Международный кредит 5
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный экономический университет»
Кафедра экономической
теории
Курсовая работа
на тему: «Международный кредит»
по дисциплине: «Макроэкономика»
Минск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Реферат………………………………………………………………………..
Введение………………………………………………………………………
2
3
1. Международный кредит: сущность и факторы развития………………..
5
1.1. Сущность международных кредитных отношений…………………
5
1.2. Факторы современного развития международного кредита………..
11
2. Роль международного кредита в развитии современной экономики…...
17
3. Республика Беларусь в системе международных кредитных отношений………………………………………………………………….
26
3.1. Кредитная история Республики Беларусь…………………………..
26
3.2. Членство Республики Беларусь в международных финансовых организациях…………………………………………………………..
30
Заключение…………………………………………………………………….
35
Список использованных источников………………………………………...
37
Приложения……………………………………………………………………
39
РЕФЕРАТ
Целью исследования данной курсовой работы является международный кредит и его роль в развитии современной экономики.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
определить сущность международных кредитных отношений, рассмотреть факторы современного развития международного кредита;
проанализировать роль международного кредита в развитии современной экономики;
рассмотреть Республику Беларусь в системе международных кредитных отношений;
по результатам исследования сделать выводы.
Предметом исследования является международный кредит как финансовый инструмент.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды белорусских и российских экономистов. Автор также привлек к анализу статистический материал, отражающий проблемы и закономерности развития РБ в контексте международных кредитных отношений.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы.
В первой главе рассмотрен международный кредит как финансовый инструмент, факторы, определяющие современное развитие кредитных отношений.
Во второй главе проанализирована двоякая роль международного кредита в развитии современной экономики.
В третьей главе рассмотрены особенности развития РБ в системе международных кредитных отношений.
В заключении формируются основные выводы по результатам проведенного исследования.
ВВЕДЕНИЕ
Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.
Международный кредит возник на заре капиталистического способа производства и был одним из рычагов первоначального накопления капитала. Объективной основой его развития стали выход производства за национальные рамки, усиление интернационализации хозяйственных связей, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства, НТР. Интенсификация, глобализация мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда обусловили увеличение масштабов и дифференциацию сроков международного кредита. Темп его роста в несколько раз превышает темп роста производства и внешней торговли.
Международный кредит, с одной стороны, является продуктом роста производства, а с другой – необходимым его условием и катализатором. Он способствует интернационализации производства и обмена, служит источником финансирования внешней торговли, способствует бесперебойности международных расчетов, ускоряет оборачиваемость средств во внешней торговле, используется как орудие конкурентной борьбы за рынки сбыта, а также усиливает конкуренцию между странами.
В то же время международный кредит обостряет противоречия рыночной экономики, способствует развитию прибыльных отраслей в ущерб тем из них, в которые не вкладываются средства; ускоряет перепроизводство товаров и др.
Современное движение мирового сообщества в сфере кредитных отношений сопоставимо с движением волн, поглощающих друг друга и колеблющихся под влиянием разнообразных внешних и внутренних факторов, демонстрируя проблемы и стабилизационные механизмы международного кредита.
Актуальность темы определяется тем, что государство, как правило, недооценивает или переоценивает роль международного кредита в развитии национальной экономики. Поэтому необходимо четко понимать сущность международных кредитных отношений, чтобы избегать диспропорций между внутренними и внешними источниками финансирования экономики.
Целью исследования данной курсовой работы является международный кредит и его роль в развитии современной экономики.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
определить сущность международных кредитных отношений, рассмотреть факторы современного развития международного кредита;
проанализировать роль международного кредита в развитии современной экономики;
рассмотреть Республику Беларусь в системе международных кредитных отношений;
по результатам исследования сделать выводы.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ КАК ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Сущность международных кредитных отношений
Международный кредит является одной из форм кредита и представляет собой совокупность международных экономических отношений между резидентами разных стран — кредитором и заемщиком по поводу движения ссудного капитала, основанного на определенных принципах.
Связь международного кредита с воспроизводством проявляется в его принципах:
возвратность: если полученные средства не возвращаются, то имеет место безвозвратная передача денежного капитала, т.е. финансирование;
срочность, обеспечивающая возвратность кредита в установленные кредитным соглашением сроки;
платность, отражающая действие закона стоимости и способ осуществления дифференцированных условий кредита;
материальная обеспеченность, проявляющаяся в гарантии его погашения;
целевой характер - определение конкретных объектов ссуды (например, «связанные» кредиты), его применение, прежде всего, в целях стимулирования экспорта страны-кредитора.
Принципы международного кредита выражают его связь с экономическими законами рынка и используются для достижения текущих и стратегических задач субъектов рынка и государства.
Разнообразные формы международного кредита в общих чертах можно классифицировать по нескольким главным признакам, характеризующим отдельные стороны кредитных отношений.
По назначению, в зависимости от того, какая внешнеэкономическая сделка покрывается за счет заемных средств, различаются:
коммерческие кредиты, непосредственно связанные с внешней торговлей и услугами;
финансовые кредиты, используемые на любые другие цели, включая прямые капиталовложения, строительство инвестиционных объектов, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности, валютную интервенцию;
«промежуточные» кредиты, предназначенные для обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг, например в виде выполнения подрядных работ (инжиниринг).
Кредиты по видам делятся на:
товарные, предоставляемые в основном экспортерами своим покупателям;
валютные, выдаваемые банками в денежной форме.
По валюте займа различаются международные кредиты, предоставляемые в валюте страны-должника или страны-кредитора, в валюте третьей страны, а также в международной счетной валютной единице, базирующейся на валютной корзине (СДР, ЭКЮ, замененной евро с 1999 г. и др.).
По срокам международные кредиты подразделяются на:
краткосрочные — до 1 года, иногда до 18 месяцев (сверхкраткосрочные — до 3 месяцев, суточные, недельные);
среднесрочные — от 1 года до 5 лет;
долгосрочные — свыше 5 лет.
В ряде стран среднесрочными считаются кредиты до 7 лет, а долгосрочными — свыше 7 лет.
С точки зрения обеспечения различаются обеспеченные и бланковые кредиты. Обеспечением обычно служат товары, товарораспорядительные и другие коммерческие документы, ценные бумаги, векселя, недвижимость и ценности.
Бланковый кредит выдается под обязательство должника погасить его в определенный срок. Обычно документом по этому кредиту служит соло-вексель с одной подписью заемщика. Разновидностями бланковых кредитов являются контокоррент и овердрафт.
С точки зрения техники предоставления различаются:
финансовые (наличные) кредиты, зачисляемые на счет должника в его распоряжение;
акцептные кредиты в форме акцепта тратты импортером или банком;
депозитные сертификаты;
облигационные займы;
консорциальные кредиты и т. д.
В зависимости от того, кто выступает в качестве кредитора, кредиты делятся на:
частные, предоставляемые фирмами, банками, иногда посредниками (брокерами);
правительственные;
смешанные, в которых участвуют частные предприятия и государство;
межгосударственные кредиты международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций [1].
Субъектами международных кредитных отношений выступают кредитор — продавец ссудного капитала и заемщик — покупатель ссудного капитала. Кредитор и заемщик международного ссудного капитала являются нерезидентами и осуществляют кредитные операции на международных рынках ссудного капитала. Международные кредитные отношения и их субъекты не имеют принципиальных национальных интересов. Главным мотивом, как правило, выступает получение максимально возможной прибыли, и в этой связи международные кредитные отношения формируются в среде наилучших прибыльных возможностей — на международных рынках ссудных капиталов. Цель международного кредита зависит непосредственно от субъекта. Поэтому вместе с прибылью, или даже помимо нее, целью может выступать политика, гуманитарная сфера и т. д.
Международные кредитные отношения можно разделить на государственные (с участием государства в роли кредитора или заемщика) и негосударственные (банки и небанковские учреждения). Государство может выступать как в роли кредитора, так и в роли заемщика.
В первом случае международная кредитная деятельность государства зависит от степени экономического развития страны. Если страна относится к государствам с развитой экономикой, как, например, страны G7 («большой семерки»), то кредитная деятельность государства осуществляется по нескольким направлениям.
Во-первых, государственные международные кредитные отношения осуществляются в рамках государственной внешней политики. Предоставление финансовой помощи, кредитов и инвестиций осуществляется в страны, имеющие договорные отношения, попадающие под геополитическое влияние, и где присутствует стратегический интерес развитой страны. Например, размещение американских военных баз в странах СНГ, финансовая помощь странам — кандидатам в ЕС.
Во-вторых, государственные интересы развитых стран тесно связаны с приоритетами частного сектора, к примеру, крупных транснациональных корпораций. Поэтому государственные инвестиции или кредиты в развивающиеся страны часто являются дополняющими частные капиталовложения.
В-третьих, развитые страны проводят широкое международное кредитование, поскольку могут это делать. Они обладают соответствующей финансовой возможностью. Никто кроме них не способен предоставить крупные средства на финансирование и кредитование решения глобальных проблем: исследование озонового слоя, освоение космоса, борьбу с бедностью, лечение раковых заболеваний и СПИДа, борьбу с терроризмом, нераспространение ядерного оружия и пр. Для этих целей финансовые средства предоставляются как напрямую нуждающимся странам и проектам, так и через международные организации.
В-четвертых, международные кредитные отношения развиваются благодаря желанию любого финансового субъекта получить прибыль. Появившиеся новые рынки и новые возможности привлекают государственные финансовые потоки. Кроме того, власти развитых стран участвуют в операциях на мировых финансовых рынках.
Если страна относится к государствам с менее развитой экономикой, к развивающимся странам, странам с переходной экономикой и другим, которых большинство, то она преимущественно является заемщиком, а не кредитором. Экспорт капитала из таких стран маловероятен из-за недостатка средств на проведение международных финансовых операций на мировых финансовых рынках или национальных рынках развитых стран. Однако в период получения страной высоких доходов она пытается сохранить полученные средства, размещая их на рынках капиталов развитых стран как в государственные, так и в частные ценные бумаги. Например, Россия в 2004—2005 годах, получая сверхдоходы от реализации энергоресурсов, создала резервный фонд, разместив его средства в ценные бумаги Казначейства США.
Традиционно любое государство чаще всего выступает заемщиком, нежели кредитором. Нехватка собственных финансовых ресурсов для проведения экономической политики вынуждает страны обращаться к внешним заемным средствам.
Внешнее финансирование государства включает в себя следующие важные звенья:
международное финансирование — займы на мировых финансовых рынках (выпуск суверенных еврооблигаций);
кредиты международных финансовых организаций (МВФ, Группы Всемирного банка, региональных фондов и банков);
двусторонние и многосторонние кредиты других государств, иностранных банков и компаний (проектное финансирование и др.);
иностранное инвестирование (прямое и портфельное) на национальном рынке (продажа государственной собственности, выпуск государственных облигаций на национальном рынке);
финансовая помощь (гранты на развитие отраслей и пр.) [6].
Конкуренция за предоставление международных кредитных услуг в основном разворачивается между банковскими учреждениями и инвестиционными компаниями. К крупнейшим банковским институтам, предоставляющим международные кредиты, относятся Citigroup, Deutsche Bank, HSBC, Citicorp-Travelers Group, Nations Bank-Bank of America и др.
Конкуренцию банкам составляют такие инвестиционные компании, как Morgan Stanley Dean Witter and Co., Merrill Lynch, Goldman Sachs, Credit Suisse First Boston и другие.
Крупнейшим небанковским кредитно-финансовым институтом 2005 года американским журналом Forbes была признана страховая компания AIG. Данные организации за исключением кредитно-сберегательных ассоциаций и союзов по своей сути являются не депозитными, а преследуют иные цели, как, например, страхование, аккумуляция пенсионных взносов и пр. Тем не менее, все они получают основной доход не от своей непосредственной деятельности, а от инвестирования, и в том числе в кредитные инструменты [14].
Таким образом, международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.
1.2. Факторы развития международного кредита
Современный этап развития международных кредитных отношений начался в 1990-х годах. Новый этап либерализации капитала и возникновения новых рынков пришелся именно на этот период. Если США, ФРГ, Канада и Швейцария отменили контроль над перемещением капитала в 1970 году, что во многом увеличило международные кредитные операции, то остальные страны решились на этот шаг позже: Великобритания — в 1979-м, Япония — в 1980-м, Франция и Италия — в 1990-м, а Испания и Португалия — в 1992 году. К началу 1990 года благодаря политике стран «большой семерки», а также Международный валютный фонд, в котором эти страны имеют решающее слово, капитал получил полную свободу для распространения по всему миру. Традиционно главными кредиторами остаются Соединенные Штаты, Германия, Япония и Великобритания. Кроме того, к современным кредиторам примкнула Испания.
Современный этап развития международных кредитных отношений характеризуется тем, что кредиторами и должниками в основном выступают не правительства, как в 1980-х годах, а банки и компании.
Основной движущей силой развития международного кредита выступают «горячие деньги» («hot money»), представляющие собой форму ссудного капитала, целью которой является извлечение максимальной прибыли в короткие сроки с помощью вложений в высоколиквидные кредитно-финансовые активы. «Горячие деньги» стремятся уйти за границу при неустойчивости экономики, сопровождаемой инфляцией и обесценением денег. В свою очередь, инфляция способствует развитию различных форм валютной спекуляции на понижение курса валюты. Бегство капиталов может быть обусловлено также политическими причинами (например, перед угрозой Второй мировой войны или после убийства кандидата в президенты в Мексике в 1994 году).
Новая волна международного кредита была вызвана в первую очередь потребностями заемщиков, которые нуждались в финансировании своего развития. Новыми, быстро развивающимися рынками, требующими внешнего кредитования, стали страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Индонезия, Таиланд, Южная Корея), страны Латинской Америки (Мексика, Аргентина, Бразилия, Венесуэла), а также страны СНГ (Россия, Украина, Казахстан, Грузия и т. д.).
Появление новых рынков было обусловлено как экономическими, так и политическими причинами. Развитие азиатского региона в 1980-х годах создало предпосылки для возникновения высоколиквидных и емких рынков Юго-Восточной Азии. Многолетний профицит торгового баланса Японии позволил этому государству и иным азиатским странам инвестировать формирующиеся излишки в высокодоходные проекты, тем самым создавая потенциал для противодействия серьезным финансовым потрясениям. По-прежнему эти страны занимают достойное место в инвестиционном портфеле иностранного инвестора.
Более того, вместе со странами Юго-Восточной Азии Индия и Китай являются локомотивами современной мировой экономики, способными завершить создание мирового финансового центра, не уступающего Лондону или Нью-Йорку.
В отличие от азиатских стран латиноамериканские государства оказались более уязвимыми финансовым кризисам, передаваемым большими потоками капиталов по каналам международного кредитования. Влияние Соединенных Штатов на этот регион не позволило странам длительное время развиваться самостоятельно и являться заемщиками международного кредита не для поддержания функционирования существующей экономической системы, а для ее развития.
Валютный кризис в Мексике в 1994 году потребовал экстренного внешнего финансирования со стороны МВФ. Кредитная программа фонда по поддержке политики валютного комитета в Аргентине в итоге закончилась долговым и банковским кризисами в 2001— 2002 годах. И хотя светлые периоды экономического роста и финансового обогащения в этих странах становятся все короче, а промежутки финансовых кризисов и реализации программ по выходу из них все длиннее, Латинская Америка, исходя из своей географической близости к США, остается под геополитическим и экономическим влиянием Штатов и поэтому может всегда рассчитывать на финансовую помощь в сложных ситуациях.
Распад Советского Союза и образование новых государств в Центральной и Восточной Европе, а также Содружества Независимых Государств обострили проблему международного кредитования для становления приспособленных к рынку денежных, кредитных и финансовых систем. Необходимый капитал, который нельзя было полностью удовлетворить путем использования внутренних источников, мог быть предоставлен другими странами или международными организациями.
Восстановление торговых связей и формирование стабильных источников внутреннего финансирования позволили странам СНГ снизить темпы внешнего кредитования. В то же время страны Центральной и Восточной Европы активно использовали международные кредиты развитых европейских стран для достижения европейских стандартов экономического развития с целью вступления в Евросоюз. В результате часть стран Центральной и Восточной Европы влилась в Евросоюз, повысив емкость его рынка. Другие страны с переходной экономикой в свете международных кредитно-финансовых отношений оказались в тени Российской Федерации. Это объясняется тем, что Россия взяла на себя все международные финансовые обязательства СССР, а также смогла построить пусть спекулятивный, но дееспособный финансовый рынок. Этот рынок привлекает иностранных инвесторов своим количественным и качественным ростом. При этом качественное изменение финансового рынка России происходит параллельно с государственным вмешательством в финансовые и международные финансовые отношения.
Волнообразное развитие международных кредитных отношений обусловлено в целом эволюцией практики кредитных операций, генезисом экономической теории кредитного регулирования и динамикой политических процессов.
Необходимо отметить, что периоды 1950-х, 1960-х и 1980-х годов характеризовались относительной статичностью. Незначительные по объемам международные кредитные операции не сказывались на эволюции кредитных механизмов и инструментов. Важными факторами, способствующими развитию международного кредитования, являлись глобальная финансовая либерализация, перепроизводство, новые технологии и низкие процентные ставки.
Глобальная финансовая либерализация, наступившая в 1970-х годах, создала климат для развития и распространения международных кредитных отношений без ограничений. К концу 1995 года 35 развивающихся стран полностью открыли свои финансовые системы для иностранного капитала. Расширяющаяся приватизация способствовала более глубокой интеграции развивающихся стран в мировую экономику, что повышало их привлекательность для международного кредита. Значительную поддержку глобальной финансовой либерализации оказали международные организации.
С начала 1980-х годов многие развивающиеся страны испытывали трудности перепроизводства, которые возникли из-за ограничений по выходу на мировые рынки. Решение этой проблемы было найдено странами Юго-Восточной Азии, которые переориентировали свои экономические системы с производства на финансовый сектор. Увеличение инвестиций в финансовый сектор потребовало дополнительных кредитных ресурсов, которые были доступны на мировом рынке ссудных капиталов.
Появившиеся новые технологии, особенно в сфере коммуникаций, значительно повысили скорость передачи финансовой информации, что сказалось на условиях международного кредита. С того момента, как был проведен трансатлантический телеграфный кабель, связавший в реальном времени Англию с Северной Америкой, начался новый этап в операциях финансовых рынков, которые по своей сути являются рынками информации. Если ранее передача информации из Лондона в Нью-Йорк занимала около трех недель, то в 1860-х годах время сократилось до одного дня, а к 1914 году период сократился до менее одной минуты. Развитие интернет-технологий, появление электронных площадок торговли ссудным капиталом, межбанковских систем SWIFT, FedWire, CHIPS (Clearing House Interbank Payment System), а также внедрение единых стандартов передачи финансовой информации (IAS — International Accounting Standards) упорядочили мобильность капиталов и способствовали ее повышению.
Еще одним фактором волнообразного развития международных кредитных отношений были процентные ставки. Низкие процентные ставки в развитых странах по сравнению с развивающимися стимулировали инвесторов искать альтернативные рынки для вложения своих капиталов.
Таким образом, процентная политика развитых стран способствовала росту международного кредита в страны с более высокими процентными ставками.
Каждый прилив международного кредитования имел общие последствия как для национальных, так и для мировой экономики. Во-первых, волны международного кредита сопровождались банковскими инновациями и изменениями в структуре кредитных систем. Во-вторых, рост международного кредита увеличивал денежную массу в стране, что способствовало динамичному экономическому развитию стран, регионов и в целом мирового сообщества. В-третьих, экономический рост, сопровождавшийся ростом цен и доступностью финансовых ресурсов, повышал инвестиционные аппетиты и приводил к спекуляциям. В-четвертых, спекулятивные операции повышали риск невозврата кредита, создавали условия для кредитных кризисов, тем самым сокращая международное кредитование и оборот международных рынков ссудных капиталов.
В целом международный кредит является возможным механизмом развития национальной экономики, и особенно реального сектора, в условиях дефицита внутренних источников. Он должен использоваться только для развития, то есть для расширенного воспроизводства, а не для поддержания функционирования отрасли, компании или начатого проекта. Также надо учитывать, что международный кредит является лишь дополнительным, а не основным фактором экономического роста, учитываемым на стадиях подъема или резкого спада экономики. И даже если кредит является международным, он остается кредитом. В его основе лежат экономические интересы, а политические оттенки лишь вторичны, характеризуя исключительно резидентство субъектов, которое стирается в условиях глобализации [14].
Таким образом, основой развития международного кредита являются выход производства за национальные границы, усиление интернационализации хозяйственных связей, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.
2. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА
Необходимость международного кредита в экономических отношениях имеет объективную природу, которая в конкретной экономической ситуации включает также политическую и субъективнопсихологическую мотивацию принятия экономических решений.
Значение и необходимость международного кредита для государства определяется природой функционирования государственных финансов. Бюджетный дефицит требует финансирования из различных источников, и в том числе из внешних. Развитые страны могут позволить себе большой бюджетный дефицит для стимулирования экономического роста, поскольку всегда могут найти платежеспособные внутренние источники, например дееспособный внутренний рынок капиталов, для покрытия дефицита. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой вследствие неразвитости национальных рынков ссудных капиталов и денежно-кредитных систем, экономической отсталости и бедности населения не имеют такой возможности. Поэтому часто они вынуждены финансировать бюджетный дефицит, прибегая к международному кредитованию. В случае если развивающиеся страны и страны с переходной экономикой используют внутренний кредит, то в условиях слабой или трансформационной экономики большая часть средств уходит на обслуживание этого долга и на его погашение и все меньшая часть средств — на инвестирование и финансирование экономики, что негативно сказывается на экономическом росте. Кроме того, в рассматриваемой группе стран часто имеет место вмешательство государства в функционирование кредитной системы путем изменения уровня процентных ставок, условий и суммы выдаваемых кредитов. Некоторые из этих стран пытаются стимулировать экономический рост путем увеличения денежной массы, что в конечном итоге приводит к инфляции и противодействует развитию национальных рынков капиталов, а соответственно, затрудняет получение международного кредита.
Использование международного кредита в развитых странах объясняется как необходимостью финансирования высокого уровня развития национального реального производства, так и его геополитической ролью, которая выражается в финансировании международных проектов, оказании помощи другим странам, что требует дополнительных средств. Получение кредитов развитыми странами рассматривается кредиторами как достаточно стабильный инвестиционный проект. Поэтому внутреннее кредитование в развитых странах ограничено желанием резидентов-инвесторов вкладывать в низкодоходные, но зато стабильные проекты внутри страны и предпочтением размещения средств на развивающихся рынках, например Бразилии, Китая, России, Юго-Восточной Азии, где более высокие риски и процентные ставки. Так, например, инвестор предпочтет предоставить кредит банкам или правительству стран, где годовые процентные ставки по депозитам достигают 40 процентов, и лишь в качестве диверсификации своего портфеля может разместить средства в США с процентными ставками 1—2 процента. С другой стороны, зарубежные инвесторы именно по причине стабильности американских кредитных активов размещают свои средства в США.
Необходимость международного кредита для банковских и небанковских кредитно-финансовых учреждений связана с самой банковской деятельностью. Банки при свободе движения капиталов привлекают и размещают средства там, где они могут быть наиболее рационально использованы: для получения высокой прибыли или стабильного дохода. В результате это приводит к росту конкуренции за предоставление банковских услуг, повышению качества кредитного обслуживания, достижению мировых стандартов в банковской сфере и способствует преодолению различий в уровне развития кредитных учреждений. Кроме того, банковские учреждения участвуют в международном кредите в качестве посредников для обслуживания своих клиентов. Эти кредиты предоставляют государства или финансовые учреждения.
Производственный и иные сектора используют международный кредит как дополнительный источник при развитости внутреннего кредитования или как основной при неразвитости национального рынка ссудных капиталов для расширенного воспроизводства. Кредит, и международный кредит в том числе, служит основой концентрации и централизации капитала, способствуя превращению частных предприятий в акционерные общества, общей децентрализации экономики и развитию рыночных отношений. Международный кредит в этом смысле выступает каналом импорта высоких стандартов экономических отношений. Кроме того, он активно используется субъектами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, для финансирования внешнеторговых и прочих сделок и способствует бесперебойности международных расчетов, ускоряет оборачиваемость средств и в целом повышает экономическую эффективность внешней торговли, а также используется как орудие конкурентной борьбы за рынки сбыта.
Международный кредит действительно необходим и эффективен для национальной и мировой экономики лишь при определенных условиях. Эти условия предполагают стабильность и предсказуемость, когда заемщики и кредиторы действуют согласно кредитному договору и выполняют свои обязательства. Однако на практике такие условия не всегда достижимы, а поэтому распространение международного кредита может привести и к негативным моментам: к перепроизводству товаров, их накоплению, задержке реализации и ухудшению финансового состояния заемщика. Международный кредит, как правило, размещается в наиболее прибыльные отрасли, что приводит к диспропорциям в экономике. Иностранный капитал редко учитывает национальные интересы, он циничен по отношению к социальным обязательствам государства. Малейшая угроза прибыли провоцирует капитал на перемещение в другие страны. Такая мобильность дестабилизирует платежный баланс, валютный курс, кредитную систему и в целом национальную и мировую экономику. В этой связи международный кредит должен быть прозрачным, целевым, срочным с преобладанием прямых инвестиций. Важную роль для решения этой задачи должно играть государство, создавая благоприятные для иностранного капитала и справедливые для национальной экономики условия функционирования международного кредита.
С другой стороны, государство может нерационально использовать международные кредитные ресурсы. Вложение международных кредитных ресурсов в непроизводственную сферу, в потребление, на содержание государственного аппарата и так далее приводит к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляются не за счет созданного с использованием их эквивалента, и в конечном итоге это сказывается на сокращении валового внутреннего продукта страны. В этом случае международный кредит и его несвоевременное обслуживание может лечь тяжким бременем на будущие поколения.
И наоборот, созданные же за его счет материальные и иные блага могут компенсировать будущим поколениям издержки возврата кредита. Например, построенные за счет средств международного кредитования заводы, предприятия, больницы позволят извлекать преимущества от его использования, то есть издержки по международному кредиту будут ниже получаемых выгод [9].
Международный кредит выполняет следующие функции, отражающие специфику движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.
1. Перераспределение ссудных капиталов между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Через механизм международного кредита ссудный капитал устремляется в те сферы, которым отдают предпочтение экономические агенты в целях обеспечения прибылей. Тем самым кредит способствует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль и повышению ее массы.
2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем замены действительных денег (золотых, серебряных) кредитными, а также путем развития и ускорения безналичных платежей, замены наличного валютного оборота международными кредитными операциями. На базе международного кредита возникли кредитные средства международных расчетов - векселя, чеки, а также банковские переводы, депозитные сертификаты и др. Экономия времени обращения ссудного капитала в международных экономических отношениях увеличивает время производительного функционирования капитала, обеспечивая расширение производства и рост прибылей.
3. Ускорение концентрации и централизации капитала. Благодаря привлечению иностранных кредитов ускоряется процесс капитализации прибавочной стоимости, раздвигаются границы индивидуального накопления, капиталы предпринимателей одной страны увеличиваются за счет присоединения к ним средств других стран. Международный кредит издавна выступает фактором превращения индивидуальных предприятий в акционерные общества, создания новых фирм, монополий. Кредит дает возможность распоряжаться в известных пределах капиталом, собственностью и трудом других стран. Льготные международные кредиты крупным компаниям и затруднение доступа мелких и средних фирм к мировому рынку ссудных капиталов способствуют усилению концентрации и централизации капитала.
Значение функций международного кредита неравноценно и меняется по мере развития национального и мирового хозяйства. В современных условиях международный кредит выполняет функцию регулирования экономики и сам является объектом регулирования.
Посредством выполнения взаимосвязанных функций международный кредит играет двоякую роль - позитивную и негативную.
Позитивная роль международного кредита заключается в ускорении развития производительных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения. При этом проявляется их взаимосвязь. Международный кредит играет роль связующего звена и передаточного механизма, воздействующих на внешнеэкономические отношения и в конечном счете на воспроизводство. Будучи продуктом роста производства, международный кредит одновременно является его необходимым условием и катализатором. Он способствует интернационализации производства и обмена, образованию и развитию мирового рынка, углубляя международное разделение труда. Международный кредит содействует ускорению процесса воспроизводства по следующим направлениям.
Во-первых, кредит стимулирует внешнеэкономическую деятельность страны. Тем самым создается дополнительный спрос на рынке для поддерживания конъюнктуры. Внешняя торговля в кредит стала международной нормой, особенно для товаров, имеющих длительный цикл изготовления, потребления и высокую стоимость. В условиях удорожания продукции и увеличения доли машин и оборудования в мировой торговле импортеры и экспортеры заинтересованы в использовании внешнеторговых кредитов. Строительство предприятий за рубежом также осуществляется за счет кредита, используемого для оплаты импортного оборудования, особенно технологического и энергетического. В современных условиях возросла «связанность» кредитов с экспортными поставками из страны-кредитора. Условием займа ставится расходование его на закупку товаров в кредитующей стране. Тем самым международный кредит служит средством повышения конкурентоспособности фирм страны-кредитора.
Во-вторых, международный кредит создает благоприятные условия для зарубежных частных инвестиций, так как обычно связывается с требованием о предоставлении льгот инвесторам страны-кредитора; применяется для создания инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий, в том числе иностранных и совместных, способствует укреплению позиций национальных предприятий, банков, связанных с международным капиталом.
В-третьих, кредит обеспечивает бесперебойность международных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи страны.
В-четвертых, кредит повышает экономическую эффективность внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности страны.
Негативная роль международного кредита в развитии рыночной экономики заключается в обострении ее противоречий. Прежде всего, углубляются диспропорции в экономике. Международный кредит форсирует перепроизводство товаров, перераспределяя ссудный капитал между странами и содействуя скачкообразному расширению производства в периоды подъема и периодическим его спадом. Международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, облегчая развитие наиболее прибыльных отраслей и задерживая развитие отраслей, в которые не привлекается иностранный капитал. Международный кредит - орудие конкурентной борьбы стран за рынки сбыта, сферы приложения капитала, источники сырья, за превосходство в решающих областях научно-технического прогресса. Предприятия активно используют кредит для приобретения источников сырья, расширения рынков сбыта, сфер приложения капиталов. По каналам мирового рынка ссудных капиталов происходит перемещение «горячих» денег, усиливающее неустойчивость денежного обращения и кредита, валютной системы, платежных балансов, национальной и мировой экономики в целом. При этом проявляются границы международного кредита, которые зависят от: закономерностей процесса материального производства и распределения совокупного общественного продукта, постоянной возобновляемости кругооборота капитала, что определяет источники и потребности в иностранных заемных средствах; обеспечения возвратности кредита в срок.
Кредитная политика стран служит средством укрепления позиций страны-кредитора на мировых рынках.
Во-первых, международный кредит используется для перевода прибылей из стран-заемщиков, усиливая позиции стран-кредиторов. В то же время ежегодные платежи по возврату ссуд с процентами, превышающие определенную величину чистого дохода общества, за счет которого формируются накопления, обеспечивающие рост производства, отрицательно влияют на источники формирования этих накоплений в странах-должниках.
Во-вторых, международный кредит способствует созданию и укреплению в странах-должниках выгодных для стран-кредиторов экономического и политического режимов.
Международный кредит служит одним из источников финансирования войн.
В целях укрепления позиций ведущих стран банки, государства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады по отношению к определенным странам, которые проводят неугодную им политику. Кредитная дискриминация - установление худших условий получения, использования или погашения международного кредита для определенных заемщиков по сравнению с другими в целях оказания на них экономического и политического давления. Основные методы кредитной дискриминации - кредитные ограничения, повышение процентных ставок, комиссионных вознаграждений и сборов, сокращение всего срока или льготного периода, требование дополнительного обеспечения, внезапное уменьшение суммы кредита, обусловленность его предоставления мероприятиями экономического и политического характера.
После второй мировой войны, в периоды обострения «холодной войны», США и их союзники по НАТО использовали кредитную дискриминацию по отношению к СССР и другим социалистическим странам, затрудняя кредитование экспорта товаров, отказываясь предоставлять долгосрочные кредиты и государственные гарантии по ним, ухудшая условия кредитов. В настоящее время кредитная дискриминация применяется как средство политического давления в отношении России и отдельных развивающихся стран.
Еще более жесткой экономической санкцией является кредитная блокада - отказ предоставлять кредиты той или иной стране. Обычно кредитная блокада тесно связана с экономической блокадой, иногда оформляется правительственными распоряжениями или декретами, чаще проводится неофициально в виде отказа предоставить кредит по различным мотивам. После второй мировой войны страны НАТО во главе с США проводили кредитную блокаду в отношении социалистических стран. Так, МБРР в 1947 г. отказался предоставить кредиты Чехословакии и Польше, хотя они как жертвы фашистской агрессии имели первоочередное право на получение ссуд для восстановления разрушенной экономики. Далее, в 1971 г. международные банки прибегли к кредитной блокаде Чили после прихода к власти правительства Народного единства во главе с С. Альенде.
В 1985 г. США организовали кредитную блокаду по отношению к Никарагуа, проводившей неугодную им внешнюю политику. Межамериканский банк развития также отказал в кредитах этой стране.
Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной экономики проявляется также в его использовании, с одной стороны, для развития взаимовыгодного сотрудничества стран, а с другой - как средства конкурентной борьбы [1].
Итак, международный кредит играет двойную роль в развитии современной экономики:
1. Обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение, способствует углублению производства, интеграции международного разделения труда.
2. С другой стороны международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя развития одних отраслей по сравнению с другими.
3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ В СИТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3.1. Кредитная история Республики Беларусь
С обретением независимости Республика Беларусь не осталась в стороне от международных финансовых потоков. С 1992 года мы начали активно использовать иностранные финансовые ресурсы. Особо необходимо отметить, что в отличие от России, которая приняла на себя всю тяжесть долгов бывшего Советского Союза, Республика Беларусь создавала свой долг самостоятельно.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 2008 года составил 2313,2 млн. долларов США (Приложение 1).
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (Приложение 2) .
Внешний долг республики появился в 1992 году. Первые кредиты были предоставлены Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти заемные средства были использованы для закупки зерна, сахара, подсолнечного масла, детского питания, медикаментов и медицинского оборудования, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита. Такая направленность использования внешних заемных средств на социально-значимые и невалютоокупаемые проекты сохранилась до настоящего времени, предопределив проблемы с погашением и обслуживанием значительной части долга.
Условно можно выделить два периода в истории белорусских внешних заимствований.
До 1996 года республике удавалось ежегодно привлекать в свою экономику в от 327,5 до 583,7 млн. долл. США иностранных кредитных средств, при этом ежегодное погашение основного долга не превышало 50% от привлекаемых в том же году средств. Можно утверждать, что эти пять лет (1992-1996гг.) были периодом наиболее активного привлечения иностранных кредитов. К началу 1996 года внешний государственный долг республики достиг своего максимума и составил 1,5 млрд. долларов США.1
В 1996 году произошло значительное уменьшение внешнего долга. На конец 1995 года внешний долг составлял 1513,1 млн. долларов, в течение 1996 года привлечено 453,8 млн. долл. США, а погашено 96,2 млн. долл. США. Таким образом, на конец 1996 года внешний долг должен был достичь размера в 1870,7 млн. долл. США. Однако реально он составил только 950 миллионов.2
Такое значительное уменьшение внешнего долга объясняется тем, что в соответствии с Соглашением от 27 февраля 1996 г. с Россией было произведено урегулирование части российского долга путем отказа российской стороны от претензий по белорусскому государственному долгу по состоянию на 1 января 1996 г. за ранее предоставленные кредиты. Со своей стороны Беларусь отказалась от претензий и компенсаций по внутреннему валютному долгу бывшего СССР, за расходы, связанные с затратами на экологическое обследование и рекультивацию мест дислокации выведенных воинских формирований Министерства обороны Российской Федерации, за комплекс зданий, переданных белорусской стороной для размещения дипломатического и консульского представительств России.
Начиная с конца 1996 – начала 1997 года начался второй этап в развитии внешнедолговой ситуации в республике. Участие международных финансовых организаций в инвестиционных процессах нашей страны ограничились, в основном, технической и консультационной помощью, новые займы практически не предоставлялись. В это же время обострилось положение с обслуживанием предприятиями ранее привлеченных кредитов, сузился круг стран, которые предоставляют нашей стране новые займы. Кроме того, по привлеченным ранее кредитам наступили сроки уплаты основных сумм долга.
Пик платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга пришелся на 2000-год, однако положение было несколько смягчено путем проведения серии двусторонних переговоров с австрийскими и немецкими кредиторами о переносе части платежей на более поздние сроки (от полугода до 4 лет).
На сегодняшний день мы имеем ситуацию, когда республика осуществляет платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга больше, чем привлекает новых займов. И судя по всему, такая тенденция может сохраниться и в ближайшие несколько лет.
На внешние заимствования республики может быть две крайние точки зрения. С одной стороны, показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой — участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна.
Республика испытывает огромную потребность в инвестиционных ресурсах. До недавнего времени ограниченное использование внешних займов компенсировалось в республике значительной денежной эмиссией. Однако по мере стабилизации финансовой системы роль заемных ресурсов для экономики будет возрастать.
Существующая долговая стратегия не позволяет привлекать сколько-нибудь значительные внешние займы. Ключевой проблемой здесь является неполучение кредитов МВФ, что воспринимается многими потенциальными кредиторами как сигнал о высоких экономических и политических рисках вложения средств в Беларуси.
Как следствие, основная масса получаемых сегодня страной иностранных займов представляет собой связанные кредиты, предоставляемые зарубежными банками под гарантии правительства. Следует особо подчеркнуть, что на Украине, в России, Казахстане, государствах Прибалтики уже отказались от привлечения займов под государственные гарантии. Это связано с низкой эффективностью использования таких кредитов и очевидным лоббированием интересов избранных отраслей и предприятий при их получении, что не всегда соответствует национальным приоритетам развития.
О невысокой экономической отдаче полученных под гарантию правительства Беларуси кредитных средств свидетельствует просроченная задолженность по ним. Хотя степень своевременного и полного погашения долга в первую очередь зависит от финансово-экономического положения страны, нельзя отрицать и неэффективность системы отбора проектов, финансируемых под гарантии государства.
В Беларуси для решения текущих проблем обслуживания внешнего долга используются, в основном, технические методы, носящие краткосрочный характер и являющиеся дорогостоящими. Это и погашение внешней задолженности предприятий за счет бюджетных средств, и привлечение средств для осуществления выплат по внешнему долгу на внутреннем рынке, и реструктуризация. Сюда же относится и предоставление заемщикам различных льгот и преференций с целью создания лучших условий для самостоятельного выполнения ими своих обязательств, что, как показывает практика, не дает необходимого эффекта [15].
Итак, проблемы в сфере внешних заимствований лежат в сфере макроэкономической политики. Эффективное использование и погашение иностранных кредитов в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта, улучшением торгового баланса страны, а также с увеличением ВВП и укреплением государственного бюджета.
3.2. Членство Республики Беларусь в международных финансовых организациях
Республика Беларусь с 1992 года является членом следующих международных финансовых организаций:
1. Международного валютного фонда (МВФ).
2. Группы Всемирного банка, в том числе:
Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
Международной финансовой корпорации (МФК);
Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ);
Международного центра по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР).
3. Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Сотрудничество с Международным валютным фондом
Членство в МВФ является одним из определяющих факторов международного финансово-экономического сотрудничества Республики Беларусь.
МВФ проводит периодические консультации со всеми странами-членами, в ходе которых получает информацию об общем экономическом положении страны и ее экономической политике. Эти консультации также дают МВФ возможность рекомендовать правительствам стран-членов приемлемую для него экономическую политику.
Основными направлениями развития взаимоотношений с МВФ в 2007 году являлись: выработка согласованных подходов к определению параметров социально-экономического развития Республики Беларусь; учет и практическое использование рекомендаций экспертов Фонда при разработке и реализации экономической политики, в частности, привлечение технической помощи. Совместно с экспертами МВФ продолжена работа по совершенствованию подходов к проведению бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, усилению эффективности использования ее инструментов, обеспечению финансовой стабильности, разработке и внедрению международных стандартов финансовой отчетности. В ходе совместной работы получили существенное развитие система инструментов банковского надзора, макропруденциального анализа, стресс-тестирования кредитного риска и риска ликвидности, а также система анализа и прогнозирования для целей денежно-кредитной политики.
За период членства с 1992 года Республика Беларусь дважды использовала финансовые ресурсы МВФ:
217,2 млн. долларов США по линии фонда системных трансформаций;
77,4 млн. долларов США в рамках механизма стэнд-бай3.
В феврале 2005 года Республика Беларусь полностью погасила указанные кредиты МВФ.
Республика Беларусь подписала Статью VIII Статей Соглашения МВФ (отказ от ограничений по текущим операциям платежного баланса), присоединилась к Специальным стандартам распространения данных МВФ, активно сотрудничает по проектам по оценке соблюдения стандартов и кодексов, по оценке бюджетного и финансового секторов, по предотвращению легализации средств, полученных незаконным путем, и противодействию финансированию терроризма. Привлекается значительная техническая помощь в денежно-кредитной, валютной, бюджетно-налоговой областях, статистике.
Сотрудничество с группой Всемирного банка
За период членства страны Советом исполнительных директоров Всемирного банка были одобрены 4 программы по сотрудничеству с Беларусью (1993, 1997, 1999 и 2002гг.), а также ряд кредитных соглашений по конкретным проектам, в связи с чем в республику поступили следующие кредитные ресурсы:
Институциональный заем.
Реабилитационный заем.
Заем на развитие лесного хозяйства.
Заем на проект «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь».
В 2007 году сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком осуществлялось по следующим направлениям:
Реализация действующих и подготовка новых кредитных проектов.
Реализация проектов международной технической помощи.
Аналитическая и консультативная помощь.
Участие в управлении Банком.
Основным результатом работы стало утверждение 4 декабря 2007 г. Советом исполнительных директоров Всемирного банка Стратегии сотрудничества с Республикой Беларусь на 2008-2011 годы, которая в целом соответствует национальным интересам и приоритетам социально-экономического развития Беларуси. Принятие данного документа позволит активизировать сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком, а также существенно увеличить объемы финансирования проектов для страны. Принятие Стратегии станет началом качественно нового этапа сотрудничества республики с банком и позволит в полной мере реализовывать мероприятия в рамках Директивы.
В январе-марте 2008 года продолжилась реализация следующих проектов Всемирного банка:
Проект модернизации объектов социальной сферы.
Проект модернизации объектов социальной сферы.
Проект по реабилитации районов, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской АЭС.
Кроме того, совместно с персоналом Всемирного банка продолжается техническая работа по подготовке Странового экономического меморандума и оценке эффективности государственных расходов и финансовой подотчетности.
Сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития
Республика Беларусь является членом ЕБРР с 1992 года.
Сотрудничество с ЕБРР осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ЕБРР от 19 февраля 1993 г. и Страновой стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы, утвержденной Советом директоров ЕБРР в декабре 2006 г.
Принятая банком Стратегия для Беларуси на 2006-2008 годы предусматривает сценарное или ступенчатое финансирование в зависимости от выполнения республикой критериев ЕБРР.
Одним из основных компонентов Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы является предоставление финансирования в размере 25 млн. долларов США в рамках Программы поддержки микро-, малых и средних предприятий4.
Вторым основным компонентом Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы является создание банка микрофинансирования в Республике Беларусь.
Третьим компонентом Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы является прямое финансирование отдельных частных белорусских компаний, а также частных компаний с иностранным капиталом.
Кредитные средства ЕБРР привлекались под гарантии Правительства Республики Беларусь на реализацию инвестиционных проектов:
Реконструкция Оршанской ТЭЦ.
Реконструкция магистрали М1/Е30.
Компания Минского оптового рынка.
Электросвязь Республики Беларусь.
Все указанные проекты реализованы. В настоящее время ЕБРР сосредоточил внимание на проектах в негосударственном секторе Республики Беларусь, предоставляя ресурсы без правительственных гарантий [16].
Итак, Республика Беларусь испытывает огромную потребность в инвестиционных ресурсах и ее членство в международных финансовых организациях является одним из определяющих факторов международного финансово-экономического сотрудничества Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе был рассмотрен международный кредит и его роль в развитии современной экономики.
Международный кредит является одной из форм кредита и представляет собой совокупность международных экономических отношений между резидентами разных стран — кредитором и заемщиком по поводу движения ссудного капитала, основанного на определенных принципах.
Связь международного кредита с воспроизводством проявляется в его принципах: возвратность, срочность, платность, материальная обеспеченность, целевой характер. Принципы международного кредита выражают его связь с экономическими законами рынка и используются для достижения текущих и стратегических задач субъектов рынка и государства.
Международный кредит выполняет следующие функции, отражающие специфику движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.
Перераспределение ссудных капиталов между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства.
Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов.
Ускорение концентрации и централизации капитала.
Значение функций международного кредита неравноценно и меняется по мере развития национального и мирового хозяйства.
В целом международный кредит является возможным механизмом развития национальной экономики, и особенно реального сектора, в условиях дефицита внутренних источников. Он должен использоваться только для развития, то есть для расширенного воспроизводства, а не для поддержания функционирования отрасли, компании или начатого проекта.
Однако международный кредит играет двойную роль в развитии современной экономики – позитивную и негативную.
С одной стороны он обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение, способствует углублению производства, интеграции международного разделения труда.
С другой стороны международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя развития одних отраслей по сравнению с другими.
На внешние заимствования Республики Беларусь может быть также две крайние точки зрения. С одной стороны, показатели величины внешнего долга не вызывают опасений по поводу долговой безопасности государства и в дальнейшем мы должны избегать использования иностранных кредитов, с другой — участие иностранного капитала в экономике страны должно быть более широким, быстрая экономическая трансформация без внешней финансовой помощи невозможна.
Однако по мере стабилизации финансовой системы роль заемных ресурсов для экономики Республики Беларусь будет возрастать, и очень важно использовать внешние заимствования с высокой экономической отдачей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.
Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1996.
Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? – М.: Экономика, 1998.
Киреев А. П. Международная экономика: В 2 ч. – М.: Международные отношения, 1997, 1999.
Ломакин В. К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 1998.
Международные валютные и кредитные отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. — М.: Финансы и статистика, 1994.
Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1993.
Семенов К. А. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Гардарика, 1998.
Сергеев П. В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учеб. пособие по курсу «Мировая экономика». – М.: Новый Юрист, 1998.
Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997.
Фомичев В. И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998.
Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. – М.: ИНСАН, 1994.
Щербанин Ю. А. и др. Международные экономические отношения: Интеграция: Учеб. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
Кирилл Рудый «Международный кредит: сущность и факторы развития». – Банковский вестник, январь 2005.
Сергей Цедрик «Иностранные займы, формирующие внешний государственный долг Республики Беларусь». - Вестник ассоциации белорусских банков. – 2001, № 44.
Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Внешний государственный долг Республики Беларусь
(млн. долл. США)
01.01.2008 г.
01.07.2008 г.
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь).
2 025,7
1 996,4
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь.
311,0
316,8
Всего
2 336,7
2 313,2
Источник: [16].
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
(млн. долл. США)
Показатели кредитоспособности
01.01.2007 г
01.01.2008 г.
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %
4,1
8,4
отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %
2,3
5,2
отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %
1,1
1,1
Источник: [16].
1 Вестник ассоциации белорусских банков. – 2001, № 44. – с.14
2 См. там же
3 «Членство Республики Беларусь в международных финансовых и других организациях»
Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь
4 «Членство Республики Беларусь в международных финансовых и других организациях»
Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ