути детализации компетенции исполнительных органов во внутренних документах акционерного общества. Исследователи отмечают, что во многих компаниях, таких как «Лукойл», «Татнефть», «Ленэнерго», компетенция исполнительных органов детализирована. Прежде всего, нужно отметить, что, если в обществе создаются одновременно единоличный и коллегиальный исполнительные органы, устав должен разграничить их компетенцию. При этом необходимо учитывать специфику правового положения единоличного исполнительного органа – это единственный орган общества, который формирует волю общества, а также изъявляет ее вовне.


3.2 Категория единоличного исполнительного органа акционерного общества


Некоторые вопросы могут относиться к компетенции только единоличного исполнительного органа. Во-первых, это вопросы, связанные с «внешней» деятельностью акционерного общества. Сюда относится заключение сделок от имени общества, а также представление его интересов в отношениях с другими субъектами гражданского права, органами государственной власти и местного самоуправления. Причем соответствующие действия совершаются им без доверенности.

Как представляется, никто кроме единоличного исполнительного органа не вправе выступать от имени общества без доверенности. Акционеры общества, председатель совета директоров, члены правления, заместители генерального директора для выступления от имени общества должны получать доверенность.

Думается, что Закон об АО предусмотрел, что в обществе в обязательном порядке должен создаваться единоличный исполнительный орган именно потому, чтобы не возникала путаница, кто же выступает без доверенности от имени общества.

Во-вторых, некоторые вопросы, связанные с организацией управления внутри фирмы, также решаются единоличным исполнительным органом: он утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Все другие вопросы, кроме, естественно, находящихся в компетенции общего собрания и совета директоров, могут быть отнесены к компетенции как единоличного, так и коллегиального исполнительных органов.

Среди вопросов, отнесенных Законом к компетенции исполнительных органов, важнейшее место занимает исполнение решений общего собрания и совета директоров общества. Более того, только через деятельность исполнительных органов и могут быть реализованы решения высшего органа и органа общего руководства. Данная функция во многом и предопределяет названия соответствующих органов. Именно от ее успешного выполнения зависит эффективность деятельности акционерного общества. Очевидно, надлежащее исполнение решений вышестоящих органов общества не может быть реализовано только через действия единоличных исполнительных органов и членов коллегиального исполнительного органа. Поэтому в обществах, особенно связанных с производственной деятельностью, должно быть налажено производственное управление. Оно может осуществляться администрацией предприятия, принадлежащего акционерному обществу. Наладить эффективное взаимодействие различных служб предприятия – важнейшая задача исполнительных органов, без этого невозможно надлежащим образом обеспечить выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров. Эти вопросы могут быть урегулированы в локальных актах общества.

Компетенция исполнительного органа может быть ограничена уставом общества по сравнению с тем, как она определена в законе. Если орган вышел за пределы ограничений, установленных уставом, на основании ст. 174 ГК РФ сделка может быть признана недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения. В то же время есть опасность того, что исполнительные органы как постоянно действующие будут выходить за пределы своих полномочий. В связи – с этим необходимо отметить, что Закон об АО практически не содержит положений, которые позволяли бы контролировать деятельность исполнительных органов, за исключением п. 4 ст. 69 о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов по решению общего собрания или совета директоров. Однако эти меры, как правило, принимаются лишь после выявления нарушений или признания работы исполнительного органа неэффективной. Выходом могло бы стать закрепление в Законе об АО обязанности исполнительных органов представлять совету директоров и ревизионной комиссии отчет о своей деятельности. содержатся в Акционерном законе ФРГ, французском Торговом кодексе и законах некоторых других стран.

Права и обязанности единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа общества, управляющей организации или управляющего помимо Закона об АО определяются в договорах, заключаемых каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывает председатель совета директоров или иное уполномоченное советом директоров лицо. Надо отметить, что это единственный случай, когда без доверенности от общества выступают указанные лица, а не единоличный исполнительный орган.

Закон об АО не позволяет дать на этот вопрос однозначный ответ. Установлено, что на отношения между обществом и, единоличным исполнительным органом и (или) членами коллегиального исполнительного органа распространяется действие законодательства о труде в части, не противоречащей Закону об АО. Это порождает споры в определении правовой природы названного договора.

Данный договор относится к трудовым, поскольку в данном случае речь идет об особой трудовой функции: управлении организацией. В то же время деятельность по управлению организацией имеет свою специфику, которая и должна найти отражение в договоре с соответствующими лицами. Именно такая модель закреплена в Трудовом кодексе РФ. Статья 274 Кодекса прямо указывает, что права и обязанности руководителя в области трудовых отношений определяются трудовым договором. Специфика труда руководителя находит отражение в возложении на него полной материальной ответственности за прямой действительный ущерб, причиненный организации, и в установлении дополнительных оснований расторжения договора с ним (соответственно ст. 277 и 278 ТК РФ).

Трудовой характер договора с единоличным органом и членами коллегиального исполнительного органа дает обществу возможность более полно контролировать их деятельность. Однако есть опасность, что в случае неэффективного управления не удастся полностью возместить убытки. Во избежание этих последствий общество может передать по договору функции единоличного исполнительного органа, коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). При этом ни индивидуальный предприниматель, ни коммерческая организация не будут выполнять трудовую функцию. Они осуществляют предпринимательскую деятельность. Отношения между обществом и управляющей организацией (управляющим) носят гражданско-правовой характер.

Вопрос о правовой природе договора между этими субъектами также является дискуссионным. Данный договор не может быть отнесен к договорам подрядного типа. Ведь в их предмет входит как выполнение работы, так и передача ее овеществленного результата заказчику. В рассматриваемом случае деятельность по управлению обществом не направлена на достижение конкретного овеществленного результата.

Не является этот договор и договором поручения, который оформляет только внутренние отношения. Полномочия поверенного для вступления во внешние отношения устанавливаются доверенностью. В то же время единоличный исполнительный орган, чьи функции выполняет управляющая организация (управляющий), действует без доверенности. К тому же выдача доверенности может создать значительные сложности. Управляющий в своей деятельности совершает разнообразные действия, в доверенности будет невозможно перечислить хотя бы в общем виде те функции, которые он вправе осуществлять.



Заключение


В настоящей работе были рассмотрены правовые вопросы создания, реорганизации и ликвидации акционерного общества, дано понятие ценных бумаг и раскрыты особенности правового статуса акционерного общества. В заключении можно сделать следующие основные выводы.

Акционерное общество (АО) – хозяйственное общество, образованное лицами, объединившими свое имущество и денежные средства в уставный капитал, разделенный на определенное количество равных долей, закрепленных ценными бумагами, – акциями. Акционерное общество – коммерческая организация, имеющая корпоративный характер и статус юридического лица. Участники акционерного общества – акционеры обладают по отношению к акционерному обществу обязательственными правами, закрепленными в акциях. Ответственность акционера по обязательствам акционерного общества ограничивается стоимостью его акций (по существу, стоимость акции определяет пределы предпринимательского риска акционера).

Субъектом права собственности на денежные средства и иное имущество, внесенное учредителями и акционерами в акционерное общество, является само акционерное общество как юридическое лицо.

Создание акционерного общества возможно либо путем учреждения нового общества, либо путем реорганизации существующего. Необходимое условие приобретения акционерным обществом прав юридического лица – его государственная регистрация.

Создание акционерного общества представляет собой волевой акт, совершаемый лицами, обладающими гражданской право- и дееспособностью, – учредителями. В качестве учредителей могут выступать как граждане, так и юридические лица. Учреждения, финансируемые собственником, могут быть участниками акционерного общества с разрешения собственника. Решение о создании акционерного общества принимается учредителями совместно и единогласно.

Реорганизация акционерного общества заключается в том, что его права и обязанности переходят к иным юридическим лицам в порядке правопреемства. В числе форм реорганизации юридического лица ГК РФ, а вслед за ним и Закон об акционерных обществах упоминают преобразование. Акционерное общество может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Преобразование в хозяйственное товарищество (полное или коммандитное) или в потребительский кооператив не допускается. При проведении преобразования должны учитываться правила, установленные законом для указанных видов коммерческих организаций.

Прекращение акционерного общества в форме ликвидации подчиняется нормам ГК РФ, общим для всех юридических лиц, и соответствующим нормам Закона об акционерных обществах. Акционерное общество может быть ликвидировано добровольно самими акционерами или принудительно по решению суда. В ГК названы лишь две причины, по которым происходит добровольная ликвидация АО, – истечение срока, на который было создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно было создано. Решение о ликвидации должно быть немедленно в письменной форме передано соответствующему органу государственной регистрации.

Принудительная ликвидация акционерного общества производится по решению суда в соответствии с основаниями, указанными в ГК: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или других нормативных правовых актов. Основанием для принудительной ликвидации является также несостоятельность (банкротство) акционерного общества.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ