Малые предприятия в кластерной организации инновационного развития экономики регионов

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

Бышок А.С. – студентка ФГБОУ ВПО «Государственный университет – Учебно-научно-производственный комплекс»


Сегодня тема конкурентоспособности обсуждается самыми различными слоями общества. Конкурентоспособность стала важнейшим показателем, характеризующим состояние современной экономики, возможные перспективы ее дальнейшего развития. Многие специалисты едины во мнении, что развитие малого предпринимательства остается одним из основных условий повышения конкурентоспособности России на мировых рынках. Но как показывает практика, отдельные малые и средние предприятия не могут быть успешными не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, так как выйти порой за границы своего региона таким предприятиям достаточно сложно.

Выходом из такого положения может стать создание территориальных промышленных кластеров, представляющих собой объединение малых, средних и крупных предприятий, производящих на определенной территории взаимодополняющую продукцию. Объединение малых и средних предприятий в кластеры в условиях глобализации и международной конкуренции является одним из эффективных способов их развития. Еще более века назад Маршал обратил внимание на синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации малых предприятий [4].

Кластер – это территориально-отраслевое объединение предприятий, производящих на определенной территории свою продукцию, это сеть поставщиков, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, научных институтов, органов местной власти, взаимосвязанных в процессе создания прибавочной стоимости.

Все эти предприятия образуют производственные цепочки, ориентированные на конкретный конечный продукт. Объединение отдельных малых и средних предприятий в кластер происходит, как правило, вокруг одного крупного предприятия, которое определяет возможность сотрудничества с ними на конкурсной основе. Опыт стран с рыночной экономикой выявил общую закономерность, проявившуюся в наиболее успешном развитии диверсифицированных объединений предприятий, сгруппировавшихся вокруг лидирующих крупных фирм на основе производственно-технологических, научно-технических и коммерческих связей в пределах географически ограниченных территорий. Развитие кластеров малых предприятий может осуществляться спонтанно или организованно. Организованный путь возможен по инициативе фирмы-лидера, располагающей существенным капиталом, либо местных властей, поддержка которых могла бы способствовать консолидации местного бизнеса в кластерную структуру [2].

В мировой практике появилась тенденция концентрации крупных компаний на главных направлениях и делегирование производства промежуточных продуктов и услуг другим, в том числе и малым предприятиям. В России государство отдает предпочтение крупному бизнесу. Меры по поддержке малого предпринимательства носят преимущественно декларативный характер, в то время как именно малому бизнесу при использовании кластерных технологий может быть передана часть функций крупных компаний. В свою очередь малые предприятия могут получить в кластере маркетинговую, консалтинговую, логистическую поддержку [6].

Результативность функционирования малого предприятия в кластере, также как и результативность функционирования отраслевого рынка, можно рассматривать с различных точек зрения. Малые предприятия, вошедшие в кластер, являются особым субъектом рынка, поскольку в данном случае субъектом рынка выступают уже не просто отдельные малые предприятия, а их кластер. Следовательно, оценивать эффективность деятельности малых предприятий как субъектов рынка нужно с позиции успешности функционирования их кластера. Оценка результативности функционирования кластера осуществляется со стороны последствий для экономики региона и государства в целом. Успешно функционирующий кластер является гарантией создания и сохранения рабочих мест на предприятиях малого бизнеса, что снижает уровень безработицы и позволяет сохранять и наращивать налоговую базу в регионах. Поэтому органы власти разных уровней зачастую становятся инициаторами создания и поддержания кластера, поскольку справедливо считают, что кластер способен дать развитие региону, увеличить экспорт и привлечь иностранные инвестиции [7].

Результативность функционирования предприятий малого бизнеса в кластере с точки зрения экономики государства в целом может также оцениваться количеством созданных рабочих мест и снижением безработицы в регионах и соответственно, в стране, что снижает бремя расходов бюджета на выплату пособий по безработице. Рост числа малых предприятий и объединение их в кластеры способствуют увеличению среднего класса, который считается опорой государства и демократии. С этой точки зрения органам власти всех уровней целесообразно обратить особое внимание на необходимость расширения кластеризации предприятий [7].

Сегодня малый бизнес за рубежом представляет немалую силу. Анализ современного развития мировой экономики свидетельствует о том, что в развитых странах малые предприятия являются ≪локомотивом≫ всех экономических процессов и основой устойчивого развития народного хозяйства. В экономике развитых стран сектор малых предприятий обеспечивает 65 % занятости населения, его доля в общем объеме ВВП составляет более 50 % [6]. Согласно последним статистическим данным, на 1 января 2010 года количество субъектов малого бизнеса в России составило 5 млн. 600 тыс. Из них 1 млн. 300 тыс. – микропредприятия, 228 тыс. – малые предприятия, около 18 тыс. – средние, почти 4 млн. человек имеют статус индивидуальных предпринимателей. В целом, не смотря на кризис в экономике, в 2009 году количество субъектов малого бизнеса выросло на 9%, при этом рост преимущественно вызван увеличением количества индивидуальных предпринимателей. В принятой Правительством РФ стратегии развития малого и среднего бизнеса на 2010–2012 годы отмечается, что доля малого и среднего бизнеса в России к 2012 году должна увеличиться на одну треть, а доля занятого населения в этом секторе вырастет вдвое. Несмотря на то, что российский малый бизнес вносит определенный вклад в развитие экономики страны и его развитию уделяется повышенное внимание со стороны власти, его эффективность и роль уступают малому бизнесу в развитых странах. Причиной этому, по мнению ЮНИДО, является не то, что малый бизнес является маленьким, а то, что он является изолированным. Мировой опыт показывает, что малый бизнес является наиболее эффективным в кластерах. Современные тенденции развития малого бизнеса таковы, что он сосредоточен преимущественно в сфере торговли и услуг, на долю которой в настоящее время приходится более 45 % всех субъектов малого предпринимательства, при этом крайне мала доля малых предприятий в научной и инновационной сфере, в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании. Основная причина сложившейся ситуации заключается в том, что на пути развития малого бизнеса существует много сдерживающих факторов, таких как большая налоговая нагрузка и трудность составления отчетности, административные барьеры, слабая кредитная и материально-имущественная поддержка, несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, неэффективная инфраструктура поддержки и развития малых предприятий [3].

На сегодняшний день перед российской экономикой стоит сложная задача – переход на инновационный путь развития, что означает не просто рост инновационной активности, а качественные изменения в большинстве сфер экономики. Для достижения поставленных перед малым бизнесом целей, качественного изменения отраслевой структуры необходимо значительно увеличить число малых предприятий, при этом требуется опережающий рост количества малых предприятий в наукоемких секторах, и других стратегически важных отраслях промышленности. Доля таких предприятий должна быть преобладающей в общей структуре экономики. Направлениями этих изменений является формирование групп предприятий – кластеров, включающих малые научные предприятия. Малые и средние инновационные предприятия играют важную роль в разработке, производстве и распространении новых технологий и другой инновационной продукции. Зачастую они занимаются разработкой и освоением инноваций в отраслях, которые крупному бизнесу представляются неперспективными или слишком рискованными. Малые предприятия – более мобильны и гибки, они способны быстрее и с меньшими затратами осуществлять техническое перевооружение, оперативно внедрять новые технологии, охотно берутся за освоение инновационных разработок. Вхождение малых предприятий в состав кластера позволяет компенсировать им дополнительные расходы, связанные с инновационной деятельностью за счет роста специализации, неделимости производственного процесса, также в кластере значительно снижаются риски внедрения инновационной продукции, которая после успешной апробации на рынке передается в крупносерийное производство. Инновации, разрабатываемые для конкретного производства, учитывают его реальное состояние и уровень развития материальной базы, маркетинговую эффективность. Все это способствует повышению рентабельности деятельности каждого отдельного предприятия, входящего в кластер [1, c. 27].

Кластерная форма организации в свою очередь может быть определена как стратегическая инновация, обеспечивающая в перспективе устойчивые конкурентные преимущества не только для всех участников такого объединения, но и в целом для территории нахождения кластера.

Экономический кризис поставил Россию перед выбором модернизации и технологического обновления. В ближайшее время в стране предстоит сделать переход от сырьевой и энергоёмкой экономики к инновационной и высокотехнологичной. Особая роль в этом процессе отведена малым и среднем предприятиям. Опыт государств, совершавших технологический рывок, показывает, что внутри страны выстраивалась эффективная система развития и коммерциализации научных разработок, основанная на развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства как наиболее динамичного фактора экономического роста. В Резолюции X Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий ≪Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России≫, состоявшейся в мае 2010 года в Москве, записано, что ≪требуется последовательная интеграция кластерного подхода в инновационную политику, а также в научно-техническую, региональную, промышленные политики и политику поддержки малого и среднего предпринимательства≫ [5]. В Резолюции также отмечено, что ≪данное направление является стратегически важным и сообразуется с европейским опытом, согласно которому чаще всего кластерная политика представляет собой не отдельный документ, а концепцию, интегрированную в перечисленные виды государственных политик≫ [5].

Следует отметить, что успешно функционирующий инновационный кластер может быть сформирован только при участии всех заинтересованных сторон (государство, предприятия (в том числе малые), научные и финансовые организации, инновационные предприятия). При этом основным мотивирующим фактором вхождения в кластер каждого из участников инновационных процессов должны быть собственные интересы. Сегодня роль органов государственной власти в процессах формирования и развития инновационных кластеров, является в большей степени косвенной, чем прямой. Как показывают зарубежные исследования, в развивающихся странах государство играет более скромную роль в развитии кластеров, чем в развитых странах. В целом она заключается в проведении макроэкономической политики, создающей условия для роста конкурентоспособности, в том числе улучшении инфраструктуры, устранении ограничений и препятствий для инноваций. В связи с этим в Резолюции X Всероссийской конференции представителей малого и среднего предпринимательства сделан акцент на необходимость усиления роли государства в сфере развития кластеров, где «государство должно выступать как одна из трех равноправных сторон (государство, бизнес, научное сообщество)» [5].

При этом отмечено, что участие всех сторон является необходимым условием для успешной реализации кластерных проектов, где государству отводится функция их софинансирования. Участниками конференции также рекомендовано внедрение кластерного подхода в программные документы социально-экономического развития регионов, при этом особое внимание должно быть уделено малым и средним инновационным предприятиям, как ≪наиболее гибким и малозатратным механизмам формирования кластеров≫ [5], для чего регионам необходимо разработать механизм взаимодействия малых предприятий с крупными предприятиями, научными организациями и высшими учебными заведениями.

Опыт передовых стран показал, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями бизнеса и государством. Он позволил повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, научно-исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе. Сегодня в России сложилась благоприятная обстановка для изменения структуры экономики и ее модернизации, способствующая, расширению российского рынка высокотехнологических услуг и переходу российских предприятий на современные технологии производства и управления бизнесом. Общеизвестно, что главным условием успешного развития предпринимательства является свободный доступ к ресурсам, информации и кредитам. Проблемы, возникающие в решении этих вопросов, могут быть решены при вхождении предприятий в кластеры. Выгоды, которые получит отдельное предприятие, в том числе малое, от развития кластера во многом зависят от особенностей его бизнеса, но в целом могут заключаться в снижении издержек, повышении гибкости и конкурентоспособности при создании новых продуктов, технологий, освоении новых рынков сбыта продукции. Это обусловлено тем, что различные предприятия кластера не только могут в полной мере использовать преимущества высокой эффективности и гибкости, специализации и разделения труда, но также могут иметь преимущества крупных предприятий в применении информации и технологических инноваций, формировании конкуренции и механизма сотрудничества в целях содействия экономическому развитию регионов [6].

Некоторые эксперты высказывают мнение, что сегодня в России наблюдается благоприятная ситуация для развития кластеров малого бизнеса в стране, что при усиливающейся поддержке данного сектора со стороны федерального центра и региональных властей дает возможность концентрировать выделяемые ресурсы на конкретных направлениях развития, реализовывать совместные проекты, способствующие социально-экономическому развитию регионов и государства в целом.


Список литературы:

1. Ибатуллова Ю.Т. Конкурентоспособность национальной экономики и кластерная организация ее инновационного развития / Ю.Т. Ибатуллова // Проблемы современной экономики. – 2008. –№ 3. – 27с.

2. Мохова Е.А. Кластеры малых предприятий: теория и практика. Форум для работников Уфимского научного центра РАН: [Электронный ресурс]. www.isei-iii.comunityhost.ru.

3. Преснаков В.С. Принципы и условия формирования кластеров / Преснаков В.С.// Научные исследования. – 2008, –№2: [Электронный ресурс]. www.naukom.ru.

4. России нужны кластеры для развития малых предприятий:[Электронный ресурс Альянс Медиа]. www.allmedia. ru.

5. Резолюция Х Всероссийской конференции представителей малого и среднего предпринимательства ≪Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России≫, 25–5 мая 2010, Москва: [Электронный ресурс]. www.rsme.ru/libArt.asp?id= 4293& r_id=229&_id=1.

6. Скоч А. Международный опыт формирования кластеров. Журнальный клуб Интелрос, Космополис: [Электронный ресурс]. www.intelros.ru.

7. Третьяк В.П. Кластеры предприятий: пути создания и результативность функционирования. Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса: [Электронный ресурс] www.subcontract.ru.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ